Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

6 ноября 2018 г.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. РАЗРЯДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»

Е. Г. Бизюк
ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 8 имени В. Парсанова»,
г. Краснодон
elena.bizyuk@mail.ru

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ «ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. РАЗРЯДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПО ЗНАЧЕНИЮ»




Аннотация
Данный урок входит в систему уроков по изучению синтаксиса простого предложения, поэтому одной из основных его дидактических задач является повторение уже известных сведений о второстепенных членах предложения и дополнение их новыми знаниями об обстоятельстве, его разрядах по значению.
Урок проводится с применением ИКТ, включает элементы театрализации. Используются самые различные виды деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос, коллективное обсуждение, самостоятельная работа, работа в парах, творческие задания, работа с тестами, физкультминутка. Такая организация урока способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитанию интереса к изучению русского языка.
Ключевые слова
Второстепенные члены предложения, обстоятельство, разряды обстоятельств, способы выражения обстоятельства, школьная жизнь.
Цель: повторить и обобщить ранее изученный материал о второстепенных членах, их роли в предложении, расширить и углубить знания учащихся об обстоятельстве; развивать умение находить в тексте обстоятельства, определять способ их выражения и разряд по значению, совершенствовать навык употребления обстоятельств в речи; воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебник (Русский язык. 8 класс/ Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2016), раздаточный материал, тестовые задания для итоговой проверки, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.
Социокультурная линия: «Я – школьник».
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ, элементами театрализации.
Ход урока
І. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
ІІ. Актуализация опорных знаний
  1. Учитель. Сейчас мы изучаем большой языковой раздел «Простое предложение», и у вас уже есть определенные знания по этой теме. Я предлагаю вам прослушать лингвистическую сказку, которая поможет вспомнить уже изученный материал.
  2. Прослушивание лингвистической сказки (слайды 1-11).
  3. Фронтальная беседа по изученному материалу (слайд 12):
– Что такое грамматическая основа предложения?
– Что называется подлежащим?
– Что называется сказуемым?
– Назовите второстепенные члены предложения.
– Что называется дополнением?
– Что называется определением?
– Что называется обстоятельством?
– Какими условными линиями подчеркиваются все члены предложения?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности (слайд 13)
Учитель. Если сравнить простое предложение с железнодорожным составом, то главные члены предложения – это тепловозы, они тянут за собой цепочку вагонов (второстепенных членов).
– Могут ли тепловозы двигаться без вагонов? (Да)
– А вагоны без тепловозов? (Нет)
Таким образом, главные члены в предложении должны быть обязательно, а второстепенных членов может и не быть. Но важны ли второстепенные члены в нашей речи? Например, в предложении «Я пришел» есть подлежащее, сказуемое, однако сразу назревают дополнительные вопросы: «Когда пришел?», «Куда пришел?», «Как пришел?», «Зачем пришел?», т. е. информации нам явно недостаточно, а, значит, второстепенные члены играют не такую уж и второстепенную роль. Без них, конечно, можно обойтись, но зачем, если они делают нашу речь понятнее, ярче, выразительнее. И мы не будем без них обходиться, тем более на сегодняшнем уроке, потому что тема нашего урока – «Обстоятельство. Разряды обстоятельств по значению» (учащиеся записывают дату и тему урока).
IV. Сообщение темы, целей и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим учиться находить в тексте обстоятельства; узнаем, чем они могут быть выражены и на какие разряды по значению делятся; научимся правильно употреблять обстоятельства в речи. Тематика всех наших высказываний на уроке – «Я – школьник», а урок наш назовем «Жизни школьные страницы» (слайд 14).
V. Работа над темой урока
Страница 1. Познавательная (слайд 15).
  1. Способы выражения обстоятельства (слайд 16).
  2. Разряды обстоятельств по значению (слайд 17).
Страница 2. Практическая (слайд 18).
