Шаповалова И. А.
учитель экономики
ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-
экономический лицей-интернат»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«Реклама как источник информации о товарах и услугах»
10 класс
Подготовила: учитель экономики Шаповалова И.
А.
Луганск - 2016
Тема урока: РЕКЛАМА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
О ТОВАРАХ И УСЛУГАХ
Цель урока:
?
образовательная: формирование первичного представления у учащихся
о рекламе как основном источнике информации о товарах и услугах; ознакомление с
историей возникновения рекламы, ее видами и функциями; определение положительных
и отрицательных последствий рекламы для потребителей;
?
развивающая: развитие у учащихся способности анализа
рекламной информации; развитие познавательного интереса к учебному материалу и
исследовательской деятельности, способности к самооценке и самоанализу, навыков
самоконтроля;
?
воспитывающая: воспитание у учащихся организованности, умения
концентрировать внимание, стремления рационально использовать время;
формирование опыта равноправного сотрудничества учителя и учащегося в процессе
обучения.
Оборудование: компьютер,
проектор, мультимедийная презентация
Тип уроку: урок изучения нового материала
Методы обучения: словесные (устное
изложение, беседа), наглядные (демонстрация, видеофрагменты), практические
(практические задания).
СТРУКТУРА УРОКА:
І. Организационный момент 1 мин.
ІІ. Мотивация учебной деятельности и постановка целей урока 2
мин.
ІІІ. Изучение нового материала и формирование первичных знаний,
умений и навыков 30 мин.
ІV. Подведение итогов урока 5 мин.
V. Домашние задание
2 мин.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
Учитель
приветствует учащихся, проверяет готовность класса к занятию.
ІІ. Мотивация учебной деятельности и постановка
целей урока
Мы
живем в начале XXI века и считаем себя современными людьми. Благодаря
техническому прогрессу мы знаем то, чего не знали наши родители, пользуемся
вещами, которых раньше не было, приобретаем товары и услуги, придуманные совсем
недавно. Нам кажется, что мы можем почти все и сознательно делаем свой
жизненный выбор. Но в нашей современной жизни существует достаточно интересное явление,
которое пытается завладеть нашим разумом и управлять нашими действиями. С
данным явлением мы сталкиваемся ежедневно и постоянно. Мы возмущены, но
подсознательно очень часто все-таки попадаем в плен.
Название
этого явления происходит от латинского слова «reclamare» и в переводе означает
«выкрикивать, громко кричать». Первоначально это слово подразумевало желание
«криком» привлечь внимание, сообщить новость, снабдить информацией. Сегодня на
уроке мы будем изучать одно из интереснейших экономических явлений современного
общества – рекламу.
Как
бы мы не относились к рекламе, как бы много нареканий она не вызывала, все-таки
приходится признать, что реклама –один из самых мощных источников информации.
Не будь рекламы, мы бы просто не догадались, что в продажу поступил
видеофильм,
недавно получивший премию на кинофестивале, что состоятся гастроли известного
певца, что рядом с домом открылся новый магазин и т.д. Реклама – это целый мир
со своими правилами, законами и особенностями.
ІІІ. Изучение нового материала и формирование первичных
знаний, умений и навыков
1.
История возникновения рекламы
Учитель
|
Учащиеся
|
Вопрос к классу:
Как
вы думаете, сколько лет существует реклама?
|
Высказывают свои предположения
|
История
рекламы насчитывает несколько тысячелетий. Исследователями установлено, что
появление первой наружной рекламы относится к І тысячелетию до н.э. Она
представляла собой высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнеегипетского
города Мемфиса: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».
В
средние века большая часть уличной рекламы была построена на визуальных
образах. Это были вывески над входом, отражающие характер того или иного
заведения.
К
середине 19 века реклама появляется на улицах крупных городов. Вывески
размещались на фасадах зданий, между витринами магазинов.
В
СССР реклама развивалась несколько иначе, чем в европейских странах и США. По
сути, она была представлена только одним ее видом – политической рекламой. Коммерческая
реклама сохранялась только в период НЭПа. Основным носителем рекламной
информации в Советском Союзе было радио и плакаты на улицах.
