Учитель: Безух Л.П. ГОУ Луганской Народной Республики
«Свердловская средняя школа №5 имени Героя Советского Союза Гавриила Здановича»
Класс: 2 класс
Предмет: математика
Учебник: “Математика» 2 класс часть 1 М.
Моро
Раздел. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Тема. Вычитание вида 35-7.
Цель. Восприятие и осознание обучающимися вычислительного приёма вида 35-7.
Задачи
урока.
Образовательные.
·
Ознакомить обучающихся с новым вычислительным
приёмом вида 35-7.
·
Учить детей ставить перед собой
цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы.
·
Формировать умения анализировать
арифметические задачи, рассуждать, делать обобщение, выводы, находить
разные способы решения задач.
·
Закреплять устные вычислительные навыки.
Развивающие.
·
Развивать познавательную активность,
словесно – логическое мышление,
память, внимание учеников, положительные эмоции.
·
Совершенствовать мыслительные
операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
·
Развивать мотивацию к изучению предмета.
Воспитательные.
·
Воспитывать усидчивость, прилежание,
любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения-
активную личность.
Материалы и оборудование к уроку. Учебник М.И.Моро, презентация к уроку, карточки с выражениями
для индивидуальной и дифференцированной работы для сильных и слабых детей, таблицы с условиями задачи, счётные палочки.
Сигнальные веера для рефлексии
Ход
урока
1.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
- Здравствуйте!
Сегодня на уроке
у нас гости.
Давайте поприветствуем их и настроимся на работу.
Наш урок мне хочется начать со стихотворения, которое прочитают Дарина и
Настя.
Слайд 1.
Ты улыбкой, как
солнышком брызни,
Выходя по
утру из ворот.
Понимаешь, у
каждого в жизни
Предостаточно
бед и забот.
Разве любы
нам хмурые лица
Или чья-то
сердитая речь?
Ты улыбкой
сумей поделиться
И ответную
искру зажечь.
Подарите
улыбку друг другу…
- Как вы
думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?
(Оно такое
светлое, радостное, доброе)
- И
девочки были похожи на солнышко.
- Я рада видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что
сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Что
необходимо, чтобы урок стал результативным и плодотворным?
-
Прокомментируем слово УРОК с позиции ,
что мы будем делать:
Слайд 2.
У – узнать, удивиться, учиться
Р -
рассказать, рассуждать, размышлять
О – объяснить, общаться
К -
коллективно работать
Слайд 3. Не
забывайте о трёх правилах: правило поднятой руки. Правило тишины. Право на
ошибку.(Не ошибается тот, кто ничего не делает)
Учитель:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает-
В жизни что-то достигает!
Итак, за работу. Пожелаем друг другу удачи.(хлопки руками «ладушки»)
Начнём с записи
числа и проведём каллиграфическую
минутку.
Три,
будто змейка изогнулась. В пружинку гибкую свернулась.
Цифра восемь, цифра восемь
на носу всегда мы
носим,
цифра
восемь
плюс крючки -получились очки. (Образцы
«3», «8»)
Запишем цифру 8
половину строки и число 38.
Выберите самую красивую цифру на строке и нарисуйте над ней корону
.- Какое из
записанных чисел двузначное? Дайте ему характеристику. А на сколько 38 больше
8?
А сейчас математическая разминка:
- Запишите
число, в котором 4 дес.8 ед.
-Первое слагаемое 23, второе 3. Найдите сумму.
-Увеличить 17 на 3.
-Запишите самое большое двузначное число.
-На сколько нужно увеличить 30, чтобы получилось 70?
-Найти разность чисел 90 и 40.
15 уменьшить на 8.
У детей получилась запись:48,26,20,99,40,50,7. ( У
кого нет ни одной ошибки- поставьте на полях жёлтый кружок)
-Ребята, если вы расставите результаты в порядке
убывания, то прочтете математическое слово:
Слайд 4.
26
|
50
|
40
|
48
|
7
|
99
|
20
|
т
|
ы
|
и
|
ч
|
й
|
в
|
а
|
99 50 48
40 26 20 7
В
Ы Ч И
Т А Й
-Ваши сверстники из 2-А решали примеры. Давайте проверим их
вычисления (на доске карточки)
Слайд 5.
37-5=32 35-7=27
-Как
проверяется вычитание?
32+5=37 27+5=32?
У нас возникла проблема.
Давайте её исследуем, и наметим пути её преодоления. Это
будет тема нашего урока. Сформулируйте её.
Вычитание вида 35-7
|
Цель нашего исследования -
преодоление трудностей при решении выражений на вычитание с переходом через
десяток.
Посмотрите на эти выражения:
37-5=
35-7=
Ну-ка. Юные исследователи, что общего в
записях?
Д. Одинаковое действие, цифры в записях
чисел.
Уч. Что различного?
Д. Различны числа в уменьшаемом и
вычитаемом.
Уч. Какое выражение мы умеем решать?(37-5)
Уч. Объясните вычислительный приём.
37-5=
^
30
7
|
Д.Разложим уменьшаемое 37 на сумму разрядных слагаемых
30 и 7.Удобно 7-5=2 и + 30.Равно 32
Уч. Давайте проверим. Как?
Д. К разности 32 прибавим вычитаемое
5. Равно 37.
Уч. Исследуем второе
выражение:
1. Практическая работа в парах со счётными палочками
35-7=
|
Предложите пути исследования.
Д.Разложим вычитаемое7 на сумму удобных
слагаемых 5 и 2 .
Уч. Сколько необходимо вычесть?
Д. 7.
Уч. Как будем вычитать?