  1. Выполнение у доски упражнения 153.
  2. Задание на умение отличать обстоятельство от других членов предложения (слайд 19). Указать, где инфинитив является обстоятельством, где – дополнением, а где – частью составного глагольного сказуемого:
Тренер разрешил нам искупаться.
Володя начал учиться в родном селе.
Мы вышли из душной комнаты освежиться.
Страница 3. Диалог на перемене (слайд 20).
Учащиеся получают текст диалога на карточках, читают его и разыгрывают по парам.
Ученики здороваются.
– Ты сегодня очень веселый. Произошло что-то необычное?
Только что был урок музыки. Учитель заболел, мы были в классе одни и повеселились от души!
– И что же вы делали?
– Запускали бумажные самолетики, писали на доске всякие глупости. К концу урока доска не выдержала и упала.
– Потому что на ней писали?
– Да нет, конечно. Мальчишки подрались, задели доску, и она упала вместе с крюками, на которых висела. И еще немного пострадали шторы на окнах и цветы на подоконнике.
– Да уж, повеселились вы на славу. А кто будет приводить все в порядок?
– Не знаю. Учителя, наверное.
– А кто ремонтирует ваш кабинет?
– Родители.
– А вы сами когда-нибудь участвовали в ремонте?
– Нет.
– Поэтому так и относитесь к кабинету. А мы каждый год вместе с родителями ремонтируем свой класс. Потом приходишь туда, как домой. Жаль портить то, что сделано своими руками. Подумай об этом.
– Какова главная мысль этого диалога?
– Выпишите из текста диалога обстоятельства указанных разрядов:
І ряд – обстоятельства времени;
ІІ ряд – обстоятельства места;
ІІІ ряд – обстоятельства образа действия (слайд 21).
Страница 4. Мудрая (слайд 22).
Учащиеся читают и объясняют смысл пословиц о пользе знаний, учения (слайд 23):
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Не выучишь неволей – выучишь охотой.
Уменье везде найдет примененье.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Задание (устно): найти в них обстоятельства и указать их разряд.
Страница 5. Спортивная (слайд 24).
Физкультпауза (слайд 25):
Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок.
А сейчас бежим вприпрыжку.
Молодцы мы, ребятишки!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
– Какие обстоятельства здесь встретились? Выпишите их, укажите способ их выражения и разряд.
Страница 6. Творческая (слайд 26).
Учащиеся получили предварительное задание: составить небольшой юмористический рассказ на тему «По дороге из школы» с использованием обстоятельств. Дети зачитывают свои рассказы, называют в них обстоятельства и указывают их разряды.
Страница 7. Контрольная (слайд 27).
Учитель. Вы хорошо поработали, были активны, внимательны, проявили смекалку, любознательность. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему урока, вам необходимо выполнить тестовые задания. Если вы правильно ответите на все вопросы теста, то из букв вариантов ответа сложится слово.
  1. Тестирование (слайд 28):
  2. Укажите неверное высказывание.
к) Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака.
м) Обстоятельство отвечает на вопросы какой? чей?
р) Обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точкой.
  1. Чем выражено выделенное обстоятельство в предложении: Миша освобожден от уроков физкультуры по болезни.
с) наречием;
о) существительным с предлогом;
ж) деепричастием.
  1. В каком из предложений обстоятельство выражено фразеологизмом:
з) Сегодня мы писали сложную контрольную.
и) Мы работали усердно.
л) Сергей выполнил задание на скорую руку.
  1. Укажите разряд выделенного обстоятельства в предложении: Алексей отвечал уверенно.
в) цели;
с) причины;
о) образа действия.
5. Укажите разряд выделенного обстоятельства в предложении: Перед экзаменом я не спал всю ночь.
д) времени;
и) места;
т) причины.
  1. Укажите разряд выделенного обстоятельства в предложении: Он поехал в санаторий на лечение.
р) условия;
к) места;
е) цели.
  1. Укажите разряд выделенного обстоятельства в предложении: Из-за дождя экскурсия отменяется.
о) времени;
ц) причины;
г) образа действия.
  1. Проверка правильных вариантов (слайд 29).

– Какое слово у вас получилось? Вот это и есть оценка вашей работы сегодня.
  1. Оценивание работы учащихся на уроке.
VI**. Итоги урока**
Страница 8. Итоговая (слайд 30).
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему научились?
VII**. Домашнее задание** (слайд 31):
  1. § 27, упражнение 150. 2. Составить лингвистическую сказку об обстоятельстве и его разрядах (для одаренных детей по желанию).

Комментариев нет :

Отправить комментарий