Особый
период в истории развития наружной рекламы в России связан с именем Владимира
Маяковского. Он создал множество рифмованных рекламных текстов для
государственных организаций. Он говорил: «Реклама - это имя товара».
Рыночная
экономика значительно изменила содержание и формы рекламы. Арсенал рекламных
средств теперь чрезвычайно широк и разнообразен: рекламные издания, материалы в
периодической печати и в Интернете, наружная реклама (щиты, лайтпостеры, указатели
и т.д.), теле-, кино- и радиореклама, выставки и ярмарки, дегустации, почтовая
рассылка и многое другое. Главная цель любого рекламного сообщения – привлечь
внимание потребителей к конкретному товару и сформировать положительное
отношение к нему. Задача рекламы – заставить потребителей прямо или косвенно
приобрести товар или обратиться к услугам определенной организации
(парикмахерской, банка, туристической фирмы и т.д.). Однако назначение рекламы
в современном мире не исчерпывается только ролью «двигателя торговли». Ее
миссия – создать душевный комфорт человеку в его повседневной жизни.
А
теперь давайте попробуем сформулировать определение понятию «реклама». На доске
вы видите фрагменты определения, вам необходимо собрать их по порядку.
Учитель
|
Учащиеся
|
Задание для работы в группах:
Из
фрагментов текста собрать определение
|
Формулируют определение, затем записывают его в тетрадь
|
Задание № 1
Реклама – целенаправленное распространение
сведений о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их продажи.
2.
Основные функции рекламы
Уильям
Уэллс в своей книге «Реклама: принципы и практика» с точки зрения рекламодателя
выделяет семь базовых функций, которые выполняет реклама:
·
Создает осведомленность о товарах и брендах.
·
Формирует имидж бренда.
·
Информирует о товаре и бренде.
·
Убеждает людей.
·
Предоставляет стимулы к совершению действий.
·
Обеспечивает напоминание о бренде.
·
Подкрепляет прошлый опыт покупок бренда.
Таким образом, реклама должна привлекать внимание, информировать,
побуждать к покупке, создавать желаемый имидж товара, который будет близок и
понятен потребителю, и заставит купить данный товар, поэтому главной целью
рекламы является увеличение объема продаж товаров и услуг.
Учитель
|
Учащиеся
|
Формулирует главную цель рекламы
|
Записывают в тетради
|
Опытные
специалисты в создании рекламы используют пять наиболее популярных стратегических
приемов:
·
Лозунги или слоганы (короткие фразы, которые легко
запоминаются);
·
Обращение к разуму потенциальных потребителей,
использование логических доказательства, подтвержденных исследованиями и
статистическими данными;
·
Обращение к эмоциям;
·
Опыт известных и авторитетных в обществе людей (звезды
кино, эстрады и спорта рекламируют товары, которыми якобы пользуются);
·
«Эффект толпы» и «единого порыва» (данными услугами или
товарами пользуются буквально все, и ты должен присоединиться к большинству).
Учитель
|
Учащиеся
|
Метод «Калейдоскоп»,
индивидуальная
работа
Показывает видеофрагменты с примерами рекламных приемов
|
С помощью цветных карточек сигнализируют цветом, какой,
по их мнению, рекламные прием использовался в данной рекламе
|
Таблица соответствия для задания № 2 «Калейдоскоп»
Рекламный
прием
|
Цвет
|
Лозунги или
слоганы
|
Красный
|
Обращение к разуму потенциальных потребителей
|
Синий
|
Обращение к эмоциям
|
Желтый
|
Опыт известных и авторитетных в обществе людей
|
Зеленый
|
«Эффект толпы»
и «единого порыва»
|
Черный
|
Задание № 2
1.
Реклама напитка «Coca – Cola» («эффект толпы» и
«единого порыва») черный
2.
Реклама «Агуша» (обращение к эмоциям) желтый
3.
Реклама «Спрайт» - «Живи на яркой стороне» (лозунги
или слоганы) красный
4.
Реклама «Fairy» (обращение к разуму потенциальных
потребителей) синий
5.
Реклама Налог Ру (опыт известных и авторитетных в
обществе людей) зеленый
6.
