Автор: Климентьева Ольга Владимировна
Место работы: Государственное учреждение
Луганской Народной Республики «Брянковская специализированная школа №1»
Должность: учитель русского языка и литературы
Е-mail: school_1bryanka@mail.ru
Роль школьной газеты в формировании коммуникативной компетентности обучающихся
Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим, сегодня перед современной школой стоит важная задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности; научить ребенка владеть информацией, осмыслять и творчески выбирать ее.
Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является формирование коммуникативной культуры школьников как основы для овладения нравственными ценностями личности.
Коммуникативная компетенция предполагает наличие следующих качеств личности:
· владение устной речью (монологом, диалогом, полилогом, умением задать вопрос, привести довод при устном ответе, защите проекта);
· умение представить себя устно и письменно;
· владение приемами оформления текста (электронной перепиской, созданием текстовых документов по шаблону, правилами подачи информации в презентации);
· умение работать в группе, искать и находить компромиссы.
Не менее важным является и формирование информационной компетенции, которая предполагает владение следующими знаниями, умениями, навыками:
· владение навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы);
· способами работы с информацией: поиск в каталогах, поисковых системах;
· извлечение информации из различных носителей;
· технические навыки сохранения, удаления, копирования информации;
· систематизация, анализ и отбор информации;
· преобразование информации;
· критическое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности;
· умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.
Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что школьные средства массовой информации сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социализации и нравственному становлению личности, формированию мировоззрения человека.
Школьную газету можно эффективно использовать как фактор развития информационной и коммуникативной компетенций школьника.
Школьная газета – это межпредметные связи с литературой (в написании статей для газеты), искусством (дизайн издания, обработка фотографий, рисование необходимых атрибутов) и информатикой (работа в прикладных программах на ПК.
Цель издания школьной газеты в нашем Государственном общеобразовательном учреждении Луганской Народной Республики «Брянковская специализированная школа №1» – объединение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, учителей, родителей – путём создания единого источника информации.
Издавая газету, мы решаем следующие задачи:
· освещаем школьные события и проблемы;
· информируем о внешкольных мероприятиях;
· поднимаем вопросы, интересующие обучающихся, учителей, родителей;
· публикуем статьи, заметки, стихотворения обучающихся.
Чтобы газета была интересной и читаемой, соблюдаем некоторые правила работы журналиста:
· следовать от интересного факта к важному выводу,
· от простого к сложному,
· от явления к сущности,
· любую тему можно сделать интересной, если выявить, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.
Школьный пресс-центр был организован в 2007 году в рамках деятельности школьного самоуправления «Планета УРАН».
В настоящее время газета представляет собой редакционную коллегию «Космическая редакция», которая состоит из группы юных корреспондентов.
Руководство работой редколлегии осуществляется педагогом, который вместе с ребятами составляет планы, продумывает содержание каждого номера газеты.
Ребята ищут актуальные темы и интересно их раскрывают, пишут заметки, статьи, оформляют их, делают фоторепортажи, сочиняют в газету стихотворения.
Хотелось, чтобы газету воспринимали всерьёз, читали, ждали следующего номера, чтобы она имела лицо: была газетой определенного коллектива, нашей школы, чтобы её содержание отражало и одновременно формировало общественное мнение наших школьников.
В школьной жизни много интересных событий, и мы не всегда знаем, что происходит в других классах. А из газеты мы всё про всех знаем: о классных часах, спортивных мероприятиях, научных конференциях, ребятах-победителях конкурсов, фестивалях, мероприятиях проводимых на базе школы.
Работа нашей прессы пронизывает всю деятельность школы.
Перед ребятами стоит задача и интересно изложить материал, и избежать ошибок, придумать заголовок для статьи.
Для меня, как для учителя русского языка, важно, чтобы дети интересно излагали материал, избегали грамматических, речевых ошибок, придумывали интересные заголовки к текстам. Таким образом, ненавязчиво идет работа над развитием речи ребенка. Они приобретают опыт владения словом, грамотного построения текста, учатся общаться со сверстниками, взрослыми.
Сегодня газета – эффективное средство воздействия и воспитания, поскольку дает возможность удовлетворения интересов каждого ребенка, создает «ситуацию успеха» в соответствии с его собственными способностями, безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Не сковывать речь детей, сохранять их живое слово, поддерживать стремление детей к самовыражению через словесное творчество, развивать у них врождённый дар слова – это и есть «открыть уста детей», без чего трудно представить себе становление личности и будущее наших выпускников.
Комментариев нет :
Отправить комментарий