Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

22 мая 2020 г.

Разработка урока по математике «Приемы письменного сложения и вычитания двузначных чисел » 2 класс

Давтян Евгения Самсоновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
  учитель - методист


Тема. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел
Цели: повторить и закрепить умение выполнять письменные приемы                  сложения и вычитания двузначных чисел.
Образовательные:
-совершенствовать умение решать составные задачи;
-отрабатывать навыки устного счета;
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-формировать навык правильного письма цифр и записи выражений.
Развивающие:
-развивать мыслительные операции, навыки логического мышления, математическую речь обучающихся;
-формировать и развивать навыки группового и коллективного взаимодействия;
-формировать и развивать навыки самоконтроля и взаимооценки;
-способствовать развитию внимания и смекалки.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
-воспитывать целеустремленность и настойчивость;
-учить любить и оберегать природу;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности.
Оборудование: учебник (стр.12 №3), записи на доске, мультимедийное оборудование, презентация «Лес, полон чудес!», демонстрационный материал, раздаточный материал.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок                      закрепления).
Форма урока: урок-путешествие.
                                      Ход урока
I. Организационный момент
         На урок зовет звонок
         Начинать пора урок.
         Будем мы работать дружно
          И узнаем, что нам нужно!
1. Психологический настрой
- А теперь мы возьмемся за ручки, образуем круги и дадим себе установку на урок! Девиз нашего урока.
         Мы - умные!
         Мы – дружные!
         Мы – внимательные!
         Мы – старательные!
         Мы – отлично учимся!
         Все у нас получится!
-Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению
 Настроение какое?      Вот такое! ( Показывают солнышко)
 Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь хорошее настроение – это залог успешной работы на уроке. Посмотрели теперь друг на друга, и улыбкой пожелали друг другу удачного дня.
2. Приветствие гостям
- Ребята, сегодня у нас в классе гости. Давайте их дружно поприветствуем.
         Мы приветствуем гостей,
         Дорогих учителей!
         Всех знакомых, незнакомых,
          И серьезных, и веселых!
II. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
- Ребята, мы уже знакомы с двузначными числами. Что мы с ними умеем делать? (Складывать и вычитать устно.) А можно складывать и вычитать числа еще и письменно. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
- Тема нашего урока: «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел»
- Дети, а зачем нам уметь складывать и вычитать числа? (Эти умения пригодятся нам в жизни)
III. Актуализация опорных знаний
         Чтобы хорошо все знать,
         Мы с вами будем рассуждать.
         А так же считать и свой ум развивать.
- Мы отправимся в увлекательное путешествие. Но путешествовать одним скучно, поэтому нужно с собой в дорогу взять друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
         В тени под деревом лежит,
         И двор, и сад наш сторожит.
         Не то, что настоящий вор,-
         Прохожий не зайдет во двор.
         А нас он любит, признает,
         Учтиво лапу подает. (Собака)
- Собака – верный друг человека, стала символом 2018 года. Собаки нуждаются в нашей любви и заботе.
1. Устный счет
- Ребята, а вы путешествовали когда-нибудь? А куда можно отправиться путешествовать? (Дают ответы.) Чтобы узнать, куда мы отправимся, нам нужно выполнить «зашифрованное» задание.
1.1 Задание. (Оценивание каждого задания)
-На доске ряд чисел.
1) Что вы можете сказать о каждом числе?
35 – двузначное число
5 – цифра
33 – двузначное число
79 – двузначное число
2) Найдите «лишнее» (5).
- Почему? (Однозначное, цифру убрать)

35
 

5
 

33
 

     79
 
 



-Переставить числа в порядке убывания. (По 1 ученику из каждой группы)
 79              35              33              (3 ученика держат карточки)
-Переверните карточки на обратную сторону. Какое слово получилось? (Лес.) А какие леса существуют? (Хвойные, смешанные.) Мы будем путешествовать по волшебному лесу.
1.2 Задание
-В лесу живут сказочные герои. Имя одного из них зашифровано. На доске ряд чисел. Все ли эти числа двузначные? (Да)

15
 

43
 

28
 

54
 

      12
 
 




-Нужно расставить числа в порядке возрастания. Выходят представители от каждой группы:
1 группа – 2 ученика (12       15)
2 группа -2 ученика (28              43)
3 группа – 1 ученик (54)
12     15     28     43     54
-Возвращайтесь к своим группам
1.3. Работа в группах
 Правила работы в группах
- Обсуждаем задание тихо, спокойно
-Отвечают представители от группы
-На выполнение задания дается 15 секунд
- Задание: разложите числа на сумму разрядных слагаемых.
(Представители от группы выходят к доске с карточкой и становятся в порядке возрастания чисел)