Реклама печенья (обращение к эмоциям) желтый
7.
Реклама «Maybelline» (лозунги
или слоганы) красный
8.
Реклама «Pepsi» (опыт известных и авторитетных в
обществе людей) зеленый
9.
Реклама Барни (обращение к эмоциям) желтый
10.
Реклама «Lipton» («эффект
толпы» и «единого порыва») черный
3.
Виды рекламы
Виды
рекламы определяю в зависимости от целей и задач, на решение которых направлена
рекламная деятельность.
Учитель
|
Учащиеся
|
перечисляет основные виды рекламы
|
записывают в тетради
|
По цели выделяют такие основные виды рекламы:
·
коммерческая (экономическая) реклама. Целью
экономической рекламы становится потребитель (потенциальный покупатель),
предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль;
·
социальная реклама направлена на достижение
благотворительных и иных общественно полезных целей: популяризация здорового
образа жизни среди населения; поддержка незащищённых слоёв населения; борьба с
загрязнением окружающей среды и т.д.;
·
политическая реклама (в том числе
предвыборная). В наше время она всё чаще выступает как средство борьбы за
избирателей, за их голоса.
По месту и способу размещения выделяют рекламу в СМИ, наружную и
внутреннюю.
Наиболее
распространённым и традиционным видом рекламы является реклама в средствах
массовой информации.
·
телевизионная (видеоролик в рекламном блоке,
рекламная пауза, текст в бегущей строке);
·
полиграфическая (реклама в прессе, листовки,
наклейки, визитки).
·
Интернет-реклама (баннеры, контекстная реклама,
реклама в блогах, реклама на карте, продающие тексты и др.)
К наружной
рекламе относят рекламу, которая размещается на внешних поверхностях зданий,
сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и
дорог или на них самих, а также на автозаправочных станциях.
Существует
множество форматов и вариантов размещения уличной рекламы, наиболее популярными
из которых являются ситилайты и биллборды. Реклама на транспорте размещается на
общественном транспорте, на частных автомобилях, в метро
К
внутренней рекламе относят рекламу, размещаемую внутри помещений. В первую
очередь это реклама в местах продаж (торговых точках), аэропортах и вокзалах, в
кинотеатрах, бизнес-центрах, подъездах, лифтах, местах развлечений и спорта,
образовательных и медицинских учреждениях и т. п.
В
рекламе неизбежно сталкиваются различные финансовые и политические интересы.
Потребитель заинтересован в уменьшении количества рекламы и снижении её
навязчивости, производитель же, напротив, заинтересован в увеличении количества
рекламы и аудитории.
Интересы
общества в целом требуют оградить потребителей от ложной и недобросовестной
рекламы. Те же интересы диктуют необходимость стимулирования сбыта товаров и
услуг, основным средством которого является как раз реклама. Противоречивость
этих интересов требует законодательного регулирования. Законодательство о
рекламе во всех странах представляет собой компромисс между вышеуказанными
интересами.
4.
Доводы за и против
К рекламе можно относиться по-разному: ненавидеть и
раздражаться, увидев в стотысячный раз надоевший слоган или игнорировать ее,
переключая каналы, но трудно спорить с тем, что реклама стала неотъемлемой
частью нашей жизни. Давайте попробуем все-таки определить все плюсы и минусы
данного явления для потребителей и производителей.
Учитель
|
Учащиеся
|
Метод «Зигзаг», работа в парах
Представляет перечень утверждений, из которых учащимся необходимо выбрать
положительные и отрицательные характеристики рекламы для потребителей и
производителей.
|
Из представленного перечня выбирают положительные и
отрицательные характеристики рекламы для потребителей и производителей, в
парах обсуждают задание и заполняют бланк
|
Задание № 3
Достоинства и недостатки рекламы.
1.
Стимулирование конкуренции.
2.
Использование недобросовестных методов
информирования, что вводит в заблуждение покупателей.
3.
Финансовые затраты, что приводит к увеличению цены
на товары и услуги.
4.
Информирование потребителей о товарах и услугах.
5.
Надоедливость.
6.
Рост потребительского спроса.
7.
Рост доходов производителей.
8.
