Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

25 декабря 2019 г.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Саенко Ольга Александровна, 
учитель географии ГУ ЛНР « Луганское образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №13 имени Александра Молодчего»

Лесная и деревообрабатывающая промышленность






Цель: познакомить учащихся с особенностями лесной и деревообрабатывающей промышленности,  показать проблемы отраслей. Изучить размещение лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Задачи:
Образовательная: изучить особенности лесной и деревообрабатывающей промышленности и ее размещение. Рассмотреть проблемы и перспективы развития лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Развивающая: совершенствовать навыки работы со статистическим и картографическим материалами. Формировать умения составлять характеристику отрасли промышленности по типовому плану.
Воспитательная: познакомить с некоторыми профессиями лесной и деревообрабатывающей промышленности. В целях экологического воспитания показать влияние отраслей на окружающую среду.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», карта «Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность».
Ход урока
I.    Организационный момент. 
Приветствие. Пожелание хорошего настроения, положительного общения, активной работы. Сообщение об организации работы на уроке.
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
Учитель:
На предыдущем уроке вы изучали  промышленность строительных материалов Луганщины.
Какие вопросы возникли у вас во время подготовки к сегодняшнему уроку?
Ответы на вопросы учащихся.
Проверка домашнего задания.
Учитель:
Домашним заданием было подготовить сообщение об одном из предприятий промышленности строительных материалов.
1.                 Расскажите о предприятиях строительных материалов Луганщины.
Ответы учащихся.
Одновременно 2 ученика работают у доски,  выполняя задания 2 и 3:
2.                 Составьте схему структуры строительного комплекса Луганщины (составляется схема одним из учащихся, объясняется другим).
3.                 Составьте схему ресурсов промышленности строительных материалов Луганщины (составляется схема одним из учащихся, объясняется другим).
4.                 Повторение понятийного материала:
Что такое промышленность?
Что такое химическая промышленность
Что такое промышленность строительных материалов?
       5. Проверка контурных карт.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной и познавательной деятельности.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать лесную и деревообрабатывающую промышленность. Продукцию отраслей широко используют в быту, промышленности и других отраслях хозяйства. Значимость отраслей лесной и деревообрабатывающей промышленности придает натуральность сырья, из которого производят конечную продукцию. Приведите примеры продукции отраслей лесной и деревообрабатывающей промышленности,  имеющиеся у вас дома.
Запишите тему урока: «Лесная и деревообрабатывающая промышленность».
Сообщение цели и задач урока.
Работа с текстом презентации.
ІV. Изучение нового материала.
Учитель: во время изучения новой темы мы заполним таблицу ««Лесная и деревообрабатывающая промышленность».
Лесная и деревообрабатывающая промышленность Луганщины.
Структура
Фактор
Принцип
География отрасли




Лесная и деревообрабатывающая промышленность – это совокупность предприятий по заготовке, механической обработке и химической переработке древесины.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность – вспомогательная отрасль (место).
Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Трудно удержаться от восторженного возгласа, глядя на нарядную корзинку, сплетенную из прутьев или бересты. Не меньшее восхищение вызывает изящная деревянная шкатулка, резной столик, да и простые предметы обихода. Начиная с древних времен, до сегодняшних дней, мы отдаем предпочтение древесине, несмотря на разнообразие альтернативных материалов, предлагаемых современным рынком. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствуют ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки.

Вопрос: Что является сырьевой базой для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности?
- Сырьём для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности являются лесные ресурсы.
Вопрос: К какой категории они относятся?
- Лесные ресурсы относятся к категории возобновляемых ресурсов. Лесопотребление обязательно предполагает лесовосстановительные работы. Поэтому уместно говорить о лесопромышленном комплексе, который включает:
-  заготовку древесины;
-  механическую обработку;
-  химическую обработку;
-  лесовосстановительные работы.
В лесном фонде выделяют три группы лесов:
а) водо- и полезащитные, заповедные и рекреационные леса, в которых могут проводиться лишь санитарные рубки для улучшения их состояния;
 б) леса, в которых возможны лишь выборочные рубки в объеме годового прироста;
в) эксплуатационные леса, в которых могут вестись сплошные рубки.
Лесные ресурсы Луганщины.
Луганщина расположена в природной зоне степи. Лесов мало. На левом берегу Северского Донца распространены дубовые леса, на террасах сосновые, в долинах рек – пойменные леса. На Донецком кряже и других возвышенных территориях  по балкам и оврагам растут байрачные леса.
Луганщина бедна лесными ресурсами. Но есть  страны,  для которых лесная промышленность является важной отраслью международной специализации – это Бразилия, Индонезия, Конго, Россия, Канада, Швеция, Финляндия и др.
Вопрос: Что относят к механической обработке древесины?
- К механической обработке относится лесопиление, производство фанеры, строительных деталей, мебели, спичек и др.
Вопрос: Что предполагает химическая обработка древесины?
- Химическую обработку древесины осуществляет лесохимия. Химическая технология сочетается с механической переработкой в целлюлозно-бумажной промышленности. Конечной продукцией являются бумага и картон.
Лесохимическая промышленность производит  искусственное волокно, целлофан, эфиры, лаки, линолеум, древесный уголь, уксусную кислоту, канифоль, скипидар, эфирные масла, формалин, метиловый спирт, кормовые дрожжи.
Вопрос: Каков, на ваш взгляд, состав лесовосстановительных работ?
- Лесовосстановительные работы предусматривают очистку территории под посадку и уход за лесными культурами.
Состав промышленного комплекса.
Подкомплексы
Отрасли и производства
Факторы размещения
Лесохозяйственный
Лесное хозяйство; лесозаготовка
Сырьевой
Деревообрабатывающий (механическая переработка леса)
Лесопильная; фанерная; мебельная; производство ДВП, ДСП; производство строительных материалов
Сырьевой, транспортный, потребительский  (мебельная, производство ДВП, ДСП)
Химическая переработка леса: целлюлозно-бумажный
Целлюлозная; бумажная; производство картона
Сырьевой, водный, электроэнергия

