Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

1 октября 2018 г.

Первый урок 2018-2019 учебного года «Мой труд вливается в труд моей Республики»

М.С. Мельник
Классный руководитель
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №18», г.Луганск

Первый урок 2018-2019 учебного года «Мой труд вливается в труд моей Республики»

Аннотация
Данная разработка ориентирована на возрастную категорию учащихся 5-6 классов. Обучающиеся в увлекательной форме разберутся с понятиями: труд, лень, профессия. Выяснят какие пользуются спросом профессии на Донбассе. В ходе дискуссии придут к выводу, что основной вид труда школьника – это обучение, труд каждого ребенка очень ценен для него самого, его семьи, его города, государства.
Актуальность темы
Актуальность выбранной темы обосновывается принятием и реализацией Программы развития Луганской Народной Республики на 2018- 2023 годы «Наш выбор», главная цель которой - продолжить процесс государственного строительства, окончательно сформировать государственные институты и органы власти всех уровней, оздоровить и развить экономику, возродить социальную сферу, вернуть нашим гражданам мир, благосостояние и уверенность в завтрашнем дне.
Ключевые слова
Труд, лень, профессия, Республика, Донбасс, учёба.
Цель урока - формирование профессиональной ориентации детей и молодёжи, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения посредством приобщения к трудовым традициям народа; воспитание интереса к изучению истории родного города, трудовых достижений земляков; развитие представлений обучающихся о перспективах будущей профессиональной деятельности как условие развития кадрового потенциала Республики.
Задачи урока:
  • профессиональное самоопределение обучающихся;
  • нравственное и гражданское становление личности;
  • презентация трудового подвига выдающихся личностей Луганщины;
  • презентация примеров увековечивания профессионального подвига выдающихся личностей Луганщины;
  • воспитание чувства уважения к героям и ветеранам труда;
  • формирование первоначального представления о мире труда, знакомство обучающихся начальных классов с наиболее востребованными профессиями Луганской Народной Республики;
  • формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и осознанного интереса к проблеме выбора профессии;
  • подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования;
  • оказание педагогического сопровождения в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий;
  • ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
  • знакомство с особенностями современного рынка труда Луганской Народной Республики;
  • мотивация обучающихся к участию в общественно полезном труде добровольничестве (волонтёрстве) на благо развития Луганской Народной Республики.
Ход урока
1. Разбор рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга»
Тема нашего классного часа «Мой труд вливается в труд моей Республики». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
– Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
– От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.
– Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
– Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
– Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
– Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ? (Ответы обучающихся.)
2. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Есть такое выражение «работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами (иллюстрация). У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. А шили такую одежду потому, что в те времена не было варежек. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Об умелом работнике и теперь говорят, что он работает «засучив рукава».
Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Под лежачий камень (и вода не течет).
Маленькое дело (лучше большого безделья).
Не сиди сложа руки - (не будет и скуки).
Не спеши языком - (спеши делом).
Любишь кататься - (люби и саночки возить).
Делу время, (потехе час).
Без труда (не вынешь рыбку из пруда).
3. Что даёт человеку труд?
Ребята, а что даёт человеку труд?
Предполагаемые ответы обучающихся: пищу, одежду, жилище, богатство, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, духовные ценности, возможность самореализации.
enter image description here
Итак, труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.
4. Что такое профессия?
Мы говорили с вами о труде, но вместе с этим понятием рядом идёт ещё одно - профессия. А что такое профессия? (ответы детей)
Слово профессия произошло от латинского professio – что означает, объявляю своим делом. В словаре значение слова объясняется так: род трудовой деятельности, который требует определенной подготовки. Вы трудитесь в школе, трудятся ваши родители, знакомые, соседи на предприятиях. У каждого своя профессия, свое любимое дело, которым он может гордиться. И сейчас мы узнаем о том, какие профессии имеют ваши мамы и папы.
5. Разминка «Доскажи словечко»
Профессий всех не сосчитать!
Давайте их назовем.
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолетом правит (летчик).
Клеит книжки (переплетчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Красит стены нам (маляр).
Песни нам поет (певец).
Торговлей занят (продавец).
От болезней лечит (врач).
Лекарства выдаст нам (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне (пекарь).
Нарисует нам (художник).
Сапоги сошьет (сапожник).
Нам печку сложит на зиму (печник).
Обслужит в поезде нас (проводник).
Потушит вмиг пожар (пожарный).
На Крайнем Севере работает (полярник).
С другого языка переведет (переводчик).
Исправит кран (водопроводчик).
Часы чинит (часовщик).
Грузит краном (крановщик).
Рыбу ловит (рыбак).
Служит на море (моряк).
В машине возит груз (шофер).
Хлеб убирает (комбайнер).
В шахте трудится (шахтер).
6. Самые нужные профессии
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Ответы детей.)
Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам заполнить таблицу.
Самые модные профессии Профессии, которые всегда нужны Самые отважные профессии
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
7. Донбасс – край тружеников
Мы с вами живём на Донбассе. А чем же славится наш край? (Ответы ребят.)
Угледобычей, металлургией, химической промышленностью, машиностроением, лёгкой промышленностью, агропромышленным комплексом, сельским хозяйством, пищевой промышленностью.
Наш край всегда славился трудолюбивыми людьми, которые не боятся тяжёлой работы. Наша Республика - юная, находится в период становления и мы должны ей помочь в развитии. А как же мы, ученики можем ей помочь? (Ответы обучающихся.)
Сейчас вашим вкладом в развитие Республики, прежде всего, будет являться учёба. От результатов учёбы в школе зависит дальнейший выбор профессии, и все блага труда которые мы с вами перечисляли сегодня.
8. Разбор притчи «Стоимость удара» или сколько стоят знания?
Ребята, послушайте и поразмышляйте над смыслом современной притчи.
В самый разгар полевых работ у фермера сломался трактор.
Все попытки фермера и его соседей починить машину были напрасны.
Наконец он вызвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил.
Затем взял молоток и где-то один раз ударил этим молотком. После этого мастер завел трактор. Двигатель затарахтел, будто он и не ломался.
Обрадованный фермер попросил у мастера счет. Но когда он его увидел — был сильно удивлён. Он возмущенно спросил:
— Ты хочешь получить сто долларов только за один удар молотком! Не много ли?
Но мастер с улыбкой ответил:
— Согласен! Один удар молотком не может стоить так дорого. За один удар молотком я посчитал только один доллар. А девяносто девять долларов я беру за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту.
Тут мастер выдержал паузу, и продолжил:
— К тому же я сэкономил твое время. Я справился с неисправностью очень быстро. На СТО ты бы потратил не меньше дня. Ты уже сегодня, прямо сейчас, можешь ехать на тракторе в поле.
Фермер согласился и пожал руку мастеру.
Ребята, в чём же суть притчи? (Ответы обучающихся.)
9. Рефлексия
Лучики солнца.
Ребята, представьте себя лучиками солнца. У вас на партах лежат лучики солнца, разместите их на солнце согласно своему настроению: желтые - мне очень понравился урок, получил много информации, голубые – урок не интересный, информации не получил.
enter image description hereenter image description here
10. Заключительное слово учителя
Ребята, я желаю вам идти по жизни с девизом: «Землю солнце красит, а человека-труд».
Использованная литература и источники:
  1. Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики Первого урока «Мой труд вливается в труд моей Республики»

Комментариев нет :

Отправить комментарий