Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

24 декабря 2020 г.

Интеграция классных коллективов

 

Погребнякова Лариса Эдуардовна,

заведующая школьной библиотекой

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 5»

 

Интеграция классных коллективов

 

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой – раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности.

Интеграция  - это возникающее в коллективе его внутреннее  единство.

Цели интеграции:

полноценное, взаимовыгодное сотрудничество педагогов, учащихся и родителей;

создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения учащихся;

 

– единение, сплочение коллектива, установление взаимопонимания, создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в школе .

 

Успешная реализация этих целей возможна, если в основе педагогического процесса заложена идея сотрудничества педагогов, учащихся .

Результатом интеграции становится совместимость всех субъектов друг с другом в общении и деятельности.

 

 

 

Книги,  статьи из периодических изданий из фонда  

ЛРУНБ им.М.Горького

 

Аникеева, Н. П.    Психологический климат в коллективе. - М.:Просвещение, 1989. - 224 с.

В книге раскрыта методика создания положительного психологического климата в классном и педагогическом коллективах. Показаны роль нравственно-психологических оценок учителем детей в обеспечении их эмоционального благополучия, а также средства организации психологического климата в собственной деятельности детей (самоуправлении, трудовой, познавательной, игровой деятельности). Особое внимание уделено формам и содержанию обучения школьников и педагогов способам общения. Книга, насыщенная богатым практическим материалом

Можно читать онлайн : http://padaread.com/?book=51689

Воронов, В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей/ В.В. Воронов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 93с.

В пособии изложены основы технологии (методики) воспитательной работы классного руководителя, в тесной связи с воспитанием в семье и на улице, в среде сверстников. Раскрывается система работы от диагностики класса до анализа результатов, описаны психотерапевтические методы в воспитательной работе классного руководителя. Приложения содержат материалы, необходимые каждому классному руководителю в практической работе.

 

Воспитательная система класса: Теория и практика : Метод. рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

В книге раскрыты возможности использования системного подхода в воспитательной деятельности классного руководителя, представлены практические разработки воспитательных систем классов.

 

Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11-х классов / Автор-составитель Л. С. Бескоровайная. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. 307  с.

Автор, обращаясь к коллегам-учителям, ведет заинтересованный разговор о деятельности классного руководителя по самым разным направлениям. Книга будет, бесспорно, полезна педагогам, работающим в старших классах, так как в ней собран интересный материал о правах и обязанностях классного руководителя, о том, как вести работу с родителями и организовать классный коллектив на решение конкретных задач.

 

Рагозина Л. Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся. - М.:Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

В книге рассматривается воспитательный процесс как педагогически осмысленное формирование у детей жизненного опыта, позволяющего каждому ребенку входить в контекст современной культуры и жить на уровне достижений культуры. С точки зрения формирования жизненного опыта производится пересмотр некоторых устоявшихся мнений и традиций в воспитательных учреждениях; раскрывается содержание, методики и формы организации работы педагога с группой детей. Предлагаются профессиональные рекомендации и практические советы.

 

Як згуртувати колектив / упоряд. Л. Шелестова [та інш.] - К.: Шкільний світ, 2011. 128 с.  

Дитина з приходом до навчального закладу стає частинкою учнівського колективу. Як його об’єднати? Мета цієї книжки – допомогти педагогу краще зрозуміти й відчути своїх вихованців, а їм, у свою чергу, безболісно адаптуватися до колективу та , водночас, зберегти власну індивідуальність. На сторінках книжки ви знайдете не лише теоретичну інформацію про дитячий колектив, а й різноманітні схеми-програми, тести, діагностики для вивчення групи, розробка виховних заходів.

 

 

 

Из опыта прошлого

Селиванова,  Н.Л. Школьный класс /Н.Л.Селиванова. – М. : Знание, 1988. 80 с.

Школьный класс - "рабочее место" ученика, где он проводит десять лет своей жизни. Самочувствие ребенка в школе во многом зависит от его положения в системе внутриклассных отношений. Между тем многие учителя испытывают затруднения в воспитании классного коллектива. Брошюра имеет целью помочь воспитателям в этом вопросе.

 

Сухомлинский, В. А.  Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. М. : Просвещение, 1981. 192 с.

Автор фундаментально обосновывает принципы воспитания ученического коллектива, раскрывает методику организации его деятельности, характеризует систему внутриколлективных отношений и заостряет особое внимание на создании благоприятных условий для социализации личности каждого ребенка.

