Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

25 апреля 2016 г.

Методическая разработка на тему: "Правила проведения измерений фигуры. Последовательность измерения и запись мерок"

Павловой Вероники Викторовны,
преподавателя-методиста
ГБОУ СПО ЛНР «Луганский колледж моды,
парикмахерского искусства и компьютерных технологий»



Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики
«Луганский колледж моды, парикмахерского искусства и компьютерных технологий»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
на тему:













0a1c6bc0283782a8c6e270c43f4ce69e

   
РАЗРАБОТАЛА:
преподаватель высшей категории
преподаватель-методист
Павлова Вероника Викторовна
ПРЕДМЕТ:
Основы конструирования
одежды

АНОТАЦИЯ
Методическая разработка по предмету «Основы конструирования одежды» на тему «Правила проведения измерений фигуры. Последовательность измерений фигуры и запись мерок».
Тема урока имеет очень важное теоретическое и практическое значение.
На уроке изучается:
  • Правила проведения обмера фигуры;
  • Инструменты и принадлежности необходимы для обмера фигуры;
  • Последовательность обмера фигуры и запись измерений;
  • Анализ снятых измерений.
Очень важное значение на уроке уделяется демонстрации учебного материала с помощью презентации (на уроке ее используют на протяжении объяснения всей темы). Также на уроке используется рабочая тетрадь по теме урока.
Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения.
Отсюда возникает необходимость разработки и создания совокупности средств обучения в каждой учебной программе предмета, к каждой теме занятия. В связи с этим остро встает вопрос о нехватке дидактических средств на уроках теоретического обучения.
Указанных недостатков можно избежать, если организовать процесс изучения предмета «Основы конструирования одежды», используя комплексный подход к проблеме.
А именно, рассмотреть разработку рабочей тетради как средство развития познавательной активности и организации профессиональной самостоятельности работы учащихся.
Это позволяет:
  • логически излагать материал, отслеживать причинно-следственные связи данного предмета;
  • формировать политехнические основы знаний для последовательного перехода от учебно-познавательной и учебно-практической деятельности к деятельности профессиональной.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Главная цель урока состоит в формировании знаний и умений учащихся во владении новой темы. Кроме того ход урока предполагает первичное закрепление новых знаний, что указывает на эффективность вида и метода обучения.
Урок предназначен для проведения в группах по профессии «Портной» на этапе квалификации 3 разряда и предусматривает 45 ' на изучение материала. Тема урока входит в тему программы «Характеристика тела человека» на которую предусмотрено 6 часов. Тема урока имеет четкую взаимосвязь с предыдущей темой урока «Размерные признаки тела человека. Условные обозначения измерений» и следующим уроком – проведение лабораторно-практической работы № 1 «Техника измерения фигуры и запись измерений»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – презентация, лекция, самостоятельная работа.
Метод обучения: информационно-репродуктивный.
Форма работы: индивидуальная
В методической разработке урока отражены следующие вопросы:
  • план урока;
  • структура урока;
  • ход урока;
  • приложения.




ПЛАН УРОКА
Тема программы: Характеристика тела человека.
Тема урока: Правила проведения измерения фигуры. Последовательность измерения и запись мерок.
Цель урока:
  • Ознакомить учащихся с правилами снятия измерений с фигуры человека. Сформировать знания, умения и навыки по снятию измерений и выполнению анализа мерок.
  • Развивать аналитическое и логическое мышление, познавательную активность в изучении методики снятия измерений с использованием рабочей тетради по теме урока.
  • Воспитывать ответственность и инициативу к учебному процессу, уважение к выбранной профессии.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – презентация, лекция, проверочная работа
Метод обучения: информационно-репродуктивный
Форма работы: индивидуальная
МТО: ноутбук, проектор, мультимедийный экран,
манекен, инструменты и принадлежности для снятия измерений
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация, рабочая тетрадь
Межпредметные связи: - «Специальное рисование» (Рисование фигуры человека по модулям);
- «Охрана труда» (правила охраны труда на швейном производстве)
- «Производственное обучение».
Методическая цель: Использование комп'компьютерных технологий и новых дидактических средств в обучении (рабочая тетрадь).
Литература: В. Г. Литвин, А. А. Степура «Конструирование швейных изделий»- К: Виктория, 2008. – 320с.
- Патлашенко А. А. – «Основы конструирования одежды». Киев, «Аристей» 2003г.
- Куренова С. В., Савельева н. Ю. «Конструирование одежды».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004;
- Internet .

