Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

19 января 2019 г.

Урок окружающего мира 1 класс Тема: «Какой бывает вода?»


Гонтарь Инна Петровна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов
специалист высшей категории, учитель-методист
ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное учреждение – специализированная школа №5»

Урок окружающего мира 1 класс Тема: «Какой бывает вода?»

Актуальность.
Урок отражает особенности педагогического взаимодействия с учащимися в логике системно–деятельностного подхода. В традиционную структуру урока интегрированы элементы проектной технологии.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: расширить знания учащихся о воде и создать условия для развития у них учебно-познавательного интереса и обогащения опыта групповой работы.
Задачи урока:
  • создавать условия для усвоения учащимися естественно-научных понятий;
  • использовать имеющийся опыт детей при работе с новым материалом;
  • учить пользоваться лабораторным оборудованием;
  • учить выполнять простейшие исследования;
  • развивать познавательный интерес, внимание, аналитическое мышление, речь, наблюдательность, память;
  • воспитывать ответственность за результаты своего труда.
Планируемые образовательные результаты учащихся:
  • Предметные:
    • различать состояния воды, определять опытным путем свойства воды;
    • сознавать необходимость воды для жизни всего живого на Земле.
  • Личностные:
    • определять правила поведения при совместной работе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
    • демонстрировать готовность и способность к саморазвитию;
    • оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности.
  • Метапредметные:
    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной самооценки;
    • ориентироваться в собственной системе знаний;
    • развивать умения работать с информацией;
    • развивать навыки учебного сотрудничества, работы в группе.
  • Оборудование:
    • емкости с водой, молоком, соком, духами;
    • карточки с цифрами;
    • учебник «Окружающий мир» для 1-го класса
    • телевизор;
    • компьютер;
    • проектор.
Ход урока

Этап 1. Мотивационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке, как всегда, много интересного. Давайте поприветствуем друг друга.
Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с упражнения «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:

Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.

Учитель: Повернитесь, пожалуйста, к гостям, поздоровайтесь кивком головы и улыбнитесь.
Ученики: здороваются кивком головы с гостями.
Учитель: Я надеюсь, что и урок пройдет интересно и познавательно. А настроение останется хорошим и даже улучшится. Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку в познании окружающего мира.
Этап 2. Актуализация знаний
Учитель: Для это нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь ставить вопросы и находить ответы. В путь!
1. Упражнение «микрофон». Ожидаемые результаты
– Ребята,подумайте и ответьте каким должен быть наш урок?
– Что вы от него ожидаете?
Ученики: высказывают предположения.
Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.
Учитель: Что за звуки мы слышим? Как услышанное назвать одним словом?
Дети разгадывают анаграмму: А, Д, О, В
Ученики: Вода.
Учитель: Правильно, это вода. Определите тему урока.
Ученики: Сегодня на уроке мы будем говорить о воде.
Учитель: Что такое вода?
Ученики: Это струйка из крана, волны и шторм на морях-океанах, вода в бутылке, в колодце, в ручейке и т. д.
Этап 3. Постановка темы и цели урока
Учитель: Верно, ребята. Сегодня мы узнаем, какой бывает вода? Это тема нашего урока. Тема эта неслучайна.
(демонстрируется видеоролик):
  • Какая бывает вода?
  • Сколько ее на земном шаре?
  • Какими свойствами она обладает?
  • Зачем она нужна человеку и всему живому?
  • Надо ли беречь воду?
Учитель размещает на доске слова: «Какая?», «Сколько?», «Какими?», «Зачем?», «Надо ли?».
Учитель: Вы запомнили, какие вопросы задали ? Давайте вспомним, если вы затруднитесь, я помогу.
Ученики: повторяют вопросы по опорным словам.
Учитель: Цель нашего урока: попробовать найти ответы на эти вопросы.
Этап 4. Открытие нового знания
Учитель: Чтобы ответить на первый вопрос «Какая бывает вода?», нужно отгадать загадки. Внимание на экран!


