Хвастовой С.И.,
преподавателя математических дисциплин
ГОУ СПО ЛНР «Стахановский машиностроительный техникум»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ СПО ЛНР «СТАХАНОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Нахождение эмпирической функции.
Построение полигона и гистограммы
Методическая разработка
открытого практического занятия по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» подготовленная преподавателем математических дисциплин
С.И. Хвастовой
г. Стаханов
Тема занятия. Нахождение эмпирической функции. Построение полигона и гистограммы.
Цель занятия: достичь усвоения студентами понятий: выборочная совокупность, или выборка; статистический ряд; объем выборки; частота выборки; относительная частота выборки; полигон частот и гистограмма; а также формирование представления студентов о предмете изучения математической статистики. Вырабатывать умения представления статистических данных в виде таблиц и графиков (гистограмм); а также научить решать задачи на вычисление числовых характеристик совокупности, прививать умение сравнивать, делать выводы. Воспитывать интерес к математическим дисциплинам, внимательность, аккуратность.
Тип занятия: усвоение новых знаний, выработка умений.
Наглядность и оборудования: опорный конспект-презентация разработана в Microsoft Powerpoint, раздаточный материал (карточки с задачами к самостоятельной работе), электронные таблицы Excel.
Ход занятия
I. Организационный этап
Преподаватель проверяет готовность студентов к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
Конкурс-обзор кроссвордов по теме «Основные понятия математической статистики».
III. Формулирование цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности студентов.
Преподаватель объявляет тему занятия, задания к пратической работе (раздает карточки (приложение 1)), акцентирует внимание на плане работы на занятия.
IV. Актуализация опорных знаний и умений учеников.
На этом этапе занятия преподаватель проверяет теоретическую подготовку студентов к занятию с помощью опорного конспекта-презентации разработанной в Microsoft Powerpoint (рис.1-18).(Приложение 1)
V. Формирование знаний и умений на примере решения задачи в среде Excel:
На этом этапе преподаватель с помощью проектора интерактивно показывает обработку статистических данных в среде Excel. (Приложение2)
Задача (рис.19). (Приложение 2. Лист1.)
рис.19
Представим условие задачи в виде ряда, над которым можно выполнить сортировку, то есть введем данные задачи в среде Excel в столбик (рис.20):
(Приложение 2. Лист2.)
рис.20
Выполняем сортировку: выделяем столбик данных и на панели инструментов Стандартная нажимаем кнопку Сортировки по возростанию (рис.21): (Приложение 2. Лист3.)
рис.21
Определяем объем выборки и вычисляем за формулой Стерджесса количество интервалов и вычисляем шаг в вариационной таблице (рис.22). (Приложение 2. Лист4.)
рис.22
Далее преподаватель объясняет как построить вариационный ряд (23).
рис.23
Объясняет построение полигона (рис.24) и гистограммы (рис.25): (Приложение 2. Лист Полигон. Лист Гистограмма.)
рис.24
рис.25
VІ. Формирование умений:
Для реализации дидактической цели занятия студенты самостоятельно парами решают в среде Excel задачу такого содержания:
Для предложенных данных выполнить статистическое исследование в следующем порядке:
- Провести первичную обработку статистических данных. Построить вариационный ряд признака Х.
- Построить гистограмму и полигон частот признака Х.
- Используя метод "условного нуля", определить числовые характеристики выборок по каждому из признаков: выборочное среднее; выборочную дисперсию; исправленную выборочную дисперсию; исправленное выборочное среднее квадратичное отклонение.
VII. Итоги урока
Контрольные вопросы
- Что такое математическая статистика?
- Что такое выборочная совокупность?
- Что такое статистический ряд?
- Что такое статистическая таблица?
- Что такое варианта; вариационный ряд?
- Что называют частотами?
- Что называют относительной частотой?
- Что такое полигон частот?
- Что такое гистограмма?
VIII. Домашнее задание. Подготовить отчёт к практической работе. Ответить на контрольные вопросы.
Комментариев нет :
Отправить комментарий