Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

1 октября 2018 г.

Биоиндикационные методы оценки состояния окружающей среды


Кондратенко Любовь Васильевна,
руководитель кружка-методист,

заместитель директора

ГБОУ «АЭНЦУМ» ЛНР, г. Антрацит

БИОИНДИКАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Всему, что необходимо знать,
научить нельзя, учитель может

сделать только одно – указать дорогу
Ричард Олдингтон

(Английский поэт, прозаик)


Биоиндикационные методы оценки состояния окружающей среды довольно интенсивно разрабатываются во всем мире в последние 20-30 лет. Они наиболее адекватно отражают проблемы живой природы и при достаточно широком распространении могут быть использованы как учащимися, так и заинтересованными в сохранении естественной природы экологическими организациями.

Современная наука достаточно широко использует организмы, в том числе и растения, в качестве биоиндикаторов.

Реакции биоиндикаторов учитывают весь комплекс физических и химических факторов, присутствующих в среде обитания.

Предлагаем учащимся самостоятельно провести исследовательские работы, ученические проекты с помощью методов биоиндикации и выяснить, насколько здорова окружающая нас природа.
Биоиндикационные методы исследования качества воды

а) определение загрязнения водоема по перифитону,
б) определение загрязнения водоема по индексу Майера.

Исследование перифитона

Перифитон – это сообщество водных организмов, обрастающих подводные предметы, такие, как камни, коряги, раковины моллюсков. В пресных водоемах в состав перифитона входят: бактерии, водоросли, простейшие, коловратки, нематоды, моллюски, губки, грибы. Организмы характеризуют условия именно данного пункта

Состояние перифитона
  • Чистый зеленый цвет (как у высших растений) или бурый (как у осенних листьев) означает, что в перифитоне преобладают водоросли: зеленые или диатомовые соответственно.
  • цвет имеет оттенок синего, значит, преобладают цианобактерии
    Определение степени загрязнения по перифитону
Год Предметы Вид обрастания Цвет обрастания Баллы обилия
2017 Камни, коряга, ветки, плотина Умеренно развит, обильный Зеленый, бурый 3-4
Определение степени загрязнения водоема по индексу Майера
  • Организмы-индикаторы относят к одному из трех разделов: обитатели чистых водоемов, обитатели средней загрязненности, обитатели загрязненных водоемов. Найденных гидробионтов делим на три индикационные группы.
  • Количество найденных групп из первого раздела необходимо умножить на 3, количество групп из второго раздела – на 2, а из третьего – на 1. Получившиеся цифры складывают: Х×3 +Y×2+Z×1=S.
  • По значению суммы S индекс Майера (в баллах) оценивают степень загрязнения водоема: более 22 баллов – водоем чистый и имеет 1 класс качества;17-21 баллов – 2 класс качества;11-16 баллов – умеренная загрязненность водоема, 3 класс качества; менее 11 баллов - водоем грязный, 4-7 класс качества.
Определение степени загрязнения водоема по индексу Майера
  • Обитатели чистых вод, Х:
    Личинки поденок, ручейников, вислокрылок, двустворчатые моллюски
  • Организмы средней чувствительности,Y: бокоплав, личинки стрекоз, моллюски-ракушки
  • Обитатели загрязненных вод, Z: пиявки, прудовики, малощетинковые черви, водяной ослик, личинки комаров-звонцов
Методика работы по определению степени загрязнения окружающей среды с помощью биоиндикации – клевера ползучего

1 стадия - подготовительная:
  • выбор маршрута;
  • выбор участков, на которых проводится работа;
  • подготовка документации и бланков по учету фенов клевера ползучего.
2 стадия – основная (работа на местности):
  • составление схем пробных площадок, определение их местонахождения;
  • отбор фенов (не менее 200) через 2-3 шага по ходу движения в заданном направлении.
3 стадия – обработка материалов

Обработка материалов исследования
  1. Наличие «новых форм»;
  2. Уникальные фены (рисунок красного цвета);
  3. Растения - мутанты (4, 5 и более листьев);
  4. Гербарий новых форм
Расчет частоты встречаемости отдельных фенов
  • Pi = 100 * ni / N
  • ИСФ = 100*(n2+n3…) /N
  • Pi – частота I - фена
  • ni – количество учтенных растений с i-м рисунком на листовой пластинке ( 1-число растений без седого рисунка)
  • N – общее количество учтенных растений.
Расчет частоты встречаемости отдельных фенов Pi
  • Частота 1-го фена: 100* 76/202 =37,6
  • Частота 2-го фена: 100* 74/202 = 36,6
  • Частота 3-го фена: 100* 24/202 = 11,88
  • Частота 4-го фена: 100*4/ 202 = 1.98
  • Частота 5-го фена: 100*22/202 = 10, 89
  • Частота 6-го фена: 100*2/202 = 0,99
  • ИСФ = 100*(n2+n3…) /N
  • 100*(36,6+11,88+1,98+10,89+0,99) /202 = 30,86%
Результаты фенотипической диагностики пробной площадки №…

Рабочая таблица учета фенов белого клевера

Характеристика состояния окружающей среды по индексу соотношения фенов (ИСФ)
Показатель ИСФ Классификация загрязнения среды (%)
Очень чистые 0 - 30
Чистые 30 - 45
Загрязненные 45 - 70
Очень грязные 70 - 100

БИОИНДИКАЦИЯ ПОЧВЫ

Оценка качества почвы по методике Г.С. Фомина, А.Г. Фомина
(сравнение всхожести и энергии прорастания семян тестовых и контрольных растений)
Подготовка почвенных образцов:
  1. Выбор участка – 100 кв.м.
  2. Взятие образцов конвертным способом.
  3. Каждый образец состоит из 5-7 индивидуальных проб.
  4. Для опыта берут 2-3 образца,4-й – контрольный.
Расчет фитотоксичности по формуле Л.П. Брагинского
  • Т = 100 х (N всх - N пр) / Nвсх
  • Т = степень токсичности
  • % N всх. – число семян, способных к прорастанию
Фитотоксичность почвенного покрова
(Тестирование по прорастанию семян)


Энергия прорастания семян вида Avena (овес), Triticum (пшеница) (%)

Определение фитотоксичности почвы в соответствии с ГОСТ РИСО22030-2009
  • Приготовить суспензию почвы в стеклянной посуде (1:5),
  • Суспензию залить в пластмассовую емкость на 3-5 мм,
  • Покрыть суспензию фильтровальной бумагой в два слоя,
  • Выложить на поверхность бумаги 20 - 30 штук семян злаков,
  • Температура прорастания 20-25 градусов,
  • По окончании опыта измеряется средняя длина зародышевых корешков и побегов.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Т.Я. Школьный экологический мониторинг. 2000г., с.-124
  2. 2.Зверев А. Т. Экология. Практикум 10-11 классы. Москва. 2004г
  3. Полякова Т. Н., Рекомендации по оценке состояния экосистем малых водоёмов по организмам макрозообентоса, Москва. 2001г
  4. Постникова Т. Ф., Экологический мониторинг. Экспертиза, измерения, диагностика, 2000г
  5. Федорова А. И., Никольская А. Н., Практикум по экологии и охране окружающей среды, Москва. 2001г

Комментариев нет :

Отправить комментарий