Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

22 марта 2017 г.

Конспект нестандартного урока по литературе "Встреча с поэзией Владимира Высоцкого"

Грушко Таисия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ЛНР "АООШ-Д/С "Росток".


Конспект нестандартного урока по литературе "Встреча с поэзией Владимира Высоцкого"


Нестандартный урок по литературе в 11 классе (2 часа)
Заседание литературной гостиной
«Встреча с поэзией Владимира Высоцкого»

    Цель: глубоко раскрыть идейно-нравственное богатство творчества поэта, показать  учащимся, что поэзия Владимира Высоцкого всегда гражданственна и мужественна. Отметить художественное богатство поэтического наследия Высоцкого. Развивать навыки выразительного чтения. Воспитывать чувство патриотизма, коллективизма   и гуманизма.
    Оборудование: портрет В. С. Высоцкого, плакаты с высказываниями, фотографии, мультимедийный проектор.

Эпиграф к уроку (Слайды № 1,2)


Артист и Поэт  -  оба эти определения по отношению к нему
требуют употребления с большой буквы.
… он делал то, что сегодня постоянно требуется от художника
и на что раньше  отваживались немногие.

Ход урока


    1.    Сообщение темы и цели урока.
    1.1     Вступительное слово учителя.
    Поэт и время… Проблема насколько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга и взаимно поверяемые. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.
     (Звучит песня « Песня о новом времени») (Слайд № 3)
   Ученик. Заметили ли вы,  что уже 36 лет с нами нет Высоцкого? Шок, вызванный его смертью, заставил задуматься, кем он был: актером, бардом, поэтом, композитором? Талантом или посредственностью ,сильным или безвольным?
    Ученик. Высоцкий вошел в литературу в начале 60-х годов двадцатого столетия. Романтически приподнятое настроение общества, вызванное недолгой « оттепелью», послужило импульсом для расцвета поэзии. Громкая, « тихая», интеллектуальная, бардовская. По накалу страстей в дискуссиях, по общему интересу к публичным выступлениям и даже по наивности споров «физиков» и «лириков» это время удивительно напоминает начало  20-го века. Здесь можно упомянуть и другие параллели: и расцвет жанра «городского романса»  и усиление внимания к собственной истории и во многом утраченной культуре.
    Ученик. Поэты шестидесятых несли  в своем творчестве и социальные вопросы, и политические. А их слушатели хотели не просто получить удовольствие от поэтического слова - стремились разобраться в процессах, происходящих тогда в обществе. На гребне этой волны, вобрав по капле все веяния времени, Высоцкий и ворвался в поэзию со своими первыми произведениями.
    (Звучит песня « Татуировка») (Слайд № 4)
    Учитель. Прежде всего  как-то сразу и очень точно выявился жанр. Прямо с «Татуировки». Определяется этот жанр как «портрет в ситуации», выполненный в манере автопортрета.
    Ученик. Высоцкий был весел и легок московской особой легкостью , повадкой, манерой, юмором, все умел, ничего не боялся: идти, прыгнуть, отшить, сказать, врезать- хоть словом, хоть как. И все равно быть веселым, незлым, не подлым – и в драке, и в песне, и в подлестничной и в чердачной любви можно все равно быть благородным и  сволочью. И  всем это видно, и все это знают. А уж в своем-то  дворе, в своей компании и подавно. 
    (Звучит песня «Большой каретный») (Слайд № 5)
    Учитель. По  поводу этих опусов («Татуировка», «Большой каретный» «Я был душой дурного общества») существуют разные мнения: песни эти  -  называют их кто как: блатные, дворовые, жанровые – составляют весьма своеобразный цикл, интересный со многих точек зрения. Свои ранние песни  Высоцкий в концерты почти не включал. Писал и пел их для себя, для своих близких  товарищей. А они возьми да и разлетись по всей стране, да еще и стали поизвестней многих позднейших шедевров.  Известно, что сам автор от них никогда не отрекался. Он называл их необходимыми   для актера этюдами, средством для перевоплощения.
    Ученик. Ранние песни Владимира Высоцкого считают то «романтизацией бичей», то стилизацией  «блатных» песен, пародией на них. По-разному можно относиться к лицам и физиономиям этой галереи – негодовать даже можно, но нельзя оспаривать достоверности, узнаваемости  их. И в чем же тогда талант, как не в умении создавать живую картинку или живое лицо.
    Ученик. Кого же избрал этот поэт в лирические герои? Дураков и сумасшедших, воров и алкоголиков, чертей, покойников. Словом тех, кому в приличной  литературе не дано высказаться. И как ни  парадоксально может показаться, лирический герой Высоцкого – вор, алкоголик, сумасшедший, работяга, солдат, спортсмен – плоть от плоти того самого  «маленького человека» , которого открыли в литературе Гоголь и натуральная школа 19- го  века. Но насколько же выросло число башмачниковых и девушкиных, и как они преобразились. Они заполнили жизнь, вытеснив других. Это знамение времени, эпохи « маленьких людей», «винтиков» государственной машины. Явление, подмеченное Высоцким, страшно по своей сути.
