Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

24 декабря 2020 г.

Формирование социальной компетентности средствами музейной педагогики

 

Автор: Радченко Марина Викторовна

Место работы: Государственное учреждение

Луганской Народной Республики «Брянковская специализированная школа №1»

Должность: учитель русского языка и литературы

Е-mail: school_1bryanka@mail.ru

 

Формирование социальной компетентности

средствами музейной педагогики

 

Современное общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и качествах личности, которая формируется в этих условиях. Изменения касаются всех сфер жизнедеятельности общества, представляющего собой динамичную самоорганизующуюся систему, в которой особая роль отводится образованию. Образовательная деятельность, органически сочетающая процессы воспитания, обучения и развития личности, имеет своей целью повышение уровня субъектности индивида, обеспечение его социальной компетентности.

Особый акцент в процессе модернизации образования должен быть сделан на подготовку школьников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны. Выпускник школы должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.

Социальная компетенция это способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе общения и осуществления какой–либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, развитых коммуникативных способностей и сформированных качеств личности.

Установлена причинно-следственная связь и взаимозависимость проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности, со степенью сформированности социальной компетентности учащихся.

Сформировать социальную компетенцию значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи.

Основными характеристиками внутришкольной среды мы считаем разнообразие, богатство возможностей, открытость, комфортность, толерантность, востребованность творчества, наличие свободных зон развития, сохранение и культивирование традиций.

Важной работой в этом направлении является формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики. Цель такой работы - воспитание уважения к искусству, истории, развитие коммуникативных и организаторских способностей, способности к эмпатии и самоконтролю.

Музейная педагогика – это область воспитательно-образовательной деятельности, направленной на формирование у ребёнка целостного отношения к действительности.

Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день её рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Французский поэт и философ Поль Валери говорил: «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое…». Приоткрыть дверь в будущее можно средствами музейной педагогики.

МУЗЕЙ – ЭТО КОРНИ И КРЫЛЬЯ, ЭТО ПАМЯТЬ И НАДЕЖДА. КОРНИ – это история народа КРЫЛЬЯ – это знания, именно они помогут решить многие жизненно важные проблемы

Задачи музейной педагогики:

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

• Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, умение успешно адаптироваться в окружающем мире;

• Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

• Обогащение предметно-развивающей среды образовательного учреждения;

Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

• Развитие речи и расширение словарного запаса;

• Воспитание культуры поведения

В ходе проектирования и построения единого воспитательного пространства школы средствами музейной педагогики у учащихся должны сформироваться ключевые социальные компетенции:

– социальные;

– жизнедеятельность в многокультурном обществе;

– владение устной и письменной коммуникациями;

– информационная грамотность;

– способность учиться на протяжении всей активной жизни

Задачами педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, являются:

Научить обучающегося, видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению; формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Песталоцци говорил: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка»

Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.

 «Каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель; педагог и обучающиеся должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему; посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе учебных занятий, когда обучающиеся не устали и готовы к восприятию», - Г. Фройденталь

В беседах с детьми Мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые вообще не знают что это такое.

Проблему решает создание мини музеев в образовательных учреждениях, т. к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс школы музейной педагогики, создание музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей.

Школьный музей – это творчество, фантазия, наглядность, информативность. Не быть потребителем, а быть созидателем!

В условия дистанционного обучения также нельзя недооценивать ресурсы музейной педагогики. Посещение заочных экскурсия музеев мира, выставок и экспозиций по различным направлениям, не только станет подспорьем при проведении уроков, но и обогатит духовный мир учащихся.

Школьнику на современном этапе необходимо развивать навыки самостоятельного поиска информации; умение ставить цели и их реализовывать; работать в группе, развивать аналитическое мышление; формировать информационную культуру и креативную деятельность; а также сформировать уважительное отношение к искусству, музейным памятникам как части культуры, умение переживать и сопереживать.

Так в нашей школе в 2008 году к 70-летию школы был открыт музей «Память сердца». И вот уже более 10 лет наш музей развивается, пополняется новыми экспонатами и является связующим звеном в консолидации усилий ученического, педагогического коллективов, родительской общественности, социальных партнеров школы, призванных сформировать единое воспитательное пространство. В деятельности музея не последняя роль отводится школьному самоуправлению. Так центр «АФЗ» осуществляет поисковую деятельность для обновления музейных экспозиций и в содружестве с центром «Театр Мельпомена» организует и проводит экскурсии для учащихся школы. В дальнейшем, на базе центра «Театр Мельпомена», планируется создание «Школы экскурсовода». Центр «Космическая редакция» не только освящает деятельность музея на страницах газеты «Мы такие», но и оказывает помощь в систематизации материала и оформлении выставок.

Направления деятельности:

1. Поисково-собирательское направление комплектование фондов, исследовательская работа, исследовательские умения, принцип комплексности. Ведение документации: полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, фиксация фотодокументов, фото и видеосъёмки, голосовые записи

ЧТО ЭТО ДАЁТ? В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация обучающегося поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.

2. Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции; Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения – выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда – его изготавливать; на уроках рисования – составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики – осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики – заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции; в мастерских – изготовить простейшее музейное оборудование.

3. Экскурсионное направление. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования: Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы; Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов; Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

4. Культурно-массовые мероприятия, дела. Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции. Музей должен органично вписываться в план работы всего ГОУ ЛНР «Брянковская СШ №1» .

Школьный музей обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

Сближает историю страны с историей, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

Таким образом, школьные музеи играют огромную воспитательную роль в формировании компетенций.

                           

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий