Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

22 октября 2018 г.

Методическая разработка занятия на тему: «История новогодней игрушки»


Олейникова Наталья Павловна
ГБОУ ЛНР «Стахановский
Центр детского и юношеского творчества» г. Стаханов

Методическая разработка занятия на тему: «История новогодней игрушки»

кружки декоративно-прикладного направления

Вступление
Продолжительность занятия - 2 часа
Рассчитано на обучающихся - 6-8 лет
Периодичность – 2 занятия в неделю по 2 часа
Цель: Познакомить детей с историей возникновения и изготовление новогодних игрушек. Изготовить новогоднюю игрушку.
Задачи:
  1. Познакомиться с историей новогодних украшений от возникновения до наших дней, с традициями в новогоднем оформлении, изучить влияние традиций на современную игрушку. Расширять знания детей о зимних праздниках.
  2. Посетить виртуальный музей новогодних игрушек.
  3. Развивать самостоятельность, позитивное отношение к ручному труду.
  4. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своему изделия, дружелюбие.
Форма: групповая и индивидуальная на практической части.
Тип занятия: Изучение нового материала
Методы: Словесные:
• вступительная беседа;
• объяснение (схематические)
• инструктаж (техника безопасности, порядок работы);
• беседа (актуализация знаний).
Наглядные:
• интерактивная и практическая демонстрации;
• демонстрация образца изделия;
• схема изготовления;
• изготовление снеговика.
Практические:
• работа с шаблонами;
• практическое закрепление полученных знаний и навыков;
• работа ножницами.
Оборудование: Рабочий стол, магнитофон, ноутбук, экран для показа слайдов. Образцы новогодних игрушек разной фактуры, винтажные и флористические елочные украшения. Искусственная елочка, коллективные работы «Новогодняя елочка», «Снеговик». Образец новогодней игрушки.
Основная часть
Ход занятия
I. Подготовка рабочих мест.
II. Организационный момент.
Здравствуйте дети! Рада вас видеть. Итак, традиционно, мы начинаем наше занятие с доброжелательной улыбки всем присутствующим.
Молодцы, я думаю, мы зарядили друг друга положительными эмоциями и можем начать наше занятие. Руководитель проверяет наличие у детей необходимых для занятия материалов и инструментов. Назначение дежурных. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
III**. Актуализация опорных знаний воспитанников.**
С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
Дети, посмотрите в окно, какая погода на улице?
Какое сейчас время года?
Чем любят заниматься дети в зимнее время?
Какие зимние праздники вы знаете?
IV. Сообщение темы и цели занятия.
Мотивация учебной деятельности.
Приближается самый яркий и любимый народом праздник - Новый год. А когда к нему остаются считанные дни и вы, как и раньше, достанете коробку с елочными украшениями и будете наряжать симпатичное, зеленое, колючее деревцо - подержите в руках каждый шарик и каждую игрушку чуть дольше … Ведь каждая новогодняя игрушка - это частичка чуда, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна … А вот и коробка с елочными игрушками.
(Показать новогодние игрушки из коробки).
У меня сердце замирает, когда я вижу эту волшебную коробку. Мне так нравится перебирать в ней игрушки и вешать их на елку. Это очень приятное занятие. Открываешь ее, а там … шарики, блестящие звездочки, бусы, шишки, различные фигурки, фонарики и т. Д. Какие они все красивые и хрупкие! И хочется повесить все игрушки на елку. Ведь все игрушки нам очень дороги, некоторые мы сделали своими руками, некоторые остались нам от бабушки, а какие-то просто красивые.
V. Изложение нового материала.
(Слайд № 1)
Тема нашего занятия - «История новогодней игрушки».
Сегодня дети, я расскажу вам об истории возникновения новогодней игрушки, мы посмотрим, какие игрушки были раньше, а потом мы изготовим своими руками новогодние сувениры - игрушки. Ведь игрушки, выполненные своими руками особенно дороги, они будут украшать вашу елку, и приносить радость вам и вашим родным. Новый год - это праздник, со своими историями и легендами. Вот и новогодняя игрушка также имеет свой рассказ. Оказывается, началось все много веков назад. Еще в древние времена люди, жившие в Европе, стали основоположниками традиции украшать дом к празднику Нового года. Но, тогда власть была против таких развлекательных мероприятий - устанавливать в домах хвойные деревья строго запрещалось. Несмотря на запрет, люди все - одно тайком приносили зеленые красавицы и украшали их. Традиция победила и уже в XVI веке она превратилась в моду. Украшать дом накануне праздника стало популярно, и соседи даже соревновались между собой - у кого жилье будет более красиво оформлено и украшено. Правда, несмотря на влияние моды, правила украшать остались все теми же, изменился только материал. На верхушке дерева красовалась звезда, по всей длине развешивали «яблоки», а также ставили зажженные свечи - в наши дни они превратились в гирлянды и дождики. Обычай вешать на зеленые ветви печенье и вафли остался. К середине XVIII века украшения были только съедобные - помимо выпечки к «елочному меню" добавились орехи, фрукты и конфеты. Ранее, всего лишь 200-300 лет назад, на елку вешали всякие вкусные сладости, в каждой стране свое новогоднее украшение. И сколько радости вызвала у детей возможность сорвать, срезать с елки что-нибудь вкусненькое!
(Слайд № 2)

