Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

20 января 2019 г.

Творческий проект Методика занимательных экспериментов для детей 6-7 лет


Храмцова Л.Н.
руководитель кружка «Природа родного края», «Юные медики»
Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР «Внешкольное учебное учреждение дворец творчества детей и юношества»
г. Красный Луч

Творческий проект Методика занимательных экспериментов для детей 6-7 лет

Пояснительная записка
Творческий проект « Методика занимательных экспериментов для детей 6-7лет» предполагает освещение некоторых направлений научно- исследовательской деятельности младших школьников, которые делают первые шаги в науку. Методика экспериментов разработана для реализации в творческих объединениях эколого-биологического направления и рассчитана на обучающихся детей от 6-7 лет с учетом их возрастных психолого – педагогических особенностей.
Цель данного проекта состоит в развитии интеллектуального и познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности в области биологии.
Для реализации данной цели необходимо было выполнить следующие задачи: изучить психолого- педагогические особенности детей младшего школьного возраста, разработать интерактивные методы экспериментальной работы во время проведения занятий кружка « Природа родного края».
В силу возрастных особенностей младших школьников, которые вчера были воспитанниками детского сада, экспериментальная деятельность детей имеет форму игры с предметами и явлениями окружающей среды. Тематика занимательных экспериментов включает все опыты, указанные в типовой базовой программе эколого – биологического направления кружка «Природа родного края».
Методика занимательных экспериментов представляет собой практическое руководство для руководителей кружков эколого – биологического направления внешкольных учебных заведений, учителей младших классов, родителей и любознательных детей. Необходимо отметить, что все исследования достаточно просты: любой из них можно выполнить, не выходя из дома, на простых самодельных приборах, которые можно сделать своими руками.
Занимательные эксперименты легко воспринимаются детьми и опробованы мною в совместной деятельности с воспитанниками кружка «Природа родного края» во время изучения тем «Воздух», «Вода в природе нашего края» и «Растения нашего края».
Исследовательская деятельность детей значительно развивает логическое мышление. Она обогащает опыт ребенка и позволяет осмыслить выводы, которые были сделаны в ходе эксперимента, самостоятельно сделать умозаключения и закрепить результат через практику общения с природой. Именно поэтому все предлагаемые эксперименты начинаются со слов «Как вы думаете?». Любой из предложенных опытов может удивить детей, заинтересовать, пробудить желание узнать о причинах явления и самому повторить этот опыт. Содержание опытно – экспериментальной деятельности детей 6-7 лет включает в себя элементарные естественно-научные исследования по изучению свойств воды, воздуха и объектов живой природы. Важную роль в организации опытов с детьми играет изучение и использование ими правил безопасности жизнедеятельности.
Занимательные опыты освещают важные вопросы законов природы вокруг ребенка и являются учебно – познавательными. Их доступность рождает в детях уверенность в своих силах, развивает логику мышления и любознательность.
Методика опробована на занятиях кружка «Природа родного края» и вызвала у детей стойкий интерес к занятиям в кружке.
Эксперименты по разделу « Вода в природе нашего края»
  1. Как вы думаете, что такое вода?
Возьмите 2 пустых стаканчика. В один из них налейте воды и попробуйте перелить в другой. Правда, не сложно? Вода льется, как компот, молоко, чай и любая другая жидкость.
Вывод: вода – жидкость.
  1. Как вы думаете, может ли вода приобретать форму сосуда, в который ее наливают?
Возьмите сосуды разной емкости:
графин, колбу, вазу, бутылочки разной формы. Налейте в каждую воды: вода заполняет формы сосудов, в которую ее налили.
Вывод: вода не имеет своей формы, а приобретает форму сосуда, в который ее наливают.
  1. Как вы думаете, растворяются вещества в воде?
Подготовьте разные по цвету краски и растворите их в воде. Вам это удалось! А теперь попробуйте растворить камень, глину, песок. Вы увидите, что они совсем не растворяются.
Вывод: вода растворяет много разных веществ, но есть и такие, которые вода растворить не способна.
  1. Что происходит с водой?
