Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

24 октября 2018 г.

Методическая разработка занятия на тему: «Валяние из шерсти «Котик»

Сергеева А.С.,

руководитель кружка,
ГБОУ ЛНР «Стахановский Центр детского и юношеского творчества»
г. Стаханов

»

Методическая разработка занятия на тему: «Валяние из шерсти «Котик»

кружок «Изобразительное искусство

Пояснительная записка.

Данное занятие направлено на:
  • представление обучающихся о технике сухого валяния (фильцевания);
  • развитие практических навыков по изготовлению объёмной игрушки «Котик».
Изготовление объемной игрушки «Котик» (маленького размера) рассчитано на 2 учебных занятия по 45 минут. В зависимости от размера и сложности выполнения игрушки, количество занятий увеличивается. Данное занятие проводится для детей (10-14 лет) второго года обучения.

Цель: Развитие творческих способностей посредством использования техники сухого валяния и декора.

Задачи: Обучающие:
  • закрепить умения работы с шерстью и инструментом;
  • закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами, иглами.
Развивающие:
  • развивать моторику пальцев;
  • развивать навыки и умения ручного труда;
  • развивать фантазию, мышление учащихся;
  • развивать умения правильно сочетать цвета.
Воспитывающие:
  • воспитывать бережливость;
  • воспитывать бережное отношение к домашним питомцам;
  • воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
Оборудование: шерсть для сухого валяния (белая, оранжевая, голубая, синяя), губка поролоновая, игла №40.

Тип занятия: формирование умений и навыков.

Форма занятия: групповая

План проведения занятия

1. Организационная часть:
  • приветствие детей;
  • организация рабочего места.
2. Теоретическая часть. Введение (ознакомительная справка о технике валяния — фильцевания):
  • повторение основных техник при работе с непрядёной шерстью;
  • назначение иголок для фильцевания разной толщины;
  • техника безопасности.
3. Практическая часть:
  • вводный инструктаж, технология работы с иголкой для фильцевания;
  • практическая работа: закрепление непрядёной шерсти на основе из поролона, изготовление деталей и соединение их;
  • физ.минутка;
  • текущий инструктаж (педагог оказывает необходимую помощь детям в ходе изготовления игрушки, помогает оформить мордочку и силуэт котика, навести окончательный декор);
  • заключительный инструктаж (педагог дает советы ребятам по декоративному оформлению котика).
4. Итоговая часть. Подведение итогов, анализ и обсуждение готового изделия.

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Отметить присутствующих. Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимого материала.

II. Основная часть.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о домашних любимцах. Ребята, у кого дома есть животные? Скажите, а кто из вас знает, как ухаживать за домашними животными - котиками и собачками? Какие бывают кошечки? (цвет, длинна шерсти, цвет глаз). Кошечки бывают рыжие, серые, черные, полосатые и пятнистые…

Ребята, сегодня хочу предложить вам выполнить (свалять из шерсти) милого котенка.

Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству это оценить. Валяние (фелтинг, фильцевание) принадлежит к давним разновидностям рукоделия.

Понадобится совсем не много материала, при этом вы можете порадовать себя, своих близких и друзей оригинальным подарком. А если котику сделать подвесочку-петельку, игрушка автоматически становится прекрасным украшением на елку или подвеской в автомобиль.

Один-два часа работы и котик у вас в кармане.

Итак, для работы нам понадобится:
  1. Шерсть: рыжая, белая, темно-синяя, розовая, голубая.
  2. Игла №40.
  3. Поролоновая губка или подложка для валяния.
  4. Заготовка из пенопласта. (Рис. 1)

Выполнение практической работы
  1. Анализ поделки.
  • Какого цвета шерсть мы выберем? (По желанию.)
  • Из каких деталей состоит котик?
  1. Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности при работе с шерстью и иглами.
Вводный инструктаж. Очень важно помнить, что иглы для фильцевания очень ломкие, следовательно, валять ими нужно осторожно. При втыкании иглы в шерсть, она должна входить прямо и так же из неё выходить, иначе произойдет поломка иглы. Обратите особое внимание на то, что нужно беречь пальцы при работе с иглами, так как они очень острые и с зазубринами, которые позволяют сваливать шерсть.

Физминутка

Игра «Кошечка».
Дети повторяют движения кошки, имитируют её повадки.

Рано утром кошка встала,
Потянулась высоко;
Лапкой мордочку умыла
И пошла шагать легко.