А еще были пряники! Раньше даже в богатых семьях дети не ели сладости каждый день, а получали сладкое на праздник в кулечке, или развешивали на елке и получали в качестве приза.
Сначала ведь все елочные игрушки - это символы, в которых тесно переплелись языческие и христианские традиции. Свечи - это духовный свет, шары - память о плодах древа Добра и Зла, овощи и фрукты - плодородие, животные и люди относятся к Божественному мирозданию, ну а звезда, украшающая верхушку - конечно же, Вифлеемская звезда, которая привела волхвов к месту рождения Христа.
(слайд № 3)

А вот в конце XVIII века направления моды поменялись - и на елке красовались не только сладости, но и бумажные игрушки, фигурки из латуни, произошел переход к нынешним новогодним игрушкам.
Затем люди научились делать стеклянные шары. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные серебряной и золотой пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим.
Стеклянные украшения появились только в 19 веке в Германии. Если верить одной легенде, произошло это совершенно случайно. Жил там мастер стеклодув. И вот когда пришло время наряжать елку, оказалось, что у него нет денег ни на конфеты, ни на орехи. Но разве мог он оставить своих детей без праздника? Думал мастер, думал и наконец, придумал. Дождавшись, когда дети уснули, взялся он за привычную работу и, выдул из стекла все игрушки: яблоки, конфеты, пряники, - и все это искрилось, переливалось и сверкало. Говорят, детям эти украшения так понравилось, что никто из них не расстроился, что их нельзя съесть! Затея мастера оказалась такой удачной, что скоро вошла в моду, а потом стала традицией. Сначала игрушки выглядели немного не так, как их современные собратья - игрушки делали из прозрачного или цветного материала, внутрь шариков заливали свинец, а снаружи покрывали блестками.
Для росписи елочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль, каждая игрушка украшалась вручную, а роспись отличалась друг от друга. Через несколько лет, мода на елочные игрушки снова изменилась, стеклянные шары стали использоваться мало, их заменили нежные фигурки из блестящего картона. Елочные украшения стали делать из бумаги, воска, ваты, фольги и конечно стекла.
(слайд № 4)

Еще раньше был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона, плоские и объемные. Они представляют собой два склеенных между собой кусочка картона с зеркально расположенным на них рисунком, слегка выпуклым. Игрушка, таким образом, получается двусторонней.
(слайд № 5)

(слайд № 6)

(слайд № 7)