Д.35-5 и потом вычесть 2.
Уч. Можно сказать: по частям. Вычитайте.
Д.35-5-2=28
Уч. Как убедиться, что мы правильно вычли?
Д.Проверим сложением.
28+7=35
^
5 2
|
Уч. Наше исследование завершилось успехом.
Выражение решили правильно. Проблема решена.
Уч.Я вам
предлагаю потренироваться в решении новых выражений.
Слайд 6.
Алгоритм решения
2. Разложить вычитаемое на удобные
слагаемые.
3. Вычесть по частям: сначала отнять
столько, чтобы в уменьшаемом получилось круглое число, а затем вычесть
оставшуюся часть вычитаемого.
4. Проверь результат вычитания
сложением.
Работа
в четвёрках. Решаем круговые примеры. Ответы расположить в порядке
возрастания. Выложить и прочитать слово.
(Примеры записаны на карточках. Работаем в четвёрках. Одна группа у
доски)
Решаем «цепочкой»
26-8= Л
18+4= Ц
22-3=
О 19+1= Д
20-10=
М 10+6= О
16+10=
Ы
- Какое слово у вас получилось?
-МОЛОДЦЫ!
·
Вы устали? Засиделись?
Вам
размяться захотелось?
Отложите вы тетрадки,
Приступаем мы к зарядке!
(Физминутка)
-А теперь давайте поможем ещё одним второклассникам Маше и Мише и решим задачу№4, стр.67
Прочтите условие. О чем говорится в
задаче? ( О грузовых машинах).
Сколько было грузовых машин? (20)
Какую работу выполняли машины? (
Перевозили овощи и удобрения)
Сколько машин перевозили удобрения? (7)
А
сколько отправили перевозить овощи?(10)
Какой бы вы поставили вопрос? (Сколько
машин осталось в гараже?)
Слайд №7 (Схемы задач)
Схема 1
|
Схема 2
|
- Какая схема подходит к
нашей задаче?
-Почему не подходит вторая схема?
Можно ли сразу узнать, сколько машин осталось?
Почему?
Что сначала узнаем (1действ.)? Что потом(2действ.)?
1. ……………………(м) – отправили в рейс
2. ……………………(м)- осталось.
Уч. Условие не записываем. Решите самостоятельно
задачу.
Физминутка для глаз
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса:
Наши глазки отдыхают, упражненье выполняют.
А теперь мы их откроем, пальчик к носу поднесем,
Вверх поднимем, глянем вниз, вправо-влево поведём,
глазки кругом проведём,
Заниматься вновь начнём.
-Можно ли другим способом решить задачу?
СР по выбору
( решение задачи другими способами или вычисления по
карточкам)
Самостоятельная работа.
1 вариант
50 – 6 =
40 – 8 =
90 – 7 =
40 – 3 =
|
53 – 30 =
97 – 50 =
35 – 7 =
65 – 7 =
|
2 вариант
50 – 4 =
40 – 7 =
90 – 8 =
30 – 6 =
|
52 – 20 =
96 – 60 =
38 – 9 =
64 – 7 =
|
Самопроверка.
Слайд№8
Самостоятельная работа.
1 вариант
50 – 6 =44
40 – 8 =32
90 – 7 =83
40 – 3 = 37
|
53 – 30 =23
97 – 50 =47
35 – 7 =28
65 – 7 = 58
|
2 вариант
50 – 4 =46
40 – 7 =33
90 – 8 =82
30 – 6 =24
|
52 – 20 =32
96 – 60 =36
38 – 9 =29
64 – 7 =57
|
( На полях- если нет ошибок-жёлтый,
1-2ошибки- зелёный)
-Кто нашёл другой способ решения задачи?
Объясните свой вариант решения.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ПАРАХ
·
Игра «Вопрос-ответ» по
материалу на доске ( геометрические фигуры)
Учащийся
задаёт вопрос и называет того, кто будет отвечать. И так по цепочке. Например:
- Какие фигуры имеют все прямые углы?, - Под какими номерами расположены
треугольники?...
·
На партах
четырёхугольники. Разделить фигуру с помощью двух отрезков на три одинаковых
треугольника. Кто нашёл решение-возьмитесь за руки. Демонстрация правильного
ответа на доске.
- Поставьте на полях в тетради жёлтый кружок те, у
кого такое же решение .
- Что узнали? –
Чему учились?
1. Узнали «способ вычитания вида 35-7»
- Алгоритм вычитания из двузначного числа с
переходом через десяток. Решали задачи и работали с геометрическими фигурами.
Объясните, где нам может пригодиться
такой способ вычитания?
(можно
использовать при решении задач, выражений.)
- На уроке вы работали дружно, коллективно? (
Да)
Домашнее задание по выбору: Слайд 9
А. №3(2), стр.62, №4
Б. №4, №5(2), стр. 62
Слайд 10. Рефлексия (Веер 1-4)
1.
Урок полезен, всё понятно. (Поднимают жёлтый
веер с цифрой №1)
2.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (Зелёный №2)
3.
Ещё придётся потрудиться. (Синий №3)
4.
Да. Трудно всё-таки учиться! (Красный №4)
Итог урока. Наш урок подошёл к концу.
Спасибо за сотрудничество вам, нашим гостям и самой царице Математике. Слайд№ 11.
·
Есть о математике молва, что она в порядок ум
приводит
Потому хорошие слова часто говорят о
ней в народе.
·
Ты нам, математика, даёшь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою детвора
Развивать и волю, и смекалку.
·
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты.
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем
гром аплодисментов!
Комментариев нет :
Отправить комментарий