Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

9 марта 2017 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В СВЕТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

А.С. Шутурма
ГОУ СПО ЛНР «Краснодонский промышленно-экономический колледж»
shutik60@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ В СВЕТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ


    Аннотация. Благодаря новым стандартам образования системно-деятельностный подход стал обязательным для всех преподавателей нашей республики. Статья посвящена анализу опыта организации кружковой работы в свете системно-деятельностного подхода подготовки специалистов СПО.
    Статья адресована преподавателям специальных дисцплин, руководителям кружков технического творчества проектирующим образование студентов.
    Ключевые слова: Педагогические технологии, системно-деятельностный подход, развитие качеств личности, компетенции, умения и навыки.
    Актуальность проблемы. Система образования республики претерпевает значительные перемены, которые затрагивают все ее участки. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Согласно модернизации образования ЛНР, главным результатом деятельности учебного заведения обязан стать набор из ключевых умений и навыков в гражданско-правовой, интеллектуальной, информационной, коммуникативной и других направлениях развития.
    Цель статьи. В современных условиях, на рынке труда, кардинально изменились требования к молодым специалистам: стал необходим не просто хороший специалист, но и хороший сотрудник. Что же такое хороший сотрудник? А это прежде всего специалист, умеющий работать в команде, способный к инновациям, который может принимать самостоятельные решения и проявлять инициативу. Особой ценностью являются не просто теоретические знания, которыми обладает молодой специалист, а умение применять эти знания на практике. Подготовка таких специалистов и является одной из основных целью деятельности преподавателя.
    Изложение основного материала. В настоящее время данные навыки можно развивать не только на аудиторных занятиях, но и на занятиях  кружков технического творчества, т.е. во внеклассной работе. Студент, который приходит на кружковые занятия, хорошо понимает, что здесь находятся его единомышленники, студенты с общим интересами, такими, как и у него самого. Ведь, как правило, на  занятия кружка технического творчества приходит не вся группа, а только те, кому это действительно нравится.
    В образовательной деятельности, как в науке, так и в практике предложено обширное множество педагогических технологий, которые рекомендуются для развития качеств личности у студентов (по А.В. Хуторскому: ценностно - смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования)
    Самым главным умением является умение командной работы. Как же развить это умение? Наиболее простое решение – это заседания «круглого стола», на которых члены кружка обсуждают пути решения проблемных вопросов технического характера. Ученые-психологи называют это термином «ширинг», когда учащийся смотрит не в затылок товарищей, а в их глаза и чувствует их  реакцию. Сам механизм организации работы «круглого стола» не сложен – необходимо просто сдвинуть столы, студенты садятся вокруг столов, начинают обсуждение проблемных вопросов.
    Зачастую студенты выдвигают дискуссионное, спорное  мнение по решению конкретной технической проблемы.  Задача преподавателя, на данном этапе – не остановить студента, а дать ему до конца высказаться, выслушать своих товарищей. При этом не обязательно студенты приходят к единому верному решению, но это и не является целью дискуссии – главным является то, что студент постепенно учится грамотно отстаивать свою позицию, аргументировать, убеждать, опираясь на факты. Как показывает практика, студенты посещающие кружок, начинают более грамотно излагать свои мысли не только во время работы «круглого стола», но и в повседневном общении. Для многих из них формируется «ситуация успеха» – ведь они уже могут не только высказаться, но и научились быть услышанными другими, а также преодолевать свою застенчивость и излишнюю робость.  Студенты, которых можно назвать стеснительными и малообщительными, на подобных занятиях кружка ощущают себя довольно комфортно.  «Круглые столы» в нашем кружке прижились достаточно быстро, в настоящее время являются одной из любимых форм работы кружковцев. Кстати, и для большинства взрослых людей более предпочтительным является – видеть глаза собеседников.

Фото 1. Заседание круглого стола. В споре рождается истина.

    Следующим направлением работы кружка  является развитие умения работать с источниками, способности извлекать информацию. Конечно проще всего, руководителю кружка, при выдаче технического задания студентам на изготовление какого-нибудь макета, сразу выдавать им всю необходимую техническую документацию и готовые рекомендации. Я же действую иначе – даю им ссылки на источники. Студенты самостоятельно работают со справочной и нормативной литературой, а также в сети интернет. Этот метод позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, они учатся думать, анализировать,  точно формулировать мысли,  делать выводы. Именно интерактивный подход является решением проблемы коммуникативного развития, что позволяет формировать коммуникативные навыки.  Считаю данный метод обучения наиболее перспективным для формирования социально – личностных и общекультурных компетенций.
     «Просветительская деятельность» - здесь студенты выкладываются полностью – по заданию руководителя кружка, студенты заранее готовят материал на различные темы научно-популярной проблематики, с которыми они выступают с докладами в группах первого курса. Ребята готовятся к этому с огромной ответственностью, так как они понимают, что им предстоит работать с коллективом студентов и конечно не важно, какого она возраста.

Фото 2. Получение реальных результатов своей деятельности – главная мотивация к получению знаний

    Активное участие члены кружка принимают в научно-исследовательской работе студентов. Это участие в международных и республиканских научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах «Лучший по профессии», где студенты кружка неоднократно занимали призовые места. В процессе подготовки и участия в этих мероприятиях, студенты глубже познают дисциплину, учатся анализировать и использовать научно-техническую литературу, развивают навыки проведения эксперимента, учатся самостоятельно формировать выводы и излагать их. Исследовательская деятельность помогает формированию у студента, способности к самостоятельной творческой, профессиональной деятельности и в результате подготовить конкурентоспособного специалиста.
    Выводы. Организованная таким образом работа кружка технического творчества является наиболее эффективной деятельностью для развития исследовательских способностей у студентов. Все это легко объясняется тем, что если студент в свое свободное время занимается дополнительной работой над какой-либо дисциплиной, то исчезает одна из основных задач преподавателя, задача - мотивация студента к занятиям.

Использованная литература и источники
1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
2. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004 – 37-42 с.
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. — 2006. -№ 4.- с.61
4. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.

4 комментария :

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Данная статья будет полезна всем преподавателям специальных дисциплин, которые стремятся применять в своей работе нестандартные и творческие подходы.
    Прилипа Р.А.
    Эксперт профессиональной деятельности и оценки уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
    Председатель цикловой комиссии компьютерных дисциплин

    ОтветитьУдалить
  4. Статья Шутурмы А.С. посвящена анализу опыта организации кружковой работы в свете системно-деятельностного подхода подготовки специалистов СПО.
    Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку кружковая работа является одним из направлений организации учебного процесса, способствующих формированию общих компетенций и реализующих требования Федеральных государственных образовательных стандартов.
    Автором статьи проведена серьёзная работа по подготовке материала. Особое внимание Шутурма А.С. уделяет одной из таких форм работы кружка, как круглый стол. Вызывает интерес позиция автора относительно интерактивного подхода в работе членов кружка со справочной и нормативной литературой, что способствует развитию навыков самостоятельной и исследовательской работы.
    Уверена, что материал, изложенный в статье, будет полезен не только преподавателям специальных дисциплин, но и всем руководителям кружков в системе образования СПО. Считаю, что данная статья может быть рекомендована к публикации в открытой печати.

    Матвеева Т.А.
    Эксперт профессиональной деятельности и оценки уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
    Председатель ЦК гуманитарных и фундаментальных дисциплин.

    ОтветитьУдалить