Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

24 декабря 2020 г.

Библиотечный урок на тему: «Эмпатия посредством сказкотерапии»

 

Погребнякова Лариса Эдуардовна,

заведующая школьной библиотекой

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

- СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА № 5»

Библиотечный урок

на тему: «Эмпатия посредством сказкотерапии»

Содержание

1.     Актуальность

2.     Цель и задачи

3.     Ход урока

4.     Список литературы

Актуальность:

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Одной из частых проблем является проблема межличностного общения. Этот урок посвящен проблеме человеческих взаимоотношений.

Планируя и проводя в 5 классе урок, я ставила перед собой следующую цель:

распознавать собственные эмоции и чувства,  учиться ими управлять, принимать эмоции окружающих.

Для реализаций поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

        развивать способность оценивать собственное настроение и настроение других; развивать понимания того, что каждый человек индивидуален и неповторим, способствовать процессу самопознания и самовыражения;

        улучшать навыки управления собственными чувствами и эмоциями; воспитывать уважение и доброе отношение к другим людям;

        воспитывать взаимоуважение, способность понимать другого человека.

Форма проведения: час общения. При выборе формы проведения учитывались индивидуальные особенности каждого. Не все ребята  свободно могут высказать своё мнение, обыграть предложенную ситуацию, но все могут поучаствовать в игре, все получат дополнительную информацию по теме.

В течение всего занятия использовались разные формы работы: фронтальная, групповая, парная; методы: словесный (беседа, понятия,), наглядный (цитаты, картинки), рефлексия.

На занятии основной упор был сделан на жизненные примеры. Здесь звучала сказка, притча, отрывки из стихотворений, что придавало занятию эмоциональный настрой и конкретность.

Список литературы:

1.     Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. – Киев, 1991. – 20 с.

 

2.     2.  Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5–7 лет // Науч. метод. журнал «Начальная школа плюс: До и После». – 2003. № 10. С. 11–15.

3.     К. Селевко «Познай себя». Народное образование. НИИ школьных технологий. 2006

 

4.     Первая вершина. Пособие для учащихся. Авторский коллектив: Д. Коломейская и др. под ред. Б.П. Битинаса. – М. Фонд духовного и нравственного образования. 1999

План занятия:

1. Организационная часть – 3 мин.
2. Основная часть – 24 мин.
3. Завершение занятия – 3 мин.

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы уже все знакомы друг с другом, но мне бы хотелось узнать насколько.
Для этого закройте глаза и, используя правило «Хочешь говорить – подними руку», ответьте мне на следующие вопросы.
Скажите, у кого сосед со светлыми волосами? Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Опять закрываем глаза.
У кого сосед с темными глазами?  Поднимаем руку. Открываем глаза и проверяем себя.
Молодцы! Спасибо.

Ребята! Сегодня мы будем говорить об одном из важных чувств человека, без которого невозможно нормальное общение между людьми.

Вопрос. Можете ли вы представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?

 

-Что такое, по- вашему, эмоции? Что такое чувства?

Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.

Эмоции: Страх, Вина, Грусть, Радость, Гнев, Злость, Удивление, Доброта

Чувства – это особый вид эмоций, носящих отчётливо выраженный характер и отличающихся устойчивостью. Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Например: любовь к человеку и т. п.

Чувства: Внимание, Безразличие, Равнодушие, Симпатия, Антипатия, Доверие, Вражда, Дружба, Ненависть.

Вопрос. Можно ли провести резкую границу между эмоциями и чувствами?

 

Резкую границу между эмоциями и чувствами провести нельзя.

Вывод: Как вы думаете, почему нужно обращать внимание на чувства людей, для чего их нужно изучать?

Изучать чувства необходимо, чтобы:

– уметь контролировать проявление чувств, то есть сдерживаться в случае необходимости;
– понимать себя;
– понимать окружающих;
– общаться без конфликтов.

 А как мы выражаем свои эмоции?

– А можно ли глядя на человека понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
– Что помогает это определить?

Мимика – выражение лица человека. Ваше лицо выражает различные эмоции.

Поиграем. Ваша задача "Изобразить ту или иную эмоцию на лице”. Попытайтесь их расшифровать.

  • Изобразите с помощью мимики злость, удивление, печаль, радость.

Вывод: каждый изображает по-своему, потому что каждый из вас – уникален.

 

Человек имеет право на любую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои чувства. 

 

- Влияют ли эмоции на наши поступки?

 

 

 

 

Царь и его ястреб

Пересказал Джеймс Болдуин

Чингисхан был великий царь и воин. Он привел свою армию в Китай и в Персию и завоевал много стран.

