Склярова
Оксана Сергеевна
учитель
истории
ГОУ
ЛНР «Селезневская школа №18»
ОТКРЫТЫЙ
УРОК
ПО ИСТОРИИ
«НАШЕСТВИЕ ПЕРСИДСКИХ
ВОЙСК НА ЭЛЛАДУ»
(5
класс)
Урок «Нашествие персидских войск на Элладу».
Цель:
Завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой
персов, показать героическую борьбу греческих полисов с державой персов на
примере Фермопильского сражения и Саламинской битвы,продолжить формирование
умений правильно показывать по карте исторические объекты, читать картосхемы,
составлять рассказ.
Оборудование:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая «История древнего мира» § 35 .
таблица Саламинское сражение, фрагмент фильма «Саламинский бой»
Ход
урока.
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний учащихся по теме «Победа греков над греками
в Марафонской битве»:
1.Почему
в начале V
в. до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?
(так как персидская знать стремилась к новым завоеваниям, к новым землям,
богатствам.)
2.Как
действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого? Многие греческие полисы сразу покорились войскам Дария.
3.Как повели себя греки, когда к ним приехали персидские
послы?
(Афиняне сбросили послов со скалы, спартанцы сбросили их в
колодец.)
4.К каким городам обратились афиняне за помощью? (Афиняне обратились
за помощью в Спарту и Платеи).
5.Как
повели себя жители Спарты? Спартанцы обещали помочь попозже
6.Кого
назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?
На должность стратега афиняне выбрали Мильтиада, который хорошо знал военное
дело
7.Какую
помощь оказали жители города Платеи? Лишь жители города Платеи
прислали тысячу воинов.
8.Как
называлось боевое построение греков перед битвой? .
Они построились фалангой и сражались как обезумевшие.
9.Когда произошла Марафонская битва? (Марафонская битва
произошла в 490г. до н.э.).
10. Чем она закончилась? ( Марафонская битва закончилась победой
греков)
11.Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Греки
впервые одержали победу над персами, и персы перестали считаться непобедимыми).
12.Что
в наши дни напоминает о Марафонской битве? (Марафонский бег,42 км 195 м)
I.
Подготовка к повторительно-
обобщающему уроку.
1.
Сейчас мы проведём игру «Кто
первый?». Я задаю вопросы, а кто первым и правильно ответит на вопрос, получает
изображение колобка с улыбкой.
1.
Что означает слово полис? (Небольшое
самостоятельное государство в Греции).
2.
Кого называют илотами? (Рабов в Спарте).
3.
Что такое демократия? (Власть народа).
4.
Что обозначает слово ареопаг? (Совет знати в Афинах).
5.
Кого называли гражданами? (Свободных афинян).
6.
Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер).
2. Работа
с картой.
Вам известно и не ново:
Карта
– важная основа.
Битвы,
действия и страны
Вам
укажут неустанно.
Если
есть у вас желание,
Приступаем.
Все внимание.
1. Покажите
на карте территорию Древней Греции и её части. Назовите их. (Северная, Средняя,
Южная Греции).
2. Какой
полуостров считается Южной Грецией? (Полуостров Пелопоннес).
3. Где
находится город Афины? (В Аттике).
4. Где находится
Спарта? (В Южной Греции, область
Лаконика).
5. В
каком месте греки впервые одержали победу над персами? (В Марафоне).
Обобщение
учителя.
Итак,
мы познакомились с Марафонской битвой. Мы узнали, что благодаря своему
мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами.
Но
как вы думаете, можно ли было исключить опасность нового нападения противника?
Конечно,
нет. Так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла
оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в поданных «царя
царей».
Поэтому
Сегодня мы познакомимся с новыми событиями из греко-персидских войск и тема
урока Нашествие персидских войск на Элладу»
Проблемное
задание для учащихся:
Почему
Греция, такая маленькая страна, сумела одержать победу над такой огромной
державой, как Персия?
IV.
Знакомство с темой.
План:
1.
Подготовка эллинов к новой войне.
2.
Бой в Фермопильском ущелье.
3.
Саламинское сражение.
1.Афиняне
гордились победой в Марафонской битве. Но впереди были новые бои с персами. Это
понимали лишь некоторые, и среди них был Фемистокл – вождь демоса.( Обратите внимание на рис. на с. 165 внизу). Под его руководством греки начали
готовиться к войне с персами. Фемистокл выступил в народном собрании и убедил всех в том, что
опорой демократии является флот. Афиняне прислушались к его мнению и за
короткий срок построили 200 триер. На таком судне было 180 гребцов из афинских
бедняков.
Фемистокол также убедил греков в том, что
для борьбы с персами нужно объединиться. 30 греческих государств создали союз,
чтоб обороняться от персов. И вот в 480г. до н.э. сын Дария Ксеркс повёл свои
войска на Элладу. Узкий пролив отделял Европу от Азии. Здесь Ксеркс приказал
построить мост, но поднялась буря и мост был разрушен. В гневе Ксеркс приказал
отрубить головы строителям моста, а море высечь кнутами. Другие мастера
построили новый мост. По новому мосту персы семь суток переправлялись на
противоположный берег. Учитель рассказывает о переправе персов через пролив
Геллеспонт, (Учащиеся работают с картой).
