Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

26 апреля 2016 г.

Урок литературного чтения в 4 классе Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Плотниковой Светланы Викторовны,
учителя начальных классов
ГУ «Луганский учебно-воспитательный комплекс «Интеллект»

Государственное учреждение «Луганский учебно – воспитательный комплекс
«Интеллект»









Урок литературного чтения в 4 классе

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Разработала
Плотникова Светлана  
Викторовна,
учитель начальных  классов
высшей категории,
УВК «Интеллект» г.Луганск












Луганск , 2016
Литературное чтение
Класс: 4
Тема. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока:  обобщения и систематизации знаний  (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам  работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения.
Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: выставка детских рисунков к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», карточки для проверки домашнего задания, задания для работы в группах, видеоклип «Жизнь на Светлом Озере», музыка А . Пахмутовой « Просьба»,
композиция «Лебедь» К Сен – Санс, презентация к уроку.
«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»                                Шопенгауэр А.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и всем гостям. Приятного всем дня.
2. Речевая разминка.
а) Работа со скороговоркой.
Летели лебеди с лебедятами
Над лесом с лисами и лисятами.
б) Работа с чистоговоркой
Юг – юг – юг – улетели лебеди с севера на …юг.
Ух – ух – ух – и теряли лебеди белый – белый …пух.
Ит – ит – ит – то ли  пух лебяжий в воздухе… блестит.
Ит – ит – ит – то ли в окна наши белый снег …летит.
- Что нам помогло легко подобрать  нужные слова? Рифма
3 Мотивация учебной деятельности.
а) эмоциональный настрой  на восприятие литературного произведения.
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец  ДОБРОТА.

- О чем говорится в стихотворении ?
- Что такое доброта?
б) Ассоциативный куст.
                                            

в) Беседа.
- Подберите антоним к слову доброта . Зло.
- Что такое  зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда , ненависть, вражда, зависть …
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и злые и добрые дела.
- Какого же человека можно назвать добрым?  Это тот человек, который творит добро.
- Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту готов прийти на помощь.
г) Постановка целей и задач урока.
Сегодня  мы продолжим работать над произведением  «Приёмыш».
- А кто  написал этот рассказ? Уральский писатель Дмитрий Наркисович Мамин - Сибиряк.
Он является примером добрых людей . Это человек , который не мыслил жизнь без любви к природе , родине. отношении к природе и животным.
Прочитайте эти слова.                                                      
 - Почему они соединены?
- Мы на уроке будем  рассуждать , каким образом связаны они и в чем  взаимосвязаны.
На уроке будем думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.
4. Актуализация знаний учащихся.
- Определите жанр данного произведения. Рассказ
- Назовите признаки рассказа. Повествование, небольшой объем, герои , сюжет
- Определите стиль данного произведения. Художественный
- Определите тип текста рассказа.  Повествование .
- Давайте определим тему данного произведения. Взаимоотношение человека и природы.
- Главная мысль произведения. Мамин – Сибиряк в своём произведении хотел донести читателям смысл связи животных , человека , мира, который их окружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и их последствиях. Нужно очень бережно относится ко всему живому.-
- Можно ли по названию произведения определить основную мысль произведения ?
- Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»? Это тот, кого приняли, приютили.
Работа с толковым  словарем Сергея Ивановича Ожегова (Ребёнок читает толкование слова «Приёмыш»)
- Какую проблему поднимает автор в данном произведении. Проблему одиночества.
А) Просмотр видео «Жизнь лебедей»
- Давайте виртуально переместимся на место событий данного произведения. Предлагаю вам просмотреть видеофильм. В это время подготовленные ученики делают сообщения о лебедях.
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_092637.jpg
1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина тела до 180 см, весят до 13 кг. В Евразии, Америке и Австралии насчитывается  6 видов лебедей. В нашей местности обитают : шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь занесён в Красную книгу .  Лебеди  обитают по берегам пресных водоемов.
2. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.
3.Лебедь – одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты, любви, чистоты и нежности. Лебедя воспевали в былинах и сказаниях.
4.Лебедь – символ красоты, нежности. Он изящен в каждом своем движении – при плавании, при купании, при подъёме на крылья. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают на плаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становится ручным.
C:\Users\Польз\Desktop\439891.jpg     Лебедь – шипун.
C:\Users\Польз\Desktop\whooper-swan-3.jpg   Лебедь – кликун