Самые захватывающие и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и цилиндриков удлиненной формы (стекляруса). Они изготавливались в области Яблонец-над-Нисой, (государство Чехословакия) начиная с середины 19-го века.
(слайд № 8)

(слайд № 9)

(слайд № 10)

Елочные игрушки из стекла были дорогим удовольствием. Купить игрушку из стекла для жителя конца 19 века - было то же самое, что современному человеку купить машину.
Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков.
(слайд № 11)

(слайд № 12)





На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду. Традиция ставить пятиконечную звезду пришла уже в Советскую эпоху. Выпускались игрушки на прищепках, которые было удобно цеплять на ветви елки, в продаже появился знакомый нам дождик.
(Слайд № 13)


В 70-х годах елочные игрушки становятся настоящими произведениями искусства - тонкие узоры, прозрачные линии, тщательно прорисованные мелкие детали.
(Слайд № 14)

(Слайд № 15)

(Слайд № 16)

Появляются игрушки в форме различных животных.
(Слайд № 17)

Появляются вместо звезд на верхушку всевозможные ажурные игрушки в форме пик.
(Слайд № 18)


(Слайд № 19)

В оформлении елочных игрушек стала популярной рождественская и сельская тематика. В это время появилось много гирлянд, и стал популярен дождик из фольги.
(Слайд № 20)

В 80 годах писк моды - украшение елки в одинаковых тонах. Поэтому шарики, фигурки, макушки подбирались одного цвета.
(Слайд № 21)

(Слайд № 22)

С 90-х годов началась традиция ежегодно выпускать елочные игрушки с изображением животного - символа следующего года. Также страну завоевала мода на всевозможные гороскопы. Эти традиции живы и сегодня.
(Слайд № 23)

В 2000-х годах в моду вошли самодельные украшения для новогодней елки: фигурки из соломы, бумажные снежинки, белая вата вместо снега, плюшевые животные и ангелочки, такие игрушки вызывают в каждом из нас много положительных эмоций и излучают положительную энергетику. Игрушки изготавливаются из различных подручных материалов - соломы и веток, кусочков ткани, меха и плюша, ниток, елочные игрушки можно сшить или связать крючком. Очень популярны текстильные игрушки и украшения из соленого теста, твердая выпечка, забавные игрушки из природных материалов, такие, как мы с вами делаем.
(Слайд № 24)

(Слайд № 25)

(Слайд № 26)

(Слайд № 27)

(Слайд № 28)


Изготавливаются всевозможные снежинки.
(Слайд № 29)

(Слайд № 30)

Игрушки из стекла с традиционными узорами.
(Слайд № 31)

Что за дивные узоры,
Разноцветные подзоры!
Все в букетах алых роз,
Может, вывел их мороз?
Что же это получилось!
Может это все приснилось?
(Вологодская)

(Слайд № 32) Расписные шарики, нежные фонарики,
Отличите вы их сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли все их откуда?
(Из Гжели)

(Слайд № 33)
На черном фоне красные розы,
Лилии, маки, ромашки, подснежники…
Все они очень красивые, сложные,
Разные луковки, листики нежные.
(Городецкая)

(Слайд № 34)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Шарик как назвать такой?
(Хохлома)

Всевозможные игрушки из бусин и бисера.
(Слайд № 35)

Игрушки в форме конфет вызывают у детей радость и восхищение.
(Слайд № 36)




