Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

22 мая 2020 г.

Факультатив «Эко сувенир» «Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Декоративно – прикладное творчество. Подарки и сувениры к новогодним праздникам» Коллективная творческая работа 4 класс

Давтян Евгения Самсоновна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
  учитель - методист

  


Тема. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Декоративно –      прикладное          творчество. Подарки и сувениры к новогодним    праздникам.
         Коллективная творческая работа
         Цели: образовательные:
- расширить знания учеников про зимние праздники, народные обычаи и традиции;
- познакомить с примерами устного народного творчества, с литературными произведениями, посвященными зимним праздникам;
- расширить и обогатить словарный запас детей;
-формировать и закрепить умения и навыки работы с разными материалами;
-научить изготавливать атрибуты рождественских праздников: игрушку «Паук» из соломы, рождественского ангела из ткани, котенка.
развивающие:
 -развивать монологическую и диалогическую речь способом инсценизации произведений, посвященных зимним праздникам;
- развивать артистические способности учащихся способом получения знаний о народных обычаях и овладения практическими умениями и навыками;
воспитательные:
- воспитывать любовь к своей стране;
-формировать интерес к культурным традициям, которые являются частью истории страны;
- воспитывать культуру и эстетику труда, позитивные моральные качества;
-учить наблюдать, мечтать, сопереживать.
               Оборудование: «Музей декоративно – прикладного творчества», демонстрационный материал; раздаточный материал, музыкальное сопровождение, готовые изделия.
                 Тип:  комплексного применения знаний и умений
                 Форма проведения:  сказка