     1 группа

     2 группа

     3 группа

 
12=10+2
15=10+5
28=20+8
43=40+3
54=50+4

- Переверните карточки обратной стороной. Прочитайте слово. Правильно, Леший. Ребята, а каким может быть Леший в сказках? (Добрым и злым.)
2.Логическая разминка
(Выходит Леший)
Леший: Я – Леший, правда, заколдованный. Сейчас начну вас в чащу         заманивать, следы запутывать.
Учитель:   Что ты, Леший, ребята здесь не робкого десятка. Говори, что  тебе от нас нужно?
Леший: Дело вот в чем. Был когда-то я туристом. В лес ходить любил,                 пикники устраивал, а вот лес меня и невзлюбил. Не понравилось,   что я банки разбрасывал, муравейники разорял и грибы сшибал.   Однажды чуть пожар не устроил, вот лес меня и заколдовал. Помогите мне!
Учитель:   А что нужно сделать?
Леший:      Нужно решить логические задачи.
Учитель: Ребята, поможем Лешему? (Да)
2.1.Работа в группах
-Напоминаю правила работы в группах
- Обсуждаем задание тихо, спокойно,
-Отвечает представитель от группы
-На выполнение задания дается 15 секунд
         1 группа (листик синий)
Имеются два пустых бидона на 3л и 5л. Как, пользуясь этими бидонами, набрать из реки ровно 1л воды? ( Составить выражение 3+3-5=1л)
          2 группа (листик зеленый)
Из кувшина 6 девочкам налили по полной кружке молока. После этого в кувшине осталось столько же молока, сколько выпили. Сколько кружек молока было в этом кувшине? (12)
         3 группа (листик желтый)
Две девочки шли в город и встретили по дороге 5 девочек. Сколько всего девочек шло в город? (2)
Учитель: Ваше время истекло, слушаем правильный и полный ответ.
-Вы справились с логическими задачами.
Леший:      Ура, я расколдован! Спасибо вам за помощь! Я вам желаю                  интересного путешествия.
Учитель:   Ребята, а что нельзя делать в лесу?
(Разбрасывать мусор, разорять муравейники, устраивать пожар.)
 Правильно, нужно соблюдать правила поведения в лесу.
IV. Физкультминутка
- Пока мы помогали Лешему, за нами наблюдала Белочка. Она вместе с нами сделает зарядку.
         Утром Белочка проснулась,
          Потянулась, улыбнулась.
         Раз – росой умылась,
         Два – изящно покружилась,
         Три – в ладоши три хлопка,
         Головою – три кивка.
         На четыре – руки шире,
         Пять – руками помахать.
         Шесть – всем сесть.
         Семь, восемь – лень отбросим.
V. Систематизация и повторение
1. Каллиграфическая минутка
- Откройте тетради и запишите (Запись на доске)
                            31 января
                   Классная работа
-Какое самое большое двузначное число? (99) Пропишите это число,                  
         Начинай писать с кружка,
         Да не делай уголка.
         У девятки нет углов:
         Круг, дуга – и знак готов!
2. Письменное сложение двузначных чисел
- Наше путешествие продолжается. А вот еще один житель леса.
Дядюшка Ау:     Ой – ой - ой. Меня кашель замучил, ногу я натер, голова                   болит, температура поднялась.
Учитель:   А как вам помочь?
Дядюшка Ау:     Нужно сделать отвар из лекарственной травы.
Учитель: Лекарственные травы помогают не только людям, но и животным.
 Дети, поможем собрать лекарственную траву? (Да). А собирать нужно столько, сколько нужно для отвара, и не          больше. Природу нужно беречь!
2.1.Задание
-Будем решать примеры не простые, а «зашифрованные». Ответ каждого примера обозначает лекарственное растение, необходимое для отвара.
 Вспомним алгоритм письменного сложения двузначных чисел:
Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами
Складываю единицы к единицам
Складываю десятки к десяткам
Читаю ответ
    23
+ 49
____
   72 (Р)
(Пример решают на доске с объяснением)
-Отгадайте загадку:     
         Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка,
         В середине золотая, кто она такая? (Ромашка)
- Это ромашка, она нужна для полоскания горла.
2.2.Задание. Работа в парах (правила)
-Работать должны оба
-Один говорит, другой слушает
-Если не понял, переспроси
-Свое несогласие высказывай вежливо
  55
+25
___
 80 (П)
(Пример решают самостоятельно в тетради, проверяют у соседа решение)
-Отгадайте загадку:  
         Тонкий стебель у дорожки, на конце его сережки.
         На земле лежат листки, маленькие лопушки.
         Нам он как хороший друг, лечит ранки ног и рук.
- Это подорожник. Его прикладывают к ранкам. Вот и помогли мы Дядюшке Ау. О чем мы должны помнить, когда срываем лекарственные травы?
(Мы должны помнить  о том, что нельзя срывать лекарственные травы в большом количестве. Природу  нужно беречь!)
3. Письменное вычитание двузначных чисел
-Наше путешествие продолжается. А это кто такой?
Водяной:   Вы меня боитесь? А ведь я когда – то был обычным мальчишкой.     Меня боялись все. Лягушек пугал, рыбоглушилку изобрел. На мопеде         ездил по лесу, всех пугал. Но однажды все кончилось. Я помыл свой    мопед в пруду, напустил грязи да бензина. Пруд превратился в болото,     и я очутился на дне его. А так хочется обратно мальчиком стать!         Помогите мне, ребята.
Учитель:   Да как тебя расколдовать?
Водяной:   Нужно решить примеры на вычитание.
3.1.Задание
- Поможем Водяному, ребята? (Да.)
 Повторяем алгоритм письменного вычитания двузначных чисел.
Пишу десятки под десятками, единицы под единицами
Вычитаю единицы из единиц
Вычитаю десятки из десятков
Читаю ответ
-Примеры (написаны на листиках) решаем на доске (по 1 ученику от группы), проверяем
 94 – 32=62                    76-43=33              84-52=32
 Водяной:   Спасибо вам, ребята, теперь я на всю жизнь запомню, как надо к                природе относиться.
 Учитель: Дети, что нельзя делать в лесу и около водоема?
 ( Не обижать животных. Не ловить рыбу в пруду. Не мыть транспорт около водоемов. Не загрязнять воду.)
Учитель: Правильно, нужно помнить об этом всегда
VI. Физкультминутка
-А сейчас сделаем гимнастику для глаз
1.Смотрим глазками влево, вправо, вверх, вниз.
2. Рисуем круг (глазами) по часовой стрелке, против часовой стрелки.
3. Быстро моргаем.
VII. Обобщение знаний
1.Решение задачи
1.1. Инсценировка « Грибы»
-Веселые друзья Белочка и Ежик собирали в лесу грибы
Белочка:    Здравствуй, Ежик.
Ежик:       Здравствуй, Белочка
Белочка:   Я нашла в лесу 25 грибов
Ежик:        А я нашел в лесу 15 грибов
- Дети, а все ли грибы являются съедобными? (Нет.) А как называются грибы, которые кушать нельзя? (Несъедобные, ядовитые.) Кто проверит грибы у Белочки и Ежика? (Проверяют.) Из всех грибов 3 оказались несъедобными. А сколько грибов съедобных собрали друзья? Нужно решить задачу
1.2.Самостоятельное решение задачи
-Краткую запись этой задачи можно составить двумя способами
         I способ
Собрали – 25гриб. и 15 гриб.
Несъедобные – 3 гриб.
Съедобные - ? гриб.
         II способ
Белочка-25 гриб.    ? гриб.
Ежик – 15 гриб.
Несъедобные – 3 гриб.
Съедобные- ? гриб.
-Запишите только решение задачи
Решение
1) 25+15= 40 (гриб.) – собрали;
2) 40-3=37(гриб.) – съедобные.
Ответ: собрали 37 съедобных грибов.
-Какой ответ в задаче? Подобная задача будет вам домой.
2. Геометрический материал
-Наше путешествие продолжается. Смотрите, а это что такое? (Избушка Бабы Яги.)
Баба Яга: Здравствуйте, ребята! Помогите мне украсить скатерть тесьмой
Учитель:  Стол у Бабы Яги прямоугольный. Дети, какую геометрическую фигуру напоминает скатерть? (Прямоугольник.) Нужно найти периметр прямоугольника. Что такое периметр? (Сумма длин сторон фигуры.)  У прямоугольника две противоположные стороны одинаковые.
Учитель:            Назовите длину сторон прямоугольника
                                        12 дм
                                                                        
