О.С. Прохорова,
практический психолог
Исследование удовлетворенности профессией учащихся системы СПО
Важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем является определение профессиональных
интересов и склонностей личности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора
являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) условиями,
обусловливающими успешность профессионального обучения.
По данным психологических исследований кризис 40 лет в значительной
степени определяется еще в период юности, основное содержание которого –
самоопределение, выбор специальности. Именно в середине жизни достигает
максимума когнитивный диссонанс, обусловленный конфликтом между знанием о том,
что приходится работать согласно с полученной специальностью, и, с другой
стороны, знанием о том, что индивид не видит смысла и удовлетворения в этой
работе. По данным исследования, которое было осуществлено в одном из вузов
технического профиля Днепропетровска, лишь 29% выпускников уверены в своем
выборе направления профессиональной деятельности. Такой низкий показатель
является, по мнению авторов, следствием сомнений, разочарований и
свидетельствует о множестве противоречий и расходов учебно-воспитательного
процесса в формировании содержательно-смысловых основ жизнедеятельности
личности.
В учреждениях системы СПО Луганской Народной Республики особенное внимание
уделяется изучению удовлетворенности профессией учащихся, которая является
интегрированным показателем, отображающим отношение субъекта к выбранной
профессии. Низкая удовлетворенность профессией в большинстве случаев становится
причиной текучести кадров, а она, в свою очередь приводит к негативным
экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности выбранной
профессией в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Его
сохранению способствует также уровень профессионализма – как решающий фактор
преодоления психологического стресса. Следующее, на что обращается внимание – определение психологической
готовности к трудовой деятельности учащихся системы СПО. Диагностическая работа
по определению вышеназванных показателей проводится с учащимися третьих и
вторых курсов.
В октябре 2015 года на базе ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж автосервиса»
проводилось диагностическое исследование «Удовлетворенность профессией учащихся
учебного заведения». Целью исследования было изучение отношения субъекта к
избранной профессии. Определение уровня удовлетворенности профессией осуществлялось
по методике В. Ядова (модификация Н.Кузьминой, А. Реана). Результаты
диагностики приведены в таблице:
Результаты диагностики удовлетворенности
профессией
Выборка
|
Всего учащихся, принявших участие в
исследовании
|
Уровень удовлетворенности профессией
(%)
|
||
высокий
|
средний
|
низкий
|
||
Учащиеся III курса
|
214
|
31, 5
|
58
|
10,5
|
По результатам проведенной диагностики определились ведущие факторы,
определяющие отношение учащихся к профессии:
Выборка
|
Факторы и их значимость
|
||||
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
|
Учащиеся III курса
|
Профессия – одна из
наиболее важных в обществе
|
Работа с людьми
|
Возможность достичь
социального признания, уважения
|
Большая заработная
плата
|
Работа отвечает моим
способностям
|
Для определения психологической готовности к трудовой деятельности использовался
опросник «Автономность - зависимость». По результатам исследования сложилась
следующая картина:
Психологическая
готовность к трудовой деятельности
Выборка
|
Всего учащихся, принявших участие в исследовании
|
Уровень удовлетворенности профессией (%)
|
||
высокий
|
средний
|
низкий
|
||
Учащиеся III курса
|
214
|
61
|
30
|
9
|
Высокий уровень готовности к трудовой деятельности свидетельствует о том,
эти учащиеся уверены в выборе профессии образовательного
учреждения. У них хорошо сформировались такие черты характера, как
целеустремленность, собранность, самостоятельность, способность критически
оценивать свою деятельность. Они уверены в своих силах, ответственны, умеют
принимать правильное решение. Именно эти черты и формируют из учащегося квалифицированного
специалиста, полностью готового к трудовой деятельности.
Молодые люди с низким уровнем готовности к трудовой деятельности отличаются
тем, что сомневаются в правильности выбора профессии и учебного заведения. Им трудно
объективно оценивать результаты своей деятельности: находить ошибки, искать
пути их исправления.
По итогам проведенного исследования специалисты социально-психологической
службы училища провели просветительскую, консультационную работу с целью повышения профессионального
уровня и уровня психологической культуры педагогических кадров учебного
заведения. С учащимися с низким уровнем удовлетворенности
профессией и низким уровнем сформированности готовности к трудовой деятельности
проводилась коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у них
настойчивости, целеустремленности и критичности, умения глубоко и правильно
оценивать свои возможности.
Комментариев нет :
Отправить комментарий