Однажды утром он поскакал верхом в лес поохотиться. С ним отправились его друзья. Они весело скакали с луками и стрелами наготове. За ними ехали слуги с охотничьими собаками.

Это была веселая охота. Леса звенели от их криков и смеха. Они надеялись, что привезут домой много дичи.

На запястье царя сидел его любимый ястреб: в те времена ястребов обучали для охоты. По слову своего хозяина ястреб взмывал ввысь и искал добычу. Если ему удавалось увидеть оленя или кролика, он кидался на него быстрее стрелы.

Весь день Чингисхан и охотники скакали по лесам. Но дичи оказалось не так много.

К вечеру они отправились домой. Царь часто бывал в этих лесах и знал в них все тропы. И в то время, как все охотники выбрали кратчайший путь, он поскакал другой, более длинной дорогой в долине между двумя горами.

День был жаркий и царю очень хотелось пить. Его любимый ястреб слетел с его запястья. Он мог сам найти дорогу домой.

Царь медленно ехал по дороге. Когда-то неподалеку он видел родник с чистой водой. Если бы он мог найти его! Но в жаркие летние дни все горные ручьи пересохли.

Наконец, к своей радости, он увидел, как по камню стекает вода. Он знал, что где-то выше есть ручей. Во влажное время года отсюда всегда стекал быстрый поток, но теперь вода только капала.

Царь спрыгнул с лошади. Он достал из охотничьей сумки маленькую серебряную чашу и подставил ее под капли.

Чаша наполнялась долго, а царь так хотел пить, что едва мог терпеть. Наконец чаша была почти полна. Он поднес ее к губам и уже хотел выпить, но внезапно в воздухе раздался шум, и чаша оказалась выбита у него из рук. Вода выплеснулась на землю.

Царь поднял голову, чтобы посмотреть, чьи это проделки. Это оказался его любимый ястреб. Ястреб несколько раз облетел вокруг него, а потом опустился среди камней у ручья. Царь поднял чашу и снова подставил ее под капли.

На этот раз он ждал не так долго. Когда чаша наполовину наполнилась, он поднес ее к губам. Но прежде, чем он успел отпить, ястреб снова налетел и выбил ее у него из рук.

Теперь царь начал злиться. Он снова попытался напиться, но и в третий раз ястреб выбил у него чашу.

Теперь царь был в страшном гневе.

— Как ты смеешь! — воскликнул он. — Попадись мне только, я сверну тебе шею!

И снова наполнил чашу. Но прежде, чем пить, он обнажил свой меч.

—        Ну, господин ястреб, — сказал он, — это последний раз!

Едва он произнес это, как ястреб налетел и выбил у него чашу.

Но царь ждал этого. Когда ястреб пролетал мимо него, он ударил его мечом.

Окровавленная птица упала замертво у ног хозяина.

—        Ты получил по заслугам, — сказал Чингисхан.

Но когда он стал искать чашу, оказалось, что она упала меж двух камней, так что он не мог достать ее.

—        Ну и пусть, я напьюсь из источника, — сказал он себе. И полез по крутому откосу туда,  откуда сочились капли воды.  Это было  очень трудно, и чем выше он лез, тем сильнее ему хотелось пить.

Наконец он взобрался на вершину. Там действительно был источник; но что он увидел в воде? Там лежала огромная мертвая змея из самых ядовитых.

Царь остановился. Он забыл о своей жажде. Он думал только о несчастной мертвой птице, лежавшей внизу на земле.

—        Ястреб спас мне жизнь! — вскричал он. — А чем я отплатил ему? Это был мой лучший друг, а я убил его.

Он спустился на землю. Осторожно подняв птицу, он положил ее в охотничью сумку. Затем взобрался на лошадь и поскакал домой, говоря себе:

"Горестный урок был преподан мне сегодня: ничего не делай в гневе".

Влияют ли эмоции на наши поступки?

Нет хороших и плохих эмоций. Есть хорошие или плохие поступки.

Вывод: Эмоции влияют на наши поступки, на наше поведение. Поэтому важно учиться контролировать свои эмоции, управлять своими эмоциями.

Научиться управлять своими эмоциями – это в первую очередь, значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причинять им вреда.

Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)

  • Уважайте выражение чувств других.
  • Проявите терпимость к переживаемой кем-то бурной эмоции.
  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (конфликтов, грубости, агрессии).
  • Не имейте желание мстить.
  • Избегайте упрёков и критики.

Вопрос. Что делать если вами овладела сильная эмоция?

