Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

25 апреля 2017 г.

Методическая разработка открытого урока по культурологии «Культура Древней Греции – основа развития европейской культуры»

Е.Е.Бойченко,
ГОУ СПО ЛНР «Краснолучский
горно-промышленный колледж»
г. Красный Луч


Аннотация

    Методическая разработка открытого урока по культурологии   

    «Культура Древней Греции –  основа развития европейской культуры» направлена на развитие у студентов творческих способностей, навыков исследовательской работы. Студенты представляют результаты своей ис-следовательской работы в виде презентаций проектов. В методразработке предусмотрены межпредметные связи, связь с современностью, местным материалом.


Ключевые слова
Античность, мифы, театр, олимпийские игры, эллинизм

План занятия

    Вид занятия. Семинар
    Тема: Культура Древней Греции – основа развития европейской куль-туры
Цели занятия:
- Обучение навыкам самостоятельного творческого труда как
основополагающему принципу самообразования в течение всей жизни;
- развитие культуры мышления, самостоятельности суждений, критичности ума;
- формирование личности как фактора социально-психологического
самоутверждения, воспитание уважения к человеку как идеалу красоты, добра и правды.
Методы: Контрольный, проблемный, поисковый, словесный, иллюстра-тивный.
Материально-техническое обеспечение: Книжная выставка, интерактивная доска, проектор, проекты студентов по заданным темам, иллюстрации,
художественные работы обучающихся.
Литература основная:
1. Маркова А.Н. Культурология. М.Юнити, 2006;
2. Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие.- М.  ООО «Библиоте-ка», 2005.
Литература дополнительная:
1. Боннар А. Греческая цивилизхация.- М.; Искусство, 1992;
2. Культурология.Словарь- справочник /Н.В. Шишова и др. / Ростов-на-Дону, Феникс, 2009;
3. Любимов Л. Искусство Древнего мира. – М. Просвящение, 1971;
4. Малая история искусств. – М, Искусство, 1978;
5. Словарь античности. –М, «Прогресс», 1989


Структура занятия.

1.    Организационная часть
2.    Актуализация опорных знаний: агора, Акрополь, античность, архаика,
Гомеровский период, древнегреческие мифы, кариатиды, кора, курос, коме-дия,
трагедия, Олимпийские игры, театр, эллинизм
3.    План семинара:
3.1.    «Греческое чудо»;
3.2.    Литература и театр;
3.3.    Философия;
3.4.    Наука и ученые;
3.5.    Письменность. Образование;
3.6.    Идеал человека;
3.7.    Греческое в мире: города, музеи, Олимпийские игры, спартанское
воспитание, грецизмы, имена, международные словообразовательные
элементы;
3.8.    Греческое в нашем городе.
3.9.    Русское в Греции.

