Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

27 октября 2020 г.

Тема: Зарождение и развитие тяжелой промышленности на Донбассе.

 Савкина Анна Валентиновна

учитель истории ГУ ЛНР«ЛОУ СШ №5»,

учитель высшей квалификационной категории,

учитель-методист

Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров.

Фрэнсис Бэкон

 

Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет.

                                                                                                    Петр Первый

    

Ход урока

 

I.                  Организационный момент

II. Формулировка темы и проблемы урока. Введение в тему. Актуализация опорных знаний.  Приемы: активное слушание.  Фронтальная беседа, ответы на вопросы. Запись темы и проблемы урока.

Внимательно прослушайте текст. Это стихотворение  Александр Блок  написал в начале двадцатого века о нашем крае. О Донбассе.

Вот уж там, за рекой полноводной,

Где пригнулись к земле ковыли,

Тянет гарью горючей, свободной,

Слышны гуды в далекой дали…

Иль опять это — стан половецкий

И татарская буйная крепь?

Не пожаром ли фески турецкой

Забуянила дикая степь?

Нет, не видно там княжьего стяга,

Не шеломами черпают Дон,

И прекрасная внучка варяга

Не клянет половецкий полон…

Нет, не вьются там по’ ветру чубы,

Не пестреют в степях бунчуки…

Там чернеют фабричные трубы,

Там заводские стонут гудки.

Путь степной — без конца, без исхода,

Степь, да ветер, да ветер, — и вдруг

Многоярусный корпус завода,

Города из рабочих лачуг…

О каких изменениях в донецкой степи  говорит поэт?

О каких этапах истории Донбасса  он  напоминает?

Составьте логический ряд.

Великий Степной коридор -  Степь Половецкая – Дикое поле – Промышленный регион Донбасс. 

Давайте вспомним хронологию и  определим основное содержание истории нашего края для каждого  из этих периодов.

Великий степной коридор – путь,  по которому во времена Великого Переселения народов  одна за другой  приходили волны миграций  все новых и новых племен,  народов; шли в основном с востока на запад и, надолго не задерживаясь в наших степях, уступали  место новым племенам и народам...

Половецкая степь – время, когда главными хозяевами степей были половцы, а сами степи служили местом постоянных столкновений между кочевниками и русскими князьями.

Дикое поле – практически не заселенная территория – место формирования казачества  и его столкновений с татарами и турками.  Активное заселение и хозяйственное освоение Дикого поля происходит в веке восемнадцатом. Тогда он формировался как типичный для России сельскохозяйственный район 

И вот – промышленный регион. Один из ведущих индустриальных районов  Российской Империи. Правда, таким он станет  к концу девятнадцатого века. А в первой половине – только первые шаги в этом направлении. 

 Как вы думаете,  это превращение произошло  по взмаху волшебной палочки «По щучьему велению, по чьему-то хотению»? Было случайным? Какие именно процессы и явления за этим стояли? Давайте выясним это вместе.

 Итак – тема нашего урока:

Зарождение тяжелой промышленности на Донбассе

Какие именно вопросы мы должны рассмотреть, чтобы раскрыть тему? Составляем  план нашего исследования.  На какие вопросы мы должны найти ответ, учитывая,  что «когда» и «где» у нас уже определены?

«ПОЧЕМУ», «ЗАЧЕМ», «КАКИМ ОБРАЗОМ», «К ЧЕМУ ПРИВЕЛО»

Примерный план изучения нового материала (записывается на доске)

1.     Причины и предпосылки формирования промышленного региона на Донбассе.

2.     Начало добычи угля на Донбассе и зарождение металлургической промышленности.

3.     Кто работал на Луганских заводах?

4.     Труд первых шахтёров и металлургов.

5.     Жизнь и быт местного населения

 

II.                Этап всесторонней проверки знаний, умений, навыков.

Актуализация опорных знаний. Работа с исторической картой. Выделение причинно-следственных связей.

Прочитайте текст документов (приложение №1) и выполните задание к нему.  К каким выводам  вы пришли? Почему же не начата была разработка уже разведанных месторождений, а Петр, оценив ценность открытий,  как будто бы завещал их потомкам?

Первоначально местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. С середины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Активное промышленное  развитие края начинается несколько позже.

Почему? Давайте определим предпосылки формирования нового промышленного района Российской империи. Для этого попробуем ответить на вопросы:

1. Для чего  России нужен был новый промышленный район?

2 Чем было обусловлено  его размещение именно на Донбассе?

