Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

6 ноября 2018 г.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы «Судьба планеты Земля в наших руках»


Волощенко Лидия Александровна,

учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «Родаковская общеобразовательная школа I – III ступеней»

«Судьба планеты Земля в наших руках»

внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

Содержание данного мероприятия рассказывает о красоте природы, воспитывает доброе, ответственное отношение к природе, чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде, побуждает к участию в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических идей.

Судьба планеты Земля в наших руках
Цели: воспитание экологически грамотных социально-активных школьников, ответственных на состояние окружающей среды, бережно относящихся к богатствам природы; формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения.

Задачи:
  1. Формировать представление о Земле как общечеловеческом доме.
  2. Обогащать представления об окружающем мире.
  3. Расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты.
  4. раскрыть некоторые экологические проблемы.
  5. Дать представление о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности человека за окружающий мир.
  6. Показать важность международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  7. Развивать внимание, память, творческое воображение, познавательные возможности детей.
  8. Воспитывать бережные отношения к окружающей среде, формировать экологическую культуру.
Оборудование: микрофон, мультимедийный центр, экологические знаки, таблицы, лепестки цветка.

Ход занятия

І. Организация учащихся к занятию

Учитель: В народе говорят: «Добрый гость дому радость». Мы рады нашим гостям. Поприветствуем их.
Приступаем к занятию «Судьба планеты Земля в наших руках».

Ученица: (слайд № 1-4)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце,
Дождь и гром.
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы
Весенний звон ручья.
Живёшь в том светлом доме Ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли зовется этот дом.
(Л.Дайнеко)

Учитель: (слайд № 5)
Прекрасная наша Земля. Её природа - источник здоровья, радости и красоты для человека. Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь природы легко нарушить ею гармонию и красоту.
Сегодня мы поговорим о взаимосвязи человека и природы, об ответственности человека за окружающий мир, выясним, что угрожает нашей планете Земля, что необходимо для того, чтобы люди жили в гармонии с природой.

- Чем вы любите заниматься в свободное время?
(Смотреть телевизор)
– Посмотрим и мы телепередачу «Актуальная тема».

Игра «Актуальная тема»

Ведущий (ученик с микрофоном)
– Добрый день, уважаемые телезрители! В эфире работает канал 3-А класса. С вами работает телеведущий…
(слайд № 6-7) Сегодня в нашей программе «Актуальная тема» мы затронем проблемы экологии. Слово экология возникла еще в 1866 году. Предложил его немецкий ученый Э. Геккель. Происходит оно от греческих слов эко - дом и логос - наука.
Экология - это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг другу и окружающей среде.
Люди безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Наконец сейчас это мы поняли. И для того, чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука экология.
– Ребята, а вы знаете такого писателя Антуан Де Сент-Экзюпери?
– Какое из его произведений вам уже знакомо?
(Повесть-сказка «Маленький принц»).
(слайд № 8) - Французский писатель Антуан Де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас, живущий на Земле должен изменить отношение к окружающему миру. От того, как мы будем относиться к земле, воде, воздуху, лесу зависит наше будущее.
– Как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас?
– Каким правилам должны следовать в своей жизни взрослые и дети, чтобы сохранить природу?
Эти вопросы не могут не волновать наших телезрителей.
Наш журналист Виктория проведёт опрос «Как хорошо вы знаете природу?»

Журналист:
– Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
(Из-за строительства городов, дорог, возделывания полей)
– Какой воздух и какая вода необходима для жизни растений, животных и человека?
(Чистый)
– Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
(От слива сточных вод заводов и фабрик)
– Что люди делают для спасения живой природы?
(Создают заповедники, ботанические сады)
– Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?
(Посадить на склонах деревья)
– Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?
(Ставить на автомобили специальные фильтры)
– Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?
(Для очищения воздуха)
– Мир вокруг нас прекрасный интересный. Мы живём в нём как в родном доме. Все мы - дети природы. А чтобы нам было уютно и хорошо, нужно оберегать окружающий мир, помогать природе восстанавливать свои силы. Она ждёт от вас любви. Любить природу - это значит изучать её, и ухаживать за ней и не приносить вреда. Помните: «С природой живи в дружбе, будет она тебе на службе».
– Спасибо за внимание.

Ведущий: - Спасибо Виктория.
– К нам в студию пришли представители растительного и животного мира. Они просят предоставь им слово.

Горицвет Весенний: Я горицвет весенний. (слайд № 9)
– Золотом горят мои цветы. Свет горит, говорят обо мне. Свое название я получил в честь Адона - Бога Солнца. Очень помогаю при простуде, болезнях почек. Меня часто срывают просто так. Человек, не истребляй меня.

Лягушка: (слайд № 10)
– Я жила в прудах. Весело пела вечерами свою красивую песню: Ква! Ква! со своими подружками. Теперь подружек у меня осталось мало. Стали грязные пруды, реки. Сточные воды отравляют воду. Теперь я почти не пою песни. Помоги мне, человек. Не дай мне погибнуть.

