Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

9 марта 2017 г.

Разработка родительского собрания «Семья – малая церковь»

Василенко Елена Владимировна
учитель начальных классов,
ГУ «Луганская школа Ι-ΙΙΙступеней № 11»

Разработка родительского собрания

«Семья – малая церковь»

    Цель:
•    Раскрыть понятие «малая церковь».
•    Рассмотреть иерархию семейных отношений.
•    Объяснить значение родительского благословения для детей.
•    Исследовать влияние духовной наследственности.
•    Показать роль личного примера в воспитании детей.

    На родительском собрании используется презентация. Родительское собрание состоит из лекционных блоков, после которых следуют творческие задания для родителей.

1. Понятие «малая церковь».

-   Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о значении семьи в жизни каждого человека, и узнаем, почему семья является «малой церковью».

(Слайды 1-2).
-   Чем в вашем представлении является семья? (Ответы родителей).


Семья – группа живущих вместе близких родственников. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1995. – 928 с.).
-   Почему семья считается «малой церковью»? Выражение «семья - малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их и «домашнюю церковь» (Рим. 16:4). Первая семья появилась в раю и получила заповеди от Бога: возделывать Райский сад (трудиться); владеть всей землёй (заботиться о ней); наполнять Землю (рождать детей); не есть плодов с древа познания добра и зла (заповедь поста, воздержания). «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5-6).  Все эти заповеди актуальны и для современной семьи: чтобы выжить и прокормить семью, человек должен трудиться, заботиться о земле, как о своём родном доме, рождать детей, чтобы умножалась любовь в мире и продлился род человеческий, вести воздержанный образ жизни, чтобы не стать рабом греха. (Слайд 3).

2. Иерархия семейных отношений.


    Мир устроен таким образом, что везде соблюдается иерархия и этим самым поддерживается порядок: есть Ангелы, Архангелы и т.д. В семье также есть своя иерархия. Существует поговорка, что настоящая любовь не там, где оба смотрят друг на друга, а там, где оба смотрят в одну сторону, то есть, на Христа. Поэтому, мужу глава – Христос, жене глава – муж, а дети должны расти в послушании отцу и матери и старшим членам семьи. Апостол Павел в первом послании к коринфянам писал: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). Иногда причина непослушания детей кроется в том, что дети видят дома частые ссоры членов семьи и неподчинение матери отцу. Жена не должна брать на себя роль главы семьи. В тех семьях, где главенствует жена – наблюдается полное отсутствие гармонии. И,  как правило, страдают от этого оба – муж и жена. Посмотрите  притчу о счастливой семье. (Слайд 4). (Навести мышку на название – Притча «Счастливая семья» видео – и сделать щелчок правой кнопкой мыши).

    Притча «Счастливая семья»

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав. А другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
-   Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы всё гладко и тихо.
Пришёл тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадёт. Но тут её мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.  «Ох, что сейчас будет!» - думает сосед. Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
-   Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила. 
-   Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришёл он домой расстроенный. Жена к нему:
-   Ну что ты так долго? Посмотрел? 
-   Да! 
-   Ну и как там у них? 
-   У них-то все виноваты. А вот у нас все правы…

Беседа:

-   Почему притча называется «Счастливая семья»?
-   Как вы понимаете последнюю фразу из притчи?


Творческое задание. (Слайд 5).

-   Посчитайте, сколько родственников в семье:
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка.
А самый младший я,
Какая же у нас семья?        
(6 человек – дед, бабушка, отец, мать, сын и дочь).

3. Значение родительского благословения для детей.