    Ученик. Кто придумал: нельзя? Оказалось -   можно. Можно, как он. Если честно, открыто, талантливо. Бить по негодяям и хапугам, по зарвавшимся начальникам и их лакеям, по трусам и предателям. И тут же война и проблемы культа личности, любовь и страдание от несвободы, и на все  это свой личный взгляд и своя оценка, тут же становящаяся взглядом и оценкой многих и многих.
    Ученик. Задолго до перестройки, позволившей говорить правду, Владимир Высоцкий показал нам страшные симптомы вырождения народа:
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье  вливало водку в нас…
    Но вот способ, каким он сумел до нас достучаться… Поэт окутал себя, свой облик иронией. Он напялил шутовской колпак и с простовато-лукавым видом выплеснул нам в лицо правду о нас.
    (Звучит стихотворение  «Маски») (Слайд № 6)
    Учитель. Смех, таящий в себе некую двойственность, свойственную русскому народу и дразнить дураков, и внимать с благоговением блаженным, помогающий превозмочь, преодолеть самые невыносимые условия в жизни, нашел неожиданное воплощение в творчестве Высоцкого, любящего и страдающего, смеющегося и  воспевающего человека таким, каков он есть, равным самому себе.
    Учитель. Всякому таланту проще быть собой (ранняя стадия), чем сохранить себя в дальнейшем, песням Высоцкого на  ранней стадии было отказано даже в праве на оценку инстанций, что привело к ниже следующему: каким он возник, таким и остался - самим собой.
Поскольку инстанции исключили себя из игры, диалог творца со своей аудиторией произошел без посредников, напрямую – действительно уникальный случай.
    Ученик. Актерская биография Владимира Высоцкого сложилась счастливо: было творчество, была борьба, были роли, была слава. И не было регалий – с такой площадки поэту и взлетать надежнее.
    Учитель. Неугодность начальству и «внештатность» работы над стихом удесятеряли любовь аудитории к барду и жанру поэта – быть «любезным своему народу». Всесоюзная популярность, магическая власть Высоцкого – все это произошло благодаря запрещению его имени на официальном уровне. Страна чудес. Высоцкого не могли лишить Скрипки, поскольку ему ее не давали. Когда поэту перестали чинить препятствия, когда даже включили в список больших имен участников вечера советской поэзии в Париже в 1977 году, когда разрешили концертное турне по университетам США, когда стали позволять сниматься в кино – словом, когда и на его небосклоне показалось солнце, песни Высоцкого не ослабли, а еще туже натянули поводья «привередливых коней».
    (Звучит песня «Кони привередливые») (Слайд № 7)
    Учитель. Чем быстрее кони, тем длиннее дорога, что остается позади. Владимир Высоцкий за свои 42 года интенсивно , нервно прожил, пережил по старым меркам несколько столетий, а сверх  того – еще десятки веков, к которым он относился по- хозяйски, как к собственности, прародине. Кони привередливые будто только что  вынесли его из времени революции, Пушкина, Бонапарта, Джеймса Кука, вещего Олега: из времен своих предшественников. История – в Поэте, Поэт – в Истории.
    Ученик. Голос - всегда изъявление души. Голос Высоцкого – щедрый,  расточительный подвиг. Но других – расчетливых и скаредных подвигов не бывает. Высоцкий сделал для нас все, что мог, даже более, чем возможно. Что же мы можем сделать для Высоцкого?  Ему ничего не нужно.
    Ученик. Было нужно: признание его профессиональной литературной независимости , ведь прежде всего  он – автор своих сочинений. Всенародная слава была при его жизни, но и обида,  неполезная для жизни, была. То и другое претерпевал он с достоинством.
    (Звучит песня «Охота на волков») ( Слайд № 8)
    Ученик. Когда  ему вдруг открылись  некие высокие двери и оттуда повеяло не только сановной снисходительностью, но надеждой  «занять свое место в рядах» со всеми вытекающими отсюда благами, он сочинил и не скрыл от своей публики песню:
Меня к себе зовут большие люди
Чтоб  я им пел «Охоту на волков»
    Всем охотникам посадить его на «литую цепь почета» Владимир Высоцкий ответил своими стихами:
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока – и выбегу в грозу…
    Учитель. В архиве это свидетельство нового этапа – замечательного, глубокого, сурового стихосложения:
Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить – не хочу,
На ослабленном нерве
Я не зазвучу…

