Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

20 января 2019 г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОНИТИ


Попова Елена Николаевна
руководитель кружка «Изонить»
ГБВОУ ЛНР «Брянковский ДДЮТ»
г. Брянка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗОНИТИ

Изонить – изображение нитью – так называют этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии здесь есть, где разгуляться. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративное панно для дизайна интерьера и использовать в оформлении элементов одежды.
Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребенка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Обучающийся вначале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приемы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно выбирает основу, нитки для своего изделия.
Работа в технике изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, терпение, развивает сенсорное восприятие, глазомер, логическое воображение, художественные способности и эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, то есть способствует развитию личности ребенка.
Обучение основам нитяной графики осуществляется на практических занятиях в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями детей. Занятия строятся на основе изучения техники, и включают обязательное выполнение специальных упражнений, тренировки по заполнению угла и окружности. При выполнении упражнений важно понять последовательность действий, построение и заполнение нитями угла и окружности.
В работе над эскизами для создания композиции в техники изонити рекомендуется использовать оба приема (заполнение угла и окружности). Смешение двух приемов даст возможность составить интересную и сложную композицию.
При выборе формата и сложности композиции учитываются возрастные особенности ребенка, ставятся посильные задачи.
В создании подготовительного рисунка важно упростить изображение, стилизовать, уходя от реалистичного изображения в выполнении изонити. Работа ведется от деталей к целому. По окончанию работы с эскизами, следующим шагом будет накалывание изображения на фон. Фоном может служить цветной картон, ткань, бархатная бумага и даже наждачная бумага. Чтобы эскиз не сдвинулся при накалывании с фона, его нужно закрепить скрепками или английскими булавками. Готовый фон с наколотыми отверстиями вместо линий нужно сравнить с эскизом, все ли отверстия проколоты.
Маленькие секреты работы в технике изонити:
  • если необходимо удлинить нить, то это можно сделать двумя способами:
  • закрепить нить на изнаночной стороне и ввести новую с узелком с изнанки на лицо;
  • привязать к концу старой нити новую и работать дальше.
  • если надо закончить работу или не хватает нити, чтобы дошить до конца, необходимо вывести иглу на изнанку, завязать узел или можно, не завязывая узлов, начало и конец нити (длиной примерно 1 см) аккуратно приклеить на изнанке.
Для работы в данной технике необходимы материалы и инструменты:
  • картон, бархатная или наждачная бумага. Это основа, на которой мы создаем композицию. На одной стороне чертится рисунок – это изнанка, на другой стороне (цветной) вышивается – это лицо изделия;
  • нитки. Они могут быть катушечные или мулине, но лучше всего нитки «Ирис» или подобные (ровные, блестящие и не очень тонкие). Чем больше цветов и оттенков ниток, тем богаче будет композиция;
  • иголки. Выбор иглы зависит от того, по какому фону вы будете вышивать. Если это картон, то подойдет обычная: острая с маленьким ушком, если ушко у иглы будет большое, то будут оставаться большие отверстия, что выглядит не эстетично;
  • чертежные инструменты: карандаш (хорошо отточенный), линейка, треугольники, циркуль;
  • шило (или декоративные кнопки), ножницы, клей (ПВА или клей – карандаш).
Прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами необходимо напомнить обучающимся о правилах работы и техники безопасности:
  • рабочее место нужно содержать в порядке, каждый инструмент должен иметь свое место (игла – в игольнице; ножницы, циркуль, линейки – в пенале или стакане, нитки – в коробке);
  • игла всегда должна быть с ниткой для того, чтобы ее легче было найти, если вы случайно смахнете ее рукавом;
  • нельзя вкалывать иглу в одежду – это опасно;
  • руки во время шитья держат на весу, сидеть при этом нужно прямо и не подносить работу близко к глазам;
  • никогда не брать в рот нитки, иголки, булавки и другие предметы;
  • не следует откусывать нитку: это портит зубы;
  • необходимо помнить, что ножницы передают той стороной, где находятся кольца, циркуль, иглу и булавки – тупым концом.
На первый взгляд кажется, что переплетение узоров в технике изонить требует разнообразных и сложных узоров. Но это на первый взгляд. Техника выполнения изонити проста и доступна даже младшему школьнику. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:
  • заполнение угла:
    • начертить на изнаночной стороне картона любой угол;
    • разделить каждую сторону угла на равное количество частей (например, 8);
    • пронумеровать полученные точки, начиная от вершины. Вершину угла обозначить точкой «О»;
    • сделать иглой или шилом проколы во всех точках, кроме вершины (точка «О»);
    • вдеть нить в иглу, отрезать нужную длину нити;
    • заполнить угол в такой последовательности: из точки 1 в точку 1 на другом луче угла, из точки 2 в точку 2 на другом луче угла.
При заполнении угла по лицевой стороне нити протягиваются от одной стороны угла к другой, а по изнаночной - стежки располагаются строго по сторонам угла в виде пунктирных линий.