    Огромное значение в жизни детей имеет родительское благословение. Благословение – обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1995. – 928 с.)
    Дать согласие, соизволение, разрешать, дозволять, в своем роде тоже называется благословением.  Например: благословить сына на женитьбу, в дальнюю дорогу. Родители имеют власть благословлять детей,  и родительское благословение обладает необыкновенной силой.
    Благословение во всех отношениях противоположно проклятию.
Важность родительского благословения хорошо понимали в древности. Библия подчеркивает это в истории Исава и Иакова, сынов Исаака. «Кроткий, живущий в шатрах» Иаков (Быт. 25:27), чтобы получить благословение отца, которым пренебрег его брат Исав, по научению своей матери решается на обман, и даже рискует быть проклятым. Получив таким образом благословение, он вскоре уходит из родительского дома, боясь мести брата. Уходит с котомкой и посохом в руках, тогда как брат его Исав наследовал все отцовское имение (Библия говорит, что Исаак был очень богат – (Быт. 26:13-14).  Но Иаков уносил с собой и невидимое отцовское благословение. В конце концов, ко времени возвращения на родину, имения у него было не меньше, чем у Исава (Быт. 30:43). Итак, устами Исаака  Сам Бог благословил Иакова. И доныне его потомки имеют благословение, данное когда-то их праотцу Аврааму.
    Иисус Христос Сам благословлял детей. (Слайд 6). «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13-16).
    Есть такая пословица: «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит!» В Библейском понимании благословение – это духовный акт. Благословить  - это передать человека под Божье покровительство. В историческом христианстве - это особый знак рукой или возложение рук на голову, что символизирует передачу благословляемым Божьей благодати. 
    Есть и другая сторона во взаимоотношениях детей и родителей, когда из уст родителей и детей в отношении друг друга произносятся злословие, т.е. они произносят плохие и недобрые слова. При этом ребёнок, особенно маленький, чистое открытое сердце, воспринимает родительские  слова очень серьёзно, его душа переживает и остро реагирует как на любовь, так и на нелюбовь, когда её таким словесным образом проявляют. Особенно опасно произносить злословие, глядя в глаза ребёнку или внушать ему, что он ни на что в жизни не способен. Последствия такого поведения родителей ужасны и непредсказуемы.
    Потом родители очень удивляются, что дети непослушны, у них совершенно другие ценности, они не понимают, не уважают, не слушают старших. И если произнесённые благословения для детей поддерживают их, правильно направляют в жизни, ободряют, дают силы преодолевать препятствия, делают их жизнь духовно устойчивой, то злословие (или проклятие) разрушает их жизни.
    Психолог Эрик Берн в книге «Люди, которые играют в игры» пишет, что у ребенка, которому родители кричат: «Ты точно кончишь в дурдоме!», есть два варианта. С одной стороны, попасть туда в качестве пациента, а с другой стороны – в качестве врача. (Эрик Берн. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2003. – 576 с.).
    Ученые доказали, что ужасные поступки людей, и даже проклятья, ругань, меняют генотип человека. Оказывается, например, что если родители проклинают ребенка, - то у ребнка возможны генетические мутации. Психологи также доказали, что если женщина до рождения ребенка сделала аборт, то следующий ребенок обязательно будет страдать разнообразными фобиями и страхами. Очевидно, что гибель плодов в матке оставляет там какие-то гормоны страха.
    Теперь рассмотрим обратную связь родительского благословения и Божьего повеления детям, т.е. заповедь с обетованием (с обещанием от Господа). «Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе» (Исх. 20:12). То есть, здесь действует духовный закон: будешь уважать родителей и заботиться о них, - долго проживёшь на земле. Повинуясь родителям, фактически, дети повинуются Господу, а это благо в их жизни. «Тому, кто с детства оказывается приученным к почитанию родителей, естественнее перейти и к почитанию Бога и к переживанию Его именно как небесного Отца». (Протоиерей Владислав Свешников. «Очерки христианской этики»).


Творческое задание. (Слайд 7).

-   Что будет, если…

  1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
  2.  Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  3.  Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  4.  Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  5.  Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
  6.  Ребенок растет в честности, он учится ... (быть  справедливым).
  7.  Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
  8.  Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
  9.  Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
  10.  Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).


4. Влияние духовной наследственности.