Шел долговяз,
В землю увяз. (Дождь)



Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. (Снег)



Мост, как синее стекло.
Скользко, весело, светло. (Лед)



На дворе переполох,
С неба сыплется горох. (Град)



Не колючий,
Светло-синий,
По кустам развешан…(Иней)



Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали. (Роса)



Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (Туман)



Без рук, без ног,
А вверх ползет. (Пар)


Учитель: Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет?
Ученики: Это все – вода!
Учитель: Какой бывает вода? Назовите, в каких состояниях бывает вода.
Ученики: отвечают на вопросы, приходят к выводу, что вода бывает в трех состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лед, град, снег – твердое состояние. Роса – жидкое.
Учитель: Что из представленного на экране относится к жидкому, твердому, газообразному состоянию воды?
Ученики: отвечают, опираясь на рисунок.
4.1. Первичное закрепление. Работа в группах
Учитель: Сейчас мы с вами будем работать в группах. Перед началом урока каждый из вас выбрал кружочек определенного цвета – синий, желтый, красный. Теперь я вам предлагаю объединиться в группы по цвету.
Ученики распределяются по группам.
Учитель: Давайте вспомним правила работы в группах.
Ученики совместно с учителем формулируют правила работы в группах:
  • уважать мнение товарищей;
  • обращаться друг к другу только по имени;
  • один говорит, другие слушают;
  • не обижать и не обижаться;
  • если не понял, переспроси;
  • участвовать всем.
Учитель: Перед вами лежат конверты с картинками. Первая группа должна выбрать картинки, где вода находится в жидком состоянии, и положить их в свое ведерко. Вторая группа – в твердом, третья – в газообразном. Когда группа готова отвечать – возьмитесь за руки и поднимите их вверх.
Ученики: совещаются, выполняют задание, затем представители от группы выходят к доске, показывают выбранные картинки и комментируют.
Учитель: Ответили мы на первый вопрос, давайте отметим.
(Далее после ответа на каждый вопрос учитель ставит)
Физкультминутка «Дождик»

Капля первая упала – кап!
И вторая пробежала – кап!
Мы на небо посмотрели –
Капельки «кап-кап» запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали,
Туфли – посмотрите! –
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.

4.2. Изучение новой темы (продолжение)
Учитель: Вы, наверное, уже поняли, что воды на земле очень много. И когда космонавты полетели в космос и посмотрели на землю со стороны, они увидели, что голубого цвета на ней намного больше. Посмотрите на глобус – модель нашей Земли. Голубым цветом изображены моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Воды на планете Земля много.

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ВОДА!

Учитель: Надо ли беречь воду, ведь ее на Земле так много?.. Об этом мы поговорим чуть позднее.
4.3. Практическая работа
Учитель: Чтобы лучше понять, что такое вода, мы должны изучить ее свойства. На уроках математики мы изучали свойства фигур. Вспомните, пожалуйста.
Ученики: называют свойства фигур – цвет, размер, форма.
Учитель: Оказывается, и вода имеет свои свойства. Чтобы изучить свойства воды, я приглашаю вас в лабораторию.
Учитель: Кто знает, что такое лаборатория?
Ученики: Место, где проводят опыты, эксперименты.
Учитель: Кто работает в лаборатории?
Ученики: Ученые-лаборанты.
Учитель: Верно. Я буду старшим лаборантом ), а некоторые ребята – моими помощниками. Все свои наблюдения мы будем помещать в таблицу «Свойства воды».
Учитель: Мне нужны помощники, которые проведут исследование свойств воды.
(Выходят обучающиеся из каждой группы- спикеры)
Опыт 1
Учитель: Какое свойство воды мы будем исследовать?
Ученики-лаборанты: Цвет.
Учитель: Что для этого потребуется?
Ученики: Два стакана – с водой и молоком.
Учитель: Сравните две жидкости по цвету. Какого цвета молоко?
Ученики: Белого.
Учитель: Какого цвета вода?
Ученики: Не имеет цвета.
Учитель: Сделайте вывод.
Ученики: Вода бесцветна.
Опыт 2
Учитель: Какое свойство воды вы будете исследовать?
Ученики: Прозрачность.
Учитель: Что для этого потребуется?
Ученики: Три колбы с налитым соком, молоком и водой.
Учитель: Возьмите колбы в руки.
Ученики: каждый берет свою колбу и показывает другим детям, на сосуде с обратной стороны скотчем приклеена цифра.
Учитель: Назовите цифры, которые вы видите сквозь жидкости, налитые в колбы? (Вопрос всему классу).

