Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

11 октября 2018 г.

Методическая разработка интеллектуальной игры-соревнования «Кто как зимует?» по теме занятия «Сезонные изменения в жизни животных» кружка «Юные друзья природы»


Кондратенко Любовь Васильевна,
руководитель кружка-методист, заместитель директора,
ГБОУ «АЭНЦУМ» ЛНР, АНТРАЦИТ

Методическая разработка интеллектуальной игры-соревнования «Кто как зимует?» по теме занятия «Сезонные изменения в жизни животных» кружка «Юные друзья природы»

Интеллектуальная игра-соревнование «Кто как зимует» - итоговая при изучении темы «Сезонные изменения в жизни животных». Игра знакомит детей с жизнью животного мира в зимнее время года, помогает им изучать и охранять животных. Игра включает в себя научно-познавательный, практико-деятельностный компоненты, формирует экологическую ответственность. Игра направлена на развитие активности, самостоятельности, позитивного отношения к познанию, получению дополнительных знаний.

Цель игры:
  • в интересной художественной форме познакомить обучающихся с вопросами приспособления животных к сезонным изменениям в природе, показать жизнь зимнего леса;
  • раскрыть зависимость между изменениями в неживой природе и жизнью животных в зимний период. Выяснить особенности жизни животных зимой.
  • развивать у обучающихся познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки;
  • обеспечить коллективное сотрудничество и индивидуальную активность участников познавательной игры.
Оборудование: - таблицы по теме «Жизнь животных зимой», картины зимнего леса;
  • иллюстрации: «птицы», «животные водоема», «насекомые»; декорации зимнего леса;
  • литература о животных, растениях.
Действующие лица: – ведущий, «Колобок», «зимующие птицы».

Ход игры

I. Организационный момент.

Ведущий сообщает название игры, условия проведения. В соревнованиях берут участие команды обучающихся в количестве 3-5 человек. Ответы юннатов оценивает жюри в составе руководителей кружков эколого-натуралистического центра и учащихся старших классов.

II. Проведение игры:

Ведущий:

Мы рады приветствовать обучающихся кружков на интеллектуальной игре «Кто как зимует?».

В каждой игре существует свой главный персонаж. Есть он и в нашей. Главный персонаж игры - «Колобок». Приветствуем его (под музыку входит «Колобок»).

Колобок: Добрый день, дорогие друзья! Как вы знаете, меня сделали из теста. И вот я здесь, перед вами. У меня нет никаких экологических особенностей, но путешествуя с Вами по зимнему лесу, я буду общаться с природой, животными, птицами. На меня будет влиять окружающая среда, я буду на это реагировать, изменять ее, поэтому я буду экологическим персонажем - Экоколобком. Вы согласны? Да.

Ведущий: Как и должно быть в начале, он от бабушки ушел, и от дедушки ушел и покатился по лесу. Катится, катится Экоколобок и вот он в высоком старом лесу. Лес – большой дом. Народу в нем – видимо, не видимо. Весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье.

Свободного места нигде не осталось. Живут на земле, под землей, на деревьях, в деревьях, в траве под снегом и в воздухе. И каждый жилец на своем этаже живет. Кто в нем живет? Разные звери, птицы, насекомые, растения, кустарники и многое другое, что составляет лес. Хотел Экоколобок разобраться и понять, кто, где на каком этаже живет, да так и запутался. Давайте, ребята, мы ему поможем узнать, кто из животных зимнего леса обитает на каком этаже. Перед вами изображения известных вам животных, птиц, грызунов. За 3 минуты вы должны справиться с заданием. За правильную характеристику этажа, вы получаете 1 балл. Общая сумма баллов за правильные ответы составит – 6 баллов.

Ответы:

Ведущий: Экоколобок покатился дальше по лесу, где его ждут интересные встречи. Холодно ему. Не слышно щебета птиц, не звенят насекомые, все живое переживает лютую зиму. Трещит мороз. И зима, кругом зима. «Где же звери? Птицы где?»,- думает Колобок. Видит, стоит кормушка, птичья столовая. И слетелась на нее большая стайка птиц. Слушает Колобок, как они между собой разговаривают, ссорятся, доказывают один другому, кто из них оседлая птичка, а кто нет.

Инсценировка «Оседлые птицы»

На сцене собираются синички, поползни, свиристели, сойки и другие зимующие птицы. Они ссорятся между собой, наскакивая друг на друга, приговаривая: «Это я оседлая птица!», « Нет, это я!», «Но я ведь тоже оседлая птица!».

Большая синица: Я в Луганской Народной Республике летаю везде. И в вашем районе я оседлая птица. Зимой большими стаями собираемся мы в зарослях кустов. Сейчас мне очень холодно и голодно, поэтому и прилетела я на кормушку полакомиться сальцем и ягодами.

Поползень. А я тоже обычная птица для вашей местности. Дети видят меня зимой, когда я ползаю по стволу дерева как вверх, так и вниз головой. А сейчас мне очень голодно (стучит от холода клювом)

Свиристель: Я обычная птица для средней полосы России. В вашем районе кочуем стайками в поисках еды, ищем семена, рябину, калину, бузину. Если не успеешь коротким зимним днем что-то перекусить, то можно и замерзнуть долгой холодной ночью.

Сойка: Мы – сойки, зимой держимся поближе к человеческому жилью. Я оседлая птица. Корм у нас разнообразный: насекомые, мелкие животные, а с осени мы переходим на растительное меню (желуди, орешки, ягоды).

Колобок: Друзья, я и не догадывался, как много в нашем лесу зимующих птиц, а некоторые из них даже оседлые. Только не знаю кто! Помогите мне распознать оседлых птиц и расположить названия этих птиц в клеточках кроссворда.

