Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

4 апреля 2016 г.

Урок литературы в 11 классе Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История создания, композиция, герои, прототипы.

Харченко Наталья Германовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя
общеобразовательная школа № 10»



Урок литературы в 11 классе
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
История создания, композиция, герои, прототипы.

Цель урока: создать условия для исследования и осмысления философско-этических проблем  романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 
Задачи урока:
Образовательные:
-определить исторические и евангельские основы романа, углубить представление учащихся об основах литературного творчества, о способности писателя переосмыслить библейский текст, не совершая нравственных ошибок.
Развивающие:
- развитие  мыслительных способностей учащихся, умений находить, осваивать новую информацию, сопоставлять факты и явления, обобщать и делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
- воспитание нравственных отношений между людьми, понимания ценности человеческой личности и ответственности человека перед Богом и совестью за каждый свой шаг.
Тип урока:  урок-проект.
Оборудование:  портрет Булгакова М.А., мультимедийное оборудование; презентации к уроку;  выставка «Библейские мотивы в живописи»; сопоставительная таблица.
Ход урока:                            
1.                Вступительное слово учителя
У человечества не так уж много истин, но добываются они каждый раз заново и  невероятно  дорогой  ценой, зато они необходимы и спасительны, как хлеб, как вода, как воздух.
Эти истины заключены в нравственных законах человечества.
На уроках мы часто пытаемся проследить нелегкий процесс поиска «человека в человеке», постижения им истины. В этом нам помогают мастера художественного слова. Один из них -  Михаил Афанасьевич Булгаков.
Итак, разрешите пригласить Мастера слова к нам на урок.
Слайд 1 (портрет) Вглядимся  в черты лица
  