Если в тарелку налить воды и оставить ее открытой. Через некоторое время воды становиться все меньше и меньше, и настанет момент, когда ее вообще не будет.
Вывод: этот процесс называется испарением воды.
  1. Как вы думаете, что такое морская вода?
Давайте сделаем морскую воду. Вода на нашей планете бывает разной – пресной и соленой, которой человек не может употреблять, ее еще называют морской. Давайте сделаем морскую воду. Для этого в 1литр обычной воды нужно всыпать 35 грамм соли- это и есть морская вода. Она очень соленая и ее нельзя пить.
Вывод: вода в природе бывает пресной и соленой.
  1. Как вы думаете, как образуется пар?
Возьмите термос с горячей водой, откройте крышку и вы увидите пар. Поместите над паром небольшое зеркальце. Через некоторое время на его поверхности появятся капельки воды. Почему это произошло?
Вывод: пар поднимается, встречает на своем пути зеркало, остывает на нем и снова превращается в воду. Пар – это остывшая вода.
  1. Что вы думаете, что такое дождь?
Чтобы узнать, как образуется дождь, нужно поставить тарелку с небольшим количеством воды на подоконник, освещенный солнцем. Тарелку накрыть полиэтиленовой пленкой и плотно прижать края скотчем. От тепла вода начнет испаряться в виде пара, который, поднимаясь, будет оседать на охлажденную пленку. Образовавшиеся капельки воды, будут стекать в тарелку в форме дождя.
Вывод: дождь - это остывшая вода, которая испарилась с поверхности моря или земли.
  1. А знаете ли вы, что такое лед?
Чудесным превращением воды является ее замерзание. Возьмите посуду для приготовления льда и поставьте ее в морозильную камеру холодильника. Запомните время начала и конца превращения воды в лед. Измерьте температуру в комнате и в морозильной камере холодильника. Где она выше? Вы заметили, что температура в морозильной камере ниже нуля. Нуль градусов – это температура, при которой вода превращается в лед.
Вывод: лед – это вода, которая замерзает при температуре 0 градусов.
  1. Что такое иней?
Во время прогулки в морозный день на улицу вынесите зеркальце, положите его на снежный сугроб. После того, как оно остынет, подышите на зеркальце. Через некоторое время на поверхности зеркала образуется мутный плотный слой. Это и есть иней.
Вывод: когда на зеркало дышат, теплые водяные пары из воздуха оседают на его поверхности, замерзают и превращаются в иней. Вот почему иногда инеем покрываются наши волосы и воротники пальто.
  1. Сила воды.
Как вы думаете, может ли вода давить на предметы?
Возьмите стакан с водой и отметьте фломастером уровень воды на стакане. Слепите из пластилина шарик и опустите его в стакан с водой. Шарик утонет, а уровень воды поднимется, так как шарик вытеснит воду.
Вывод: вода обладает силой давления на предметы, ее называют «выталкивающей силой». Это помогает предметам плавать на поверхности воды.
  1. Как вы думаете, можно ли отчистить воду через фильтр?
Воду, прежде чем употреблять в пищу необходимо очищать, фильтровать. Для этого существуют различные фильтры. Попробуйте отфильтровать воду разными способами. Разведите 1 столовую ложку крахмала в стакане с водой. Вода станет мутной. Сделайте три фильтра в трех лейках: из песка (песок нанесите на марлю), из тряпочки и из бумаги. Попробуйте отчистить воду с помощью разных фильтров. Какой фильтр очищает лучше?
Вывод: лучше воду очищает бумажный фильтр.
Эксперименты по разделу «Воздух»
  1. Свеча в банке.
Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу не прикасаясь и не задувая ее?
Зажгите свечу и накройте ее банкой, наблюдайте, что произойдет со свечой? Почему свеча погасла?
Вывод: для горения необходим кислород, который содержится в воздухе. Свеча погасла, так как весь кислород в банке «сгорел».
  1. Как вы думаете, сколько весит воздух?
Возьмите два воздушных шара одинаковых размеров, надуйте их и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой, к каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Почему, после того, как вышел воздух из лопнувшего шара, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
Вывод: воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
  1. Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Сопровождающие вас взрослые включат обогреватель. Пока обогреватель холодный, ленточка висит не подвижной. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?
Вывод: воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, становиться легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.
  1. Как вы думаете, можно ли сжать воздух?