    Преподаватель. Особую роль ученые всего мира отводят античной  (особенно древнегреческой) культуре. Древняя Греция стала отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла ЧЕЛО-ВЕКА как прекрасное совершенное творение природы, как меру всех ве-щей. Греки создали науку, которую исследователи называют «мышлением по способу греков». Плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры. Это так называемое «греческое чудо». Уникальность древних греков состояла в том, считают ученые, что у них одинаково были развиты оба полушария мозга: левое, которое отвечает за логическое мышление, и правое, отвечающее за художественное мышление. Поэтому многие греки прославились  и как теоретики,  и как практики.
    В литературе произведения греческих писателей и драматургов стали классикой, образцом. Вечным стал театр.
    1 ПРОЕКТ«Писатели Древней Греции. Театр». (Представляется самосто-ятельная работа студента).
    Преподаватель. Классическими темами античной литературы стали сла-ва, добродетель, справедливость. Театр был подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Часто герой трагедии погибал, но он внушал зрителям чувство гордости и веру в способность человека противостоять грозным силам судьбы. Он утверждал этический идеал.
    А каков этический идеал сегодня? (ответы студентов).
    Вся современная философия начинается с древнегреческих мыслите-лей. Впервые философия не была связана с мифами и богами.
      2 ПРОЕКТ «Древнегреческие философы» (самостоятельная работа сту-дента).
    Преподаватель. Нужны ли философы? Древние греки, как дети, всматри-вались в мир. Однажды Пифагора спросили: «Что делают философы?» Он ответил, что жизнь человека похожа на Олимпийские игры и рынок: На них одни телесными усилиями добиваются славы и победного венка, другие приезжают продавать, получать прибыль, покупать. Но среди всего этого выделяются люди, которые не ждут рукоплесканий и прибыли. Они при-лежно разглядывают все происходящее. Они зовутся философами. Беспо-лезно ли такое вглядывание в мир? – Неоплатоник Ямвлих говорит: «Нет ничего странного, если оно покажется ненужным и неполезным. Мы назо-вем его не пользой, но благом».
    Что он имел ввиду? Что такое польза? А благо?
    Греческие философы дали крылатые формулы жизни. Одна из них при-надлежит Протагору «Человек – мерило всех вещей». В Новое время фило-соф Гегель утверждал: «Человек есть то, что он делает». В чем разница между этими высказываниями? (Ответы студентов).
    В науках греки тоже стояли у истоков.
    3 ПРОЕКТ «Математика»
    4 ПРОЕКТ «Историки. Медики» (самостоятельная работа студентов).
    Преподаватель. Есть в истории несколько имен выдающихся полководцев. Первый из них – Александр Македонский.
    5 ПРОЕКТ «Александр Македонский». Видео. (Самостоятельная работа студента).
    Преподаватель. Благодаря Александру  эллинская культура распростра-нилась по миру. Распространилась и завоевала мир греческая мифология.
    6 ПРОЕКТ «Мифология». Видео «Миф о Сизифе».
    Преподаватель. В чем смысл «Мифа о Сизифе» для современного чело-века? (ответы студентов).
    По миру распространилась и греческая система образования: в Афинах это было демократическое образование, в Спарте – военизированное.
      7 ПРОЕКТ «Образование. Письменность» (самостоятельная работа сту-дентов).
    Преподаватель. Образование в Греции было направлено на формирова-ние гармонично развитого человека. Начальное образование считалось обязательным.
    Сохранился ли принцип греческого образования «подготовка человека к общественной жизни» сейчас? Или учебные заведения готовят узких специ-алистов?
(ответы студентов).
    Греческий алфавит разделился на 2 части: на основе одной создан русский алфавит, на основе другой – латинский.
    На многие века Европа была покорена греческим идеалом красоты.
    8 ПРОЕКТ «Идеал человека» (самостоятельная работа студентов).
    Преподаватель. Слайд «Монстры-хай»
    Сохранился ли греческий идеал красоты в наше время? Какое представление о человеке воспитывают такие куклы?(ответы студентов).
    Греция повсюду. На побережьях Средиземного и Черного морей остались греческие города.
     9 ПРОЕКТ «Греческие города на территории России» (самостоятельная работа студентов).
    Преподаватель. Киевская Русь крестилась из Греции , Византии. Даже Софийский соборв Киеве строился по образцу собора Константинопольско-го (Стенд «София Киевская»).
    Греческое разошлось по всему миру. Венера Милосская оказалась в Лувре. Аполлон – в Ватиканском дворце Бельведер, Ника Самосамофра-кийская – в США. В Петербурге в музее Эрмитаж есть «Греческий зал». Есть греческие экспонаты и в Москве, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
       10 ПРОЕКТ «Греческий зал в Эрмитаже».
    Преподаватель. Дважды в России проходили Олимпийские игры. А воз-никли они в Греции!
      11 ПРОЕКТ «Олимпийские игры». (Самостоятельная работа студента).
    Преподаватель. Соревновательность, борьба, агон – отличительная чер-та характера греков. Не случайно философ Гераклит сказал: «Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты».
    Вечной славой покрыто имя Спартака. Раб из Фракии в Риме поднял восстание, победив в нескольких битвах.
    12 ПРОЕКТ «Спарта. Спартанцы. 300 спартанцев». (Самостоятельная работа студента).
    Греки выдвинули «кодекс чести»: сражаться за свое достоинство и славу, несмотря на то, будут боги на его стороне или нет. Славно и умереть, защищая Отчизну, сохраняя жизнь родных, оберегая свой дом. Греки дали миру такое понятие как патриотизм.
    Согласны ли вы с такими словами древнегреческого философа Архита «Мы родились не только для себя, но для родителей, для родины и друзей, так что лично для себя остается незначительная часть». Живет ли так современный человек? (ответы студентов).
    В каждом городе есть отголоски, копии греческого. Есть они и в нашем городе.
      13 ПРОЕКТ «Греческое в Красном Луче». (Самостоятельная работа сту-дента).
    Преподаватель. Но и русское есть в Греции. На горе Афон расположен русский Свято-Пантелеймонов монастырь.
    Греческие слова и имена вошли во все языки мира. Звучат они и в русской речи.
   14 ПРОЕКТ «Греческие слова в русском языке. Имена». (Самостоятель-ная работа студента).
    Преподаватель. Греция дала международные словообразовательные элементы: авто,баро, библио, био, гео, грамма, граф, демо, дром, крат, косм, лог, метр, микро, моно, навт, оним, поли, пери, псевдо, скоп, тека, те-ле, терм, тип, фон, фот, хрон, эпо.
     15 ПРОЕКТ «Русское в Греции. Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне».
    Преподаватель. Если бы у римлянина спросили, чего он хочет, он отве-тил бы «Хлеба и зрелищ». Древний грек ответил бы: «Свободы». Греческая демократия основана на выражении внутренней свободы. Демократия гре-ков вдохновляла людей в эпоху Возрождения и в революциях Нового вре-мени. Она и сейчас вселяет уверенность в человеческие возможности. Эти-ческие нормы человека еще 2,5 тысячи лет назад начертаны на храме Аполлона в Дельфах:
    - Познай себя самого.
    - Ничего сверх меры.
    - Всему свое время.
    - Главное в жизни – конец.
    - Худших везде большинство.
    - Ни за кого не ручайся.
    И до сих пор человечество повторяет их, примеряет на себя, помнит, спорит.
    Какие из этих принципов вам подходят? Что они обозначают? (ответы студентов).
    4.    Текущий контроль выполнения работы.
    5.    Подведение итогов урока. Можем ли мы согласиться с мнением уче-ных, что культура Древней Греции стала основой для развития европей-ской цивилизации? (ответы студентов).
    6.    Выдача задания для самостоятельной работы: Доклады, Славянская мифология.

Комментариев нет :

Отправить комментарий