Если вами овладела сильная эмоция:          

  • Попросите помощи.
  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям).
  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём-либо приятном.
  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
  • Внушайте себе, что всё не так плохо.
  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое.

Постановка проблемы: Детям зачитывается стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла».

Сверчок горевал, свою участь кляня:

«Не сплю я, бессонница мучит меня!».

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Скорбела кукушка: «В конце-то концов

Осталась я в мире одна, без птенцов!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

Мышь плакала тоже: «Несчастная я!

Мышиную норку разрыла свинья!»

Козел не ответил, он только жевал.

Казалось, он молча переживал.

И поняли мышка, кукушка, сверчок,

Что все их несчастья – так, пустячок;

Что в целой вселенной нет злейшего зла,

Нет горя сильнее, чем горе козла.

 

Вопросы к ученикам:

1.     О чем данное стихотворение?

2.     Почему автор считает, что самое большое горе у козла?

 

 После обсуждения дети приходят к выводу, что чувство, о котором будет говориться на уроке, это чувство сопереживания, сочувствия. Табличка со словом «Эмпатия» вывешивается на доску.

 

Эмпатия - способность понимать и проникать в мир другого

человека, а также передать ему это понимание.

                                                                                                К. Роджерс

Общение это процесс установления и развития контактов между людьми.

Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама, посмотрев на вас, сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия?

 

К эмпатии относятся такие чувства, как:

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно?
ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно?
ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность.

Упражнение «Вежливость»

Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Вопрос классу: А что нужно для того, чтобы у человека уровень эмпатии стал выше? Чтобы люди общались более эффективно, чтобы они лучше понимали друг друга?

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что эмпатию нужно развивать, тренировать, воспитывать.

Можно ли измерить уровень эмпатии? Обсуждение.

Лев Семёнович Выго́тский  (советский психолог)

Литературное искусство учит «...ставить себя на место другого человека, учит переживать, сочувствовать, жалеть, прощать - оно учит пониманию и любви к другому человеку, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания»

 

Научиться проникать в сущность читаемого, научиться читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это развивать свои духовные способности.

 

Через восприятие сказок мы развиваем свой внутренний мир, лечим душу, получаем знания о законах жизни.

Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.

Сказки – необходимый элемент духовной жизни. Входя в мир чудес и волшебства, мы погружается в глубины своей души,

Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, мы, знакомимся с разнообразными персонажами своей психики, осваиваем скрытое от нашего сознания пространство. И когда мы возвращается в реальный мир, то чувствуем себя более уверенным в своих силах. Мы уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.

Сказочный мир требует от нас активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться нам необходимо много сказок.

Увидеть и понять автора произведения, значит видеть и понять другое, чужое сознание и его мир.

 

Сказка о дружбе и её потере

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила Сова.

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья. Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:

“Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!”.

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их дружбе.

Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? (Использовали специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя чары для второго испытания:

“Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав
В этих ребятишках!”.

Елики-горелики,
Лики-рели-ка-тож!
Прозвучите в речи
Грубость, обида и ложь!

 

“Теперь точно поссорятся!” - подумала Сова.

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того, даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх. Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

- Одно только уничтожит их дружбу.

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

“Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе
Думать только о себе!”.

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому, что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

Автор И.В. Вачков

 

О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть подвергнута дружба. Наши друзья прошли шесть испытаний и одно – не выдержали. Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое волшебство, колдовство? Можно ли дружбу разрушить, потерять без всякого колдовства?

Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно:

-Думать над прочитанным;

-Сопереживать героям;

-Оценивать их поступки;

-Осмысливать их проблемы;

-Соотносить их жизнь со своей жизнью;

-Стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Психогимнастика:

Ребята, посмотрите, какие роскошные вокруг деревья.
Все встали, потянулись. Мы с вами деревья.
Выросли высоко-высоко.
Подул ветер, пошел дождь (дети качаются),
Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли.
Спокойно сели.

Упражнение «Пойми меня»

Назначаются два добровольца – девочка и мальчик. Они разводятся в разные комнаты и им объясняются их роли. Мальчику говорят о том, что он хочет девочке помочь донести до дома тяжелую сумку. Девочке говорится о том, что мальчик хочет у нее отобрать сумку. Упражнение выполняется без слов. Участники запускаются в комнату, где класс уже знает оба задания.

Обсуждение. Почему эти учащиеся не поняли друг друга? Какие качества нужны для эффективного общения?

Помните о том, что хорошо для вас – хорошо для всех.

«Золотое правило нравственности» —не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили.