C:\Users\Польз\Desktop\bewick-swan-4.jpg Малый лебедь
- Что такое Красная книга? Красный цвет книги означает – запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, это сигнал СОС, который нам подают животные и растения, то есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение окружающей мира.
http://fs00.infourok.ru/images/doc/227/39455/1/img7.jpg
Красная книга вся состоит из цветных страниц.
Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер (Морская корова) .
Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных (Зубры) .
Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается (Розовый фламинго) .
Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного.
Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.
Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания (Лось, речной бобр) .
http://fs00.infourok.ru/images/doc/247/252076/img4.jpg
5. Проверка домашнего задания Приложение 1
а) Дифференцированная работа на уроке.
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_092942.jpg
У каждого ребенка карточка  определённого цвета (розовый– средний уровень , жёлтая - достаточный уровень, фиолетовая - высокий уровень)
1. Низкий уровень Аудирование по тексту
Д.Н.Мамин – Сибиряк «ПРИЁМЫШ»
1. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?
а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро
2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?
                   а) Осенью     б) Зимой в) Весной
3. Сколько лет жил старик на озере?
а) 30 лет б) 40 лет в) 20 лет
4. Как звали старика, который жил на озере?
а) Тарас б) Семён в) Иван
5. С кем Тарас жил на озере?
а) С кошкой б) С собакой в) С семьёй
6. Какое животное приютил старик?
а) Гуся                       б) Утку                      в) Лебедя
7. Как звали собаку Тараса?
а) Соболько б) Шарик в) Тузик
8. Как старик назвал лебедя?
а) Приёмыш              б) Соболько           в) Прикормыш
9. Где старик запер Приёмыша?
а) В чулане           б) В избушке в) В корзине
10. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
а) Улетел от Тараса        в) Остался жить с Тарасом      б) Застрелили охотники