    Издавна народная мудрость подметила влияние родителей на своих детей. «Каков отец, таковы и детки», «Каково семя, таково и племя», «Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын», «Мать праведна – ограда каменна», «От доброго корня добрая и поросль», «От лося – лосята, от свиньи – поросята», «Яблоко от яблони недалеко падает». 
    Наследственность – свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. – М.:АЗЪ, 1995. – 928 с.) 
    Биологическая наследственность – наследование биологических качеств родителей. Духовная наследственность выражается в том, что дети получают от родителей такой потенциал духовных энергий, каким он был у родителей к моменту зачатия младенца. Иными словами, детям передаются и могут в них закрепляться не только родительские пороки, греховные привычки и безблагодатность, но и прямо противоположные качества родителей: любовь к Богу и добродетели.
    Наследственный закон не абсолютен и не предопределяет поведение детей. Он отнюдь не отменяет свободу их воли, а это значит, что ребенок из неблагочестивой семьи может, если захочет, с помощью Божией и Таинств св. Церкви изменить действие наследственного закона, сознательно удерживаясь от грехов, которыми страдают его родители. Точно также и ребенок благочестивых родителей может сознательно выбрать путь богоборчества. И тех и других примеров история приводит нам достаточно. Протоиерей Владислав Свешников в своих «Очерках христианской этики» указывает на определенную генетическую обусловленность греха (страсти): «Существуют наблюдения, как один и тот же не только род, но и вид, форма греха передаются в течение многих поколений. (Конечно, лишь как склонность, потому что иначе всякая борьба в области нравственной жизни никогда не приводила бы ни к каким результатам).
    Духовно-промыслительная связь болезни с грехом существует всегда, но не всегда — медико-психологическая. С одной стороны, чем больше согрешают и чем слабее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок будет больным. С другой стороны, чем меньше согрешают и чем сильнее каются родители, тем больше вероятность, что их ребенок вырастет здоровым. Здесь речь идет о состоянии души и духа. Но поскольку телесное здоровье во многом зависит от душевного и духовного, то данный вывод применим и к здоровью тела». Иногда родители рассуждают таким образом: «Нам уже каяться поздно, мы и так прожили свою жизнь, а дети пусть каются, живут благочестиво». Это большое заблуждение. Если хочешь, чтобы дети были чисты и послушны, жили счастливо, нужно исправлять свою собственную жизнь: «Блажен  муж,  боящийся  Господа  и  крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится».  (Пс. 111: 1-2). Таким образом, исследования в области генетики лишь подтверждают духовные закономерности, много веков назад открытые человечеству в слове Божием» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. ХII. Проблемы биоэтики. Раздел ХII. 5». Цит. по: 7: 355). 
    Недаром святитель Филарет Московский заканчивает свою «Беседу о благословенном рождении детей» весьма знаменательным поучением: «Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями»... («Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5).Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры).

Творческое задание. Разбор ситуаций.
(Слайд 8). СИТУАЦИЯ №1: Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.


(Слайд 9). СИТУАЦИЯ №2: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

(Слайд 10). СИТУАЦИЯ №3: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала «спасибо» и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

(Слайд 11). СИТУАЦИЯ №4: Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.


(Слайд 12). СИТУАЦИЯ №5: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

(Слайд 13). ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

5. Роль личного примера в воспитании детей.


    Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети —свидетели,  они учатся жить у жизни.
    В памяти человека откладываются с раннего детства множество воспоминаний, которые влияют потом на всю его дальнейшую жизнь. Запоминаются два типа событий: либо эмоционально очень яркие, либо те, что повторяются часто. Поэтому родителям стоит регулярно демонстрировать правильное поведение, изо дня в день приучать детей к моральным ценностям. Как писал по этому поводу А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение». (Макаренко А. С. Книга для родителей: (лекции о воспитании детей) / Макаренко Антон Семёнович. – Петрозаводск: Госиздат Карел. АССР, 1959. – 439 с.).
    Мудрая пословица гласит: «Всё, что ищешь – ищи в себе». Плохо не то, что дети нас не слушают, - а то, что они всегда смотрят, что мы делаем. То есть, что бы мы ни говорили, они смотрят на нас, они всегда видят. С другой стороны, это хорошо для нас, потому что, если мы начинаем делать правильные вещи, то после этого можно даже не говорить ничего детям, они всё правильное впитают без нотаций.
    Человек на протяжении своей жизни стремится подражать жизни святых и старается стать подобным Богу. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).  Так и дети, учась жизни, постоянно неосознанно подражают взрослым.
    Психолог Марина Смирнова в своей статье «Личный пример родителей» пишет: «Дети от мамы переносят образ мира на то, что мама им показывает. Детям все равно, по крайне мере пока они маленькие, на то, что творится в мире. Они смотрят на маму. Если мама испугалась, значит там страшно, если мама веселая, значит там хорошо».
    Все основные жизненные впечатления дети получают в возрасте от 0 до 5-6 лет. Они подражают взрослым, учась жизни. Если ребёнку рассказывают, что врать нехорошо, а дома он видит, как родители могут кого-нибудь обмануть, то его жизненные ориентиры меняются в худшую сторону. Если родители говорят, что курить вредно, а сами дома курят, то ребёнок, вырастая, может с гордостью говорить: «Когда я вырасту, то у меня будет много сигарет, и я буду курить». Если родители хотят, чтобы ребёнок много читал, а сами не читают книг, то ребёнка будет очень трудно приучить к чтению. И, наконец, если ребёнок до 9 лет не видел, как люди трудятся и сам никогда не трудился, то его практически невозможно будет приучить к труду и он может вырасти тунеядцем или вором. 
    Многие святые люди владели различными профессиями, зарабатывая себе на жизнь.  Господь наш Иисус Христос работал с 12 до 30 лет. (Слайд 14). Его руки были в мозолях. Тот, которому служат Ангелы, зарабатывал себе дневную пищу. А потом, когда вышел на проповедь, трудился ногами, сердцем, снимал с людей телесную и духовную проказу.
Творческое задание. (Слайд 15).
 -   По вашему мнению, сколько лет этому совету?
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому:
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Себастьян Брант, 1496 год.

Заключительная часть.


-   Уважаемые родители, о чём бы мы с вами не говорили: о семейных отношениях, о детях, - всё это основывется на любви и без любви не может существовать. Как сказал Апостол Павел в своём послании к коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и знание упразднится» (1Кор. 13:4-8).
    -   Посмотрите клип на стихи автора данной разработки. (Слайд 16).  (Навести мышку на название – Стихотворение «Любовь» видео – и сделать щелчок правой кнопкой мыши). Желаю всем успехов в воспитании детей и не забывайте, что семья является «малой церковью».

                    Любовь                                
                                               Е. Василенко
Однажды в мире родилась Любовь.
Росла смиренно, тихо, незаметно.
Для тех, кто был принять её готов,
Она не оставалась безответной.

И там, куда ступить она могла,
Светлели лица и глаза блестели,
И таял снег, и уходила мгла.
Сердца преображённые теплели.

Свекровь невестку хочет осудить:
«Какая нерадивая хозяйка!»
Не может шагу без меня ступить,
И просто неумейка и незнайка».

Свекровь к невестке быстро подошла.
Любовь тихонько между ними встала:
«И я такой неопытной была», -
Подумала свекровь и замолчала.

Взглянув в наивно-чистые глаза,
По-матерински проронив слезинку,
«Прости меня, родная», - лишь сказав
И получив ответную улыбку,


Свекровь продолжила: «Я научу тебя
Всему тому, что знаю и умею.
Когда свекровью станешь, то любя
Ты обходись с невесткою своею».

Сын на отца обидеться хотел,
Что времени ему отводит мало.
Собрался с мыслями, но не успел:
Любовь тихонько между ними встала.

Сын подошёл к отцу, решительно сказал:
« Позволь помочь тебе», - и обнял крепко.
«Спасибо, сын, -  и голос задрожал, -
Прости, что вместе мы бываем редко».

Семья ведёт начало от Любви,
Любовью полнится, к любви стремится,
Не ищет, где чужие, где свои,
Любовью покрывает и хранится.




Комментариев нет :

Отправить комментарий