Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

28 января 2019 г.

Мастер-класс «Мои первые шаги в мир искусства»


Безкоровайная Г.Н.
руководитель изостудии «Палитра»
ГБОУ ЛНР «Дом творчества детей и юношества», г. Ровеньки

Мастер-класс «Мои первые шаги в мир искусства»

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов.
Цель мастер-класса: на примере блока из трех последовательных занятий раскрыть приемы: – включения детей с низким или нулевым уровнем изобразительных умений и навыков в творческий процесс познания техник изобразительного искусства; – создания ситуации успеха с целью преодоления неуверенности, тревожности; – стимуляции творческого саморазвития ребенка.
Оборудование: лист бумаги, планшет, простой карандаш, цветные карандаши и ластик (терка) – по количеству участников.
Вступление
Радость творчества – одна из самых больших радостей на земле. Известно, что самые яркие впечатления родом из детства. И от нас педагогов во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба ребенка. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев,…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А. Сухомлинский. Хочется особо подчеркнуть значение развития зрительной системы ребенка, поскольку согласно данным науки, свыше 90% информации об окружающем мире мы получаем именно через нее.
Наблюдения показывают: чем в более раннем возрасте формируется интерес ребят к творчеству, тем более стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Рисунки взрослого человека (если он не профессионально занимается рисованием) мало чем отличаются от рисунков 7-8 летнего ребенка. Поэтому, все, чему научатся наши воспитанники за время посещения изостудии, они и понесут по жизни.
Во время первых пробных занятий наши воспитанники должны просто поверить преподавателю и тогда они научатся по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, отображать его в своих рисунках.
Для достижения успеха в рисовании необходимо добиться слаженной координации действий руки, глаза и мысли, чтобы мысль руководила действиями руки, а глаз проверял правильность этих действий. Для того, чтобы помочь ребятам приобрести навыки в рисовании и мастерство, необходимо дать им специальные задания на упражнения руки, глаза и мышления, постепенно переходя от простого к сложному, но посильному с правильным распределением повторения по времени.
А поскольку творческая деятельность человека всегда опирается на знания, накопленные человечеством, передающиеся из поколения в поколение, то и все виды творческой деятельности, в том числе изодеятельность, имеют социально-общественную основу.
Решение поставленной задачи приходит легко и просто, когда эта задача не выходит из круга того, что уже не раз решалось и ребенку хорошо известно.
Практическая часть
Сегодня на занятии я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выступить в роли моих воспитанников. Вы маленькие девочки и мальчики, которые впервые пришли в изостудию. Кто-то из вас уже считает себя великим художником, кто-то боится взять в руки карандаш и показаться бессильным.
Сегодняшнее занятие необычное, это блок из трех тем. С детьми эти темы мы проходим в течение 3 месяцев последовательно. У вас есть возможность раскрыть и развить свои способности за 20-30 мин.
И так, начинаем. Перед вами на столе материалы и инструменты, которые нам сегодня понадобятся. С ними мы будем знакомиться в процессе работы.
Занятие I «СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»
Моя задача: вселить в вас уверенность в себе, дать вам возможность поверить в себя, в то, что вы сможете научиться рисовать быстро и легко. На занятии мы будем развивать ваш глазомер, зрительную память, мелкую моторику рук.
  1. Рассматривание образца.
  2. Показ последовательности и поэтапное выполнение графического рисунка.
Положите лист бумаги перед собой на планшет горизонтально (длинные стороны листа - лежа, короткие - стоя). Положите левую ладошку на средину листа так, чтобы большой пальчик смотрел в правый верхний угол. Для работы нам понадобятся простой карандаш, цветные карандаши и ластик (терка). Правой рукой держим карандаш ближе к средине так удобнее проводить длинные, смелые линии. При этом они будут тонкие, а при необходимости их можно будет легко исправить.
Обводим ладошку карандашом на расстоянии 1-2 см от нее.


Добавляем клюв, «ножки – кочерёжки» + пальчик вверх и пальчик вниз, крылышко (обводим три пальца).


  1. Самостоятельное украшение сказочной птицы. Предлагаю добавить, по желанию, гребешок, бусы, украшения в виде кружочков, капелек, точек. Смелые ребята могут сразу рисовать украшения цветными карандашами без предварительной прорисовки. Поощряется использование элементов, не предложенных в образце.

  2. Анализ работ. Итог занятия.
Занятие II «ПИРАМИДКА»
Ребята уже знакомы с понятием «ПОСТРОЕНИЕ», дополнительная линия (линия, которая выполняется очень тонко, еле заметно и вытирается после уточнения рисунка), умеют находить центр листа, знакомы с элементами симметрии.
Задачи усложняются: на этом занятии мы закрепим умение наблюдать, «строить» фигуру по центру листа, научимся делить ее на части по высоте, передавать ее форму и объем. Будем развивать глазомер, наблюдательность, цветовое восприятие.
Давайте рассмотрим нашу пирамидку и порассуждаем. Какая она? Красивая, яркая, красочная. Представьте себе, что вы купили пирамидку в магазине или вам ее подарили, какую форму имела бы коробочка, в которой лежала пирамидка? (Треугольную). Так вот, для того, чтобы правильно нарисовать пирамидку нам нужно сначала «построить» коробочку.
Приступаем к работе. Лист бумаги располагаем по вертикали (детям это уже знакомо). Для работы нам понадобятся простой карандаш, терка и цветные карандаши.
Показ и поэтапное повторение детьми за руководителем графического построения игрушечной пирамидки.
  • Проводим в нижней части листа тонкую, еле заметную горизонтальную линию. Это место, где будет стоять наша пирамидка.
  • Находим центр листа (покатаем карандаш по листу вертикально), проводим дополнительную линию.
  • на центральной линии отмечаем предположительную высоту пирамидки легкой дополнительной (горизонтальной) линией.
Определяем ширину пирамидки. На нижней линии вправо и влево от центральной дополнительной линии нужно отложить одинаковое расстояние на глаз и сделать простым карандашом легкую отметку. Проверить правильность с помощью карандаша. ( Тем, кому на глаз трудно определить, предлагается отложить вправо и влево от центральной линии по 4 пальца ладошки). Это ширина пирамидки.
  • Теперь нам легко будет построить коробочку. Линии снова будут тонкие, еле заметные, потому что они тоже дополнительные. Из верхней точки (предположительная высота) проводим линии в точки предположительной ширины. Вот и получилась коробочка.