Кошка с мышкой поиграла,
Полакала молока;
Лапкой ушко почесала
И на окошко спать пошла.
  1. Выполнение работы.
Из небольшой массы оранжевой шерсти начинаем формировать будущие бока кота. Должен получиться очень плотный «блинчик» неправильной формы, которую мы вскоре приваливаем к нашей заготовке. (Рис. 2)


Затем с усилием «приваливаем» то, что получилось, к заготовке из пенопласта. Теперь нужно равномерно распределить шерсть по заготовке.
(Рис.3)




Берем два одинаковых пучка шерсти (цвета выбираем по желанию), и начинаем формировать ушки, сначала на поролоновой губке. (Рис.4, 5)


Прикладываем ушко нашему котику, и иголкой закрепляем к основе. Так же проделываем со вторым ушком. (Рис.6)



Формируем из белой шерсти два одинаковых шарика (будущие глазки) и прикрепляем иглой к мордочке нашего кота, затем небольшим количеством оранжевой шерсти обрамляем глазки вокруг, что бы сделать их выразительней.
(Рис.7)


Теперь нужно коту сделать взгляд. Берем два небольших шарика из голубой шерсти и прикрепляем к основанию глаз. Чтобы сделать мордочку ярче, делаем темно синей шерстью оформление зрачков и глаз. Из такой же шерсти делаем брови. (Рис.8)



Осталось сделать носик, берем шерсть розового цвета. Сначала нужно сделать шарик на поролоновой губке, затем «приваливать» его к мордочке.
(Рис. 9)

Из шерсти темно синего цвета делаем полоску от носика вниз, это будет ротик. Вы можете сделать улыбку, или любую другую эмоцию. (Рис.10)

Осталось проявить немного фантазии, можно сделать полоски на боках, и добавить немного декора. По желанию украшаем готовую игрушку бантиком или бусинками.
III. Заключительная часть.**
Руководитель: Кто закончил работу?
  • Молодцы ребята, какие веселые получились у нас котики! Теперь у вас дома появится еще один питомец. У вас получились очень интересные и разнообразные котики.
IV. Итог урока
1. Рефлексия.
Что особенно понравилось на занятии? Почему?
Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на занятии?
Что вызвало затруднение? Почему?
2. Выставка работ.
3. Уборка рабочего места.
Ребята. Приводим рабочее место в порядок.
Занятие окончено. Всем спасибо.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
1.Поролон (пенополиуретан или ППУ) - это пена состоящая из полимеров и имеющая ячеистую структуру. ППУ бывает: высокоэластичный, формованный и латексоподобный. Основных характеристик у пенополиуретана две: плотность и жесткость (именно они отличают ППУ от поролона). Величина плотности напрямую связана со стойкостью ППУ в процессе эксплуатации, т. е. чем она выше, тем более надежен пенополиуретан и тем дольше он прослужит.
2. Валяние шерсти (Фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия_, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
3. Валяние шерсти - это техника создания из непряденой шерсти игрушек, одежды и других декоративных предметов. Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами. С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Валять натуральную шерсть можно двумя способами - мокрым и сухим. Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл, эта техника напоминает лепку. Иглы имеют специальные зазубрины, благодаря которым они подцепляют и смешивают, спутывают волокна шерсти. Классическая техника мокрого валяния подразумевает наличие нескольких факторов: шерсти, воды, мыла и рук.
  1. Фелтинг – это создание поделок из шерсти при помощи сцепления и переплетения волокон несколькими методами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГЛ ДЛЯ ВАЛЯНИЯ:
Тип Треугольная
  • Толстые иглы применяются на начальном этапе для сваливания грубых волокон.
  • Иглами средней толщины изделие можно валять от начала и до конца.
  • Тонкие иглы предназначены для финишной отделки деталей.
Тип Звездчатая
  • Иглы “звездочки” имеют четырехгранное сечение (в отличие от обычных игл для валяния с треугольным сечением).
  • Это позволяет более эффективно работать, волокна шерсти сваливаются быстрее, на финишном этапе работы они хорошо приглаживают поверхность, не оставляют мелких дырочек.
  • Игла №38 звездочка – универсальная, ею можно работать на всех этапах валяния.
Тип Кручёная "звёздочка"
  • Эти иглы - последняя новинка среди игл для валяния - могут использоваться на начальном и основном этапах валяния. Валяние «крученой звездой» ускоряет процесс сваливания шерсти, поскольку зубья на крученом стержне расположены по всему диаметру иглы, а не один над другим, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т.е. всего 16, а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния.
  • Более того, за счет своей крученой оси дырочки от иглы становятся менее заметными.
  • Идеальна для валяния игрушек.
Тип Треугольная Крученая
  • Ускоряют процесс валяния, оставляют очень мелкие дырочки. Используются как финишные.
Тип Корончатая
  • Иглы “корона” применяются для формирования “шевелюры” кукол и лохматых зверей. Насечки сделаны у кончика иглы, что позволяет ей работать только на поверхности изделия, не утапливая шерсть, а лишь фиксируя её.
Тип Обратная Треугольная
  • Используется для окончательной отделки.
  • Игла имеет обратное направление засечек, вследствие чего ворсинки шерсти вытаскиваются наружу. Такой эффект необходим при создании, например, меха животного.
  • Также позволяет доваливать изделия с обратной стороны, проткнув его насквозь (для мест с неудобным доступом, полостей и т. п.) или “начесывать” шерсть, то есть перемешивать глубоколежащие волокна с поверхностными волокнами (если они разных цветов).

Комментариев нет :

Отправить комментарий