Мой путь один, всего один, ребята,
Мне выбора, по счастью, не дано.
    Работоспособность Высоцкого удивительна: количество выступлений можно определить лишь приблизительно, а фонотека насчитывает не одну тысячу часов записи. Высоцкого записывали много, но именно записи на публике передают своеобразие личности поэта, певца, непосредственную реакцию аудитории, живое дыхание уже ушедшего времени. На смену старым песням приходили новые, менялся характер авторского исполнения, менялся и сам стиль общения его со зрителями.
Ученик. Люди, воспитанные на пустой, бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут. Не умеющие самостоятельно мыслить его сарказма, его иронии не оценят, равнодушные ко всему, кроме личных проблем – тревоги и боли его не поймут, для них его поэзия – в лучшем случае – пустое место, в худшем – как красная тряпка быку.
    Ученик. Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и хулители и даже гонители. У  поэзии Высоцкого и того и другого вдоволь. И это, наверное, один из главных признаков ее истинности и высоты. Авторская песня родилась из серьезных раздумий о жизни человека, может быть, трагических, из острых сюжетов, из клокотания души. Из этого родилась, этим стала известна. Одна тема цеплялась за другую, одна выходила из другой – все было повязано войной.
    (Звучит песня « Сыновья уходят в бой») (Слайд № 9)
    Ученик. Эта песня из военного цикла, самого значительного в творчестве Высоцкого. В этой песне есть слова: « Кто сменит меня, кто в атаку пойдет, кто выйдет к заветному мосту?» Вспомните русские народные сказки, былины – их герои несли военную службу у границы Русской Земли, которая начиналась у моста (Калинов мост, например, в былинах). У Высоцкого слово «мост» стоит рядом с определением  « заветный».  По – моему, этот факт говорит о том, что поэт часто обращается к русскому фольклору, даже создал на его основе песенный цикл.
    Ученик. Я не согласен с такой трактовкой. Кто хоть немного разбирается в военном деле,  знает, что  военные операции, связанные то ли со взятием моста, то ли с его ликвидацией – самые сложные. По- моему, смысл здесь в том, что боец тревожится, есть ли  кому поручить ответственное дело.
    Учитель. Да,  в этой песне создан образ воина – патриота. Человек падает, грудью хватая свинец, т.е. смертельно раненный, думает  напоследок не о себе, а о Родине, о том, кто его сменит. Мне почему-то представляется солдат, много воевавший, с сединой на висках, простой солдат из тысяч. И слово у него характерное – напоследок.
    Ученик.  Но рядом с этим старым солдатом, вернее вместо него в строй станет другой – «вон тот, одетый во все не по росту». Может показаться странным, почему умирающий герой выбирает именно его. Ведь если форма солдату велика, если ему даже не смогли подобрать по росту – значит это совсем юный воин, возможно,  даже мальчишка.  Почему выбран он, а не какой-нибудь мускулистый, сильный? Наверное, потому, что главная черта героя – сила духовная.
    Ученик. Я разовью эту мысль в другом направлении. В книге  Рубановой о поэте есть детские фотографии Высоцкого. На  них он – мальчишка лет  7- 8 в военной форме. На одной из этих фотографий рядом с ним его отец – офицер, участник Великой Отечественной войны. (Слайд № 10)
    Учитель. Из воспоминаний отца поэта Семена Владимировича Высоцкого, участника боев за Украину, Польшу, Берлин, освобождавшего Прагу. Семен Владимирович Высоцкий – Полковник, награжден 4-мя боевыми орденами и 12-ю медалями: ( Слайд № 11)