СТРУКТУРА УРОКА
Структура данного урока соответствует временным требованиям к комбинированному типу урока.
1. Организационная часть – 1':
2. Актуализация опорных знаний учащихся - 5':
3. Сообщение темы и цели урока - 2'
4. Мотивация учебной деятельности - 2'
5. Изучение нового материала – 20':
6. Закрепление нового материала - 10':
7. Подведение итогов урока – 2-3':
8. Выдача домашнего задания - 2':









ХОД УРОКА
1. Организационная часть – 1':
  • Проверка наличия учащихся;
  • Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний учащихся - 5':
  • Выполнение задания в рабочих тетрадях (самоконтроль).
3. Сообщение темы и цели урока - 2'
4. Мотивация учебной деятельности - 2'
5. Изучение нового материала – 20':
Действия преподавателя:
5.1 Сообщения новой учебной информации с показом новых приемов умственной и практической деятельности (рассказ сопровождается практическим показом снятия измерений на манекене):
  • Показ презентации:
1. Правила снятия измерений;
2. Инструменты и приспособления необходимые для снятия измерений;
3. Последовательность обмера фигуры и запись измерений;
4. Анализ снятых измерений с фигуры человека.
Действия учащихся:
  • запись материала в рабочую тетрадь по ходу изучения темы урока.
6. Закрепление нового материала - 10':
6.1 Выполнение заданий в рабочей тетради (взаимоконтроль);
7. Подведение итогов урока – 2-3':
  • Анализ деятельности учащихся в процессе урока;
  • Анализ причин ошибок и методы их устранения;
  • Сообщение и обоснование оценок;
8. Выдача домашнего задания - 2':
  • В.Г. Литвин, А.А.Степура «Конструирование швейных изделий» (стр. 11 - 16).
  • изучение темы урока по рабочей тетради;
  • подготовка к лабораторно-практической работы.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1. Организационная часть – 1':
Слово преподавателя:
Добрый день! Присутствуют все ученики и все готовы к уроку. Мы можем начинать.
2. Актуализация опорных знаний учащихся - 5':
Для эффективной работы на уроке Мы будем использовать рабочую тетрадь. В рабочей тетради содержится некоторая информация по теме урока, есть места для записи материала и выполнения контрольных задач урока.
  • Выполнение задания в рабочих тетрадях (самоконтроль).
Слово преподавателя:
На прошлом занятии Мы рассматривали тему «Основные антропометрические точки. Размерные признаки тела человека. Условные обозначения измерений». Для проверки знаний Вам необходимо выполнить практическое задание в рабочей тетради.
Задание 1. – на схеме изображения женской фигуры показать основные антропометрические точки;
Задание 2. – указать стрелками соответствие условных обозначений измерений и их названия.
После выполнения задания учащимся предлагается его проверить и оценить самостоятельно.
1 задание: За все правильные ответы на 1 задание максимальное количество баллов 2,5. За неправильные ответы:
До 2 – х – 2 балла;
От 2 до 4 – 1,5 балла;
От 4 до 6 – 1 балл;
От 6 и более – 0 баллов
2 задание: За все правильные ответы на 2 задание максимальное количество баллов 2,5. За неправильные ответы:
До 2 – х – 2 балла;
От 2 до 4 – 1бал;
От 4 и более – 0 баллов
Заработанное количество баллов учащиеся заносят в таблицу оценивания учебной деятельности на уроке в рабочей тетради.
3. Сообщение темы и цели урока - 2':
Мы продолжаем рассматривать тему программы «Характеристика тела человека» и тема нашего урока «Правила проведения измерений фигуры. Последовательность измерений и запись мерок»
Цель урока:
  • Ознакомить учащихся с правилами снятия измерений с фигуры человека. Сформировать знания, умения и навыки по снятию измерений и выполнению анализа мерок.
  • Развивать аналитическое и логическое мышление, познавательную активность в изучении методики снятия измерений с использованием рабочей тетради по теме урока.
  • Воспитывать ответственность и инициативу к учебному процессу, уважение к выбранной профессии.
4. Мотивация учебной деятельности - 2'
В отличие от массового промышленного производства одежды, где используют типовые выкройки нескольких размеров, индивидуальный пошив должен быть индивидуальным! А значит, необходимо учитывать особенности того человека, для которого шьется одежда. Для того, чтобы построить выкройку, а затем и сшить одежду с учетом индивидуальных особенностей человека, необходимо провести ряд измерений. Эти измерения принято называть мерками, а процесс измерения - снятием мерок.
5. Изучение нового материала – 20':
Действия преподавателя:
5.1 Сообщения новой учебной информации с показом новых приемов умственной и практической деятельности (рассказ сопровождается практическим показом снятие измерений на манекене):
Действия учащихся:
  • запись материала в рабочую тетрадь по ходу изучения темы урока.
  • Показ презентации:
1. Правила снятия измерений:
Для того чтобы снять качественно мерки с фигуры человека необходимо придерживаться следующих правил:
1.1. При проектировании одежды для конкретного человека используют измерение его фигуры. Кроме того, при разработке конструкции, а иногда и при пошиве изделия учитывают особенности строения тела человека. При этом отмечают положение корпуса, высоту плеч, форму шеи, спины, грудной клетки, поясной части фигуры, живота, бедер, развитие мускулатуры, степень жировых отложений и их распределение, пропорции тела и др.
1.2.  Измеряют фигуру с использованием сантиметровой ленты. При этом мужчина (заказчик) должен быть без пиджака, а женщина (заказчица) - одета только в нижнее белье или облегающее платье.
1.3.  Измеряемый должен стоять без напряжения, не меняя своей естественной осанки.
1.4.  Все измерения следует проводить так, чтобы сантиметровая лента плотно прилегала к фигуре.
1.5.  Парные измерения снимают по правой стороне фигуры, а при значительной ее асимметрии по обе стороны. С целью повышения точности измерений необходимо зафиксировать на фигуре заказчика важнейшие линии: линию талии (с помощью плотной эластичной тесьмы шириной до 0.7 см), а также определить основные точки.
2. Инструменты и приспособления необходимые для снятия измерений:
Для снятия измерений с фигуры человека используются следующие инструменты и приспособления  (рассказ сопровождается показом презентации, а также инструментов и приспособлений):
  • Ростомер – для определения роста человека;
  • Сантиметровая лента;
  • Эластичная тесьма - для фиксирования линии талии;
  • Линейка;
  • Толстотный циркуль - для обмера диаметров (в основном используется при определении параметров типовых мерок в массовом производстве);
  • Портновские булавки;
  • Наплечники.
3. Последовательность обмера фигуры и запись измерений:
Мерки  с фигуры человека делятся на несколько групп:
  • Мерки, которые снимают спереди,
  • Мерки, которые снимают сбоку,
  • Мерки, которые снимают сзади
  • Дополнительные измерения.
Рассмотрим детально измерения фигуры человека  (рассказ сопровождается практическим показом преподавателя снятие измерений по манекену)