 

Обратимся к карте: Карта – «Экономическое развитие России в первой половине XIX века». Найдите  на карте главный  центр металлургического производства. Где он расположен? (Урал)  Как далеко оттуда до Черного моря, центральных районов страны? Насколько развит был в то время  транспорт? Легко ли было доставлять продукцию уральских заводов?

Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле. Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной.

Интерес к донецкому углю вновь возник в XIX веке.

В 1827 году под руководством Е. П. Ковалевского, крупного учёного и организатора промышленности, в дальнейшем ставшего министром финансов России, были организованы три геологические экспедиции. По результатам экспедиций Е. П. Ковалевский опубликовал статью, в которой впервые упомянул название «Донецкий бассейн», в сокращённой форме ставшее названием края. Результатом было следующее решение:

Заключение Комитета министров Российской империи о Луганском литейном заводе, 1827 год:

«Луганский литейный завод есть единственное в своем роде заведение в обширной стране, обладающее всеми пособиями для важной промышленности…. Окрестные к Луганскому заводу места изобилуют неисчерпаемыми месторождениями каменного угля не только для действия оного. Но и для общего употребления во всем безлесном  Новороссийском крае. Ввести же в повсеместное употребление сей полезный горючий материал всего удобнее посредством самого завода. Опираясь на завод, удобнее всего проводить дальнейшие разведки полезных ископаемых, в том числе и открытые при Ковалевском железные и свинцовые руды, организовав их проплавку на самом заводе».

Какие факторы обусловили ценность  Луганского литейного завода для развития Новороссийского края?

Для всей Российской империи?

Вспомните, что такое промышленный переворот? Когда он начинается в России?

Итак, сформулируем, сгруппируем в две группы по принципу возможность-необходимость и запишем главные предпосылки:

1.  Наличие месторождений угля и железной руды (возможность)

2.Необходимость экономического   освоения Причерноморского региона и создания ресурсной базы для Черноморского флота и армии Российской империи в ее продолжавшемся противостоянии с Османской империей(необходимость)

3. Закрепление Причерноморского региона в составе Российской      империи и обеспечение его безопасности (возможность)

4. Начало промышленного переворота в России в 30 – 40 – гг. и в связи с этим возросшая потребность в  угле и металле (необходимость).

 

III.           Восприятие и осознание нового материала.

Ознакомление с учебным текстом.  Продолжение работы над формированием понятийного аппарата, умения находить причинно-следственные связи, анализировать текст. Рабочие записи основных фактов: дата –событие. Индивидуальные сообщения учащихся.

Вы помните, что Луганский завод был основан в 1795 году по Указу Екатерины, знакомы с первыми страницами истории нашего города.  Давайте еще раз, вспомнив эти события, попробуем посмотреть на них глазами экономистов. Для этого прослушайте, пожалуйста,  заранее подготовленное сообщение ваших одноклассников.  Ваша задача: сделать рабочие записи по принципу – дата-событие. 

Примерный текст

По поручению  правительства английский инженер К. Гаскойн подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец. 14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».  Началось строительство завода, вокруг которого возникло поселение «Луганский завод». Так было положено начало металлургии Юга и основан первый рабочий поселок металлургов -  нынешний Луганск. Для обеспечения завода углем

на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь.Для приведения в действие механизмов завода предполагалось использовать силу воды. Доставлять каменный уголь из Лисичанска и железную руду из окрестных сел — Городища и Петропавловки также планировали по воде – сплавлять по Донцу. Но расчистка русла рек не была закончена, и наладить сплав не удалось.  Поэтому топливо доставлялось на волах. Не только в Луганск, но и на более далекие расстояния. Волы надолго стали главным «транспортным средством» на Донбассе. И не только здесь. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

В 1799 г. на Лисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране. Железные руды поступали на литейный завод из поселков Городище и Привольное. Примечательно, что поисковыми приметам рудных залежей служили признаки древних разработок и металлургических плавок, которые были обнаружены геологами.  К сожалению, качество местной железной руды не оправдало ожиданий. Для организации эффективной плавки на Луганский завод прибыл известный литейный мастер Дж. Уокер, но и он не дал ладу местным рудам. Гаскойн настаивает на строительстве доменных печей, и в октябре 1800 г. начала работу первая домна, причем чугун был выплавлен с помощью каменноугольного кокса. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Супер-интендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «отлитые из Городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые».Отлитые ядро, граната и бомба были торжественно отправлены в Берг-коллегию, но ... не выдержали испытаний: чугун оказался низкого качества. В 1798 г. Луганский завод начал отливку пушек малого калибра из уральского чугуна и металлолома, который доставляли из Херсона и Таганрога.