Лесохимический
Гидролизная промышленность; дубильно-экстрактная; пирогенетическое производство (сухая перегонка древесины); канифольно-скипидарное производство; хвойно-эфирное производство; дегтекурильное производство
Сырьевой

Лесная и деревообрабатывающая промышленность Луганщины.
Структура
Фактор
Принцип
География отрасли
Лесозаготовка
Сырьевой
У сырья
В промышленных масштабах не ведется (санитарные рубки). Привозное сырье
Отрасли механической переработки леса: лесопиление
Сырьевой
У сырья
Кременная
Деревообрабатывающая (фанера, ДВП, ДСП, др.)
Потребительский
У потребителя
Кременная, Северодонецк, Луганск, Алчевск, Стаханов
Мебельная
Потребительский, сырьевой
У потребителя, у сырья
Луганск, Старобельск, Кременная
Химическая переработка материала: целлюлозно-бумажная
Сырьевой
У сырья
Рубежное

Профессии лесной промышленности: инженер и техник лесного хозяйства, лесничий, лесник, сборщик живицы, машинист лесопосадочной машины, тракторист-машинист и др.
Деревообрабатывающая промышленность (профессии):
Виды обработки
Продукция
Рабочие профессии
Механическая
(резание)
Пиломатериалы, двери, окна, мебель, паркет, тара, фанера, ДСП. ДВП, бочки, игрушки
Станочник-распиловщик, станочник токарных станков, фанеровщик, бондарь, оператор по деревообработке, столяр, плотник
Химическая
(разложение)
Бумага, картон, целлюлоза, фотоплёнка, киноплёнка, резиновая обувь, покрышки
Накатчик бумагоотделочной машины, варщик целлюлозы, оператор-прессовщик, вулканизаторщик, сборщик покрышек, отделочник химического волокна и др.
Термическая
(разложение)
Скипидар, масло, дёготь, древесный спирт, канифоль
Аппаратчик гидролиза, аппаратчик разложения древесины, оператор лесохимической установки и др.
 Повторение географической номенклатуры (робота с географическими картами, атласами).
Найдите и покажите на карте центры деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной  промышленности: Кременная, Рубежное, Северодонецк, Луганск, Алчевск, Стаханов, Старобельск.
Лес - одно из ценнейших природных богатств. Это лёгкие нашей планеты, около 60% кислорода поставляет он в земную атмосферу, потребляет 24 кг. углекислоты, которую выдыхают пять тысяч человек. За год гектар леса "отфильтровывает"  50 - 70 т. пыли. Лес - земная кладовая, из которой черпают сырьё почти все отрасли народного хозяйства.
Проблемы и перспективы деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленность промышленности (Колонку «Перспективы»  учащиеся заполняют дома самостоятельно).
Проблемы.
1. Сырьевая.

2. Использование трудовых ресурсов.
3. Техническая изношенность технологического оборудования.

4. Инвестиционная проблема.

5. Экологическая проблема.
Перспективы.
1. Комплексное использование сырья. Увеличение площадей лесов имеющих промышленное значение. 
2. Трудоустройство.
3. Техническая реконструкция и технологическое перевооружение предприятий.
4. Улучшение инвестиционного климата региона (привлечение инвестиций).
5. Развитие лесного хозяйства.
Увеличение площадей лесов имеющих рекреационное значение. 
V. Повторение.
Блиц-опрос:
Что такое лесная и деревообрабатывающая промышленность?
Какую площадь занимают леса Луганщины?
Имеют ли они промышленное значение?
Назовите отрасли лесной и деревообрабатывающей промышленности?
Назовите профессии рабочих, работающих в лесной промышленности?
Назовите виды продукции, изготовляемой  деревообрабатывающей промышленностью?
Назовите профессии деревообрабатывающей промышленности?
Какое значение для экономики и населения Луганщины имеет деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность?
VI. Домашнее задание: выучить конспект и подготовить творческие работы
(проекты): «Это интересно. Предприятия деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Луганщины», «Перспективы развития деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности края».
Форма работы: мультимедийная презентация.
Работа выполняется в группах. Группа состоит из 5-6 учащихся.
VII. Рефлексия.
Игра «Проверь себя».
Что на уроке я запомнил лучше, а какому материалу, при подготовке дома, надо уделить внимания больше?

Комментариев нет :

Отправить комментарий