№ п/п
Наименование размерных признаков
Условное обозначение
Определение размерных признаков и метод измерений
1
2
3
4
Измерения, снимаемые спереди
1
Полуобхват          шеи
Сш
Лента должна проходит вокруг шеи по точкам основания шеи и замыкаться  спереди над яремной впадиной
2
Полуобхват          груди первый
Сг1
Лента должна проходить сзади по выступающим точкам лопаток, спереди над грудью,  замыкается справа
3
Полуобхват          груди второй
Сг2
Лента должна проходить сзади по выступающим точкам лопаток, спереди по выступающим точкам груди,  замыкается справа
4
Полуобхват          груди третий
СгЗ
Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища, через выступающие точки грудных желез и замыкаться на правой стороне груди
5
Полуобхват талии
Ст
Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии
6
Полуобхват    бедер    с учетом выступа живота
Сб
Ленту прокладывают на ягодичные точки. Лента должна проходить горизонтально вокруг туловища, спереди по гибкой пластине, приложенной вертикально к животу для учета выступа, и замыкаться на правой стороне
7
Ширина             груди первая
Шг1
Измеряют расстояние между передними углами подмышечных впадин над грудью. Лента проходит горизонтально
8
Ширина груди вторая
Шг2
Измерение производят горизонтально на уровне перпендикуляров мысленно опущенных из передних углов подмышечных впадин, лента должна проходить по выступающим точкам грудных желез.
9
Расстояние           между сосковыми          точками (центрами груди)
Цг
Измеряют расстояние между выступающими точками грудных желез. Лента проходит горизонтально
10
Ширина         плечевого пояса спереди
Шпп
Измеряют расстояние от плечевой точки до яремной выемки
11
Глубина        горловины (расстояние от яремной выемки       до       линии талии)
Гг
Измеряют расстояние от яремной выемки до линии талии вдоль средне-сагитальной линии, через тонкую пластину шириной до  2,0 см, наложенную на выступающие точки грудных желез
Измерения, снимаемые в профиль
12
Ширина     плечевого ската
Шп
Измеряют расстояние от точки основания шеи по середине плечевого ската до плечевой точки
13
Длина рукава
Др
Измеряют расстояние от плечевой точки по наружной поверхности плеча и предплечья до уровня желаемой длины рукава
14
Обхват плеча
Оп
Измеряют перпендикулярно оси плеча. Верхний край ленты должен касаться заднего угла подмышечной впадины. Лента должна замыкаться на наружной поверхности руки
15
Расстояние от линии талии сзади до точки основания шеи
Дтс1
Лента должна проходить сзади от линии талии до точки основания шеи параллельно позвоночнику
16
Расстояние от точки основания    шеи    до линии талии спереди
Дтп
Измеряют расстояние от точки основания шеи через выступающую точку грудной железы до линии талии
17
Высота груди
Вг
Измеряют расстояние от точки основания шеи до выступающей точки грудной железы
18
Высота  плеча  косая спереди
Впкп
Измеряют расстояние от высшей точки груди до плечевой точки спереди
19
Расстояние от линии талии   до   плечевой точки сзади
Впс
Измеряют расстояние от плечевой точки до линии талии сзади
20
Расстояние от линии талии   до   плечевой точки спереди
Впп
Измеряют расстояние от плечевой точки до линии талии спереди
21
Длина изделия
Ди
Измерение производят от линии талии по боку  до желаемой длины
Измерения, снимаемые сзади
22
Ширина спины
Шс
Измеряют по лопаткам между задними углами подмышечных впадин. Лента должна лежать горизонтально
23
Ширина     плечевого пояса сзади
Шпс
Измеряют расстояние между плечевой и шейной точками
24
Длина     спины     до талии      с      учетом выступа лопаток
Дтс
Измеряют расстояние от линии талии до шейной точки вдоль позвоночника через тонкую пластину шириной 2,0 см, наложенную на выступающие точки лопаток
25
Высота  плеча  косая спинки
Впкс
Измеряют по кратчайшему расстоянию от пересечения линии талии с позвоночником до плечевой точки
Дополнительные измерения
26
Высота бока
Вб
Измеряют от линии талии до верхнего края линейки, приложенной к заднему углу подмышечной впадины. Необходимо проверить горизонтальность линейки
27
Расстояние от линии талии до пола сбоку
Дсб
Измеряют расстояние от линии талии по боку через выступающую область бедра и далее вертикально до пола
28
Расстояние   от  линии талии        до        пола спереди
Дсп
Измеряют от линии талии спереди через наиболее выступающую точку живота и далее вертикально до пола
29
Расстояние от линии тали до пола сзади
Дсз
Измеряют от точки пересечения позвоночника с линией талии и далее до пола
30
Длина шага первая
Дш1
Измеряют по внутренней поверхности ноги от точки сочленения бедра с туловищем
31
Длина шага вторая
Дш2
Измеряют по наружной поверхности ноги от подъягодичной складки до пола
32
Обхват колена  (ширина брюк по лини колен)   
Ок (Шн)
Измеряют колено в согнутом или выпрямленном положении ноги
33
Ширина брюк в низу
Шн
Лента проходит вокруг ноги на уровне желаемой длины