Луганский завод за первые пять лет выпустил около 1 тыс. орудий и примерно 400 тыс. снарядов. В период Отечественной войны 1812 г. он расширился и поставил русской армии много пушек и снарядов. Неоценимую службу завод сослужил в годы Крымской войны, когда он ежедневно посылал защитникам Севастополя по 3 тыс. пудов снарядов.

Луганский завод представлял собой казенную мануфактуру и первое время приносил довольно значительную прибыль.

В 1817 г. началась разработка антрацита у казачьей станицы Грушевая (ныне Шахты). Уже в 1844 г. на долю Грушевского угля приходилось больше 50, а в 1860 г.— 73% всей добычи в Донбассе.

Из 45 каменноугольных и антрацитовых рудников, действовавших в начале 50-х гг., лишь на Лисичанском и Александровском использовались паровые машины и правильно велись горные работы. В Бахмутском и Славяносербском уездах Екатеринославской губернии государственные и помещичьи крестьяне добывали уголь в мелких шахтах («дудках»), разрабатывая с помощью простейших инструментов только верхние слои. Ручным воротом в шахту спускали людей и поднимали уголь. В Области Войска Донского таким же способом добычу угля вели казаки.

 

 А теперь давайте сравним и проанализируем записи.

Какие из этих фактов вам уже известны?  Что нового вы узнали? Было ли  появление первых предприятий Донбасса элементами государственной политики или они появились в результате развития частной предпринимательской инициативы? 

Какую роль в создании первых промышленных предприятий сыграли иностранные специалисты? Вспомните, какое название носила одна из первых улиц Луганска.

О каких технических нововведениях, впервые в России примененных именно  на Луганском заводе идет речь в тексте?

 

Какие особенности имел процесс промышленного переворота в России? Какие факты, которые свидетельствуют о начале промышленного переворота, вы уже знаете?

Вот еще несколько фактов, касающихся истории нашего города.  Ознакомьтесь с документом Приложение 2 и ответьте на вопросы.

О каких технических усовершенствованиях здесь говорится?  Что нового появилось в жизни наших земляков в результате этих нововведений?

 

Казалось бы, что Российская империя, в общем, и наш край в частности уверенно шагают по пути прогресса. Но так ли это?

Давайте еще раз обратимся к карте. На ней выделены районы и предприятия с преобладанием вольнонаемного и принудительного (крепостного труда). К каким из них относится наш край? А в целом по России, – каких предприятий было больше: тех, на который применялся наемный труд или крепостной? Как в истории первых промышленных предприятий Донбасса переплетается «старое    феодально-крепостническое » и «новое  – индустриальное »?  Кто же работал на шахтах и заводах Донбасса и как был организован их труд?

Групповая работа с документами. 

Формируем группы исследователей. Само формирование групп играет роль физкультминутки.

Работа с документами.  Приложение 3.

Обсуждение результатов работы с документами.  

С основанием Луганского завода и Лисичанского  рудника стали формироваться кадры металлистов и шахтеров.

Какими же были условия труда, жизни и быта населения нашего края? Что вы можете сказать, опираясь на  изученные вами документы? Представители групп не зачитывают весь документ, а представляют только свои варианты ответов на вопросы, аргументируя их выдержками.

 «Города из рабочих лачуг»… именно так охарактеризовал Донбасс Александр Блок.  Какими же были условия труда и быта первых рабочих Донбасса? Сообщения либо презентации учащихся с возможным использованием следующих материалов. Вариант – работа с текстом. Примерное содержание сообщения:

Труд в шахте один из самых опасных и сложных. Первые шахтёры вынуждены были работать примитивными орудиями труда, что сказывалось на их здоровье. В некоторых забоях — местах, где непосредственно добываются уголь и руда — температура воздуха доходила до тридцати четырех градусов тепла. В такой жаре шахтер мог работать не больше двадцати минут. И лишь когда шахтовладельцы поняли, что при этих условиях рабочие не смогут дать много угля или руды, а от этого шахта станет малоприбыльным предприятием, они решились расходовать деньги на организацию проветривания горных выработок.