    Я, конечно, много говорил Володе о Парижской операции и других боях, в которых мне довелось участвовать. Он, вообще, когда у нас дома заходила речь о войне, напрочь  забывал обо всем – об уроках, об играх с друзьями. Часами мог слушать взрослых. После окончания войны я остался служить в небольшом красивом немецком городке. Туда же в январе 1947 года переехали из Москвы моя  жена и Володя. Прожили мы там 2 года. Каким он был тогда? Да, пожалуй, самым обычным. Играл в казаки-разбойники, лазал по деревьям, часами пропадал на речке, хотя купаться там было  небезопасно: еще не выловили со дна снаряды и мины…   Бывало, вместе с дружками находили в лесу патроны, бросали их в костер…Вообще, парень рос боевой. Думаю, он годков на пять будь постарше, во время войны наверняка бы удрал на фронт.
    Учитель. Представьте: 9 мая 1945 года. Весть о том, что фашистская Германия капитулировала,  уже долетела до самых окраин Родины, а в это время еще шли тяжелые бои за Прагу, в которых сражался отец поэта. Жена и сын, уже радуясь вместе со всеми, глядели в победное небо Москвы, расцвеченное салютом, а в этот миг их самый близкий человек еще стоял на краю гибели. Это мгновенье, в котором слились уже и еще радость и боль, горькая память и светлые надежды, мне думается, навсегда запечатлелось в сердце поэта. Он не только написал об этом в своих стихах и песнях, но и придумал эмоциональную окраску этого мгновения всему своему творчеству: грусть и надежда у Высоцкого неразделимы, как,  например. В песне о конце войны.
    (Звучит « Песня о конце войны») (Слайд № 12)
    Учитель. Для этого стихотворения характерно чувство тревоги. Тревоги за мир , добытый такой дорогой ценой. Это чувство беспокойства , тревоги пронизывает все творчество поэта. Не случайно сборник назван «Нерв». Высоцкого интересуют, прежде всего, такие ситуации, в которых характер раскрывается до конца. В стихотворениях и песнях военного цикла – это мгновения между жизнью и смертью. Об одном из них мы уже говорили сегодня,  в   другом – «Як – истребитель»- рассказывается о гибели боевого самолета. Стихотворение посвящено двум героям, двум товарищам – погибшему в воздушном бою Николаю Горбунову и поклявшемуся на могиле друга мстить врагу до победы дважды герою Советского Союза Скоморохову.
    (Звучит песня « Як – истребитель») (Слайд № 13)
    Учитель. Давайте попробуем представить образный мир песни. Это стихотворение построено на метафоре. По такому же принципу созданы многие стихотворения Высоцкого: у него есть целый цикл, посвященный лошадям – умным друзьям человека. Лошади тоже говорят, думают и чувствуют,  как люди. Говорят не только лошади, но и волки, на которых человек затеял жестокую охоту с вертолета. У Высоцкого плачут скалы, в которых живет горное эхо, поют корабли, и  судьбы этих кораблей похожи на людские. Здесь и метафора и перевоплощение  ( в переносном   смысле, конечно,)  поэта – певца в истребитель. В этой песне, наверное , как и во многих других, выражена личность самого поэта. « Як – истребитель» - одна из его любимых песен.
    Ученик. Рассказывая о Высоцком, его товарищи часто цитируют его строки. Во многом из этих строк – его характер: « Но тот, который во мне сидит, опять заставляет в штопор…». Приводя их, Алла Демидова пишет: « Он был неповторимым актером. А при  всем  этом  какая- то самосъедающая неудовлетворенность и нечеловеческая работоспособность. Я не  помню Высоцкого просто сидящим или ничего не делающим, не видела его праздно гуляющим или лениво,  от нечего делать болтающим с приятелями. Всегда и во всем стремительность и полная самоотдача, вечная напряженность, страсть, порыв, крик. Предельные ситуации, когда надо выкладываться до конца, до изнанки.
