Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

22 мая 2020 г.

Тема «Наши подземные богатства» . Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». 4 класс

Зарубина Наталья Павловна
учитель начальных классов

2 марта 2020 г.



Тема урока: « Наши подземные богатства» Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
Цели: сформировать представления о подземных богатствах; познакомить с полезными ископаемыми Луганщины, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
Планируемые результаты:
  • предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
  • личностные: умение работать в парах, группах;слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
  • метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Оборудование: полезные ископаемые Луганщины, картинка подземелья, картинки полезных ископаемых, образцы ископаемых, карточки.
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начался урок.
-С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки.
- Улыбнитесь друг другу. Пусть ваша тёплая улыбка принесёт хорошее настроение всем присутствующим в классе.
II Актуализация знаний учащихся.
-Ребята, так хочется, чтобы наш урок был интересным и познавательным!
 -Но перед тем, как приступить к изучению нового материала, мы вспомним, о чём  говорили на прошлом уроке.
-И начнём  с проверки домашнего задания. Давайте поработаем по карточкам. На выполнение этой работы вам даётся 3 минуты.
1.  Работа  в парах.
1. Найдите лишний объект:
а) водохранилище, море, река, океан;
б) море, река, озеро, ручей;
в) устье, исток, склон, приток.
2. Разделите водоемы на группы по происхождению. Одной линией        подчеркните естественные водоёмы, а двумя – искусственные.
Река, ручей, море, пруд, озеро, канал, океан, водохранилище.
3. Тест
1. Водоемы - это:
А) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей;
Б) место обитания животных и растений;
В) место для купания.
2. С водоемами связана жизнь следующих животных:
А) утки, лебедя, цапли;
Б) трясогузки, совы, кукушки;
В) орлы, аисты, кедровки.
3. Что не следует делать?
А) строить очистные сооружения;
Б) мыть в реке машины;
В) расчищать родники и ручьи.

Проверка. Проверим правильность выполнения задания.
Отметка в оценочном листе.
-Оцените себя за выполнение этого задания на Оценочном листе с помощью «Светофора».
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Что такое водоём? (Водоёмы- это хранилища воды, которая нужна всему живому.)
-Можно ли назвать водоёмы богатством земли? Почему? (Потому что они приносять пользу живой природе.)
III Проблемная ситуация
-Назовите, что ещё относится к природным богатствам? (Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые).
(На доске: картинки с изображением нефти, песка, угля, стекла, таблетки активированного угля, вазелина, керосина.)
-Посмотрите на доску.
-На какие группы можно их разделить? (Твёрдые, прочные, сыпучие, жидкие, хрупкие).
-Давайте я вас нацелю.
-Как называются тела, которые созданы руками человека? (Рукотворными или искусственными).
-Как называются тела, которые находятся в природе? (Природные тела.)
-Значит, на какие две группы разделим эти тела? (На природные и рукотворные).
-Что мы отнесём к рукотворным?
-Что мы отнесём к природным?
-Ребята, а вы можете сказать, из чего изготовлены рукотворные тела?
-Можно предположить, что  они изготовлены из того, что нам дала природа?
-Попробуйте точнее сформулировать. (Из полезных ископаемых).
-Почему они так называются?
-Где их добывают?
(Глубоко под землёй.)
-Что они приносят людям? (Приносят пользу.)
-Давайте составим определение, что такое полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – добывают из недр земли и приносят пользу людям.
-А как ещё можно назвать полезные ископаемые? (Подземные  богатства.)
-А кто назовёт раздел, который мы изучаем на уроках окружающего мира? (Родной край-часть большой страны.)
-В каком крае живём мы? (Луганщина).
-Сформулируйте тему нашего урока.(Наши подземные богатства)
-Исходя из темы урока, что вы хотите узнать на уроке?
-На какие вопросы вы бы хотели узнать ответ?
1. Познакомиться с природными богатствами нашего края.
2. С их свойствами.
-А зачем изучать свойства? (Чтобы знать, как ими пользоваться.)
3. Способом добычи.
4. С их месторождением.
5. Их применением.
6. С условным обозначением на карте.
- А знаете ли вы человек какой профессии занимается изучением, исследованием полезных ископаемых? (Геологи).
-Какими качествами должен обладать геолог? (Смелостью, знаниями, целеустремлённостью, выносливостью, дисциплинированностью.)
- Я предлагаю вам побыть сегодня на уроке именно геологом.. И отправиться в геологическую экспедицию.
-Дорогие геологи, мы отправляемся в подземелье пешком. Путь наш будет нелёгким, поэтому предлагаю вам набраться сил. А для этого выполним физминутку. (Вывешиваю на доску картинку подземелья.)
IV Физминутка.
Мы геологами станем
Да? – Да! ( хлопок над головой).
Будут все гордиться нами.
Да? – Да! (Хлопок над головой).
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками).
Бурная река (показывают руками).
Её не обойдёшь ( топают ногами),
Её не проплывёшь (плывут),
Её не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – Да! (4 хлопка над головой.)
V Открытие новых знаний.
1.Работа в группах.
-Вот мы и приступаем к работе геологов. Работать будем в группах.
Каждой группе надо изучить  полезное ископаемое. У вас будет свой маршрут.
Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Определить свойства, его применение, что изготавливают, способ добычи, месторождение данного ископаемого и условное обозначение. На работу даётся 10 минут.
-Давайте ознакомимся с планом работы группы.
План работы группы.
1.    Ознакомиться с информацией.
2.    Определить свойства.
3.    Применение. Что изготавливают из данного ископаемого.
4.    Способ добычи.
5.    Месторождение данного ископаемого.
6.    Условное обозначение.
1 группа исследует  нефть.
2 группа исследует песок.
3 группа исследует уголь.
2. Повторение правил работы в группах.
- А вот теперь вспомним правила работы в группе.
Правила.
1. Дружная работа.
2.  Слушать друг друга. Говорить тихо.
3.    Дисциплина.
4.    Защита работы.
Карточка 1.
1.Нефть одно из самых ценных полезных ископаемых. Густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом (бензина), горючая, легче воды. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных.
2. При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), машинное масло, вазелин, пластмассы, волокна для изготовления тканей.
3.Залегает глубоко в земле. Ее достают с помощью специальных платформ - буровых вышек, чтобы ее достать пробуривают узкие глубокие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
4.В результате геологоразведочных работ  вблизи сёл Верхняя Ольховая и Пшеничное в Станично-Луганском районе были открыты новые нефтегазовые месторождения.
5. Условное обозначение на карте:

Карточка 2.
1.Песок- твердый, сыпучий, коричневого или жёлтого цвета, не горит, в воде не растворяется, не имеет запаха, кварцевый песок плавится.
2.Песок применяется в строительстве, а также для изготовления стекла.
3. Песок добывают карьерным способом.
4.Месторождения  песка на Луганщине Петровское, Троицкое и т.д.
5. Условное обозначение на карте:
Карточка 3.
1.Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тяжелей воды, хрупкий.  При горении дает много тепла.
Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
   2.В хозяйстве  используется как топливо. Он служит сырьем для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы.
Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.
3. В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли.
4. Месторождения на Луганщине : Перевальск,  Краснодон, Антрацит, Свердловск.
5. Условное обозначение на карте:
3. Защита исследовательской работы.
-Ребята, работу в группах  завершаем, так как нам пора возвращаться домой для защиты своей работы.
Каждая группа выходит к доске, зачитывает информацию о своём полезном ископаемом. На карту прикрепляют стикеры с условным обозначением.
Работа с оценочным листом. Работа в группе. Вам надо закрасить два квадрата. Первый – «Мой вклад в результат группы», второй- «Результат работы моей группы» с помощью светофора.
VI Закрепление изученного материала.
1.     Работа с картой Луганщины.
-Посмотрев на карту полезных ископаемых Луганщины, можно сказать, что она богата  запасами уголя, песка, нефти. Но кроме этих богатств в нашем крае добывают глину, известняк, природный газ, золото.
-Ребята, а можем мы поместить условные обозначения на карте куда хотим? Почему? (Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождением.)
-Может быть не все богатства нашего  края выявлены. И возможно, кто-то из вас побывав в сегодняшней экспедиции, в будущем тоже станет геологом.
VI Рефлексия.
(У каждого на столе лежат камешки.)
Вы принесли из подземелья камни. У меня три стакана. И я предлагаю подойти к столу и положить его в:
стакан №1, если урок был полезен, интересен;
стакан №2, если было не очень интересно;
стакан №3, если урок был тяжёлым камнем.
-Судя по наполняемости первого стакана, какой можно сделать вывод? (Урок был интересным, познавательным. Мы узнали много нового и интересного.)

VII Подведение итогов урока.
-Так какие же полезные ископаемые мы исследовали?
-Какой этап урока вам понравился больше всего?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания? (В выборе профессии, в домашних условиях.)
-Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
-Оцените свою работу на уроке и подведите итог.
-Поднимите квадрат того цвета, который преобладает в вашем Оценочном листе.
-Молодцы! Вы сегодня работали дружно, слажено, активно. И что, самое главное, смогли объективно оценить свою работу на уроке. А мне приятно  будет поставить вам оценку в дневник и журнал.
Спасибо за урок!
VIII Д/з с.149-159, читать текст; в тетради нарисовать условные обозначения полезных ископаемых.

Оценочный лист. Фамилия, имя ____________________

Проверка д/з. Тест.
Работа в группе.
Моя работа на уроке.
Мой итог.





Комментариев нет :

Отправить комментарий