Сова: (слайд № 11)
– Я очень мудрая птица. Красивая, строгая. Много поедаю грызунов, охочусь ночью, чтобы был высокий урожай на полях. Человек опыляет ядом поля - многие мои подружки погибли. Человек, остановись, подумай как не навредить. Помоги мне

Ведущий: - Проходите в студию. Присаживайтесь.
– Мы передадим эти просьбы экологам.
(слайд № 12) Наш природный дом оказался в опасности. Чтобы сберечь окружающий мир, каждый человек должен хорошо знать природу и стать немного экологом. Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина «Охранять природу - значит охранять Родину». Учитесь понимать природу, берегите и рационально используйте ее богатства. Будьте природе настоящими друзьями. Успехов вам на этом пути!

Учитель:
– Мы посмотрели телевизионную передачу «Актуальная тема». Что угрожает нашей планете? Выяснить это нам поможет рассказ ученых экспертов.

1 учёный: (слайд № 13)
– Всё меньше на Земле остаётся мест, где бы не ступала нога человека. И всё больше природа страдает от деятельности человека. Люди вырубают леса – «легкие планеты», уничтожая растения и животных. То в одном, то в другом уголке Земли по вине человека случаются маленькие и большие экологические катастрофы. Где-то в океане потерпел аварию танкер и нефть огромным пятном растеклась по поверхности воды. Где-то горят большие площади вековечных лесов.

2 ученый:
– Случаются аварии на атомных станциях, на химических заводах. А войны, которые происходят в разных странах, забирают жизни людей и наносят вред природе всей планеты, а не только одной страны.

3 ученый:
– Постоянно увеличивается количество населения, которому требуется много продуктов питания. Чтобы их вырастить, в почву постоянно вносятся разные химические вещества: удобрения, ядохимикаты. А это приводит к загрязнению и обеднению почвы. Она разрушается также от образования оврагов и балок.

4 ученый:
– На Земле скапливается большое количество бытовых отходов. Ими загрязняется вся окружающая среда. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка 7 лет, полиэтиленовый пакет - 100 лет. Часть мусора и опасных отходов попадает в океан и отравляет воду.

Учитель: (слайд № 14)
– Чтобы решить сложные проблемы охраны и сохранения природы, люди всей Земли должны объединиться.
В наше время государства мира подписывают между собой договора о совместной охране природы. Например, большинство стран мира подписали соглашение об уменьшении выбросов опасных веществ в атмосферу.
Чтобы прекратить уничтожение растений и животных, сохранить их разнообразие, в 1948 году был создан Международный союз охраны природы. Эта организация взяла под свою опеку редчайшие виды растений и животных.
(слайд № 15) Одной из важных форм охраны природы есть создание заповедников.
Заповедник - это территория, которая находится под охраной государства.
(слайд № 16) Для сохранения редких видов растений и животных, которые требуют охраны в 1966 году издана Международная Красная книга. Люди не только заносят в книгу редкие и исчезающие растения и животных. Например, растения: лотос, женьшень, венерин башмачок; птицы: белый журавль и другие. Они помогают сохранить и восстановить утраченные виды. Поэтому в Красной книге есть и зелёные страницы. На этих страницах записаны названия растений и животных, количество которых увеличилось благодаря заботе людей. Это зубры.
Зубры живут в лесах. В прошлом почти все зубры были уничтожены. Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя.
Работа в парах.
Внимательно рассмотрите схему. Попробуйте объяснить, почему многие растения и животные встречаются всё реже.
(Мнения учащихся).
(Входит Незнайка)

Незнайка: (слайд № 17)
Я тоже люблю природу. Я придумал свои правила поведения.
Эй послушайте друзья на деревья лезу я!
Буду с белками играть, буду я срубать!
Если вдруг найду гнездо - разорю я и его!
Будет мне на обед из яиц этих омлет.
Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!
На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?
Бей её скорей камнями из дороги прогони!
Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!
От неё ведь мало проку: только квакать и скакать!
В лес однажды я пошел и детеныша нашел.
Я домой его принес, чтобы он со мною рос.
Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!
Ну и что, что ждут его! Проживут и без него!
Вырастет когда большой, в лес тога и отпущу.
Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестёр.
На привале соберём ветки и иголки,
Палки, бревна принесем - заберем у волка.
Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,
Ну, а мусор мы кидать будем в муравейник.
Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.
Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.
Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут.

Юные натуралисты:
Мы считаем, что Незнайка неправ и сейчас постараемся это доказать.