  • Обратите внимание на то, что детали пирамидки (давайте назовем их блинчиками) разные по ширине нижние самые широкие, а к верху они сужаются (поэтому наша коробочка треугольная), а по высоте они одинаковые (кроме самой верхней). Сейчас мы с вами поделим «коробочку» на «блинчики». Покатаем карандаш по средней линии так, чтобы найти ее средину и проведем горизонтальную линию. Теперь делим таким же образом, получившиеся нижнюю и верхнюю части. Затем снова делим пополам все получившиеся части, кроме верхней. Вот и получилась пирамидка. Давайте сравним, похожа ли она на образец. Чем они отличаются? (Блинчики у пирамидки округлые)



  • Закругляем уголки «блинчиков» и верхней части. Уточняем рисунок, вытираем дополнительные линии.

  • Самостоятельная работа по цветовому решению. Предлагаю с помощью манипуляции (перекладывания) с цветными карандашами определить последовательность цветов «блинчиков» пирамидки. Следить за тем, чтобы ребята разукрашивали в пределах контура. Напомнить, что для того, чтобы цвет «блинчиков» был ярче и насыщеннее, не обязательно сильно нажимать на карандаш. Можно несколько раз, до нужного результата, штриховать на одном месте.
Анализ работ. Итог занятия.

Занятие III «ЕЛОЧКА»
  • На этом занятии мы будем совершенствовать умение наблюдать, «строить» фигуру по центру листа, делить ее на части по высоте, передавать ее форму и объем. Продолжать развивать глазомер, наблюдательность. Познакомимся с тремя оттенками зеленого цвета.
  • А поможет нам в этом обыкновенная елочка. Нарисовать ее графическое изображение вам будет легко, если вы вспомните, как мы работали над изображением игрушечной пирамидки. Давайте рассмотрим нашу зеленую гостью. Что общего вы видите в изображении пирамидки и елочки. Веточки-лапки елочки тоже расширяются ближе к земле. А это значит, что елочку тоже можно спрятать в треугольную коробочку.
  • Я быстро напомню вам последовательность построения треугольной коробочки для елочки. Находим центр листа, определяем верх и низ и все это отмечаем тонкими дополнительными линиями. Откладываем вправо и влево одинаковое расстояние и отмечаем карандашом. Это ширина елочки внизу.
Теперь давайте рассмотрим, сколько ярусов (назовем их юбочками) у елочки. Я думаю, что вы уже догадались, что если у елочки 4 юбочки, то высоту нужно разделить на 4 части.
  • Все это вам уже знакомо и вы это сможете сделать самостоятельно. Приступайте к работе.
Самостоятельное выполнение построения треугольника и деление его на 4 части. Индивидуальная работа при необходимости.

Молодцы! А теперь переходим к следующему этапу. Вы обратили внимание, что «юбочки» у елочки пушистые и края их не такие гладкие и ровные, как у пирамидки. Давайте зажмурим один глаз и карандашом на вытянутой руке проведем по низу каждой юбочки. Какая получается линия? Полукруглая (как ямка). Поэтому давайте закруглим разделительные линии между «юбочками». Теперь боковые линии сделаем более мягкими, вогнутыми.
Но для того, чтобы наша елочка получилась как живая, нам нужно правильно передать ее в цвете. Обратите внимание, что елочка имеет много оттенков зеленого цвета. Где вы видите самый светлый тон? Правильно, на лапках сверху. Потому, что эта часть хорошо освещается солнышком сверху. Поэтому мы разукрасим ее светло-зелёным карандашом. А где самое темное место? Под юбочками, туда солнышко не достает. Это место на рисунке будет тёмно-зелёным, а для усиления эффекта глубины тени можно использовать даже синий карандаш и тогда темный оттенок зеленого станет еще темнее.
Ну а теперь начинается, на мой взгляд, самая приятная и смелая часть нашего занятия. На предыдущих занятиях я всегда добивалась от вас прямых линий, и разукрашивания четко в пределах контура. Сегодня у прямых линий и четких правил праздник непослушания. Посмотрите, как с помощью кривых, беспорядочных зигзагов выполняется контур елочных юбочек-лапок. Показ выполнения.
Так как мы с вами решили, что наша елочка будет как живая, начинаем работу светло-зеленым карандашом, затем усиливаем эффект темно-зеленым и добавляем глубину тени под «юбочками» синим.



Самостоятельная работа обучающихся по цветовому решению.
Анализ работ. Итог занятия. Организация импровизированной выставки.
Вот и закончилось наше занятие, уважаемые коллеги. Я надеюсь эта маленькая экскурсия в детство позволила вам снова почувствовать себя маленькими любознательными мальчиками и девочками, познать радость творчества, почувствовать уверенность в себе, желание рисовать.

Комментариев нет :

Отправить комментарий