Эксперимент проводят в холодное время года. Надуйте два шара, так, чтобы они были одинакового размера. Первый повесьте в комнате, а второй шар за окном. Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Вывод: воздух на холоде сжимается, поэтому шарик за окном стал меньше.
Эксперименты по разделу «Растения нашего края»
  1. Как вы думаете, выделяют ли кислород водяные растения?
Налейте воду в банку и в лоток. В банку поместите веточку растения с листьями. Горловину банки закройте листом картона. Придерживая картон рукой, опустите банку в лоток горловиной вниз. Осторожно вытащите картон и поставьте лоток в теплое место. Таким образом, вы создали модель водоема с водяными растениями. Через некоторое время на листьях появятся пузырьки кислорода, которые поднимаются вверх.
Вывод: все растения выделяют кислород, необходимый для всего живого, листья водяных растений тоже выделяют кислород.
  1. Как вы думаете, что происходит с водой, которая попадает в растение из почвы через корни? Всю ли воду расходует растение?
В солнечный день комнатное растение накройте прозрачным полиэтиленовым пакетом и верхние края завяжите лентой. Обильно полейте почву. Горшок с растением поставьте на подоконник, освещенный солнцем. Через несколько часов на стенках пакета появятся мелкие капельки воды. Откуда появилась вода?
Вывод: растения используют не всю воду, которую выпивают. Они испаряют воду через отверстия в листьях. Это свойство помогает растениям выжить во время сильных затяжных дождей.
  1. Как вы думаете, сколько живет цветок?
Возьмите комнатный цветок, выберите два цветущих бутона. Один срежьте и поставьте в воду. Посчитайте дни, сколько жил срезанный цветок. Какой цветок жил дольше?
Вывод: у срезанных цветов жизнь всегда короче.
  1. Как вы думаете, что находится в наших легких?
Наполните пластиковую бутылку водой и опустите ее горлышком вниз в миску с водой. Под водой снимите крышку с бутылки и вставьте в горлышко бутылки пластмассовую соломинку, согнутую под углом. Сделайте глубокий вдох и подуйте в соломинку. Воздух из легких попадет в бутылку и вытеснит воду. В верхней части бутылки образуется пустота.
Вывод: чем больше воздуха наберется в легкие, тем больше воды вытиснится из бутылки.
  1. Как вы думаете, какая вода нужна растениям?
Во время прогулки срежьте два одинаковых растения, например, цветы одуванчика. Один из них поместите в вазу с чистой водой, другой – в вазу с раствором глины. Через несколько дней сравните, в какой вазе цветы начнут быстрее вянуть.
Вывод: цветы быстрее увянут в емкости с раствором глины. Значит, растениям необходима чистая вода, поэтому поливать растения необходимо отстоянной водой.
Заключение
Детей 6 -7 лет привлекают занятия в кружке «Природа родного края» доступностью и увлекательностью преподаваемого материала. Но, когда в учебном процессе есть место занимательным превращениям, дети чувствуют себя волшебниками. Именно во время этих экспериментов дети делают первые шаги в большую науку, к своей будущей профессии. Методика элементарных научных исследований направлена на формирования экологического мышления, осознания законов природы и роли человека в ее охране. Практические занятия и занимательные эксперименты нравятся воспитанникам. Природная любознательность моих детей – их путь к успеху! И судьбы многих из них - тому доказательство! Многие из моих выпускников кружка стали успешными врачами, учителями. Трое из них кандидаты медицинских наук, руководители научных центров. Первые шаги в науку ведут к становлению личности человека и ученого, способствуют формированию умений, навыков экспериментальной работы. В этом заключаются ожидаемые результаты от реализации данного проекта «Методика занимательных экспериментов для детей 6-7 лет».
Литература
  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М.:Детство- пресс,2009.
  2. Голобородько В.В. Наукова робота учнів. – Харків. Основа, 2005.
  3. Задорожний К. М. Дослідна та проектна діяльність під час вивчення біологіі. – Харків. Основа, 2008.
  4. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика,1982.
  5. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. -М.: Просвещение,1975.
  6. Супруненко Е.С. Пізнавальні досліди з водою для дітей і дорослих. – К. Кожна краплина має значення, 2009.
  7. Типовая дополнительная общеобразовательная программа эколого –биологического направления «Природа родного края».- Луганск. 2017.

Комментариев нет :

Отправить комментарий