Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

10 марта 2016 г.

Портфолио учителя русского языка Спицыной М.В.



Построение урока русского языка по теме  «Формы слова»
по технологии проблемного обучения

Этапы работы
Учитель
Ученик
Создание проблемной ситуации

Запишите слова 1 и 2 столбиков:
земля       земляной
земле       приземлиться
земли       земледелец
о земле    подземный
По какому принципу подобраны слова в столбиках?






Это всё однокоренные слова, но разные части речи
Выдвижение гипотезы



Давайте проверим, определим части речи.


Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).
Подумаем ещё…
В первом столбике –существительные,
во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза).


Эти слова имеют разное строение (1 вывод)






Подводящий
к теме диалог

Проверим, разберите слова по составу.
Что получилось?
У них разное строение.
В первом столбике различны только окончания,
во втором - различны суффиксы, приставки
Меняется ли лексическое значение слов в 1 столбике при изменении окончаний?
А что изменилось?

А во втором?


Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие - формами одного и того же слова? Почему?

Нет, содержание слова не изменилось, изменилось лишь его число и падеж.

Меняется и строение, и значение слова (2 вывод).
Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова (приставок и суффиксов), лексическое значение этих слов отличается (общий вывод).
Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?
Однокоренные слова и формы слов
Воспроизведение




Построение урока русского языка по теме   «Правописание корней  -лаг- / -лож-» по технологии проблемного обучения

Этапы работы
Учитель
Ученик
Создание проблемной ситуации
-       Запишите словосочетания, обозначьте изученные орфограммы
Распевать песни –  петь.
Сбежать вниз – бег.
ПредлОгать  дружбу – предлог

Побуждение к осознанию противоречия


-       Давайте проверим  написание последнего глагола по словарю.
-       Исправим ошибку. Итак, над каким правилом  мы работали?
-       Как мы проверяли слова?
-       Здесь написано предлАгать.


-       Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.
-       Безударную гласную ставили под ударение.
Побуждение к проблеме

-       Применимо ли это правило в последнем  случае?
-       Чем же мы будем сегодня заниматься?
-       Нет.


-       Изучать новое правило о правописании безударных гласных.
Побуждение к гипотезе

Побуждение к проверке
-       Найти нужное правило нам помогут слова на доске.

-       Что заметили? Есть ли какие-то предположения?
-       Как это можно проверить?

-       Выполняйте.
-       Сформулируйте правило
Разложить, прилагать, приложение, предлагать, положить, излагать.

– Перед «г» пишется ,перед «ж» -о.
– Распределить в два столбика.
– Подобрать ещё примеры.


– В корнях -лаг-/-лож- ….
Задание на формулирование  темы
-       Какую же тему мы сегодня изучили?
-       Так… ещё какие  варианты?


-       Сверьте вашу формулировку с  материалом учебника
-       Оформите правило графически в схеме.
-       Правописание безударных гласных  О, А.
-       Правописание безударных гласных  О, А в корнях 
-лаг- /-лож-








Комментариев нет :

Отправить комментарий