    Ученик. Я хочу вернуться к вопросу ,  с которого мы начали разговор о стихотворении, - к его  образному миру. Рассказ , который я сейчас услышал, натолкнул меня  на мысль. что поэт, будто маг, перевоплощаясь в других людей и даже в предметы, в то же время передавал свои мысли и чувства. Поэтому даже такая песня, как « Як – истребитель», написанная от лица самолета, в основе своей реалистична, потому что передает реальность мироощущения.
    Учитель.  Не только мироощущения, но и деталей. Драматург Володарский рассказывал о том, как однажды военные летчики уверяли его, что « Як – истребитель» написан воздушным ассом. А сам Высоцкий получал письма от « однополчан», которые спрашивали, не тот ли он Высоцкий, который воевал на  1-м Украинском или выходил из окружения под Оршей…
    Ученик. Как человеку, никогда не воевавшему, удалось создать исключительно правдивые произведения о войне?
    Ученик. У Высоцкого есть замечательные слова: « Мое поколение мучает чувство вины за то, что опоздали родиться». Своим творчеством он как бы «довоевывал».
   Ученик.  Он не только  « довоевывал». Он любил писать о сильных и красивых людях. Их он находил среди героев – известных и неизвестных – Великой Отечественной войны.
    Учитель. Есть у Высоцкого стихотворение о войне, которое Роберт Рождественский по праву, как мне кажется, назвал лучшим, - « Он не вернулся из боя».  Послушаем его.
    (Звучит песня « Он не вернулся из боя») (Слайд № 14)
    Учитель. Исследователи называют это стихотворение одной из самых странных эпитафий. Как вы думаете почему?
    Ученик. Наверное, потому, что оно оставляет какое – то странное чувство: друг погиб, а его оставшийся в живых товарищ перечисляет претензии к нему..
    Учитель. А если бы  наоборот? Если бы он говорил о друге только  хорошее?
    Ученик. Это был бы образ идеального, ни в чем непогрешимого человека. Но  ведь так не бывает. Мы не поверили бы такой песне.
    Учитель. Значит «Не лгать ни единой буквой» - этот девиз поэта отразился и на художественных особенностях песни.
    Ученик. Да, и хочется обратить внимание на точность даже тех деталей, которые вроде не имеют никакого отношения к образу погибшего друга: « отражается небо в лесу, как в воде…». Но подумав,  вдруг понимаешь: « Да ведь это раннее утро, выпала роса, и в ней отражается небо, и поэтому лес стал таким голубым. То самое утро, которое так любил друг!»
    Ученик. Я представляю себе эту сцену так:  раннее утро напомнило бойцу о погибшем друге, сделало его боль утраты еще острее… И тут ,увидев, как красива, как чиста утренняя природа, боец вдруг понял, какой духовно отзывчивый ко всему прекрасному человек жил рядом с ним. Вот почему стихотворение заканчивается словами: « Это я не вернулся из боя».
    Учитель. Сравните это стихотворение  с  тем, что мы читали о Великой Отечественной войне. Какие общие черты мы можем отметить?
   Ученик. Эта песня очень близка по тематике  к  стихотворению Твардовского « Я убит подо Ржевом» и  повести   Б. Васильева « А зори здесь тихие». В обоих произведениях показана невосполнимость утраты , они пронизаны чувством трагизма.
    Учитель. Можно было бы сказать точнее: эти произведения сближает чувство всеобщей человеческой связанности. Мысль о всеобщем человеческом братстве, единстве всего живого пронизывает все творчество Владимира Высоцкого. Об этом стихотворение « К вершине», посвященного памяти грузинского альпиниста М. Хергиани.
    (Звучит песня « К вершине») (Слайд № 15)
    Учитель. Каким  вы видите мир гор Высоцкого?
    Ученик. Он добрый: « горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины», «Если ты о помощи просил, громким эхом отзывались скалы», «каждый камень грудью прикрывал , скалы сами подставляли плечи».
    Ученик. Природа у Высоцкого одушевлена. В том, как возникают метафоры, чувствуется что-то  есенинское: человек – частица природы, мироздания.  Для лирики Есенина тоже характерна идея единства всего земного.
