Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

27 апреля 2017 г.

КОНСПЕКТ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ «ПИРАМИДЫ – ЧУДО СВЕТА. «ВСЕ БОИТСЯ ВРЕМЕНИ, НО ВРЕМЯ БОИТСЯ ПИРАМИД»

М.Н. Криворучко
ГБОУ КОСШ № 20, г. Красный Луч
zolotkomanikr13@mail.ru
Тема урока: Пирамиды – чудо света. «Все боится времени, но время боится пирамид»


Цель урока: расширить представления учащихся об одном из чудес света – египетских пирамидах; способствовать развитию навыков самостоятельной работы у учащихся, познавательного интереса; формированию культуры устной речи;  воспитывать уважение к культурному и историческому достоянию человечества на примере материала  данного урока.
Тип урока – урок-путешествие.
Материалы к уроку: презентация по теме,  раздаточный материал «Геродот о строительстве пирамид» шляпы 6 цветов.

Ход урока
I.    Организационный момент
II.   Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Учитель.   «Все боится времени, но время боится пирамид»  – арабская пословица. Попытаемся на сегодняшнем уроке  выяснить так ли это.
А в немой дали застыли
Пирамиды фараонов, саркофаги
Древнейшего прошлого,
Величественные, как вечность,
Молчаливые как смерть.
Михей Эмиеску.
III.    Восприятие и осознание учебного материала
План
1.    Для чего строились пирамиды?
2.    Как строились пирамиды? Пирамида Хеопса (Хуфу).
Первый вопрос
Вопросы  учащимся
  •  Как относились древние египтяне к фараону?  
  •  Как называли фараона  в Древнем Египте?  
  •  Какой бог в Древнем Египте почитался более всего и почему? 
Учитель. Начнем наше путешествие
Ученик-экскурсовод
Фараон, по убеждению древних египтян, должен был жить вечно. Вступая на престол, он сразу же начинал заботиться о своей «жизни после смерти», приказывал соорудить для себя «дом вечности» – гробницу. Фараоны древнего царства строили себе гробницы в виде каменных пирамид. Древнейшие пирамиды были ступенчатыми. Ступени образовывали лестницу, по которой фараон после смерти мог подняться к небу, как считали древние египтяне.
    Позже ступени пирамид стали закладывать камнями. Каждая из сторон пирамиды образовывала огромный гладкий треугольник. Пирамида была облицована известняковыми плитами, а ее вершина – блестящим камнем или листовым золотом. Вершина пирамиды ослепительно сияла на солнце. Стороны пирамиды казались гигантскими лучами, которыми бог солнца связывал небо и землю.
Второй вопрос
Учитель
   Величайшими сооружениями являются три пирамиды – Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе (город в Египте на западном берегу Нила). Самая большая из них – пирамида фараона Хеопса.
Работа с источником: «Геродот о строительстве пирамид»
Текст 1. «Построена же эта пирамида вот как. Сначала она идет в виде лестницы уступами, которые иные называют площадками или ступенями. После того как заложили первые камни (основания), остальные (для заполнения площадок) поднимали при помощи помостов, сколоченных из коротких балок... Так поднимали с земли камни на первую ступень лестницы. Там клали камень на другой помост; с первой ступени втаскивали на второй помост, при помощи которого поднимали на вторую ступень. Сколько было рядов ступеней, столько было и подъемных приспособлений. Быть может, однако, было только одно подъемное приспособление, которое после подъема камня без труда переносилось на следующую ступень. Мне ведь сообщали об обоих способах — почему я и привожу их. Таким образом, сначала была окончена верхняя часть пирамиды, затем соорудили среднюю и напоследок самые нижние ступени на земле»
Текст 2.  «Хеопс заставил работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегам Нила огромных глыб из каменоломен в Аравийских горах. Другим было приказано тащить их дальше, к Ливийским горам. Сто  тысяч человек выполняли эту работу, сменяясь каждые три месяца.
