Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

7 апреля 2020 г.

Урок по музыке в 7 классе «Симфония № 5 Л. В. Бетховена»

Учитель высшей квалификационной категории
ГУ ЛНР «ЛУВК «Интеллект»:      Грекова Н. С.


Раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Тема: «Симфония № 5 Л. Бетховена».
Тип урока: углубление и расширение знаний.


Цели.
Образовательные:
Способствовать раскрытию художественного образа Симфонии №5 Л. Бетховена; проанализировать способ воплощения замысла композитора: «через борьбу – к победе»; закрепить понимание формы сонатного allegro на основе драматургического развития музыкальных образов.Развивающие:
Содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи; развивать умение раскрывать образный строй музыкального произведения; способствовать развитию познавательного интереса; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; развивать певческие умения и навыки, добиваться эмоционального и выразительного исполнения песен.
Воспитательные:
Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
воспитывать трепетное, уважительное отношение к искусству – как части духовной культуры народа, к искусству, несущему в себе созидательный заряд, его значимости в поиске и выборе юным поколением жизненной позиции; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Формируемые УУД.
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, уважительное отношение к мнению и ответам одноклассников;
- развивать учебную мотивацию;
-самоопределение.
Регулятивные:
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность.
Познавательные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- любознательность и познавательная инициатива;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- умения обобщать знания и делать выводы.
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.

Ресурсы:
Технические средства обучения: компьютер, колонки
медиа проектор, фортепиано.
Экранно-звуковые пособия: презентация в PowerPoint.

Музыкальный материал:
Симфония № 40 В. А. Моцарта, Симфония № 5 Людвига Бетховена,
песня Е. Крылатова «Ты – человек», видеофрагмент из к/ф «Приключения Электроника».

Ход урока.

I.      Организационный момент.
1.     Музыкальное приветствие;
2.     Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания (Слайд 1).

Наш урок продолжит тему, которую вы начали на прошлом уроке, «Симфоническая музыка». Сейчас прозвучит фрагмент произведения, с которым вы знакомились, вспомните его и назовите автора.
- слушание музыкального фрагмента;
- ответы детей: В. А. Моцарт, симфония № 40.
(Слайд 2). Моцарт – австрийский композитор, один из представителей венской классической школы. Что такое венская классическая школа?
- ответы детей: это направление в европейской музыке второй половины XVIII века– начала  XIXвека.
(Слайд 3) В творчестве венских классиков выражено динамичное понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме.
Еще один композитор, которого мы относим к венской школе – Йозеф Гайдн. Именно он является основателем жанра «симфония» (Слайд 3).С этим жанром вы знакомились ранее. Вспомним, что такое симфония?
- ответы детей.
Обобщить ваши ответы и предположения сможет следующее определение (Слайд 3): симфония – это большое произведение для симфонического оркестра из четырех контрастных частей (Слайд 4).
1-я часть – быстрая, энергичная;
2-я часть – медленная, пластичная;
3-я часть – умеренная, танцевальная;
4-я часть – быстрая, торжественная.

II.  Мотивация учебной деятельности.

1.    Подведение к постановке темы урока.
Сегодня на уроке мы изучаем симфонию третьего представителя венской классической школы. Кто он?
- кроссенс – задание, которое позволяет с помощью картинок-символов определить главный объект (Слайд 5).
- ответ детей: У этого человека было жесткое музыкальное воспитание в детстве, он не носил парик, не слышал звуков, но писал музыку. Это - Л. Бетховен.
 2. Тема урока. (Слайд 6).
Симфонию № 5 Л. Бетховена.

III.           Работа по теме урока.
1.    Изложение материала.
Людвиг Ван Бетховен – немецкий композитор, бунтарь и реформатор, творческая душа которого требовала движения вперед.
Бетховен имел необычную привычку: перед тем, как начать свое новое творение, опускать голову в таз с холодной водой. Как вы думаете, почему он это делал?
-ответы детей: таким образом, он желал взбодриться, холодная вода стимулировала прилив крови к мозгу, что способствовало активной творческой деятельности.
Историки предполагают, что именно эта привычка и стала причиной его недуга. Мы вспоминали сегодня, что Бетховен потерял слух – страшнее недуга не может быть для музыканта. Узнав о приговоре врачей, Бетховен едва не покончил с собой: «Только добродетели и искусству я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством». В 31 год он написал другу горделивые слова, ставшие его девизом: «Я хочу схватить судьбу за глотку. Ей не удастся окончательно сломить меня. О, как прекрасно прожить тысячу жизней!»
В этих словах мы слышим сильного человека, способного сделать вызов судьбе и преодолеть препятствия. Нет, он не поборол недуг, он поборол себя и нашел исцеление в музыке.