    Учитель. Почему стихотворение названо « К вершине»?
    Ученик. Смысл названия как бы двоится: это и  альпинист, стремящийся к покорению вершины, и символ духовного совершенства человека.
    Учитель. Мне кажется, что эта мысль заслуживает внимания. К духовному совершенствованию стремился всю жизнь и сам поэт. Нравственный максимализм – таким было  его отношение к людям, но, прежде всего  -  к себе.
    (Стихотворение « Дурацкий сон,  как кистенем,  избил нещадно»)
    Ученик. А я думаю, на вершину может взойти только тот, кто не трусит, кто честен. Альпинист не поверил расхожему мнению, что  умный в горы не пойдет. Он поверил горам, и поэтому они ему помогают – подставляют плечи. В известной песне Высоцкого « Скалолазка» этот мотив тоже звучит: автор сначала удивлен, зачем подниматься на Эльбрус – он и с самолета виден здорово. И лишь потом понимает , что истинное счастье в преодолении , в стремлении к вершине, когда весь мир перед тобой -  ты счастлив в нем.
    Учитель. Кстати, прообраз героя песни – грузинский альпинист Хергиани – был именно таким человеком: прекрасный спортсмен  ( «горный  тигр» - называли его друзья), смелый, мужественный, он не признавал мужской трусости. Хергиани любил свою Родину, любил горы, в которых родился. Там, в горах, он и был похоронен. (Хергиани трагически погиб в Италии). Вот в чем смысл последней строки песни: « Наклонятся горные хребты самым прочным в мире обелиском».
    Ученик. Знаете, я сегодня заметил, что почти все песни и стихи, о которых мы сегодня говорили, посвящены погибшим героям, погибшим друзьям. Вспомнились строки Высоцкого:
Возвращаются все, кроме верных друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
    Ученик. А мне кажется, что это мнение не совсем верно. Ведь сам поэт в одном из стихотворений сказал: « Я не люблю фатального исхода ». Просто он очень дорожил своими друзьями. Вот что писал его друг, актер В. Золотухин: «Владимир Семенович был человеком увлекающимся , импульсивным, идущим   в своих симпатиях и антипатиях до конца: уж если друг, то лучший и никакой другой, а если враг, то руки не подаст и лицемерно улыбаться не станет. Нашу  с ним дружбу и совместную работу почитаю за счастье и драгоценнейший подарок судьбы».
    Учитель. Драгоценнейший подарок… У Высоцкого есть прекрасное стихотворение, посвященное другу. Я прочитаю вам отрывок.
    (Отрывок стихотворения « Песня о друге»)
Когда размышляешь над тем, чем привлекает поэзия Высоцкого, вдруг начинаешь понимать – искренностью. В ней нет  никакой фальши. Жил и писал так, как чувствовал. Я предлагаю  прослушать песню ,  которая является не только одной из лучших, но и отражает яростное стремление  Владимира Высоцкого к правде в человеческих отношениях.
    (Звучит песня « Я не люблю») (Слайд № 16)
    Учитель. «Я не люблю» - нравственная форма отношения к человеческим порокам, но было бы ошибочно определять ею весь внутренний мир поэта. Этот мир,  на мой взгляд, полон любви и добра. Только так воспринимая мир, можно было написать: «Я люблю то же, что дышу и живу».
    (Стихотворение « Баллада о любви») (Слайд № 17)
    Учитель. Какой  предстает страна любви Высоцкого?
    Ученик. Я увидела ее прекрасной. В ней живут счастливые люди. Влюбленные. Их души бродят в цветах, дышат вечностью. Мне кажется, это стихотворение должны знать все, кто хочет встретиться с настоящей любовью. Оно учит нас беречь ее – ведь это такое счастье!
    (Стихотворение Высоцкого, посвященное Марине Влади) (Слайд № 18)                             В. Высоцкий
Нет рядом никого, как ни дыши.
Давай с тобой организуем встречу!
Марина, ты письмо мне напиши -
По телефону я тебе отвечу.