Чем глубже становились шахты, тем сложнее было бороться с грунтовыми водами. Чтобы представить себе, какое громадное количество воды просачивается в рудники и шахты, достаточно сказать, что водой, выкачанной в течение года из одной шахты, можно было бы наполнить вереницу ведер, поставленных в ряд примерно от Москвы до Крыма. Извлечь столько воды из глубокого рудника ведром с веревкой невозможно. И горнякам все чаще приходилось работать в мокрой одежде, стоя в журчащих под ногами холодных подземных ручьях. Это был тяжелый, изнурительный труд. Только нужда заставляла людей спускаться в шахту.

Лежа на спине, сидя в тесном забое, приходилось рубить уголь шахтеру. Ползком, таща за собою санки с добытым углем, медленно продвигались «саночники». В шахте было темно и сыро, не хватало воздуха. Лишь после того, как  паровой двигатель был усовершенствован,  стало возможным наконец перейти к разработке полезных иско­паемых на большой глубине, не опасаясь затопления грунтовыми водами.

Работники и их семьи ютились в перенаселенных жилищах. Казной были построены казармы из шести комнат, в каждой из которых помещались по две-четыре семьи. Но даже и таких строений не хватало, для многих пристанищем служили землянки. Заводской доктор И.М. Даль (отец известного писателя, языковеда и этнографа), посетив лисичанский поселок в 1800 году, докладывал: «мастеровые, живущие там в землянках, по многолюдству весьма стеснены, и по причине сырости, особенно же в дождливую погоду, лихорадками и горячками больны бывают».

 

Теперь сделаем общий вывод:

Таким образом, на начальном этапе основную часть рабочей силы в Донбассе составляли зависимые мастеровые и приписанные к предприятиям крестьяне-работные люди.  Но постепенно возрастает доля вольнонаемного труда.  Начинается формирование  рабочего класса.

Накануне крестьянской реформы из 5–6 тысяч человек, занятых в промышленности, половина работала по вольному найму. Это, прежде всего, сезонные крестьяне-отходники из Центральной России и с Левобережной Украины. Подневольные работники трудились менее эффективно, поэтому доля вольнонаемного труда неуклонно расширялась. Заработная плата была очень низкой, а условия труда – тяжелыми, что не могло не сказаться на уровне жизни, а в конечном итоге негативно влияло на процессы развития товарно-денежных отношений.

 

Проверка понимания изученного материала.

Фронтальная беседа. Обсуждение эпиграфа урока, написанного  на доске.

Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Фрэнсиса Бэкона? Какие из названных им условий присутствуют в Российской империи,  и в нашем крае в частности, а какие нет? Почему вы так думаете?

1.                плодоносная почва -  богатство полезных ископаемых, необходимых для развития металлургии и добывающий промышленности – основы и фундамента индустриального общества на этапе его формирования. Как следствие -

2.                деятельная промышленность – начало формирования  индустриального региона, где главной отраслью  станет  именно промышленное производство. Однако  процесс очень долгий, растянутый во времени потому что -

3.                лёгкость передвижения людей и товаров. Существовавшая система крепостного права, преобладание ручного труда и очень низкий уровень жизни основной массы населения были характерны не только для этого региона, но и для всей экономической системы российской империи в  первой половине XIX века.

 

Именно в этом проявлялась  и этим обуславливалась общая кризисность феодально-крепостнической системы. Кризисом феодально-крепостнической системы мы называем прогрессивный по своему содержанию процесс — переход от феодально-крепостнического хозяйства к капиталистическому. Капитализм рождается в недрах феодального хозяйства, но его свободному развитию препятствует феодальная оболочка. Происходит переплетение феодального (старого)  и капиталистического (нового)  в экономике страны. Тормозя развитие буржуазных элементов в хозяйстве, феодальная оболочка тормозила развитие всего хозяйства  в целом.   И наш регион исключением не был.  И все же новое, капиталистическое здесь пробивало себе дорогу быстрее, темпы развития промышленности были выше, чем в целом по России, значимость Донбасса в общей экономической системе России возрастала.
Итак, подведем общие итоги.

VI.Обобщение и закрепление нового материала. Обсуждение общих выводов урока по следующим вопросам.

Когда и почему началось освоение природных богатств Донбасса?

Какие факторы этому способствовали, а какие мешали?

Как особенности промышленного переворота в России отразились в истории становления промышленного Донбасса?

Какой была жизнь населения края?

Что должно было произойти, чтобы процессы формирования промышленного региона были эффективнее?

 Как закалялся  донбасский характер?