      8 дм                                                          8 дм
                                       12 дм
- Найдите периметр прямоугольника      Р = 12+8+12+8 = 40 (дм)
 Переведем 40 дм в метры              1м=10дм             40дм=4м
Баба Яга:   Спасибо, дети, за помощь! Моя скатерть самая красивая. Я                          вас приглашаю к себе на чай.
VIII. Информация о домашнем задании
- Вот и подошло к завершению наше путешествие по лесу. Когда вы вернетесь домой, вас ждет домашнее задание стр.12, №3 (Задача) (Запись на доске)
IX. Рефлексия
-Дети, кто ответит на вопрос:
1.На сегодняшнем уроке я узнал(а)…
2.На этом уроке я похвалил (а) бы себя за…
3.Сегодня я сумел (а)…
Чему научили нас жители леса?:
-Заботиться о природе. Помогать всем, кто нуждается в помощи. Дружить, общаться.
- Мы повторили на уроке математики?
1.Письменное сложение и вычитание двузначных чисел.
2. Решали задачи.
3.Находили периметр прямоугольника.
X. Итог урока
-На уроке вы работали хорошо. Особо я хочу отметить работу наших артистов и оценить их труд оценкой 5.
-Оценки за работу на уроке получают ученики.

Все молодцы, всем спасибо за работу!

Презентация: Открыть.

Комментариев нет :

Отправить комментарий