Учитель:
Юные натуралисты для Незнайки и для нас в том числе постарались сформировать правила культурного грамотного поведения в природе.
Они учли, что Незнайка не умеет хорошо читать.
Свои правила они изобразили в виде экологических знаков.
(Юные натуралисты рассказывают правила поведения на природе)

Правила поведения на природе
(слайд № 18)

1. Находясь на природе, не срывай растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
Каждый сорванный цветок - это насекомое, которое осталось без еды, это семена из которых не вырастет больше растений. От нашей привычки срывать красивые растения многие из них оказались под угрозой исчезновения.
Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь природе.

2. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Ветки вместе с листьями играют важную роль в питании и дыхания растений.
Кору дерева не повреждай, так как через рану вытекает сок, и могут попасть под кору микробы, а дерево заболеть и погибнуть.

3. Не лови диких животных, не забирай их домой. Дикие животные не могут жить в неволе. Они погибнут.

(слайд № 19)

4. Не разрушай птичьи гнезда. Потревоженные гнезда птицы покидают. Из яиц которые там были уже никогда не вылупятся птенцы.

5. Не лови насекомых. Не уничтожай пауков, лягушек, змей, ужей. Насекомые опыляют растения, пауки, лягушки, муравьи уничтожают вредных насекомых.

6. Не разводи огонь в лесу, на лугах. Пожар, который может возникнуть от оставленного костра, уничтожает растения и животных, может привести к стихийным бедствиям.

7. Не оставляй мусор на природе. Не выбрасывай его водоемы. Этим только загрязняется вода, а иногда возникает угроза людям которые могут получить травмы во время купания.
! Запомни эти правила поведения на природе. Если твои друзья не знают, то расскажи им.
Ты, Незнайка, был не прав. Мы приглашаем тебя в наш клуб юных натуралистов. Мы хотим, чтобы ты учился с нами, стал защитником и другом природы. Будем вместе охранять природу.

Учитель: А сейчас посмотрите выступление юных экологов.
(Выступление юных экологов). (слайд № 20)

Наш девиз:

Природу защищать мы будем вместе,
Чтоб жизнь была добрее и интересней,
Чтоб пели птицы и росли цветы.
Друзья природы - я и ты.
(Песня на мелодию «Вместе весело шагать») (слайд № 21)

I

Нам природа - дом родной, пойте звонче,
Пойте звонче, пойте звонче .
Будем счастливо мы жить все под небом
Синим небом и под солнцем.

Припев:

Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается.
Птицы звонкие поют и звезды падают.
Это всё - мой край родной он сердце радует.

II

И куда бы ни пошел я по краю,
По родному я по краю.
Я люблю тебя Земля и в дороге
Всё я знаю замечаю.

Припев:

Вот ручей звенит и солнце улыбается,
А зелёный лес нам эхом отзывается.
Птицы звонкие поют и звезды падают.
Это всё - мой край родной он сердце радует.
(Учащиеся читают стихи об охране природы)

1 учащийся
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

2 учащийся
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не надо никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.

3 учащийся
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю.
Кто не любит родную природу
Тот не любит Отчизну свою.

4 учащийся
Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

5 учащийся
Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики.
На тропинке солнечные блики.

6 учащийся
На камнях танцующего краба
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным раздольем
Ласточку, мелькающую в жите.

Все вместе: (слайд № 22)

Берегите Землю! Берегите!
– Если мы объединим усилия по сохранению природы, то сможем превратить нашу родную Землю в цветущую Планету мечты!

Учитель:
– А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «собери лепестки цветка».
Объединяемся в группы по 4 человека.
– Что надо делать, чтобы охранять природу?
– Ваши суждения нанесите на лепестки цветка.
Составление обобщающей таблицы в ходе игры «Собери лепестки цветка»

– Кто из вас может поделиться добрым поступком?
Кто сейчас помогает природе?
(слайд № 23) - Мы ответственны за судьбу своего общего дома - планета Земля. Все мы дети одного корабля по имени Земля. Значит пересесть из него просто некуда. Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц.
– Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной красивей нету
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?

Учитель:

–Какой же вывод можно сделать в конце нашего мероприятия?

Вывод: (слайд № 24)
– Если человек будет беречь природу, сохранит богатство родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.
Звучит песня «Лесной марш»

I

Нам птицы просигналили подъем,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережем
В лесах любимой Родины.

Припев

Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья -
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки.
Такие же счастливые, как ты и я!

II

Нам солнце улыбнется веселей
И каждый день нам радостней покажется
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.
III
Так добрые волшебники - леса
Похожи на поэтов и художников!
Природа дарит людям чудеса,
А мы ее помощники.

Литература:
  1. Маркова В.В., Шинкарева Л.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. - № 11. – 2006. С. 37.
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 164.
  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 165.
  4. Маркова В.В., Шинкарева Л.В. Основы формирования социально-экологических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. - № 11. – 2006. – С. 37.
  5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2005. С. 167.
Презентация к внеклассному мероприятию для учащихся начальной школы «Судьба планеты Земля в наших руках».

Комментариев нет :

Отправить комментарий