1 ученик: Он был веселый, артистичный, всегда  жизнерадостный,  легкий   на подъем.  Насмешливый взгляд, ядовитый язык, смелость и   прямолинейность -  это отмечали  у него уже во время обучения в Первой Киевской гимназии.
2 ученик:  Все, кто помнил Михаила Афанасьевича, отмечали ясность и свет  его голубых глаз.  Незадолго перед смертью он ослеп.
Вдова вспоминает: «Когда он уже умер, глаза его вдруг широко открылись – и свет, свет лился из них.  Он смотрел прямо и вверх перед собой  - и видел, видел что-то, я уверена (и все, кто был здесь, подтверждали потом это). Это было прекрасно».
3 ученик: Самым трагическим образом в жизни Булгакова отразилась вечная тема – взаимоотношения  Художника и Власти.  Его не печатали, отлучали от театра и зрителя, уничтожали морально. В суете и гонениях  он любил повторять: «Главное – не терять достоинства».  Смертельно больной и ослепший, осознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался  самим собой. Значит, не терял свободы. Анна Ахматова напишет:
                              Вот это я тебе, взамен могильных роз,
                              Взамен кадильного куренья,
                              Ты так сурово жил и до конца донес
                              Великолепное презренье…  
Учитель: Но «рукописи не горят»,- утверждал Воланд. Ныне все булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не все осмыслено и освоено.   Роман «Мастер и Маргарита» был напечатан почти 30 лет спустя после написания.
Если вспомнить те годы, в которые создавался роман, то станет многое понятно. В дружном хоре, воспевающем уверенную поступь социализма, победы колхозного строя и пафос индустриализации, обличающем индивидуализм, частнособственническую психологию,  вдруг звучит:
«Маргарита повесила трубку, и тут в соседней  комнате что-то  деревянно заковыляло и стало биться в дверь. Маргарита распахнула ее, и половая щетка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню. Концом своим она выбивала дробь на полу, лягалась и рвалась в окно. Маргарита взвизгнула от восторга и вскочила на щетку верхом. Тут только у наездницы мелькнула мысль о том, что она в этой суматохе забыла одеться. Она галопом подскочила к кровати и схватила первое  попавшееся, какую-то голубую сорочку. Взмахнув ею, как  штандартом, она вылетела в окно…»
Советский сталевар мог варить сталь высокого качества, колхозница могла садиться на трактор  и выполнять несколько норм на пахоте, директор завода должен был дневать и ночевать на заводе, но никто из них не мог летать на швабре. Так писать было НЕЛЬЗЯ.
Но Булгаков писал наперекор всему. Когда все думали «нельзя», Булгаков знал:  «МОЖНО».
Можно писать, следуя за собственной фантазией, а не за указаниями идеологических начальников, можно любить женщину, даже замужнюю, можно быть добрым и любить розы и дождь в саду, а не только власть и силу.
Приступая к изучению романа, вы объединились в творческие группы, каждой из которых было дано задание или вы выбрали его сами.
Результатом ваших исследований, сбора материала, обработки найденной информации явились ваши сообщения и  презентации.
Слово группе № 1.
Тема нашего исследования:  «Прототипы фантастической линии в романе «Мастер и Маргарита»
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» сразу же после публикации был воспринят читателями как явление совершенно необычное, не имеющее аналогии в мировой и отечественной литературе.  Особенный интерес у нас вызвала линия Воланда.
Интерес к потусторонним силам был свойствен Булгакову с детства. Однажды он (ему было тогда двенадцать лет) сказал сестре Наде: «Ты думаешь, я сегодня ночью спал? Я был на приеме у сатаны». И даже будучи уже юношей, он продолжал пугать родных рассказами о дьяволе. Думается, что он много прочел произведений на мистическую тематику.
Для своего романа  Михаил Булгаков взял  цитату из  «Фауста» Гете  вынес ее в качестве эпиграфа: «...Так  кто же ты, наконец? — Я — часть той силы, Что вечно хочет Зла и вечно совершает благо»  Эти строки приоткрывают для читателя тему книги. Воланд очень сходен с героем Гёте Фаустом. Он тоже одет во все черное, носит всегда трость с набалдашником в виде головы пуделя. Особое внимание привлекают глаза Воланда: один — зеленый, а другой — как черная бездонная дыра. Князь тьмы  может появляться в разных обликах. В самом начале он появляется в образе иностранца, принимает облик то мага, то директора театра, только глаза его никогда не меняются. Воланд — это олицетворение злой силы, дьявола. Казалось бы, он должен приносить людям несчастье, творить зло. Но не совершает его. Одних людей он наказывает, например, Берлиоза, Алоизия Могарыча.  Некоторым дает шанс исправиться, например, поэту Ивану Бездомному, который  долгое время заблуждался. Непонимание жизни и упорная вера в свое правильное суждение привели к тому, что поэт попал в психиатрическую больницу. Только здесь он смог встать на путь истинный. 
Более того, нечистая сила в романе справедлива, она покровительствует тем, кто несет на себе отсвет вечного, Мастеру и Маргарите.  Она карает лишь настоящих грешников.
В романе Воланд обнажает истинную сущность каждого человека и явления и заставляет каждого проявить свое отношение к истинным вечным ценностям.  В первой редакции роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Гастроль» и другие.
Предлагаем вашему вниманию нашу презентацию, рассказывающую  обо всех членах свиты Воланда и их прототипах.


Учитель:
Произведение продолжало оставаться для самого Булгакова почти до самых последних этапов работы прежде всего «романом о дьяволе». Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах. В романе двойственность выражается в диалектическом взаимодействии и борьбы добра и зла (это является главной проблемой романа). Добро не может существовать без зла, люди просто не будут знать, что это добро. «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?» - говорит Воланд.  Должно быть  некое равновесие между добром и злом.
Разговор продолжит группа № 2
Размышляя над Ершалаимскими главами, мы решили рассмотреть, как соотносятся библейская легенда и события романа, Иисус Христос и Иешуа, а также отражение этой тематики в живописи.
Обратившись к  тексту романа и Евангелию, отмечаем, что поставить знак равенства между героями нельзя.  Вот что говорят нам  некоторые факты:
·                     Иешуа у Булгакова – "человек лет двадцати семи". Иисусу Христу, как известно, было тридцать три года во время свершения им жертвенного подвига.
·                     булгаковский Иешуа не помнит своих родителей. Мать и официальный отец Иисуса Христа названы во всех Евангелиях;
·                     Иешуа по крови "кажется, сириец". Еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама (в Евангелии от Матфея);