Побуждение потребителя покупать товары, в которых он
не нуждается.
9.
Совершенствование качества и ассортимента товаров.
10.
Экономия времени и средств, в поисках нужного товара
или услуги.
Таблица ответов к заданию № 3
Достоинства рекламы для
покупателей.
|
Недостатки рекламы для
покупателей.
|
Достоинства рекламы для
производителей
|
Недостатки рекламы для
производителей
|
1,4,9,10
|
2,5,8
|
6,7
|
3
|
Подводя итоги, можем сказать, что реклама стимулирует и
побуждает покупателей к покупке товаров и услуг, что увеличивает объемы продаж
и тем самым увеличиваются доходы производителей. Реклама стимулирует
конкуренцию и заставляет производителей создавать новые товары и услуги, а
покупатели в свою очередь получают товары хорошего качества по относительно
низкой цене. Все-таки недаром говорят, что реклама – двигатель торговли.
ІV. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с историей
возникновения рекламы, ее видами и функциями; определили положительные и
отрицательные стороны рекламы для потребителей и производителей. Нам с вами как
потребителям не следует относиться к рекламе как к единственному источнику
информации, на основании которого принимается решение о необходимости
приобретения рекламируемого товара или услуги. Получив из рекламы сведения о
том, что товар появился на рынке, потребителю следует найти дополнительные источники
для получения более полной информации о товаре, чтобы решить: нужен он или нет?
Сейчас же я предлагаю вам составить синквейн по изученной
теме и выразить свое отношение к рекламе. Синквейн – это стихотворение (без
рифмы), в котором обобщается изученный материал в пяти строках.
Правила написания синквейна.
Первая строка – тема
синквейна, одно слово (существительное).
Вторая строка – это
описание признаков и свойств в двух словах (прилагательные).
Третья строка – это
характерные действия в рамках темы тремя словами (глаголы).
Четвертая строка
– это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к теме.
Пятая строка – это
слово-резюме, синоним, характеризующее суть темы.
Например,
Реклама.
Забавная, смешная.
Удивляет, привлекает, притягивает.
Заставляет обратить внимание на товар.
Информация.
Учитель
|
Учащиеся
|
Составляют и зачитывают
синквейны
|
|
Выставляет оценки за урок
|
V. Домашние задание
Придумать рекламные лозунги к
товарам и услугам: шампунь, чай, мобильная связь, лицей (образование).
Приложение 1
Задание 1
Реклама –
|
и услуг
|
распространение
|
целенаправленное
|
свойствах
|
их продажи.
|
сведений
|
о
потребительских
|
товаров
|
с целью
|
Реклама –
|
и услуг
|
распространение
|
целенаправленное
|
свойствах
|
их продажи.
|
сведений
|
о
потребительских
|
товаров
|
с целью
|
Приложение 2
Задание 2 «Калейдоскоп»
Лозунги или слоганы
|
Обращение к разуму
потенциальных потребителей
|
Обращение к
эмоциям
|
Опыт известных и
авторитетных в обществе людей
|
«Эффект толпы»
и «единого порыва»
|
Приложение 3
ЗАДАНИЕ № 3
Реклама имеет определенные достоинства и недостатки, как
для потребителей, так и для производителей. Определите достоинства и недостатки
рекламы для производителей и потребителей из следующего списка.
Вариант № 1 – достоинства рекламы для потребителей
Вариант № 2 – недостатки рекламы для потребителей
Вариант № 3 – достоинства рекламы для производителей
Вариант № 4 – недостатки рекламы для производителей
Достоинства и недостатки рекламы.
1.
Стимулирование конкуренции.
2.
Использование недобросовестных методов
информирования, что вводит в заблуждение покупателей.
3.
Финансовые затраты, что приводит к увеличению цены
на товары и услуги.
4.
Информирование потребителей о товарах и услугах.
5.
Надоедливость.
6.
Рост потребительского спроса.
7.
Рост доходов производителей.
8.
Побуждение потребителя покупать товары, в которых он
не нуждается.
9.
Совершенствование качества и ассортимента товаров.
10.
Экономия времени и средств, в поисках нужного товара
или услуги.
Комментариев нет :
Отправить комментарий