Пусть будет так, как года два назад,
Пусть встретимся надолго иль навечно,
Пусть наши встречи только наугад –
Ты все поймешь и ты простишь, конечно.

Не видел я  другой такой руки,
Которая бы так меня ласкала, -
Вот по таким тоскуют моряки, -
Теперь моя душа затосковала.

Я песен петь не буду никому -
Пусть, может быть, ты этому не рада, -
Я для тебя могу пойти в тюрьму -
Пусть это будет за тебя награда.

Не верь тому, что будут говорить,
Кроме тебя мне никого не надо.
Еще не раз мы будем вместе пить
Любовный вздор и трепетного яда.

    Учитель. Песни Владимира Высоцкого – это  прежде всего авторское исполнение под  собственный аккомпанемент на гитаре. В 1973 году на Всесоюзной студии грамзаписи был создан инструментальный ансамбль «Мелодия» и В. Высоцкий, до этого эпизодически записывающий с ансамблями песни к кинофильмам, загорелся желанием записать большую программу с «Мелодией». Предполагаемые сроки записи совпадали с приездом в Москву Марины Влади,  и Володя определил программу их совместной пластинки .Аранжировки  песен очень точно отражают яркий, эмоциональный накал, присущий песням В. Высоцкого. На записи всем артистам ансамбля  невольно передавались  его энергичная творческая заряженность и работоспособность. Марина Влади писала, волнуясь, сомневаясь в правильности проникновения в непростые и «колючие» образы песен В. Высоцкого. Но неоценимая творческая поддержка Высоцкого помогла  ей преодолеть те небольшие трудности, которые возникали на записи. Пластинка получилась очень лиричной.
    (Звучит песня Высоцкого в исполнении Марины Влади «Я несла свою беду») (Слайд № 19)
    Ученик. Из воспоминаний актрисы театра драмы и комедии на Таганке Аллы Демидовой: « Сегодня часто сетуют, что женщины растеряли свою женственность, а мужчины переняли много женских черт: слабость , отсутствие воли и постоянное прислушивание к собственному состоянию и настроению… Высоцкий – один из немногих актеров, а в моей практике единственный партнер, который постоянно вел мужскую тему. Кого  бы он ни играл, все это были люди мужественные, решительные, испытавшие не один удар судьбы, но не уставшие бороться,  отстаивать свое место в жизни. Вся энергия была направлена на безусловное преодоление ситуации… в любой безысходности  искать исход. В беспросветности – просвет. Не думая о том,  возможен ли он. И во всех случаях знать и верить: еще не вечер!»
    Учитель. Раз уж мы заговорили о Высоцком – актере, наверное, нельзя не вспомнить известное высказывание о нем: « поэт, рожденный театром». Может быть, немногие знают, что Высоцкий играл Маяковского в спектакле «Послушайте!», им  блистательно сыгран   Хлопуша  в « Пугачеве» Есенина. Вообще, в его актерском репертуаре -  в основном классика: Гамлет в трагедии Шекспира, Галилей в пьесе Бертольда Брехта, Лопахин из чеховского «Вишневого сада», Свидригайлов из  «Преступления и наказания» .Ролей много, но любимая одна – Гамлет.
    Ученик. В необыкновенно жаркий день, 25 июля 1981 года, в неслыханно душном зале театра на Таганке актеры играли сцену из «Гамлета», где принцем был отсутствующий Высоцкий. ( Партнеры обращались к тому месту, где он прежде стоял, он же, невидимый, отвечал магнитофонным голосом). Эффект отсутствия в особой форме напоминал о вечном присутствии.
    Учитель. Все уходят из жизни, но он ушел слишком рано. Может вовремя для себя как для большого поэта, но не для нас, любящих его и желающих радоваться его творчеству. Он оставил нам много песен. Песен разных: гениальных, талантливых, плохих , но никогда «никаких». И за  одно только это мы сохраним имя Высоцкого в наших озаренных им душах.
    Звучит   стихотворение В. Высоцкого  «Последний приют» (Слайд № 20)

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЮТ
Спасибо друг, что посетил
Последний мой приют.
Постой один среди могил,
Почувствуй бег минут.
Ты помнишь, как я петь любил,
Так распирало грудь,
Теперь ни голоса, ни сил,
Чтоб губы разомкнуть.
И воскресают, словно сон,
Былые времена,
И в хриплый мой магнитофон
Влюбляется страна.
Я пел, и грезил, и творил —
Я многое успел,
Какую женщину любил!
Каких друзей имел!
Прощай, Таганка и кино!
Прощай, зеленый мир!
В могиле страшно и темно,
Вода течет из дыр.
Спасибо, друг, что посетил
Приют печальный мой.
Мы здесь все узники могил,
А ты — один живой.
За все, чем дышишь и живешь,
Зубами, брат, держись,
Когда умрешь, тогда поймешь,
Какая штука — жизнь…
Прощай! Себя я пережил
В кассете «Маяка».
И песни, что для вас сложил,
Переживут века!
Написал 23 июля 1980 года.
Умер 25 июля 1980 года

      (Слайд № 20). Памятник В. Высоцкому
    Учитель. Высоцкий написал этот стих за два дня до смерти. Похоронен Владимир Высоцкий на Ваганьковском кладбище в Г. Москве. Эта бронза  воплощает героический миф, народное представление. Ведь и сам Высоцкий всегда хотел быть победителем. В песнях слышно, как хочется ему, как нравится быть сильным, жестким, уверенным, твердо знать, чего хочешь, чего не любишь. Преодолеть все и добиться во что бы то ни стало. Какую строку, какой иступленный стих хотел изваять скульптор:
Рвусь из сил, из всех сухожилий.
    О, какая маета ,какая неутомленность колобродила в человеке,  водила, гоняла, давила! Да, представляю себе: как нелегко, неуютно с ним было близким, даже самым любимым, а может быть, им-то особенно. « … Он, мятежный, просит бури» всегда потому, что парус лишь тогда и ощущает себя парусом, когда наполнен ветром, упруг и мощен, как же ему без бури...?»
    (Звучат  стихотворения   В. Гафта  и В. Солоухина)

В. Солоухин
Хоть в стенку башкой,
Хоть кричи, не кричи...
Я услышал такое в июльской ночи,
Что в больничном загоне,
Не допев лучший стих,
После долгих агоний
Высоцкий затих.