– В какой колбе видна цифра?
– Что в этой колбе?

Ученики: Вода.
Учитель: Сделайте вывод, назовите свойство воды?
Ученики: Вода – прозрачная жидкость.
Опыт 3
Учитель: Какое свойство воды мы будем исследовать?
Ученики: Запах.
Учитель: Чувствуется запах? (дает понюхать духи).
Учитель: Понюхайте воду. Пахнет ли вода? Имеет ли она запах?
Ученики: Вода не имеет запаха.
Учитель: Давайте перечислим все свойства воды, опираясь на таблицу.
Ученики: Бесцветная, прозрачная, не имеющая вкуса и запаха жидкость. Принимает форму сосуда, в который ее наливают
Физкультминутка пальчиковая
(Видео –ролик «Мы гимнастику для пальчиков начнём»)
Этап 5. Работа над мини-проектами по группам
Учитель: Теперь, когда мы знаем свойства воды, давайте ответим на вопрос, зачем вода нужна человеку и всему живому?
Ученики: высказывают свои предположения.
Учитель: А сейчас давайте выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода?
У каждой группы свое задание. Используется: лист А3, цветные картинки, клей, цветные карандаши, фломастеры.
Первая группа. Рассмотрите и выберите картинки, на которых показано, зачем нужна вода растениям? Наклейте эти картинки на лист бумаги.
Вторая группа. Вам предстоит рассмотреть и выбрать картинки, на которых показано, зачем нужна вода животным? Наклейте эти картинки на лист бумаги.
Ребятам из третьей группы надо выбрать и приклеить на лист только те картинки, которые показывают значение воды в жизни человека.
(Учащиеся совещаются, работая в группах; затем выходят к доске и защищают свои работы- проекты)
Учитель: Итак, какой можно сделать вывод?
Ученики: Ничто живое на Земле не может обойтись без воды, вода сама жизнь.
Учитель: Да, ребята, вода имеет огромное значение для всего живого на Земле. Она поит леса и поля. Без нее не могут прожить звери, птицы и люди. Она кормит. По морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода помогает добывать электрический ток на электростанциях. Без нее не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу, ткань, резину, лекарства. Ничего не сделать без воды.
Этап 6. Закрепление. Работа с учебником
Учитель: Давайте посмотрим в учебнике иллюстрации, что еще мы не назвали, зачем нужна вода.
Ученики: рассматривают иллюстрации и отвечают на вопрос.
Учитель: Если вода так необходима всему живому, надо ли ее беречь? На глобусе мы видели, что воды на земле много.
Ученики: Надо беречь.
Учитель: Но ведь воды на планете так много? Так почему же ее надо беречь? (Проблемный вопрос: пресная- соленая).
Ученики: размышляют вслух.
Учитель: Как мы с вами можем беречь воду?
Ученики: Не загрязнять реки и озера, экономно использовать пресную воду и т. д.
Учитель: предлагает в помощь правила-модели.
Этап 7. Итог урока. Рефлексия
Учитель: Давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Ученики: отвечают еще раз на вопросы.
Учитель: Что вы узнали нового?
Ученики: отвечают в свободной форме.
Учитель: А теперь каждый оцените свою работу. Если вы считаете, что урок для вас прошел с пользой, и вы узнали много нового и интересного, прикрепите веселую капельку. Ну, а если ничего нового для себя вы не унесете с урока, прикрепите грустную капельку.
Ученики: прикрепляют капельки под проектами. (Звучит легкая фоновая музыка).
Упражнение «Незаконченные предложения:»
Сегодня на уроке –
  • Я понял, что…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • У меня получилось…
  • На следующем уроке …
Учитель: А мне хочется закончить урок словами писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Берегите воду, цените ее, ведь вода – это жизнь».

Комментариев нет :

Отправить комментарий