Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

17 октября 2018 г.

Популярный стиль. «Икебана – композиция из цветов и веток»


Борзилова И.Н.,
методист,
руководитель кружка «Юные цветоводы - аранжировщики»
ГБОУ ДО ЛНР «Свердловская станция юных натуралистов»

Тема занятия: Популярный стиль. «Икебана – композиция из цветов и веток».

Цели занятия:
  1. Развивающие:
    • развивать эстетический вкус;
    • развивать творческое воображение;
  2. Обучающие:
    • продолжать знакомить детей с техникой, стилями составления цветочных композиций;
    • закреплять навыки владения необходимым инструментом;
    • учить применять полученные теоретические знания в процессе составления композиции;
  3. Воспитательные:
    • воспитывать самостоятельность в работе;
    • воспитывать аккуратность;
    • воспитывать усидчивость.
Возраст воспитанников: 12-13 лет

Материалы: заготовка–вазы, держатели, плошки для композиции; растительный материал (ветки хвойных растений, обычные ветки, засушенные цветы); материал для декорирования (мох); деревянная палочка; ножницы; клей; клеёнка, секатор.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: презентация «Популярный стиль Икебана», видеоролик «Искусство икебаны», японская музыка.
Ход занятия.
  1. часть. Организационный момент.
  2. часть. Вводная беседа: «История возникновения традиционной икебаны». Стили икебаны.
Педагог предлагает обучающимся просмотр видеоролика «Исскуство икебаны»
Педагог: Обучение искусству икебаны японский мастер в большинстве случаев начинает рассказом о двух эпизодах из истории данного искусства. Известный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) разработал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, выполненный из колена бамбука. При создании этой вазы бамбук чуть треснул, поэтому из трещины в вазе понемногу капала вода. В ответ на удивленные вопросы учеников, ошеломленных особенной красотой икебаны и не знающих, можно ли считать композицию совершенной, если сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь однажды тоже дала трещину». Эта ваза позже была признана одним из национальных сокровищ Японии.
Мастер, срезая цветы, лишает их жизни, но, помещая в композицию, пропускает их через свою душу и, таким образом, воскрешает их в своем произведении, но уже в совершенно ином качестве. Художник должен понять душу цветка, ветки, корня. И только тогда возникает прекрасное произведение.
Икебана - это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет три раза в неделю. Более других японцы почитают четыре «благородных» растения - хризантему, орхидею, побеги молодого бамбука и дикую сливу. Два первых являются олицетворением радости, бамбук являет собой отображение мужской воли и несгибаемости. Хризантема же является официальным символом Японии. В XX веке в икебане стали использовать для композиций камни, металл, пластик, перья, а от растений берут не только цветы и ветви, но и корни, коряги, лозы лиан. Для икебаны не использует хрустальные вазы, крайне редко стеклянные. В роли вазы можно использовать что угодно, вплоть до самых неожиданных предметов: детскую игрушку, подвернувшуюся корягу, кусок трубы….
Структуру икебаны определяется ее школой, стилем и формой композиции.
Педагог сопровождает рассказ показом презентации.
Заповедь икебаны: каждый мастер икебаны помнит, что цветы могут раскрыть свою красоту только в том случае, если их грамотно расставить, тогда даже в одном цветке может быть передана вся гармония мира и величие окружающей природы.
Основные школы икебаны: школа Икенобо, школа Охара, школа Согецу.
Школа икебаны Икенобо появилась в Японии раньше всех остальных. По всему миру насчитывается порядка трёх миллионов последователей и учеников школы Икенобо.
Основатель школы Охара, Унсин Охара положил начало новому развитию искусству составления цветочных композиций. Это произошло в конце XIX века, когда японское общество переживало крупные перемены.
Из трёх основных школ икебаны самая молодая — Согецу. Её учредил Софу Тэсигахара в мае 1926 года. Название школы происходит от двух иероглифов, «трава» и «луна». Философией школы является понимание природы с точки зрения продолжения бесконечности Вселенной.
Основа икебаны - этот треугольник; самые высокие ветви символизируют (син)небо , более короткие – (соэ)человека, самые короткие веточки – (хикаэ).
Для создания композиции нужны держатели для растений, вазы разной высоты и размера.
Педагог знакомит обучающихся с правилами составления композиции.
Существует три золотых правила составления композиции.
  1. Все элементы в икебане устанавливаются асимметрично и являют собой некое подобие треугольника, причем элементы не должны находиться в одной плоскости.
  2. Пропорции трех основных элементов букета предопределяются размерами сосуда - его диаметром и высотой.
  3. При составлении букета желательно, чтобы сосуд сочетался с используемым материалом и должен быть однотонным.
Пропорционирование элементов

Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу.
Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы.
Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента
Элементы син и соэ должны быть из веток дерева, хикаэ из цветов, травы. Первые варианты каждой основной формы развести главные элементы букета син и соэ в разные стороны.
Педагог знакомит обучающихся со стилями икебаны: Рикки, Сёка, Нагеирэ, Морибана.
Рикки означает» стоящие цветы», аранжировку рикка часто называли «маленьким садом внутри дома».
Основу композиции Сёка составляют три главные ветки, дополненные более короткими веточками и цветами, размещенные в ряду друг за другом, но создающие эффект выходящих из единого ствола и не соприкасающихся со стенками вазы.
В Нагеирэ применяют высокие вазы, в которых ветки и цветы закрепляют без каких-либо особых приспособлений,
Морибана - «нагроможденные цветы» в равной степени сочетаются стиль рикка и стиль нагеирэ. Зелень и цветы используются более обильно, чем в аранжировках первых двух стилей,\композиции в низких и плоских вазах.
Педагог знакомит обучающихся с символикой икебаны.
Существуют определенные сочетания веток и цветов, которые однозначно «читаются» японцем. Например, сосна и роза означают долголетие (поэтому их ставят в новогодних композициях), сосна и пион - молодость и процветание, бамбук и пион - процветание и мир, сосна и радея (омото) - молодость и вечность, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея - радость.
  1. часть. Закрепление нового материала.
  • Что такое икебана?
  • О каких школах икебаны вы узнали?
  • Какие существуют стили икебаны?
  • Основа икебаны-треугольник, круг или квадрат?
  • Как называются длинные, средние и короткие ветви?
Тестовые задания
  1. Педагог предлагает подобрать вазу к букету (приложение 1).
  2. Педагог предлагает обучающимся картинки с изображением разных стилей икебаны.Задание: придумать название композиции. (приложение 2)
  1. часть. Практическая работа. Изготовление Икебаны.
Проводится инструктаж по технике безопасности при использовании колюще-режущих инструментов.
Во время практической работы обучающиеся индивидуально изготовляют композиции.
Результатом практической работы является выставка готовых работ обучающихся.
Приложение 1
Подобрать вазу к букету

Приложение 2

Подберите свое название к композиции.

Список использованных источников
  1. Всё об аранжировке цветов. М. 2009.
  2. Д. Т. Хессайон. Всё об аранжировке цветов. М. 2009.
  3. Зайцева Г. Икебана – цветы, которые живут. – М.: Проспект, 1998.
  4. Икебана в современном мире. – М., 2000.
  5. Основные направления искусства икебаны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2004.

Комментариев нет :

Отправить комментарий