Построение
урока русского языка по теме «Формы
слова»
по
технологии проблемного обучения
Этапы работы
|
Учитель
|
Ученик
|
Создание проблемной ситуации
|
Запишите слова 1 и 2 столбиков:
земля земляной
земле приземлиться
земли земледелец
о земле подземный
По какому принципу подобраны слова
в столбиках?
|
Это всё
однокоренные слова, но разные части речи
|
Выдвижение гипотезы
|
Давайте проверим, определим части
речи.
Но во втором столбике два
прилагательных, значит, не это главное (аргумент).
Подумаем ещё…
|
В первом
столбике –существительные,
во
втором – разные части речи (ошибочная гипотеза).
Эти
слова имеют разное строение (1 вывод)
|
Подводящий
к теме диалог
|
Проверим,
разберите слова по составу.
Что получилось?
|
У них
разное строение.
В первом
столбике различны только окончания,
во
втором - различны суффиксы, приставки
|
Меняется ли лексическое значение
слов в 1 столбике при изменении окончаний?
А что
изменилось?
А во втором?
Как вы думаете, какие слова можно
назвать однокоренными, а какие - формами одного и того же слова? Почему?
|
Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж.
Меняется и строение, и значение слова (2
вывод).
Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова,
а однокоренные – при изменении значимых частей слова (приставок и суффиксов),
лексическое значение этих слов отличается (общий
вывод).
|
|
Формулировка темы
|
Итак, над какой
темой мы будем работать сегодня?
|
Однокоренные слова и формы слов
|
Воспроизведение
|
Построение
урока русского языка по теме
«Правописание корней -лаг- /
-лож-» по технологии проблемного обучения
Этапы работы
|
Учитель
|
Ученик
|
Создание проблемной ситуации
|
-
Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы
|
Распевать
песни – петь.
Сбежать
вниз – бег.
ПредлОгать дружбу – предлог
|
Побуждение к осознанию противоречия
|
-
Давайте проверим написание
последнего глагола по словарю.
-
Исправим ошибку. Итак, над каким правилом
мы работали?
-
Как мы проверяли слова?
|
- Здесь
написано предлАгать.
- Безударная гласная в корне
слова, проверяемая ударением.
- Безударную
гласную ставили под ударение.
|
Побуждение к проблеме
|
-
Применимо ли это правило в последнем
случае?
-
Чем же мы будем сегодня заниматься?
|
- Нет.
- Изучать
новое правило о правописании безударных гласных.
|
Побуждение к гипотезе
Побуждение к проверке
|
-
Найти нужное правило нам помогут слова на доске.
-
Что заметили? Есть ли какие-то предположения?
-
Как это можно проверить?
-
Выполняйте.
-
Сформулируйте правило
|
Разложить,
прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать.
– Перед «г»
пишется -а,перед «ж» -о.
–
Распределить в два столбика.
–
Подобрать ещё примеры.
|
Задание на формулирование темы
|
- Какую
же тему мы сегодня изучили?
- Так…
ещё какие варианты?
- Сверьте
вашу формулировку с материалом
учебника
- Оформите
правило графически в схеме.
|
-
Правописание безударных гласных
О, А.
-
Правописание безударных гласных
О, А в корнях
-лаг-
/-лож-
|
Комментариев нет :
Отправить комментарий