2 Средний уровень Лексическая работа
       Церемония  - торжественный обряд, порядок совершения чего-то
       Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение
       Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма
       Сайма - рыбацкая стоянка
       Заводь - небольшой залив в реке или озере с за-
медленным течением
       Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания
       Бобылём - в одиночестве
       Увечить - физически расправляться, калечить
       Хиреет - болеет, чахнет
       Божья тварь - всё живое, созданное  Богом
      Жить бобылём – одиноко , без родных
3. Высокий уровень Установить порядок событий в произведении.
1. «Когда этот «лучший друг» человека радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина»
2. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и , очевидно, выжидал какой – нибудь подачки»
3. «Действительно, стоило полюбоваться оригинальной  картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него»
4. «Ну , а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»
5. «Остались мы опять с Собольком одни»
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
6.Анализ литературного произведения.
а) Аналитическая работа
- Назовите героев рассказа. В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.
Какие отношения сложились между героями рассказа ? Дружба человека с животными. Дружба между Собольком и Приёмышем.
б)  Работа с текстом .Выборочное чтение.
1.Как лебедь оказался у старого рыбака? «Тут охотники наезжали; ну лебедя с лебёдушкой и пристрелили, а вот этот остался. Забился в камыши и сидит. Летать – то не умеет, вот и спрятался… Я, конечно, ставил сети подле камышей, ну, и поймал его.»
2. Кто же такой дедушка Тарас? «Тарас жил на Светлом уже сорок лет. Когда – то у него были и своя семья, и дом, а теперь он жил бобылём. Дети перемёрли, жена тоже умерла, и Тарас безвыходно оставался на Светлом по целым годам»
3. Какие отношения сложились между Собольком и Приёмышем? «Сперва – то боялся, а потом привык. Теперь лебедь – то в другой раз у Соболька и кусок отнимает . Пёс заворчит на него, а лебедь его – крылом. Смешно на них со стороны смотреть. А то гулять вместе отправятся : лебедь по воде, а Соболько – по берегу. Пробовал пес плавать за ним , ну, да ремесло – то не то : чуть не потонул. А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его. Сядет на бережку и воет… Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг единственный.»
«Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси.»
4. Что заметил Тарас, наблюдая за стаей лебедей и Приёмышем? «Мой  - то приёмыш сначала сторонился от других лебедей : подплывёт к ним и назад. Те  гогочут по -  своему , зовут его, он – домой… Дескать, у меня свой дом есть. Так дня  три это у них было. Всё, значит, переговариваются по – своему, по птичьему. Ну , а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал… Вот, всё равно как человек тоскует. Выйдет это на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…»
5. В каких  словах и поступках Тараса проявляется доброта? «Старик  говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке»
«Старик ужасно был доволен своим Приёмышем, и все разговоры в конце концов сводились на него»
6.Как изменился Тарас , когда улетел Приёмыш ? «Старик действительно имел утомленный вид . Он казался теперь таким дряхлым и жалким… »
Подберите синонимы к словам «дряхлый и жалкий» Старый, слабый, немощный, болезненный.
«Вот как мне обидно это !»
«А пришлось  выпустить, - с горечью заговорил он.»
«Остались мы опять с Собольком одни. Первое – то время сильно мы оба тосковали»
«Мне по ночам всё грезилось, что Приёмыш – то тут вот полощется у берега и крылышками хлопает . Выйду – никого нет… »
в) Фронтальный опрос
- Какой же  человек этот рыбак, если сумел увидеть, что Приёмыш затосковал, предчувствуя отлёт лебедей? Наблюдательность
- Что даёт человеку наблюдательность? Наблюдательность даёт человеку глубокие знания и ум.
- Какое  решение помогли  принять Тарасу его наблюдательность, знания о природе и, конечно же, доброта?
-А что вы чувствуете, когда лебедь улетает со стаей?
Легко ли расставаться с другом? 
г) Характеристика героев. Работа в группах. Приложение 2
А сейчас мы с вами выполним задания, объединившись в группы. Давайте повторим, каких правил необходимо придерживаться, работая в группе.
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_093934.jpg
Правила работы в группе
- Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Задания для групп
1 группа. Охарактеризовать Дедушку Тараса
2 группа. Охарактеризовать Соболька.
3 группа. Охарактеризовать Приёмыша.
4 группа. Составить план рассказа
План
1. Появление лебедя у Тараса.
2.Приёмыш и Соболько.
3.Приёмыш и стадо лебедей.
4.Прощание с Тарасом.
Презентация результатов работы в группе
Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый.
http://festival.1september.ru/articles/571869/img1.jpg
Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.
http://festival.1september.ru/articles/571869/img3.jpg
- Какие средства литературной выразительности использовал автор, вкладывая в уста Тараса красивые слова. Эпитеты
Умная птица
Гордая, настоящая царская птица…
Подберите синонимы к слову гордая    Самолюбивая, высокомерная.
Свой характер тоже имеет
Хорошая птица
Ученая птица
Особенная
Для чего  автор это делает ? Показать красоту лебедя, доказать сильную привязанность Тараса к птице.
А вот как  Шарль - Камиль Сен – Санс – величайший французский  композитор показал красоту лебедя с помощью музыки. Звучит композиция «Лебеди»   
Со временем у пьесы появилась новая жизнь   Хореограф Михаил Фокин поставил маленький спектакль для знаменитой русской балерины Анны Павловой. Здесь идея «Лебедя» Сен-Санса претерпела метаморфозу и превратилась в «Умирающего лебедя» со своей драматургической линией. В последствии этот балетный номер исполняла известная балерина Майя Плисецкая.
     Не только в музыке воплощается образ лебедя . Представляю вам картину Михаила Врубеля «Царевна Лебедь»
C:\Users\Польз\Desktop\775601_original.jpg
Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.
- Сравните Приёмыша и Соболько.  Чем они отличаются? Что общего в жизни собаки и лебедя? Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.
- В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого – нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.
Доброта - это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.
д)  Работа с иллюстрациями .
Вы к уроку приготовили рисунки, на которых изобразили сюжеты, которые вам наиболее понравились. Прокомментируйте свои рисунки.
е) Факты из жизни птиц в цифрах
В 1967 году пилот самолета сообщил о том, что стая из 30 лебедей-кликунов была замечена на высоте более 8200 м в районе Северной Ирландии. Причем на высоте более 6 км птицы сталкиваются с нехваткой кислорода, холодными ветрами и жестким солнечным светом. Людям была бы необходима акклиматизация. А птицы обходятся без этого. Поднимаются они на такую высоту для того, чтобы в полете не мешали ураганные ветры.
Вырази высоту полета лебедей в километрах и метрах.
ж) Постановка проблемной ситуации . Приём «Займи позицию»
У людей часто бывают ситуации , когда возникает проблема выбора . Как поступить?
- Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?
- Если бы вы поступили так , как Тарас , поднимите синюю карточку , если вы не согласны с Дедушкой Тарасом , поднимите красную карточку . Аргументируйте свой ответ.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.
з) Приём прогнозирования
Придумайте продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос «Вернется ли к Тарасу лебедь весной»
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
и) Игра «,Собери пословицу». Приложение 3
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Собери». Вам необходимо прочитать пословицы и ответить на вопрос . Отражает ли пословица главную мысль произведения ?
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_095102.jpg
В каждой разлуке всегда скрыта новая встреча.
Не нужна соловью золотая клетка , а лучше зелёная ветка.
Легко подружиться , тяжело разлучиться.
Жизнь дана на добрые дела