·                     Иешуа имеет одного-единственного ученика — Левия Матвея. У Иисуса, как утверждают евангелисты, было двенадцать апостолов;
·                     Иешуа предан Иудой — каким-то едва знакомым молодым человеком, который, однако, не является учеником Иешуа (как в Евангелии Иуда является учеником Иисуса);
·                     Иуда у Булгакова убит по приказанию Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть; евангельский Иуда из Кариота повесился;
·                     после смерти Иешуа тело его похищает и предает земле Левий Матвей.
Приходим к выводу, что Булгаков  ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек.
Булгаковский Га-Ноцри – истинный философ, всепрощающий и добрый. Он говорит о будущем царстве «истины и справедливости» и утверждает, что там «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Он считает добрыми всех людей, даже предателя Иуду, даже палача Крысобоя. Иешуа  не свершает чудес, отраженных в Евангелии.
 В Ершалаимских главах  дан  и образ   Понтия Пилата, пятого прокуратора Иудеи.  Он имел репутацию «свирепого чудовища». Но, тем не менее, булгаковский  Понтий  Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом. В его образе писателем запечатлен человек, терзающийся муками совести за то, что отправил на смерть невинного, и в финале романа Понтию Пилату даруется прощение.  Библейские сюжеты нашли свое отражение и в живописи.
В течение всей своей жизни художник Николай Ге обращается к циклу страданий Христовых и пишет ряд картин, посвященных этой теме:
«В Гефсиманском саду», 1880
«Тайная вечеря», 1883
«Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад»,1888
«Суд Синедриона. Повинен смерти», 1892
«Голгофа», 1893  ( не окончена)
Особенно  наше внимание  привлекла картина  «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890
 - Может ли служить эта картина иллюстрацией к роману?
Картина написана гораздо раньше романа, автор выносит в название слова «Что есть истина?» - главный предмет спора Понтия Пилата и Иисуса Христа. Эти слова звучат и в романе, когда игемон  говорит, превозмогая головную боль.
«Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?
И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то ненужном на суде… Мой ум не служит мне больше…» И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»
И вновь он услышал голос:
 - Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
На картине Пилат изображен жестикулирующим, чувствуется, что он говорит гневные слова. Это скорее тот момент, когда прокуратор говорит, защищая власть: «На свете не было, нет  и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!»  ….
И далее он кричит, чтобы его слышали в саду: «Преступник! Преступник!»
Внешний облик Пилата у Николая Ге, наверное, соотносится с  изображаемой эпохой, но как  не вспомнить чеканную прозу Булгакова:
«В белом плаща с красным подбоем…»
Иисус на картине  изображен в неприглядном виде, вовсе не похож на канонический образ, созданный многими другими  мастерами кисти. Эта картина не понравилась царю Николаю II, который приказал убрать ее с выставки.
Но что-то есть общее в этом образе с описанием философа Иешуа Га-Ноцри в романе:
«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора»
Прокуратор полагает, что царство истины никогда не наступит.
У обоих героев есть нравственный выбор: Иешуа может солгать на допросе относительно своих убеждений и слов и спастись, но предпочитает во всех обстоятельствах правду;   Понтий Пилат может спасти глубоко симпатичного ему праведника и испортить себе карьеру. Игемон пугается, обрекая себя на вечные муки совести, убеждаясь на деле, что трусость – самый страшный порок.
Нравственное падение не может быть оправдано никакими обстоятельствами. В понимании автора каждый ответствен за свою судьбу, в условиях жесткого выбора проявляется истинная сущность человека.
Библейский мир романа аккумулирует в себе вечные истины о нравственности и добре.
                                        Презентация по данной теме.