(см.
карту)Серьезное столкновение с неприятелем произошло у
греков в Фермопильском проходе, который отделял Северную Грецию от Средней
Греции. (Самостоятельное чтение учащимися раздела «Бой в Фермопильском
ущелье» стр.166-167)
- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам
в Фермопильском ущелье? (Царь Леонид)
- На чьей стороне - греков или персов - было военное
превосходство?
- В чем заключается подвиг 300 спартанцев?
- Каковы итоги этого сражения?
Ответы
детей: Огромное персидское войско вторглось на территорию
Северной Греции. Серьёзное столкновение с неприятелем произошло у греков в
Фермопильском проходе, который отделял
Северную Грецию от Средней Греции. Объединённое греческое войско возглавил
спартанский царь Леонид. Греки заняли Фермопильское ущелье и преградили путь
персам. Ксеркс послал в лобовую атаку главные силы персидского войска, но греки не отступали.
Персы понесли большие потери. Ксеркс трижды вскакивал с трона в страхе за своё
войско. Все попытки персов овладеть Фермопильским ущельем кончались неудачей. На третий день к Ксерксу пришёл местный житель и за награду показал
обходную тропу. Ксеркс обрадовался и послал своих воинов в тыл грекам – защитникам Фермопил. Эллины заметили
идущий вражеский отряд. Царь Леонид
приказал всем отступать, а сам вместе с 300 спартанцами остался прикрывать
отход греческих отрядов. 300 спартанцев в бою с персами проявили мужество и
героизм. Спартанцы с царём Леонидом сражались до тех пор, пока не погибли все.
Учитель:
Подвиг трехсот спартанцев спас греческое войско от разгрома, но не смог спасти
страну от разорения.
Спартанцы
приказали отвести войска к Коринфскому перешейку, отделяющему Среднюю Грецию от
Пелопонесса. Здесь, от моря до моря они стали строить оборонительную стену.
Аттика
была отдана персам без боя. Персидская конница вытаптывала ячменные и пшеничные
поля, воины рубили оливковые деревья и виноградники, жгли деревни. Фемистокл в
этот страшный для родины час говорил афинянам: «Все взрослое население должно
взойти на военные корабли. А женщин, стариков и детей необходимо перевезти на
остров Саламин под защиту военного флота. Исход войны будет решен в морском
сражении».( См карту)
Афиняне
поступили так, как советовал Фемистокл.
Когда
персы вошли в Афины, город был пуст. По приказу Ксеркса Афины предали огню,
разрушили храмы. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.
Рядом,
в узком проливе между Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший
около 400 кораблей. Отсюда было видно, как пылал прекраснейший из городов
Эллады.
И вот, на палубе одной из триер происходил
военный совет. Командующий объединенным войском был спартанец, он заявил, что
приказывает плыть к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Фемистокл
стал возражать командующему, убеждая дать бой в Саламинском проливе.
Прчитайте текст на стр. 167 внизу «Хитрость Фемистокла
накануне Саламинской битвы».
А
теперь посмотрим отрывок из фильма «Саламинский бой»
Так
закончилась Саламинское сражение. Ксеркс, оставив часть своей армии, покинул
Грецию. В 479 году до н.э. у города Платеи оставшаяся персидская армия была
разбита. Саламинская битва стала решающей в ходе греко-персидских войн. Греки в
тяжёлой борьбе отстояли свою независимость, спасли Родину от врага
Прав ли был Фемистокл? В чем
проявился его талант стратега
и оратора? С каким легендарным героем мы можем сравнить Фемистокла за его хитроумие? (С Одиссеем).
и оратора? С каким легендарным героем мы можем сравнить Фемистокла за его хитроумие? (С Одиссеем).
V. Закрепление
изученного на уроке.
Хоть немножечко устали,
Силу знаний показали,
Ну, ещё один шажок,
Закрепим мы урок.
1.
Ребята, о каких сражениях в ходе греко-персидских войн мы сегодня говорили? (О
битве в Фермопильском ущелье и Саламинском сражении).
А
сейчас давайте заполним таблицу и узнаем, в каких сражениях греки победили
персов?
Заполнение
таблицы «Греко-персидские войны»
Дата
|
Сражение
|
Результаты
сражения
|
490г. до н.э.
|
Марафонская
битва
|
Победа
греков
|
480г. до н.э.
|
Бой
в Фермопильском ущелье
|
Победа
персов
|
480г. до н.э.
|
Саламинское
сражение
|
Победа
греков
|
Греки
в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.
IX. Проверка проблемного
задания, рефлексия.
Почему
Греция, такая маленькая страна, сумела одержать победу над такой огромной
державой, как Персия?
Как
вы думаете,
VI. Итог урока.
Выставление
оценок.
Домашнее
задание: П. 35 учебника, выучить термины.
Написать
рассказ от имени грека о любой битве (по выбору).
Комментариев нет :
Отправить комментарий