Смолкли лучшие трели,
Хоть кричи, ни кричи...
Что же вы просмотрели,
Друзья и врачи?
Я иду, как в тумане,
Вместо компаса злость.
Отчего, россияне,
Так у нас повелось?

Только явится парень
Неуёмной души
И сгорит, как Гагарин,
И замрёт, как Шукшин,
Как Есенин повиснет,
Как Вампилов нырнёт,
Словно кто, поразмыслив,
И стреляет их влёт.

До свидания, тёзка,
Я пропитан тобой!
Твоей рифмою хлёсткой,
Твоей хлёсткой судьбой.
Что там я?  Миллионы,
А точнее – народ,
Твои песни - знамёна
По жизни несёт!

Ты был совесть и смелость
И личность, и злость!
Чтобы там тебе пелось
И, конечно пилось
В звоне струн, в ритме клавиш
Ты навеки речист...
До свиданья, товарищ
Народный Артист!

В. Гафт

Всего пяток прибавил бог к этой цифре 37,
Всего пять лет накинул к жизни плотской.
И в 42 закончил Пресли и  Дассен,
И в 42 закончил наш Высоцкий.

Не нужен нынче револьвер, чтоб замолчал поэт,
Он сердцем пел - и сердце разорвалось!
Он знал - ему до смерти петь, не знал лишь сколько лет,
А оставалось петь такая малость.

Но на дворе двадцатый век, остался голос жить,
Записан он на дисках и кассетах.
А пленки столько на земле, что если разложить,
То можно ею обернуть планету.

И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий.
Что нам Дассен, о чем он пел, не знаем мы совсем -
Высоцкий пел о нашей жизни скотской.

Он пел о том, о чем молчат, себя    сжигая, пел,
Свою большую совесть в мир обрушив.
По лезвию ножа ходил, винил, кричал, хрипел
И резал в кровь свою и наши души.
 
И этих ран не залечить и не перевязать,
Вдруг замолчал - и холодом подуло...
Хоть умер от инфаркта он, но можем мы сказать:
За всех за нас он лег виском на дуло.

    Учитель. Июль 1980 года стал пеклом боли для современников Высоцкого и навряд ли станет прохладой воспоминания для других поколений, но и у них в календаре будет январь, чтобы радоваться дню его рождения. Прослушайте стихотворение, посвящённое памяти Владимира Высоцкого, написанного школьницей, вашей сверстницей живущей в XXI веке.
И писал он, как жил…

Смолкли струны, не звучит аккорд,
Пыль покрыла на гитаре гриф.
Не успел закончить пару строк –
Вот и все , разгадан смерти шифр.
Каждый год  ,как шаг, ведущий  в бездну,
«Сорок два»- стучит в висках опять.
Смело, дерзко, рьяно, по-простому нежно
Сорок два лишь смог ты отшагать
Но укором резким и колючим
В сторону предвзятых убеждений
Ты оставил гнев словес могучих
Из написанных тобой стихотворений.
Только кажется, что смолкли твои струны,
И притуплен карандаш творенья –
Ведь остался ты навеки мудрым,
Ну а слово не подвластно тленью!
Пусть кричат словесные пройдохи,
Что в стихах твоих чернее ночи грезы.
Ты писал, как жил, а жил достойно –
В строках нет подгнившей жизни прозы.
И не просто песня у тебя рождалась,
И не просто слово к слову в рифме,
Под гитару сердце разрывалось,
Требовало правды, только правды в жизни.
И пускай ты жил, как в волчьей стае
Среди тех, кто строк твоих не понял,
Рвали, запрещали, гнали, гнали…
Все же выжил ты, и твой талант не сломлен.
 И пусть вихрем  пронесутся годы,
Ты запомнился всем скромным и серьезным:
В руки взял гитару, обнял все аккорды.
С текстом новой песни замер в час тревожный.

Комментариев нет :

Отправить комментарий