 

IV. Рефлексия.   Инструктаж домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

Задание.  Прочитайте документы. Сделайте общий вывод об их содержании. Сформулируйте вывод 1-3 предложениями.  Обратите внимание, что  один из этих документов вынесен в эпиграф к уроку. Как вы думаете, почему?

1.«Мы не ошибемся, если предположим, что каменный уголь был известен в этих местах на Донецком кряже задолго до времен Петра I, потому что в безлесных краях он выходит наружу в бесчисленно многих местах, кроме того, дожди и снеговые воды ежегодно открывают в оврагах (балках) новые пласты каменного угля, закрытые напоенною почвою»

Г.П.Гельмерсен, академик Императорской                 Петербургской академии наук

2.Рудознатец Григорий Капустин в 1721 г. открыл каменный уголь близ притоков Северского Донца и доказал его пригодность для использования в кузнечном и железоделательном производствах. В декабре 1722 г. Пётр I именным указом послал Капустина за пробами угля, а затем было предписано снаряжение специальных экспедиций для разведки угля и руды

Из Указа Петра Первого 1722г.: «На Дон, в Казачьи городки и в Оленьи горы, да в Воронежскую губернию, под село Белогорье, для копания каменного угля и руд, которые объявил подьячий Капустин, из Берг-коллегии послать нарочного, и в тех местах, того каменного уголья и руд в глубину копать сажени на три и больше и, накопав пуд по пяти, привезть в Берг-коллегию и опробовать. И в оном компании руд и уголья, о воспоможении к губернатору Измайлову послать указ».

3. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», -  эти слова Петра доносит до нас одна из легенд о Донбассе.

4. Геологические изыскания Г. Г. Капустина были прерваны смертью Петра I в 1725 году. Императрица  Екатерина Первая  распорядилась «заметить» те места, где производились разведки и больше не организовывать экспедиций без её личного указания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

В 1804 году английский механик Макли закончил сооружение первой машины и мельницы для сверления пушек. В это время завод выпускал пушки, снаряды, гранаты и другие виды вооружения и снабжал ими Черноморский флот.

В 1820-х годах на предприятии был создан заводской минералогический музей, который в то время стал крупнейшим научным центром Востока и Юга Украины.

В 1823 году при заводе была открыта первая горная школа.

В 1825 году на предприятии начала действовать образцовая сельскохозяйственная ферма

В 1827 году Евграф Ковалевский и Иван Ильин основали при заводе научно-техническое горное товарищество, которое в 1840 году было реорганизовано в научное товарищество горных инженеров.

В 1836 году на заводе была основана первая метеорологическая обсерватория.

В 1838 году была введена в строй механизированная буровая установка ударного действия.

В 1839 году было открыто Луганское заводское училище.

В 1843 году по проекту заводского инженера М. Летуновского строится пароход с металлическим корпусом для Черноморского флота.

О каких технических усовершенствованиях здесь говорится?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3.  Документы для работы в группах 

Группа 1. Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы.

В 1797 г. на заводе числилось 575 мастеровых, присланных из Петрозаводска, Липецка и Херсона. Большую их часть составляли  квалифицированные рабочие. Вспомогательные работы возлагались на приписных крестьян (в основном из окрестных сел), которых насчитывалось 2080, из них работоспособных только 1272 человека. На строительстве использовался труд 194 вольнонаемных рабочих (главным образом плотников и каменщиков из Ярославской губернии) и 10 арестантов. В 1804 г.наЛуганский завод и Лисичанский рудник для пополнения рабочей силы были направлены 500 рекрутов, непригодных к строевой службе. В 1806 г. в производственном штате завода и рудника состояло 1111 мастеровых. При этом с 1797 по 1806 г. число рабочих на Лисичанской шахте увеличилось с 52 до 354 человек.

С начала XIX в. угольные разработки Луганского завода стали местом ссылки помещичьих крестьян. Здесь их содержали в остроге полгода, год и более продолжительный срок, под охраной направляя на каторжные работы в шахты.

Как именно обеспечивались промышленные предприятия рабочей силой? Какие именно категории работников упоминаются в документе? Какой именно вид труда (подневольный или вольнонаемный) преобладал? Как вы думаете, это влияло на эффективность работы предприятий?

Группа2.Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы.