 
Выступление группы № 3
 Многие герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: “Мастер и Маргарита”. Наша цель – узнать о прототипах и коснуться истории создания.
Поначалу в задуманном произведении не было Мастера и Маргариты.
При самом зарождении замысла сосуществовали 2 темы – роман о дьяволе и евангельская легенда. Выбор тематики не случаен: он связан с крушением в России религии как целого пласта духовной и культурной жизни.
Название «Мастер и Маргарита» появилось в 1937 году.    Мастер, персонаж романа, историк, сделавшийся писателем,   во многом автобиографический герой.  Главным прототипом  Маргариты послужила третья жена писателя  Елена Сергеевна, которая стала музой, ангелом-хранителем Булгакова.
Когда они встретились, оба были несвободны.
Елена Сергеевна вспоминает:  «Это была быстрая, необычайно быстрая любовь на всю жизнь».
Демонстрируется  к/ф «Мастер и Маргарита» (фрагмент встречи, описанный  в романе)
Булгаков: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
В декабре 1929 года Булгакову официально сообщают, что все его пьесы запрещены. Он напишет: «Я представляю собою сложную машину, продукция которой в СССР не нужна»
Наступает трудное для Мастера время. Елена Сергеевна помогает побороть отчаяние. Она вносит в жизнь Булгакова  свет, солнце, преданность и веру. Вскоре на рукописи романа появятся 2 надписи:  «Дописать прежде, чем умереть»
«…на память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне»
Мастер и Маргарита появились в романе поздно.  Но, появившись, зажили и превратили блестящую сатиру в роман  о бессмысленном сопротивлению любви.   «За мной, читатель!» Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Шел 49-й год жизни Михаила Афанасьевича. Мастер работает над романом.  Елена Сергеевна читает, он слушает и вносит поправки, она записывает.
«Он мне ненавистен этот роман,- ответил Мастер, - я слишком много испытал из-за него.
- Я умоляю тебя,- жалобно попросила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту твою работу».
А в дневнике Елена Сергеевна для себя запишет: «Я люблю роман бесконечно».
Но света оставалось все меньше. Елена Сергеевна дочитывала последние главы; Мастер еще бы поработал над романом, но уже не было сил. Последнее, что услышал угасающий Мастер,  это клятву жены:
-Я даю тебе честное слово, что перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать!
Он заслужил покой, он закончил роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Она проживет еще 30 лет и сделает все, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным, и будет гладить обложки журнала «Москва», где роман впервые увидел свет.
 «Вот я хочу вам сказать, что, несмотря на то, что бывали моменты черные, совершенно страшные, не тоски, а ужаса перед неудавшейся литературной жизнью, но если вы скажете, что у нас, у меня была трагическая жизнь, я вам отвечу: нет! Ни одной секунды. Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было…», - утверждала Елена Сергеевна.
Отвечая на вопрос «Что есть истина?», мы решили, что истина  в творчестве,
в любви и в добре, в вечной борьбе добра и зла и торжестве добра. Жизнь Булгакова  и  его герои  тому доказательство.
Учитель:  Вопрос об истине  -  вечный вопрос,  он волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого свой поиск истины, у каждого  свой путь к истине. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее: ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.
Разговор о романе мы продолжим на следующих уроках, а сегодня хочется поблагодарить учащихся за проделанную работу. На листах, которые перед вами, отметьте степень вашего участия и участия одноклассников в данном проекте.
Домашнее задание:
1. Проследить развитие темы любви и творчества в романе, доказать их взаимосвязь.
2. Трагедия Мастера.  Его судьба в вечности.





Комментариев нет :

Отправить комментарий