Гонтарь Инна Петровна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель высшей категории, учитель –методист
ГУ «ЛОУСШ №5»
Час общения «Моя малая Родина»
Эпиграф занятия:
Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя.
Дети нашей школы каждый семестр проходят тестирование, в результате которого выясняются проблемы класса, потенциальные возможности их решения и задачи личностного развития учащихся на учебный год.
Система социально-педагогического проектирования личностного развития обучающихся помогает нам эффективно и результативно развивать и формировать не абстрактного ученика, а выявлять и развивать на основе динамики результатов диагностики индивидуальные способности и склонности конкретных обучающихся.
Часы общения способствуют развитию « эмоционального интеллекта » и помогают учителям создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
В ходе часов общения, дети имеют возможность получать новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной школьной жизни, обогащая общение душевной теплотой, чуткостью, уважением.
Помогая детям преодолевать трудности, мы всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это маленькое произведение искусства, в создании которого все принимают участие, подобно музыкантам одного оркестра.
Час общения «Моя малая Родина», направлен на развитие патриотических чувств детей младшего школьного возраста. А так же на воспитание у обучающихся любви к своему краю, гордость за свою малую Родину. Чтобы дети умели любить, творить, были добрыми. Знали и понимали, что их личное будущее в их собственных руках.
Цели:
Предметная:
- создать условия для формирования знаний по теме: Родина;
- для расширения и уточнения знаний обучающихся о государственной символике Луганской Народной Республики.
Метапредметная:
- помогать развитию познавательной заинтересованности, умственной деятельности, творческих способностей обучающихся;
- провести коллективную работу на основе деятельности в коллективе;
- создать условия для развития навыков вести диалог, делать заключения.
Личностная:
- развивать качества личности: гордость за свою Родину, содействовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности обучающихся, почтения к государственным символам.
Задачи:
- увеличить кругозор обучающихся;
- заинтересовать к изучению истории родного края;
- способствовать повышению чувства гордости за свою родину;
- повысить уровень интеграции обучающихся путём привлечения КТД;
- восполнить знания о символах ЛНР ;
- развивать гражданские и патриотические чувства.
Планируемые результаты:
Обучающиеся будут:
- знать главные определения: Родина, гордость, патриот, гуманизм;
- уметь строить совместную работу, вести беседу;
- чувствовать ответственность и вклад каждого в решение общих задач, осознание себя командой.
Этапы подготовки: предварительно сообщить о конкурсе рисунков по теме «Мой край - Луганщина»; разучиваются стихотворения о Родине; Оформление: стойка с рисунками «Мой край – Луганщина» , стенды с символами ЛНР;
Оборудование: презентация в Pоwеr Pоint, мультимедийный проектор;
Ход занятия
І. Духовно-эстетический
- Упражнение : Этюд для души « Сотвори в себе солнце».
– Дети, у каждого из нас есть маленькое солнце – доброта. Оно такое яркое, тёплое, оно стремится людям дать добро.
– Закройте глазки, дотроньтесь до своего солнца, оно у вас рядом с вашим сердечком, которое бьётся вот так…К вам направляется лучик, который несёт любовь. ( журчание ручейка) И ваше солнышко увеличивается. Направлю лучик, который несёт мир. Солнышко опять увеличилось. Направляю лучик с добром, солнышко стало ещё больше.(пение птиц) Я направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваше солнце становится большое. Открыли глазки. Ваше солнышко несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны)
– Подарите свое солнышко другу.
– У вас хорошее настроение ? Тогда мы отправляемся в путь.
Однако на земле, где так много суеты и проблем очень легко сбиться с пути. Но если солнышко у нас в ладошках, то и в самой кромешной мгле мы найдем правильную дорогу.
ІІ. УСТАНОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ
Послушайте притчу и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на часе общения.
Притча:
Не так давно в одном вагоне путешествовали две женщины и мужчина. Из окна были видны пески. Природа за окном не радовала, путешественники то и дело удивлялись:
– Какая некрасивая местность!
– Как здесь могут жить люди?
– Разве им нравится здесь жить?
Спустя некоторое время поезд прибыл к маленькой станции, около неё было только несколько пожухлых деревьев, верблюд, а вдалеке – глиняная избушка. Мужчина начал складывать свои вещи.
– Вы здесь выходите? - удивились женщины.
– Да, выхожу, - и с гордостью ответил: - Это - моя Родина!
– Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
( ответы обучающихся)
Учитель: У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называется “малой родиной”.
У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.
Мы будем сегодня говорить о нашей Родине. Я думаю, что вы не только покажите свои знания, но и познаете много интересного.
ІІІ. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПОИСКОВЫЙ
Учитель: Что значит РОДИНА для человека?
- Послушайте стихотворение «Родина», приготовьтесь ответить на вопрос какое значение имеет Родина для поэта?
Родина
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
(З. Александрова)
(ответы обучающихся )
Стихотворение о Родине (читают обучающие)
-
Там, где мы родились,Где растем и живем,Места свои родныеМы Родиной зовем. -
Есть ветки у листочка,Овражек у ручья,У каждого на светеЕсть Родина своя.
-
У каждого листочка,У каждого ручьяЕсть главное на свете –Есть Родина своя
Упражнение «Ассоциация»
– Ребята , какие чувства возникают у вас когда вы слышите слово Родина?
(ответы детей)
(Выходит ребёнок с буквой в руке и подбирает на эту букву слова- ассоциации . Вывешивается слово «РОДИНА» в столбик на доске.)
