Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

24 марта 2016 г.

Исследование удовлетворенности профессией учащихся системы СПО

О.С. Прохорова,
практический психолог
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса»

 Исследование удовлетворенности профессией учащихся системы СПО

Важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем  является определение профессиональных интересов и склонностей личности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) условиями, обусловливающими успешность профессионального обучения.
По данным психологических исследований кризис 40 лет в значительной степени определяется еще в период юности, основное содержание которого – самоопределение, выбор специальности. Именно в середине жизни достигает максимума когнитивный диссонанс, обусловленный конфликтом между знанием о том, что приходится работать согласно с полученной специальностью, и, с другой стороны, знанием о том, что индивид не видит смысла и удовлетворения в этой работе. По данным исследования, которое было осуществлено в одном из вузов технического профиля Днепропетровска, лишь 29% выпускников уверены в своем выборе направления профессиональной деятельности. Такой низкий показатель является, по мнению авторов, следствием сомнений, разочарований и свидетельствует о множестве противоречий и расходов учебно-воспитательного процесса в формировании содержательно-смысловых основ жизнедеятельности личности.
В учреждениях системы СПО Луганской Народной Республики особенное внимание уделяется изучению удовлетворенности профессией учащихся, которая является интегрированным показателем, отображающим отношение субъекта к выбранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится причиной текучести кадров, а она, в свою очередь приводит к негативным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности выбранной профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его сохранению способствует также уровень профессионализма – как решающий фактор преодоления психологического стресса. Следующее, на что обращается  внимание – определение психологической готовности к трудовой деятельности учащихся системы СПО. Диагностическая работа по определению вышеназванных показателей проводится с учащимися третьих и вторых курсов.
В октябре 2015 года на базе ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса» проводилось диагностическое исследование «Удовлетворенность профессией учащихся учебного заведения». Целью исследования было изучение отношения субъекта к избранной профессии. Определение уровня удовлетворенности профессией осуществлялось по методике В. Ядова (модификация Н.Кузьминой, А. Реана). Результаты диагностики приведены в таблице:
Результаты диагностики удовлетворенности профессией
Выборка
Всего учащихся, принявших участие в исследовании
Уровень удовлетворенности профессией (%)
высокий
средний
низкий
Учащиеся III курса
214
31, 5
58
10,5

По результатам проведенной диагностики определились ведущие факторы, определяющие отношение учащихся к профессии:
Выборка
Факторы и их значимость
I
II
III
IV
V
Учащиеся III курса
Профессия – одна из наиболее важных в обществе
Работа с людьми
Возможность достичь социального признания, уважения
Большая заработная плата
Работа отвечает моим
способностям
Для определения психологической готовности к трудовой деятельности использовался опросник «Автономность - зависимость». По результатам исследования сложилась следующая картина:
Психологическая готовность к трудовой деятельности

Выборка
Всего учащихся, принявших участие в исследовании
Уровень удовлетворенности профессией (%)
высокий
средний
низкий
Учащиеся III курса
214
61
30
9

Высокий уровень готовности к трудовой деятельности свидетельствует о том, эти учащиеся уверены в выборе профессии образовательного учреждения. У них хорошо сформировались такие черты характера, как целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически оценивать свою деятельность. Они уверены в своих силах, ответственны, умеют принимать правильное решение. Именно эти черты и формируют из учащегося квалифицированного специалиста, полностью готового к трудовой деятельности.
Молодые люди с низким уровнем готовности к трудовой деятельности отличаются тем, что сомневаются в правильности выбора профессии и учебного заведения. Им трудно объективно оценивать результаты своей деятельности: находить ошибки, искать пути их исправления.

По итогам проведенного исследования специалисты социально-психологической службы училища провели просветительскую, консультационную  работу с целью повышения профессионального уровня и уровня психологической культуры педагогических кадров учебного заведения.  С учащимися с низким уровнем удовлетворенности профессией и низким уровнем сформированности готовности к трудовой деятельности проводилась коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у них настойчивости, целеустремленности и критичности, умения глубоко и правильно оценивать свои возможности.

Комментариев нет :

Отправить комментарий