Ведущий: Это и будет вторым заданием для соревнующихся команд. За каждый верно заполненный рядок кроссворда вы получаете 1 балл. Время на ответ – 3 минуты.

Кроссворд «Оседлые птицы» (Ответы)

Ведущий: Мы продолжаем наше путешествие. Катится Экоколобок по лесу (звучит музыка)

Экоколобок: Не слышно кузнечика, тонкого писка комаров, не гудит шмель, не летают бабочки. Куда же они делись? Не могли же они все замерзнуть? О, я вспомнил. Вот под этими камешками, корой деревьев, в куче старой листвы и валежника много насекомых. Им ведь тоже нужно перезимовать и дождаться весны. Насекомые зимуют – кто как умеет. Одни – откладывают яйца, другие зимуют в виде личинок, некоторые зимуют во взрослом состоянии. Внимание, юннаты, мой вопрос? «В каком состоянии зимуют насекомые, которые изображены на этом рисунке?». Заполнив предложенную таблицу правильными ответами за 5 минут, вы ответите на мой вопрос.

Зимовка насекомых

Экоколобок: Спасибо вам, друзья, за ваш ответ о зимовке насекомых. Я уже подумал, что все они погибают зимой, боясь зимних холодов и голода.

Ведущий: И Экоколобок покатился дальше по лесу. Тихо в лесу. Все животные спрятались от жестокой зимы. Докатился Экоколобок до лесного озера и не узнал его.

Экоколобок: Ой, как мне холодно (прыгает). Какой мороз! А как летом здесь было хорошо! По воде бегали туда-сюда водомерки, квакали лягушки, рыбки плавали. Куда же они все делись? Кажется мне, что в озере подо льдом никого нет.

Ведущий: Дети, поможем Экоколобку узнать, где находятся и зимуют жители озера. Для этого посмотрите на рисунок. Тут изображены обитатели водоема. Укажите, где они зимуют. За каждый правильный ответ вы получаете один балл. Время выполнения – 5 мин.

Где зимуют обитатели водоемов.

Ведущий: Белым ковром покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны сейчас, как чистые странички большой книги. И кто не пройдет здесь, каждый распишется «Был такой-то» Звери больше лапками пишут. Кто пятерней, кто копытом, бывает и носом, и хвостом. Птицы, так те и лапами, и хвостом, даже крыльями пишут.

Экоколобок: «Ой, кто это здесь был? Кто следы оставил? Что делал?» Вижу на лесной поляне какие-то непонятные знаки, таинственные буквы, черточки, запятые. Как же мне в этом разобраться? Я, наверное, знаю, кто мне поможет. Это же вы, мои друзья, юннаты. Помогите мне разобраться в книге зимы.

Ведущий: На этом рисунке вы видите следы животных леса и изображение этих животных. Вам нужно указать, какое животное оставило здесь свой след Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Общая оценка задания составляет сумму верных ответов.

Ведущий: Благодаря вам, ребята, Экоколобок научился читать следы на снегу. Катится он по лесу. Лютый мороз потрескивает в столетних стволах деревьев, скрипит на тропинке, звенит в запорошенных инеем ветвях. Вдруг увидел он гнездо из травинок и соломин под снегом на нижних ветках кустарника. Не поверил Экоколобок свои глазам, заглянул в гнездо, а там малыши.

Экоколобок: Вот это да! Раньше думали, что только у медведей малыши рождаются среди зимы, а теперь и здесь появились малыши. У кого же это?

Ведущий: У кого из млекопитающих рождаются малыши зимой? Правильный ответ принесет Вам 1 балл. Время выполнения – 1 минута.
Ответ: У некоторых мышей и полевок зимой рождаются крохотные мышки, они совсем голые, и маленькие мамы кормят их молоком.

Ведущий: Очень замерз наш Экоколобок, так как нет у него ни теплой шубы, ни пухового перышка. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-то согреться. И мы приглашаем Экоколобка и участников соревнований на веселые старты зверей. В программе следующие виды спорта:
  • бег на 100 метров;
  • прыжки в высоту;
  • прыжки в снег;
  • слалом или бег с препятствиями;
  • прыжки в воду;
  • воздушные акробаты;
  • бег под землей;
  • прыжки с парашютом.
На лесной поляне собрались разные звери: лоси, зайцы, белочки, кроты, белочка-летяга, а также птицы: тетерев, оляпка. Вам нужно указать, кто из них каким видом спорта занимается, и определить чемпионов по прыжкам и бегу. За работу, друзья! В вашем распоряжении 5 минут. Против каждого вида спорта вы пишете название животного – чемпиона в этом виде спорта.

Ответы: ( бег на 100 метров – заяц; прыжки в высоту – лось; прыжки в снег – тетерев; слалом или бег с препятствиями – заяц; прыжки в воду – оляпка; воздушные акробаты – белочка; бег под землей – крот; прыжки с парашютом – белка-летяга)

Экоколобок: Спасибо вам, друзья. Я немного отдохнул на «веселых стартах» зверей, вместе с ними попрыгал, побегал, нужно возвращаться домой. Благодаря вам, я узнал, как зимуют звери и птицы, насекомые и грызуны.

Ведущий: Дорогие ребята! Узнавайте природу не только по книгам и фильмам. Наблюдайте саму природу. Делайте свои, поначалу маленькие открытия, учитесь чувствовать красоту всего, что вас окружает в природе. Давно замечено, что люди, которые знают и любят природу, всегда счастливее тех, у кого глаза и сердце на природу закрыты!

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
  1. Акимушкин И. Мир животных. М.: Мысль, 1990.
  2. Бианки В. Лесная газета. Детгиз, 1958.
  3. Землянских И.И., Михалович И.В. Птицы зимой. К.: 1997.

Комментариев нет :

Отправить комментарий