  • заполнение окружности:
    • начертить окружность (например, радиусом 20 мм);
    • разделить окружность на четное количество частей (например, на 10 равных частей);
    • сделать проколы во всех полученных точках;
    • вдеть нить в иглу, сформировать узелок;
    • заполнить окружность по схеме.
Чем длиннее стежок (хорда), тем более заполненной получается окружность.
Хорда – линия соединяющая две точки расположенные на окружности, но не проходящая через точку центра окружности. При заполнении окружности по лицевой стороне получается рисунок в виде звезды, а по изнаночной нить повторяет линию окружности.
по заполнению квадрата (заполняется по технологии вышивания окружности. При составлении композиции в технике «Изонить» (для среднего и старшего школьного возраста) можно использовать более сложные приемы.
Из угла можно составить множество вариантов: паутинка, звездочка, волна, елочка. Усложняя задание, выполнить упражнение окружности).
Хочется особо подчеркнуть, что в основе «Изонити» лежит рисунок- чертеж. Поэтому, очень важна точность и расчет.
Освоив два базовых приёма техники изонить, рисунок можно составить самостоятельно, взять из детских книг. Часто рисунок немного изменяется, стилизуется.
Основное требование к рисунку:
  • не должно быть много мелких деталей,
  • рисунок должен легко делиться на смысловые части, которые заполняются элементами изонити и были понятны зрителю.
  • если берется готовый рисунок, он должен легко адаптироваться для элементов изонити.
Рисунок делается на отдельном листе бумаги. Этот рисунок в дальнейшем можно многократно использовать как трафарет и с помощью его наносить контуры рисунка на картон. Для этого на поролон, пенопласт или другой материал положить картон, на него рисунок и проколоть дырочки через картон и рисунок одновременно. Для того чтобы рисунок не смещался с картона их нужно скрепить скрепками или биндерами.
Последовательность составления рисунка для выполнения работы в технике изонити:
  • сделать эскиз объекта;
  • разделить рисунок на смысловые части, они в рисунке должны быть выделены более толстой линией;
  • смысловые части разделить на элементы в зависимости от рисунка;
  • определить цвет каждой части, проколоть иглой точки;
  • прошить каждый элемент отдельно. В этих элементах центр переплетения нитей часто смещен.
  • оформить изнаночную сторону ( заклеить бумагой, вставить в рамку).
Используя один и тот же объект, можно составит различные композиции.
Изонить неотделима от понятия цвета. Если пучок света пропустить через трехгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. Именно ее мы видим, любуясь радугой. Видимый спектр - это непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Всем знакома считалочка для запоминания основных цветов: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Основные цвета отделены друг от друга гаммой промежуточных тонов. За основу гармоничного подбора цветов берется цветовой круг. Цвета красно-желтой половины круга и все их оттенки называются теплыми. Эти цвета более яркие, зрительно они выступают на первый план. Цвета зелено-синей половины и все их оттенки называются холодными. Зрительно они отодвигаются на второй план. Цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга, называются контрастными (для желтого цвета контрастным будет синий и фиолетовый, так как находятся друг напротив друга), те цвета, что находятся близко друг к другу (желтый, оранжевый, красный) – нюансными. Гармоничные сочетания цветов получатся из оттенков, расположенных в пределах 1/4 цветового круга (например, чисто желтый гармонично сочетается с желто-зеленым). Если наложить на цветовой круг равнобедренный треугольник и поворачивать его, все три контрастных цвета, на которые укажут его вершины, а также их оттенки, дадут красивое гармоничное сочетание. Белый, серый и черный цвета хорошо гармонируют друг с другом, а также со всеми остальными цветами спектра. При этом теплые цвета выигрывают от сочетания с серым в его оттеночных переходах до белого. Следует также обратить внимание на фон изделия – он не должен быть ярче самого узора.
Приобщение к изодеятельности не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактическое руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Хотелось бы порекомендовать для использования данную методику, педагогам дополнительного обучения, учителям начальных классов и преподавателям трудового обучения. Творческие занятия изонитью развивают художественный вкус, логику, пространственное воображение, внимание и память, приучают к аккуратности, настойчивости и терпению, способствуют успешному обучению в школе.
Творческие итоговые работы, как результат освоения техники изонить, показывают, что полученные знания, умения и навыки дети успешно применяют в работах по изонити. Создавая свои работы, видя результат своей работы, дети ощущают сильные положительные эмоции, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты»!
Литература:
  1. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс,2000.
  2. Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
  3. Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.:АСТ – 2011.
  4. Леонова О.В. Рисуем нитью: Оригинальные поделки в технике изонить. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.
  5. Горячева Е. «Волшебная Изонить», раздел: Рукоделие; газета: «Фаворит» № 12, 2000 г.

Комментариев нет :

Отправить комментарий