2.    Слушание музыки.
(Слайд 7) В этот период он пишет свою знаменитую симфонию № 5. Музыка симфонии выражает идею творчества Бетховена: через борьбу к победе.
         Короткая тема из четырех нот, навсегда врезающаяся в память, проходит через все части (показ темы на фортепиано).
Это ГТ. Об этой сквозной теме композитор говорил: «Так судьба стучится в дверь».
Итак, ГТ – тема судьбы. Но, если есть ГТ, значит есть и ПТ. Они между собой контрастны. В сопоставлении контрастных тем лежит принцип сонатной формы. Той самой формы, которую и предложила венская школа (Слайд 8). Из каких разделов состоит сонатная форма?
- ответы детей: экспозиция, разработка, реприза и кода (Слайд 8).
В каком разделе излагаются ГТ и ПТ?
- ответы детей: в экспозиции (Слайд 8).
         ГТ и ПТ между собой обязательно контрастны. ГТ – тема судьбы звучит напористо, напряженно, ПТ – певучая, нежная начинается опять таки  мотивом судьбы. Послушайте экспозицию, подумайте, почему тема судьбы звучит часто, что мы узнаем ее даже в ПТ?
- слушание экспозиции 1-ой части симфонии № 5 Л. Бетховена;
- ответы детей: композитор писал о себе, тема судьбы – это его недуг, который преодолевать Бетховену приходилось каждый день, поэтому тема звучит снова и снова.
         (Слайд 9). Бетховен переборол себя, но не недуг. С ним боролся каждый день. Именно поэтому идеей симфонии стала фраза…
-ответы детей: через борьбу к победе!!!
         3. Закрепление материала.
/ Какое произведение изучали?
-ответы детей: симфония № 5 Л. Бетховена.
/ Закончите фразу: Бетховен – один из представителей …
- ответы детей: венской классической школы.
/ Какие композиторы принадлежат к венской школе?
- Моцарт, Гайдн, Моцарт.
/ Кто является основателем жанра симфонии?
- ответы детей: Гайдн.
/ Что такое симфония? Задание для группы детей: сложите определение из отдельных частей. (Если определение верно, то на обратной стороне карточек буквы сложатся в слово «симфония» (Приложение 1)).
/ Какую форму имеет 1-я часть симфонии Бетховена?
- ответы детей: сонатная форма.
/ В чем заключается принцип сонатной формы?
- ответы детей: в противопоставлении контрастных тем ГТ и ПТ.
/ Идея симфонии № 5 Бетховена?
- ответы детей: через борьбу к победе.

IV.            Вокально-хоровая работа.
1.     Вступительная беседа.
Эту идею (через борьбу к победе) поддерживает песня Е. Крылатова «Ты – человек» из советского к/ф «Приключения Электроника». Кто смотрел фильм? Кто такой Электроник?
- ответы детей: это робот, которого не отличить от человека.
О чем мечтал Электроник?
- ответы детей: стать человеком.
Что значит стать человеком? Не выполнять чьи-то приказы, а поступать по велению души, которой у робота, казалось бы, быть не может. Посмотрите видеофрагмент, какой признак указывает на то, что у Электроника есть душа?
-просмотр видео (Слайд 10);
- ответы детей: Электроник плачет и смеется.
         Слезы – это боль, улыбка, смех – это счастье. Путь от боли к счастью сможет преодолеть человек сильный физически?
- ответы детей: нет, душой.
Человек с сильными волевыми качествами, такие, какие мы отмечали у Бетховена, способен обрести счастье, пройдя тернистый путь. Сильному человеку подвластно все!
2.     Распевка (Приложение 2).
3.     Работа с песней «Ты – человек» Е. Крылатова (Слайд 11).
(Приложение 3).
- повтор 1 куплета;
- разучивание 2 и 3 куплета;
- дикционная работа.
V.   Рефлексия.
1.    Подведение итогов.
/ Что объединят песню «Ты – человек» и симфонию Бетховена?
- ответы детей: оба произведения призывают к действию и вере в себя, которые позволят пройти все испытания судьбы.
/ Какой слоган объединит оба произведения?
- ответы детей: через борьбу к победе (или другие варианты детей).
/ Перечислите произведения, которые сегодня звучали?
- ответы детей: симфония № 40 Моцарта, симфония № 5 Бетховена, песня «Ты – человек» Крылатова.
/ Какое из произведений вас больше впечатлило, почему?
- ответы детей.
2. Д/з: послушать финал 5 симфонии Бетховена, подумать, почему она носит торжественный характер.

Приложение 1.




ЭТО БОЛЬШОЕ




Я


МУЗЫКАЛЬНОЕ




И


ПРОИЗВЕДЕНИЕ




Н


ДЛЯ СИМФОНИЧЕСКОГО




О


ОРКЕСТРА




Ф


ИЗ ЧЕТЫРЕХ




М


КОНТРАСТНЫХ




И


ЧАСТЕЙ




С


Приложение 2.






Приложение 3.

Ты - человек

Слова Ю. Энтина   Музыка Е. Крылатова



Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.

Припев:
Но ты - человек, ты и сильный, и смелый!
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой!

Где рельсы проложили, там ходят поезда.
Куда пастух погонит, туда бредут стада.

Припев:
Но ты - человек, ты и сильный, и смелый!
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,
Пойми, не бывает дороги простой!

Теперь не доверяют, как прежде, небесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам!

Припев:
Ведь ты - человек, ты и сильный, и смелый!
Своими руками судьбу свою делай,
Иди против ветра, на месте не стой,

Пойми, не бывает дороги простой!

Презентация: Открыть

Комментариев нет :

Отправить комментарий