4. Анализ снятых измерений с фигуры человека.
Если проанализировать полученные антропометрические измерения человека и сравнить их с типовыми, то можно определить особенности строения телосложения этого человека.
Для условно типовой фигуры с нормальной осанкой характерными являются следующие соотношения измерений.
  1. Сг2 = Шr2+Шc+Шпр   
  • где   Шпр = (Оп / 3)-1
  1. Дтп > Дтс1 на 0,5-2,0 см и увеличивается с увеличением размера по груди
  2. Дтс1 ≈ Впкс
  3. Впс > Впп на 2,0-2,5 см
  4. Вг > Впкп на 1,5-3,0 см
  5. Шс > Шг1 на 0,5-1,0 см
  6. Шпс > Шпп на 0,5-1,0 см
  7. Дтс1 > Дтс на 2,5-3,0 см
6. Закрепление нового материала - 10':
6.1.  Выполнение заданий в рабочей тетради
Слово преподавателя:
Для проверки новых знаний Вам необходимо выполнить следующие задания.
Задание 3. На изображении фигуры в цвете наметить места снятия измерений спереди, сбоку, сзади и дополнительных.
Задание 4. Ответить письменно на следующие вопросы:
1. Указать условными обозначениями последовательность измерений;
2. Какие мерки записывают в полном виде?
3. Указать инструменты и приспособления необходимые для снятия измерений
После выполнения задания на экране появляются правильные ответы. Преподаватель предлагает учащимся поменяться рабочими тетрадями и провести взаимоконтроль.
Задание 3: все верно указаны мерки максимальное количество баллов 2. За неправильные ответы:
До 2 – х – 2 балла;
От 2 до 4 – 1,5 балла;
От 4 до 6 – 1 балл;
От 6 и более – 0 баллов
Задание 4: За верные ответы на вопросы задания максимальное количество по 1 баллу.
Заработанное количество баллов учащиеся заносят в таблицу оценивания учебной деятельности на уроке в рабочей тетради.
7. Подведение итогов урока – 2-3':
Преподаватель проводит анализ деятельности учащихся на уроке.
Далее преподаватель сообщает оценки учащимся.
8. Выдача домашнего задания - 2':
  • В.Г. Литвин, А.А.Степура «Конструирование швейных изделий» (стр. 11 - 16).
  • изучение темы урока по рабочей тетради;
  • подготовка к лабораторно-практической работы.
Спасибо всем за урок! До свидания!

Комментариев нет :

Отправить комментарий