Храните и берегите друг друга.
Общайтесь с теми, кто Вам по душе, а не замыкайтесь в себе.
Разумно проводите свой досуг.
Опирайтесь на собственные силы и помощь близких.
Шанс хорошего настроения надо использовать полностью.
Оптимизм в вашей семье не должен иссякнуть.

Моделирование ситуации.

Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации.

·         Если бы я обидел своего друга, то я…

·         Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…

·         Если бы мой друг обидел меня, то я…

·         Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…

·         Если бы мой друг получил двойку, то я…

·         Если бы у меня были конфеты, то я…

·         Если бы у меня была интересная игра, то я…

·         Если бы мне друг рассказал секрет, то я…

·         Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…

·         Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…

·         Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

Рефлексия:

-В чем проявляется эмпатия?

-Список «эмпатийных» проявлений.

-Как можно и нужно развивать эмпатию?

-Зачем она нужна нам?
-А что для вас было самым интересным? 

 

Дополнительный материал

Вот одна из проблем, разрешить которую поможет детская книга (сказка).

Опасные последствия. Остановить могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях.

 

М. Горький «Воробьишко»

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи - пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь - живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать - что такое божий мир и годится ли он для него?

- Что, что? - спрашивала его воробьиха-мама.

Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:

- Чересчур черна, чересчур!

Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:

- Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:

- Чив, чив!

А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся - червяка с ножками дали - чудо!"

И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

- Чадо, чадо, - беспокоилась мать, - смотри - чебурахнешься!

- Чем, чем? - спрашивал Пудик.

- Да не чем, а упадешь на землю, кошка - чик! и слопает! - объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились.

Подул однажды ветер - Пудик спрашивает:

- Что, что?

- Ветер дунет на тебя - чирик! и сбросит на землю - кошке! - объяснила мать.

Это не понравилось Пудику, он и сказал:

- А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет...

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил - он любил объяснять всё по-своему.

Идет мимо бани мужик, машет руками.

- Чисто крылья ему оборвала кошка, - сказал Пудик,- одни косточки остались!

- Это человек, они все бескрылые! - сказала воробьиха.

- Почему?

- У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?

- Зачем?

- Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек...

- Чушь! - сказал Пудик. - Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.

Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:

- Честь имею, имею честь...

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали - страшная, храбрая, клюв раскрыла - в глаз кошке целит.

- Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети...

Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне!

Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:

- Что, что?

- Ну что ж! - сказал Пудик. - Всему сразу не научишься!

А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них - рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:

- Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка... мя-увы...

И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...

1912 г.

Притча «Простить себя»

 

Жил-был человек, а потом, как водится, умер. После этого оглядел себя и очень удивился. Тело лежало на кровати, а у него осталась только душа. Голенькая, насквозь прозрачная, так что сразу было видно что к чему. Человек расстроился – без тела стало как-то неприятно и неуютно. Все мысли, которые он думал, плавали в его душе, будто разноцветные рыбки. Все его воспоминания лежали на дне души – бери и рассматривай. Были среди этих воспоминаний красивые и хорошие, такие, что приятно взять в руки. Но были и такие, что человеку самому становилось страшно и противно. Он попытался вытрясти из души некрасивые воспоминания, но это никак не получалось. Тогда он постарался положить наверх те, что посимпатичнее. И пошел назначенной ему дорогой.

Бог мимолётно посмотрел на человека и ничего не сказал. Человек решил, что Бог второпях не заметил других воспоминаний, он обрадовался и отправился в рай – поскольку Бог не закрыл перед ним двери.

Прошло какое-то время, трудно даже сказать какое, потому что там, куда попал человек, время шло совсем иначе, чем на Земле. И человек вернулся назад, к Богу.

– Почему ты вернулся? – спросил Бог. – Ведь я не закрывал перед тобой врата рая.

– Господь, – сказал человек, – мне плохо в твоём раю. Я боюсь сделать шаг — слишком мало хорошего в моей душе, и оно не может прикрыть дурное. Я боюсь, что всем видно, насколько я плох.

– Чего же ты хочешь? – спросил Бог, поскольку он был творцом времени и имел его в достатке, чтобы ответить каждому.

– Ты всемогущ и милосерден, – сказал человек. – Ты видел мою душу насквозь, но не остановил меня, когда я пытался скрыть свои грехи. Сжалься же надо мной, убери из моей души всё плохое, что там есть!

– Я ждал совсем другой просьбы, – ответил Бог. – Но я сделаю так, как просишь ты.