Дети, а вы знаете, что:
  • Наибольшую елочную игрушку в мире - «Синий шар», сделали в 2003 году. Выполнена она из пенопласта и прорезиненной ткани с серебряным наполнением в виде снежинок и весит почти тонну.
  • Крупнейшая в мире коллекция исключительно российских елочных игрушек, насчитывает 2500 предметов.
  • Электрические елочные гирлянды изобрели в США.
Сегодня вы узнали много нового и интересного о новогодние игрушки, увидели их разнообразие.
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Чем украшали елку в старые времена?
  • Из каких материалов изготавливались елочные игрушки?
  • Молодцы дети, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:
  • Его дети из снега слепили
Из морковки приделали нос
Даже шарфик ему подарили
Чтобы в сильный мороз не замерз
Кто же он знает каждый ребёнок
Во дворе за окошком стоит
Друг мальчишек и друг девчонок
Добрый толстенький друг … (снеговик).
Сейчас мы попробуем выполнить новогоднюю игрушку «Снеговик».
VI. Анализ образца поделки
Давайте посмотрим на этого снеговика (показать детям образец новогодней игрушки).
• Из чего выполнена эта игрушка, какие материалы использованы в работе?
• Из каких геометрических фигур состоит тело снеговика?
• Сколько деталей в изделии?
VII. Инструктаж.
Прежде чем начать нашу работу, необходимо повторить правила безопасного труда и поведения на занятии, а также правила техники безопасности при работе ножницами.
Техника безопасности во время занятий
Общие правила.
Во время занятия, обучающиеся должны: быть внимательными, дисциплинированными и доброжелательными к товарищам; придерживаться последовательности работы над изделием; осторожно работать с колючими и режущими инструментами; поддерживать порядок на рабочем месте; обращаться по всем вопросам к руководителю кружка.
VIII. Практическая работа
Руководитель кружка. У каждого из вас лежат необходимые материалы для выполнения изделия: основа, шаблоны, ватные диски, бусинки, снежинки и технологические карточки на которых указана последовательность выполнения работы.
Ватные диски мы будем наклеивать на основу с двух сторон, так как они одинаковые, вам нужно обрезать 2 диска по шаблону средней величины, 2 диска с маленьким шаблону (рис. а)).
Чтобы наш снеговик стал пушистым нужно каждый диск надрезать по кругу к центру и наклеить на основу из двух сторон (рис. б)).
Наклеивать диски большой величины на нижнюю часть сниговита, средние диски наклеить на среднюю часть, маленькие диски на верхнюю часть основания (рис. в)).
Для выполнения шляпу для снеговика составить полоску черного картона цветной стороной внутрь, обвести шаблон шляпки верхней частью на линию сгиба и вырезать (рис. г)).
Приклеить шляпку на голову снеговика намазав внутренние части шляпки. Наклеить бусинки вместо глаз и носа (рис. д)).
Я думаю, пришло время провести физкульминутку соответствующую новогодней теме:
Морозець, морозець! Згинають руки до плечей.
Не щипай за щічки! Розтискають пальці,торкаються щік.
Теплі валянки у нас, Тупотять ногами, потирають долоні.
Шубки й рукавички.
Морозець, морозець! Крокують на місці, високо піднімаючи коліна
Плещемо в долоні. й ритмічно плескаючи в долоні.
У дівчаток і хлоп’ят, Прикладають одну руку великим пальцем
Носики червоні! до носа, другу – до мізинця,рухають усіма
пальцями водночас.
Будемо дружно присідати, Присідають та піднімаються.
Щоб ногам роботу дати.
Раз – піднялись, два присіли.
Хай мужніє ваше тіло.
Хто втомився присідати, Тихенько сідають на свої місця.
Може вже відпочивати.
IX. Продолжение практической работы.
Звучит мелодичная фоновая музыка. Кружковцы продолжают изготавливать игрушки с помощью технических карточек. При необходимости руководитель предоставляет консультации и практическую помощь.
Х. Подведение итогов занятия
(По мере изготовления дети выкладывают свои работы на общий стол).
Посмотрим, какие красивые и интересные игрушки у вас получились.
(Делается сравнительный анализ выполненных работ, рассматриваются и обсуждаются все работы, выявляя наиболее аккуратные и сделанные со вкусом).