Р - родная, разная, разноликая, ранимая, роскошная
О - отважная, очаровательная, отзывчивая, ослепительная
Д - деликатная, добрая, доброжелательная
И - истинная, интересная, индивидуальная
Н – независимая, наивная, настоящая, нежная, наша
А - астрономическая
Учитель: Мы часто слышим слова, любить Родину. Но что это значит? Родина - это тот край, где человек родился, та земля, на которой он вырос. И любить Родину - это значит, уважать людей, которые живут рядом, беречь богатства родной земли и окружающую природу. Ребята ,как называется край, в котором мы с вами живем?
(ответы обучающихся)
Наш край- Луганщина !!!
Дети читают стихотворение на фоне своих рисунков (под музыку)
Луганский край
Луганский край, тебя мы любим все,
Пусть говорят на разных языках народы.
Пусть за руки возьмется твой народ
И мирные пусть водит хороводы!
Луганский край, родная сторона.
Ты расцветай, трудом ты прославляйся,
Чтоб всем работы здесь хватало навека,
Чтоб от тебя никто не отрекался!
ІV. Физкультминутка
V. АДАПТАЦИОННО-ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ
Практическая работа. Проектная деятельность.
– Давайте изготовим кластер на тему «Моя Луганщина»
(обучающиеся делятся на группы по 5 человек отвечают на вопросы, дополняют друг друга.)
Презентация групп
Учитель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведём «Аукцион пословиц»
Сейчас на слайде будет показано начало пословицы, а вам нужно её продолжить.
Пословицы о Родине:
«Упражнение «Микрофон»
(отвечая, ребята передают микрофон друг другу)
- Родная земля и в горечи мила.
- Всякому мила своя сторона.
- С родной земли умри – не сходи.
- Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
- Дома и стены помогают.
- За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
- Любовь к Родине, сильнее смерти.
- На родной сторонке и камешек знаком.
- На чужой стороне Родина милее вдвойне.
- Родная землица и во сне сниться.
- Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- Кто Родиной торгует, того кара не минует.
- Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
- Кто за родину дерётся, тому сила вдвойне даётся.
- Родина краше солнца, дороже золота.
VІ СИСТЕМНО-ОБОБЩАЮЩИЙ
Учитель: Родина начинается с символов страны. Что такое символы?
(ответы обучающихся)
Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.
Продолжите ряд: флаг … (герб, гимн).
Рассматривание флага и герба Луганской Народной Республики
Государственный флаг Луганской Народной Республики представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — голубого, средней — синего и нижней — красного цвета.
В настоящее время статус флага подтверждён Законом ЛНР от 2 ноября 2014 года «О Государственном флаге Луганской Народной Республики».
Цвета флага ЛНР означают;
Голубой — как гласят законы геральдики, этот цвет является символом высокой энергии, а также цветом Богоматери.
Синий — полоса насыщенного синего цвета является признаком упорства и постоянства. Это значит, что жители ЛНР не будут сдаваться, будут до конца отстаивать собственные интересы.
Красный — полоса ярко красного цвета демонстрирует народу волю к победе и могущество региона, означает кровь пролитую за свободу народа ЛНР.
Герб Луганской Народной Республики – отличительный знак государства.
Герб Луганской Народной Республики утверждённый 29 октября 2014 года, представляет собой гранёную от углов к центру красную пятиконечную звезду, обрамлённую белой каймой и золотыми лучами.
Слева и справа от звезды расположены золотые пшеничные колосья, обвитые стягом в цветах государственного флага Луганской Народной Республики, по одному цвету флага на каждый виток стяга — голубой, синий, красный соответственно. За пшеничными колосьями расположен венец из дубовых листьев с каждой стороны. Под звездой расположен стяг в цветах государственного флага, на каждой из цветных полос расположены слова — Луганская, Народная, Республика сверху вниз соответственно. Надпись выполнена золотой шрифтовой гарнитурой с засечками. Над пятиконечной красной звездой расположена восьмиконечная золотая звезда, к которой смыкаются обе группы пшеничных колосьев.
Еще одна символика – это гимн Луганской Народной Республики (Звучит грамзапись гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя).
VІІ. КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Упражнение «Сенкан»
Так что же такое Родина?
Я предлагаю ответить в необычной форме, в форме синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Правила написания СИНКВЕЙНА
- 1-я строка – одно слово, обычно существительное или имя человека
- 2-я строка – описание этого в двух словах – 2 прилагательных
- 3-я строка – описание действия – 3 глагола
- 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме
- 5-я (последняя) строка – это одно слово, которое повторяет суть темы. Давайте, попробуем!
Родина
независимая, родная
гордимся, верим, любим
наша отважная доброжелательная сторона
Отчизна
У каждого человека есть своя дорога в жизни, и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее.
Упражнение « Веночек дружбы»
(обучающиеся берутся за руки со словами и идут по кругу)
Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило
Чтоб цвели в лугах цветы
Чтоб дружили я и ты
За руки возьмёмся,
Встанем в круг
Каждый человек – человеку друг.
За руки возьмёмся, пусть пойдет
По земле наш дружный хоровод.
V ІІІ. ДУХОВНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
Упражнение «Пожелания»
В «Волшебной коробочке» на разноцветных кружочках записаны пожелания. Каждый участник берет из коробки один кружочек и читает пожелание, адресуя его другим.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абрамова, Н.А., «Патриотическое воспитание младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях» [Текст] / Н.А. Абрамова. – М: Пресс, 2016. – 361 с.
-
Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1- 11 классы / И.А. Агапова. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с
-
Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3- 4- х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - 2- е изд. - Ростов- на- Дону: Феникс, 2008. - 340 с.
-
Елесеева Ю.А. Реализация дополнительных образовательных программ в начальной школе [Электронный ресурс] [Текст] / Ю.А. Елесеева. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://www.nsportal.ru/nsportal/20/83694/ (22 февр. 2015г.)
-
Усатова, Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры и викторины) [Текст] / Е. В. Устова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 137 с.
Комментариев нет :
Отправить комментарий