      За десяток лет была построена дорога длиною в 5 стадий (923, 5 м), по которой блоки доставлялись к реке.
      Эта пирамида сначала была построена в виде больших ступеней. На этой пирамиде есть надписи, в которых указано сколько средств было потрачено на приобретение хрена, лука и головок чеснока, чтобы прокормить рабочих. Сумма расходов доходила до 6000 талантов серебра.
      Хеопс царствовал 50 лет, а после его смерти престол занял его брат Хефрен. Он во всем подражал своему брату и тоже построил пирамиду».
Вопросы учащимся
- Что рассказал Геродот о строительстве пирамид?
- Что вас впечатлило больше всего в его повествовании?
Ученик-экскурсовод
   Пирамиду  строили десятки лет многие тысячи людей. Раньше ученые предполагали, что это делали рабы. Но в Древнем Египте никогда не было такого большого числа рабов. Строителями пирамид были в основном крестьяне, работавшие в свободное от полевых работ время.
    Пирамиды не могли быть построены без профессиональных мастеров – архитекторов, каменщиков, которые составляли планы работ, расчеты, руководили укладкой блоков. Блоки очень плотно пригонялись друг к другу без связующего раствора. Между блоками нельзя вставить даже тонкое лезвие ножа.
    Покой великих пирамид охраняет сфинкс – гигантская фигура с телом льва и головой человека в уборе фараона (лицо фараона Хефрена).
    Позже фараонов и цариц стали хоронить в огромных гробницах, вырубленных в скалах.
Учитель. Остановимся у пирамиды Хеопса. И рассмотрим ее более детально.
Ученик-экскурсовод
   Большинство египтологов считают, что пирамида Хеопса была построена около 2560 г. до н.э. и является гробницей египетского фараона IV династии Хуфу (Хеопса). Сооружение является четырехгранной равносторонней пирамидой. Грани пирамиды четко сориентированы на четыре стороны света. Начальная высота пирамиды 147, 6 м, сейчас – около 138 м (причина: возможно – землетрясение, ветер). Пирамида стоит на специально выровненной скальной площадке в Долине царей. Основа пирамиды квадратная. Зал для гроба с мумией был внутри пирамиды. К нему вел длинный коридор с ловушками. Ничто не должно было нарушать вечный покой царя.
Ученик-экскурсовод
    Для строительства были использованы 2, 3 миллиона блоков известняка, уложенных в 210 ярусов (ныне 203). Каждый блок пирамиды весит в среднем 2,5 тонны, ширина самых больших – 90 см, средняя высота – 50 см. Общий вес пирамиды – 5, 7 миллиона тонн. Облицовка пирамиды из полированного декоративного белого известняка не сохранилась, как и вершина сооружения, укрытая листовым золотом. Вход в пирамиду находится на высоте около 16 м на северной стороне 13 яруса. Сегодня туристы попадают в середину пирамиды через 17-метровый пролом, который сделал халиф Абу Джафар аль-Мамун. Он надеялся найти там драгоценности фараона, но нашел только толстый слой белой пыли…
IV.    Итоги урока. Рефлексия
Задания учащимся
Составить сенкан по теме
Например:
Египетские пирамиды
Древнейшие, величественные
Захватывают, удивляют, разрушаются
«Все боится времени, но время боится пирамид»
Гробницы 
Работа с линией времени
Отвечаем на проблемный вопрос урока-путешествия (ожидаемый результат: благодаря мастерству строителей пирамид и труду людей их творения стоят уже более четырех с половиной тысяч лет).
Прием «Шесть шляп мышления»:
синяя шляпа – полезное (более детальная информация  о пирамидах);
красная – эмоции (удивление, сожаление);
белая – цифры (1 из 7 чудес света, единственное, сохранившееся из 7 чудес света на земле)
желтая – что больше всего впечатлило (размеры…);
зеленая – где можно использовать информацию (в беседе с товарищами, родителями…);
черная – что не понравилось, разочаровало (пирамиды разрушаются, были разграблены).
V.    Домашнее задание: составить рассказ «Пирамиды – чудо света» (7-10 предложений).

Комментариев нет :

Отправить комментарий