 

***

Кулешов Н.А.    Диагностические методы выявления негативных лидеров в классном коллективе / Н.А.Кулешов // Школьные технологии . - 2004 . - № 5. - С. 169-178.

 

Никитина, Н. Н.   Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2005. - N 2. - С.  68 - 81. - Продолж. Начало: N 6, 7, 2004.

Важнейшим условием творческого развития личности школьника, становление его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную организаторскую деятельность.

 

Селиванова, Н.    Современный школьный класс: становление коллектива

 // Народное образование . - 2007 . - № 4. - С. 192-200.

Преобразование школьного класса из формальной учебной группы в коллектив, объединённый общими целями и ценностями, открывает уникальные возможности для развития ребёнка.

 

Ясницкая, В. Р. Три кита / В. Р. Ясницкая // Классный руководитель. - 2002. - N 7. - С. 31 - 36.

Практические советы классному руководителю по формированию сплоченного коллектива на основе своеобразных "китов": защищенности, сплоченности и активности учащихся.

 

Электронные источники по теме

 

***

Куницына, В.Н. Межличностное общение / под общ.ред. Н.В. Казариновой, В.М.Погольши СПб: Питер, 2001. – 544 с.

В пособии, написанном ведущими специалистами Санкт-Петербургского государственного университета, излагаются базовые теоретические и практические сведения по психологии общения. Проблема межличностной коммуникации рассматривается в широком контексте современных социально-психологических, философских и культурологических представлений. Обилие примеров и практических заданий поможет студентам в развитии навыков межличностного общения и освоении приемов диагностики коммуникативного поведения.

Книга прилагается

Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа / А.В.Микляева, П.В.Румянцева. – СПб.: Речь, 2006. - 320с. - (Детская психология и психотерапия).

Практика работы показывает, что «трудным» классам можно вполне эффективно помогать, рассматривая их «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации, обращаясь к классу как единому, целостному организму.

Книга посвящена различным аспектам работы с разными видами "трудных" классов. Приведена типология таких классов; описаны диагностические процедуры, которые могут быть использованы школьным психологом или педагогом; представлены техники и упражнения для коррекции как классов в целом, так и отдельных учащихся.

Книга прилагается

Л.И.Новикова. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост.Е.И.Соколова. – М., 2009

В книгу вошли избранные труды академика РАО Людмилы Ивановны

Новиковой, одного из ведущих представителей российской педагогической

науки, признанного лидера научной школы. Основное содержание

составляют работы Л.И. Новиковой по принципиальным для ее творчества

проблемам: развития коллектива и личности, воспитательных систем и

воспитательного пространства, методологических аспектов в теории

воспитания.

Книга прилагается

Степанов,  Е.Н. Классный руководитель: современная модель

воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / Е.Н.Степанов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007 – 160  с.

В книге изложены представления о содержании и организации работы классного руководителя в современной школе, путях и способах повышения эффективности его воспитательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного пособия для проведения групповых занятий в рамках методических объединений классных руководителей и для самообразовательной деятельности педагогов-воспитателей.

Книга прилагается

 

Созонов В.П., Макарова И.В. Организация самовоспитания в школе: как помочь ребенку найти в себе точки опоры. – М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. – 192 с.

Научно-методическое пособие адресовано всем, кто занимается в школе воспитательной работой, и предлагает конкретные способы работы и педагогический инструментарий для решения одного из самых трудных вопросов педагогики: как перевести процесс внешнего социально-педагогического воздействия на ребенка во внутреннюю работу воспитанника по строительству самого себя.

Книга прилагается

Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным / В. Р. Ясницкая – Москва : Просвещение, 2008. – 224 c.

В книге раскрывается воспитательный потенциал подросткового класса. Особое внимание уделяется организации социального воспитания подростков, средствам воспитания, предлагаемым классному руководителю.

Фрагмент книги:  https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200700518

 

***

 

Беринская, И.В. Формирование классного коллектива как фактора успешной социализации младших школьников / И.В.Беринская

// Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8 (№ 2). – С.  36 – 39.

В статье представлены данные имперического исследования процесса формирования классного коллектива с целью успешной социализации младших школьников.