Приписные крестьянеобязаны были подвозить к заводу 120 пудов угля в год на каждую ревизскую душу. С учетом того что ревизскими душами являлись также малолетние и старики, а расстояние от места жительства до Лисичанска и от шахт до завода было значительным, выполнение обязательных работ требовало нескольких месяцев и даже полугода. Приписные получали немногим более 1 копейки с пуда, вольным же возчикам платили по 6 копеек. Тяжелое положение крестьян вызывало высокую смертность. К 1814 году число трудоспособных приписных сократилось почти втрое и составило всего 445 человек. Лишь в 1821 году разорившихся приписных крестьян освободили от подвоза угля. Эту повинность вменили в обязанность так называемым непременным работникам (960 человек), которые набирались из крестьян в селах Каменный Брод (вблизи завода) и Верхнее (около рудника). Они наделялись землей и разводили волов, на которых возили уголь. Таким образом, сохраняя связь с сельским хозяйством, крестьяне постепенно превращались в производственных рабочих. Указом от 28 апреля 1828 г. категория непременных работников была упразднена. К тому времени, как отмечал министр финансов, они «приобрели надежный навык к горным и заводским работам» и были переведены в мастеровые, а отведенные земли перешли к казне. Интересно, что  в 1818 г. администрация Луганского завода решила использовать на перевозке угля и руды вместо «непременных работников» вольнонаемных рабочих. Наемные работники трудились также на шахтах зажиточных крестьян и донских казаков. В начале 50-х годов на Грушевских разработках насчитывалось около 2 тысяч человек. Большинство вольнонаемных рабочих составляли крестьяне-оброчники из Центральной России и Левобережной Украины.

Какими были обязанности приписных крестьян? Кто такие «непременные работники»? В чем особенность этих категорий населения?   Рассмотрите на примере  «неприменных» работников процесс начала формирования рабочего класса на Донбассе.

Группа3.Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопросы.

Процесс расширения применения вольнонаемного труда наблюдался как на казенных, так и на помещичьих предприятиях. На шахтах  работа велась в две смены по 12 час. За изнурительный, полный опасностей труд под постоянным надзором воинской команды казенные работники получали от 60 коп. до 1 руб. в месяц. Кроме того, на себя и на членов семьи заводские работники получали пайки натурой (в основном мукой). Все это не могло, однако, дать им необходимых средств к существованию. С ростом цен их положение становилось невыносимым. В 1834 г. работники обратились к властям с просьбой о прибавке «провианта по 1 пуду», но комитет министров отклонил ее. Работники и члены их семей вынуждены были вести подсобное хозяйство на полученных от завода наделах (по 2 десятины). Жены работников занимались рукоделием, сбывая свою продукцию торговцам, а в летнее время уходили на полевые работы в соседние села.

Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп.до 1 руб. в месяц, выплачивалась с различными удержаниями, нерегулярно. Начальство не заботилось о безопасности труда горняков, на каждом шагу их подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам. Жизнь работников регламентировалась горным уставом, мало отличавшимся от воинского. Обычными были наказания розгами и шпицрутенами. Срок службы казенных работников составлял 40 лет.

Положение вольнонаемных почти не отличалось от положения казенных работников: тот же изнурительный труд, многочисленные несчастные случаи, грязные и сырые землянки, удручающий быт. Из-за нехватки в летнее время на Юге рабочих рук они получали больше, чем казенные работники, — до 2 рублей в день, но осенью и зимой заработная плата резко падала.

Какими были условия труда горняков и металлургов? Какой была заработная плата казенных и вольнонаемных работников? Почему они вынуждены были искать дополнительный приработок? Как вы думаете, как это сказывалось на развитии товарно-денежных отношений в стране в целом и в регионе в частности?

 

 

Урок составлен на основе

Программы курса «История Отечества» для общеобразовательных учреждений ЛНР. 6-11 классы / Анпилоговой Т.Ю., Благушиной Л.В., Чуяс Е.А., Кулиевой-Ткачук Я.Ф., 2020.

Использован учебник  «История России: 9 класс». Учебник для  общеобразовательных организаций,  под ред.академика РАН А.В. Торкунова.  М.: Просвещение, 2016.

Использованная литература:

1.Данилов А.А., Косулина Л.Г. поурочные разработки к учебнику «История России 19 век». М., 2001.

2.История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый ред. Кондуфор Ю.Ю.; Сохань П.С.;Санцевич А.В. и др. К.: Наукова думка 1981 – 1985. 

3. Е.В.Колганова, М .В. Сумакова  Поурочные разработки по истории России 19 век. 8 класс. М. Мнемозина, 2004.

4.  Славяносербский уезд. Электронный ресурс http://donbass.name/1930-slavyanoserbskij-uezd.html

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет :

Отправить комментарий