H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_095337.jpg
к) Работа со стихотворением. Музыка Александры  Пахмутовой. Слова Роберта Рождественского
               Просьба   
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
      И земля без зверей — не земля.
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_095449.jpg
л) Работа с эпиграфом.
- На доске помещён эпиграф к нашему уроку
«Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными». Артур Шопенгауер (мыслитель, философ)
-  Как вы понимаете это высказывание? Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.
-  Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души?
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла -
Тот людям вовеки не сделает зла.
7 .Итог урока и оценка знаний.
- Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе дело совершил главный герой рассказа.
- А какие добрые дела вы совершали или можете еще совершить?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? Что для этого нужно иметь?  ( добрую душу и доброе сердце)
- Пусть ваша душа  и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».
8.Рефлексия
Чудо палочку возьму
И два раза ей взмахну.
И сейчас вы из людей
Превратитесь в лебедей.
На каждой парте лежит картинка лебедя .Я вам предлагаю написать пожелания людям, которые могут высказать лебеди.
. C:\Users\Польз\Desktop\2689471631133048724.png
Предлагаю вам поселить своих лебедей на Светлом озере.  (Дети крепят лебедей на доску, произнося пожелания )
C:\Users\Польз\Desktop\Рисунок1.jpg
H:\НМЦРО УРОК ФОТО\20160405_095849.jpg
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Обратимся к словам Агнии Барто : «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я поняла, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми . А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

9 Домашнее задание
Розовая карточка – пересказ текста.
Жёлтая карточка – творческий пересказ от своего имени
Фиолетовая карточка – пересказ от имени лебедя Приёмыша.

Презентация к уроку




Приложение 1

Карточки для проверки домашнего задания

Низкий уровень
Д.Н.Мамин – Сибиряк «ПРИЁМЫШ»
1. Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?
а) Грязное озеро б) Светлое озеро в) Синее озеро
2. В какое время года происходят описываемые события рассказа? 
                    а) Осенью      б) Зимой                  в) Весной
3. Сколько лет жил старик на озере?
     а) 30 лет              б) 40 лет              в) 20 лет
4. Как звали старика, который жил на озере?
     а) Тарас              б) Семён              в) Иван
5. С кем Тарас жил на озере?
     а) С кошкой                 б) С собакой                 в) С семьёй
6. Какое животное приютил старик?
     а) Гуся                       б) Утку                      в) Лебедя
7. Как звали собаку Тараса?
     а) Соболько                 б) Шарик            в) Тузик
8. Как старик назвал лебедя?
     а) Приёмыш              б) Соболько            в) Прикормыш
9. Где старик запер Приёмыша?
     а) В чулане                    б) В избушке              в) В корзине
10. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?
а) Улетел от Тараса        в) Остался жить с Тарасом      б) Застрелили охотники

Средний уровень
Церемония                                  рыбацкая стоянка

Доспехи                                       обучать, подвергая суровой системе воспитания

Протока                                       в одиночестве

Сайма                                           торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Заводь                                          физически расправляться, калечить

Муштровать                                воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Бобылём                                      боковой рукав реки или речка, соединяющая  два             
                                                   водоёма

Увечить                                       небольшой залив в реке или озере с замедленным
                                                   течением
       
Высокий уровень
Установить порядок событий в произведении.
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____­  «Остались мы опять с Собольком одни».
_____ «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке. Лебедь приковылял к самой избушке и , очевидно, выжидал какой – нибудь подачки»
_____«Ну , а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»
______ «Когда этот «лучший друг» человека радостно взвизгнул, я понял, что он завидел хозяина»
______«Действительно, стоило полюбоваться оригинальной  картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него»


Приложение 2

Задания для работы в группах
Приёмыш
_________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________








Соболько
_________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________



Дедушка Тарас
_________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________


Дмитрий Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
План
_________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
____________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________
___________________________________
_____________________________________

Приложение 3


Работа с пословицами
1 группа
В каж
дой
раз
лу
ке
На за
кот
рая
ве
всег
па
встре
вая
сё
да
де
ча
но
та
скры






















__________________________
__________________________

2 группа
Не нуж
на
со
ло
вью
ка,
клет
тая
ло
зо
а луч
ше
зе
лё
ная
та
ке
ра
ка
вет























__________________________
__________________________

3  группа
Лег
со
ро
ко
но
ко
по
дру
жить
ся,
ся.
ка
ло
же
тя
чить
лу
раз
ра
го























__________________________
__________________________

4 группа
Жизнь
да
хо
ро
шо
се
на
на
доб
рые
ме
ка
пе
сок
де
на
ре
та
де
ла.


__________________________
__________________________

















1 комментарий :