Молодцы дети, вам нравятся ваши новогодние игрушки? Я думаю, что вашим близким они понравятся.
XI. Рефлексия
Дети, какое у вас настроение в конце занятия?
Давайте приклеим на нашу елочку кружочки, которые соответствуют вашему настроению (желтый - радость, красный - удовольствие, оранжевый и голубой - хорошее настроение).
Посмотрите, что из этого получилось, наша елка засияла, неся нам радость и веселье.
Уборка рабочих мест. Наше занятие закончено. До свидания!
Выводы
Это занятие позволяет наглядно и практически ознакомить кружковцев с различными видами изготовления новогодних игрушек и сувениров, ознакомить с историей возникновения этих игрушек, поверьями, традициями и влиянием модных тенденций в оформлении новогодних праздников и елок.
Самостоятельное изготовление игрушки дает возможность каждому воспитаннику подойти к работе творчески, почувствовать свойства и качества материала, из которого изготавливается игрушка, проявить художественные способности. Именно такие занятия развивают не только фантазию, но и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику рук и усидчивость. Советы и рекомендации по изготовлению игрушки, схема последовательности выполнения работы настолько проста и наглядна, что каждый сможет без труда проявить свое воображение, творческие способности.
Важное значение в процессе работы имеет внимание руководителя к эмоциям детей по поводу их собственных результатов и, создания праздничного настроения. Использование на занятии легкой мелодичной музыки во время практической работы детей вызывает у них положительные эмоции, вдохновение, помогает настроиться на творческую работу. Рассматривая слайды с яркими, разнообразными по форме и фактуре новогодними игрушками, дети познают окружающий мир, историю новогодних праздников разных времен и стран.
Сформированные у детей положительные эмоции фиксируются ими на новых достижениях и приобретают большую воспитательную силу.
Источники
  1. Історія ялинкової іграшки - http://modna.com.ua/obzory/istoriya-elochnoj-igrushki
    2.Интернет- страничка http://christmas-collection.narod.ru/
    3.Частная коллекция старинных новогодних украшений семьи Чабановых (Украина)- http://christmas-museum.blogspot.com/2012/02/blog-post.html#more
    4.Виставка советских новогодних игрушек -http://www.schaman.ru/archives/3424
    5.Рождественские традиции Викторианской эпохи-http://smilylana.blogspot.com/2011/12/1-victorian-christmas-traditions-part1.html
    http://smilylana.blogspot.com/2011/12/2-victorian-christmas-traditions-part-2.html
Приложение 1
Технологическая карта по изготовлению новогодней игрушки «Снеговик»
Материалы: Ватные диски белого цвета, красная бусинка диаметром 4-5мм для носа, 2 черные бисеринки для глаз, основа снеговика из белого картона, ведро из черного картона, шаблоны, снежинки и пайетки для украшения.
Инструменты: Ножницы, клей ПВА, карандаш.
Выполнение работы.
Ватные диски наклеивать на основу с обеих сторон.
Обрезать 2 диска по шаблону средней величины, 2 диска с маленьким шаблону (рис. а)).
Каждый диск надрезать по кругу к центру и наклеить на основу с обеих сторон (рис. б)).
Наклеивать диски большой величины на нижнюю часть снеговика, средние диски наклеить на среднюю часть, маленькие диски на верхнюю часть основания (рис. в)).
Сложить полоску черного картона цветной стороной внутрь, обвести шаблон шляпки верхней частью на линию сгиба и вырезать. Втянуть ниточку или дождик между 2х половинок шляпки и завязать узелок, чтобы получилась петелька для игрушки (рис. г)).
Приклеить шляпку на голову снеговика намазав внутренние части шляпки. Наклеить бусинки вместо глаз и носа (рис. д)). По желанию дети украшают снеговика блестками.
Приложение 2

Шляпка с картона
Красная и черные бисеринки для глаз и носа
Основа с картона
А) Ватные диски обрезать по розмеру шаблона

Б) Надрезать ножницами, средние и верхние диски по кругу, недорезая до средины.

Приложение 3

В) Наклеить нижние диски Наклеить средние диски Наклеить верхние диски

Комментариев нет :

Отправить комментарий