И Бог взял из души человека всё то, чего тот стыдился. Он вынул память о предательствах и изменах, трусости и подлости, лжи и клевете, алчности и лености. Но, забыв о ненависти, человек забыл и о любви, забыв о своих падениях — забыл о взлётах. Душа стояла перед Богом и была пуста – более пуста, чем в миг, когда человек появился на свет.

Но Бог был милосерден и вложил в душу обратно всё, что её наполняло. И тогда человек снова спросил:

– Что же мне делать, Господь? Если добро и зло были так слиты во мне, то куда же мне идти? Неужели – в ад?

– Возвращайся в рай, – ответил Творец, – ибо я не создал ничего, кроме рая. Ад ты сам носишь с собой.

И человек вернулся в рай, но прошло время, и снова предстал перед Богом.

– Творец! – сказал человек. – Мне плохо в твоём раю. Ты всемогущ и милосерден. Сжалься же надо мной, прости мои грехи.

– Я ждал совсем другой просьбы, – ответил Бог. – Но я сделаю так, как просишь ты.

И Бог простил человеку всё, что тот совершил. И человек ушёл в рай. Но прошло время, и он снова вернулся к Богу.

– Чего же ты хочешь теперь? – спросил Бог.

– Творец! – сказал человек. – Мне плохо в твоём раю. Ты всемогущ и милосерден, Ты простил меня. Но я сам не могу себя простить. Помоги мне?

– Я ждал этой просьбы, – ответил Бог. – Но это тот камень, который я не смогу поднять.

Автор: Сергей Лукьяненко

Вот несколько основных проблем, разрешить которые помогают детские книги.

Что такое хорошо и что такое плохо. Морально-нравственные ориентиры. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. 

Что можно почитать:

Н. Носов Леденец, Фантазеры, Огурцы, На горке, Карасик.

В. Осеева Волшебное слово и др.

Е. Пермяк Пичугин мост.

А, Барто Вовка добрая душа и др.

А. Балинт Гном гномыч и Изюмка.

Т. Макарова Мечта Маленького ослика,  Слон Хортон ждет птенца..

Н.Артюхова  Мяч и песочные пироги

Л. Улицкая Про доброту.

О. Романченко Галина сказка, Уговорил, Хитрый Шурик.

 

Воспитание чувств. Учиться сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства – музыки, живописи, и, конечно, литературы. В этих книгах ребенок обычно отождествляют себя с одним из героев, и разделяя его радости и переживания, постепенно учится заботиться о других.

        Что можно почитать:

В. Осеева Плохо, Просто старушка, Печенье, Перышко.

Б. Алмазов Лягушонок.

В. Катаев Цветик - семицветик.

Г. Х. Андерсен Гадкий утенок.

Е. Благинина Посидим в тишине.

Г. Циферов Паровозик из Ромашково.

А. Барто История на просеке и др.

Д. Биссет Про мальчика, который рычал на тигров

 

Сложные законы взрослой жизни. Самое важное, что такие истории поднимут самооценку, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, ребенок поймет, что не он один постоянно ошибается, научиться смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.

         Что можно почитать:

В. Драгунский Денискины рассказы.

Н. Носов Мишкина каша и др.

З. Александрова Смешные человечки.

Л. Воронкова Маша-растеряша.

В. Осеева Хорошее, Строитель.

Е. Пермяк Как Миша хотел маму перехитрить, Как Маша стала большой.

С. Маршак Вот какой рассеянный.

 

Дружба и сотрудничество. Новые проблемы  – как показать  несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? 

Что можно почитать:

В. Сутеев Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка.

Л. Муур Крошка Енот.

Е. Пермяк Самое страшное.

И.А. Крылов Лебедь рак и щука.

Русские народные сказки Лиса и журавль, Репка.

Н. Носов Бенгальские огни, Прятки.

Л. Улицкая  Грустная история.

А. Лингрен Принцесса которая не желала играть в куклы.

В. Осеева Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай.

Э. Хогарт Мафин и паук.

Э. Успенский Крокодил Гена и его друзья.

М. Пляцковский Урок дружбы и др.

А. Костинский Тигренок, который говорил  “Р-Р-Р!” и его друзья.

Опасные последствия. Остановить могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях. И, конечно, книги (обязательно снабженные выразительными иллюстрациями), в которых эмоционально рассказывается о героях, нарушавших запреты.

             Что можно почитать:

С. Маршак Пожар.

Э. Успенский Про Веру и Анфису.

А. Усачев Умная собачка Соня.

                    М. Горький Воробьишко.

  Наглядный материал к уроку Эмпатия: Открыть.

Комментариев нет :

Отправить комментарий