Статья прилагается

Вдовина, Е.Г. Контент-анализ слагаемых компетентностного подхода при обучении классных руководителей воспитанию толерантности старшеклассников / Е.Г.Вдовина,  И.Р.Лазаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С. 67 – 71.

В статье проведен анализ теоретических и эмпирических подходов к оценке эффективности качества воспитательной деятельности классного руководителя, выделены группы компетенций классного руководителя по воспитанию толерантного поведения поведения старшеклассников (компетенции личностной сферы классного руководителя; компетенции, обеспечивающие его социальное взаимодействие; компетенции по организации толерантного воспитания в классном коллективе), проведен контент-анализ содержания этих компетенций в соответствии с базовыми компонентами межличностной толерантности.

Статья прилагается

Галанова Н. Е. Роль учителя в формировании ученического коллектива (из опыта работы читель начальных классов МБОУ НОШ № 30 г. Сургут )

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя помочь ребятам объединиться, понять и осознать такие ценности, как сотрудничество, взаимовыручка, взаимо­помощь, дружба, сопереживание другому.

Статья по ссылке: https://educontest.net/ru/3157512/%D1%80%D0%BE%D0%BB-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B2-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%87-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2/

 

Интеграция в группах и коллективах

Коллективистская идентификация – это особый характер мотивации поступков, когда каждый субъект, исходя из нравственных принципов, действенно относится к другим членам коллектива, как к самому себе, и к себе — как ко всем другим в своем коллективе. В коллективистской идентификации противопоставление “я” и “они” снимается понятием “мы”.

Ссылка на статью: https://mybiblioteka.su/4-42906.html

 

Колмогорова,  Н. В. Формирование классного коллектива посредством внеклассной работы на основе взаимодействия «учитель - ученик - родители» / Н.В.Колмогорова [Электронный ресурс]

Обозначена проблема формирования классного коллектива посредством внеклассной работы.

Статья прилагается

Павлова,  Л.Н. Управление развитием детского коллектива / Л.Н. Павлова // Вопросы психологии

В поле нашего исследования находится педагогическое управление, которое является подсистемой управления образованием. По характеристике деятельности педагогическое управление включает управление организационной структурой (коллективом детей) и психолого-педагогическое управление (управление развитием детей – формирование доминанты самосовершенствования).

Статья прилагается

Панарина О. И. Формирование классного коллектива

Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования классного коллектива.

Статья прилагается

Поштариков А.А. Формирование классного коллектива через методику воспитательных технологий: доклад

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя, прежде всего, как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета.

Статья прилагается

 

 

 

 

 

Приёмы сплочения классного коллектива

Задача учителя – найти в подростках данного конкретного коллектива скрытые возможности: их желания, потребности, интересы, способности и воплотить их в социально значимую деятельность.

Материал по ссылке: https://ped-kopilka.ru/pedagogika/pri-my-splochenija-klasnogo-kolektiva.html

 

Тарасенко А.В. Работа по организации ученического самоуправления в классе: доклад

В докладе представлен опыт сплочения классного коллектива через организацию системы ученического самоуправления.

Статья прилагается

Фархшатова, И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана.

В статье представлены результаты педагогического исследования по проблеме воспитания ученического коллектива

Статья прилагается

Шамукова, Э.Н  Социальные аспекты формирования детского коллектива

В статье рассмотрены ключевые особенности развития детского коллектива, в рамках социального аспекта развития личности. Особая роль отведена вопросам оптимизации процесса управления ученическим коллективом.

Статья по ссылке: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/66092-sotsialnye-aspekty-formirovaniya-detskogo-kollektiva

Шалаева, В.А. Управленческая деятельность классного руководителя в условиях современной школы / В.А.Шалаева [Электронный ресурс]

Каждый  класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реально существующий и действующий коллектив. Чтобы стать коллективом, класс должен превратиться в органическое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей.

Статья прилагается


 

1 комментарий :

  1. Я не могу достаточно отблагодарить мистера Бенджамина за его обслуживание и рассказать людям, как я благодарен за всю помощь, которую вы и сотрудники вашей команды оказали, и я с нетерпением жду возможности порекомендовать друзьям и родственникам, если им понадобится финансовый совет или помощь @ 2% ставка для бизнес-кредита .Через контакт:. 247officedept@gmail.com. WhatsApp ... + 19893943740. Продолжайте в том же духе.
    Спасибо, Бусарахам.

    ОтветитьУдалить