Ход занятия
I. Организационный этап
Слово учителя
- Вчера я шла из школы домой и попала в сказочное царство. Встретилась с ангелами. Они мне рассказали про добро и зло, про то, что все дети должны любить друг друга и никогда не ругаться. Потом ангелы спустили меня на землю, и я пошла домой. Теперь я часто общаюсь с ангелами, которые мне помогают  в жизни. У меня сегодня хорошее настроение.
- Дети, а какое настроение у вас?
 -Чудесное, потому, что на улице светит солнышко!
- Прекрасное, потому, что много улыбок в классе!
 - Сказочное, потому, что наш класс необыкновенный, новогодний!
 - Эмоциональное, потому, что на уроке много гостей!
II. Актуализация опорных знаний
- Какие новогодние праздники вам известны?
- Как люди празднуют Новый год?
- Как мы отмечаем Рождество?
- Чем мы украшаем свои дома к празднику ?
- Какие народные приметы существуют о магических силах рождественских атрибутов?
- К какому виду искусства относится изготовление рождественских украшений?
III. Сообщение темы и цели
1. Слово учителя
- Наш урок будет сказочным и волшебным, потому, что мы будем участниками рождественского вертепа и мастерами – волшебниками. Этот урок поможет нам больше узнать о культуре нашего народа, об истории нашей страны. В народе говорят: « Тот, кто не знает своего прошлого, тот не достоин своего будущего!»
2. Выступление учеников
         Снежинка: Белый снег постелил дорожку от дома к дому, новый год                           встречать!                                      
        Снеговик: Вокруг елочки станем, на нее посмотрим, за руки возьмемся,             снова повторим.
    Все ученики: Белый снег постелил дорожку от дома к дому, Новый год             встречать! 
- Дети, мы научимся изготавливать из соломы паучка, из ткани - ангела, из бумаги – котика.
IV. Мотивация учебной деятельности
1. Слово учителя
- Дети, белый снег постелил дорожку для Сказки. Сегодня мы сказку к нам пригласили. Посмотрим и послушаем ее вместе. А сказка в дороге где - то заблудилась. Давайте ее позовем все вместе. Отложите все дела, разговоры, игры, удобно садитесь. К вам пришла сказка!
V. Физкультминутка (музыкальное сопровождение
 П. И. Чайковский « Танец цветов»)
Сказка: Добрый день вам, дети! Я всем известная Сказка. Я несу в каждый дом счастье, радость и смех. Я буду присутствовать на вашем уроке, наблюдать за тем, как вы будете творить чудеса. Конечно, буду помогать!
VI. Объяснение нового материала
1. Слово учителя
- Дети, наш урок проходит в «Музее декоративно – прикладного творчества», который превратился в театр. Мы будем и зрителями, и артистами и волшебниками – мастерами, народными умельцами.
- Дети, а какие зимние праздники вы знаете?
 - Какой год заканчивается?
2. Легенда
По китайскому (восточному) календарю, этот год – год Петуха. Однажды Будда пригласил к себе всех животных, которые изъявили бы желание посетить его. Пришли далеко не все. Было холодно, а чтобы попасть к Будде, нужно было переплывать широкую речку. Каждому из двенадцати, по очереди, Будда подарил по одному году правления. Первым пришел Кабан, вторым – Бык, третьим – Тигр. Болельщики, которые были заинтересованы соревнованием Быка и Тигра, не увидели того, кто пришел четвертым – Кот, Заяц, Кролик или Петух. Истину установить невозможно, и у разных восточных народов так и осталось непонимание относительно четвертого участника.
3. Загадки про символы года
                            Длинные уши, маленький хвост,
                            Маленький рост.
                            На огороде побывал,                     
                            Там капусту пожевал.
                            Длинные уши – скок и скок:
                            Мы погнались, а он убежал. (Заяц)
                            Кто сказал мяу? (Котик)
4.Использование образа зайца или котика в народных и литературных сказках
          Сказка: Дети, назовите произведения, в которых главным героем является кот или заяц?
          Дети отвечают: сказка «Колобок».
5. Инсценирование отрывка из сказки
Автор:        Катится Колобок, а навстречу ему Зайчик.
          Зайчик:     Колобок, Колобок, я тебя съем!
          Автор:       А он говорит:
          Колобок:  - Не ешь меня, зайчик, я тебе песенку спою.
          Зайчик:     - А ну, спой!
          Колобок:  - Я по засеку метеный, я на яйцах спечённый, -
                            Я от бабы ушел, я от деда ушел. И от тебя уйду.
          Автор:       И ушел…
6. Повторение сказок
          Сказка:     Дети, про кого рассказывается в сказке? У лисички живет,                          спит на подушках, кушает сметану и очень ленивый.
VII. Подготовка к практической работе
1. Конус – геометрическая фигура. Беседа по плану с демонстрацией фигуры
- Образование конуса путем оборачивания прямоугольного треугольника вокруг грани
- Разложение конуса на плоскости
- Разметка конуса
- Циркуль.
VIII. Физкультминутка
1.Упражнения для глаз
IX. Продолжение работы по теме
1.Загадка (выполняют упражнения)
          Двое друзей в танце, обнявшись, кружатся на стальном гвоздике.
Один крутится на месте, а другой так и чертит только круги и дуги.  

                   






      2. Инструктаж. Последовательность изготовления котика на основе конуса
  - На альбомном листе бумаги разметить квадрат со стороной 120 мм.
         - При помощи циркуля начертить дугу, вырезать заготовку.
         - Согнуть заготовку в виде конуса и склеить.
  - Сложить пополам лист картона, начертить круг радиусом 30 мм,     дорисовать элементы головы котика и вырезать их.
         - Склеить две половинки головы так, чтобы внизу остался не склеенный          треугольник.
- После высыхания, не склеенные места раздвинуть так, чтобы голова        надевалась на острую часть конуса.
- Детали головы (глаза, нос, рот) выполните способом аппликации или       дорисуйте фломастером.
         3. Практическая работа по плану. Правила техники безопасности       во          время работы с острыми предметами
         4. Выставка работ
Сказка: Дети, вот и сделали вы символ года – Котика. Впереди нас ждет Рождество.
         5.Инсценирование (Музыкальное  оформление: «Колядки»)



                    Хозяйка: Когда засверкает первая звезда, придет  к нам Свят – вечер, а потом Рождество.
                     Дочка: Мама, а правду говорят, что все, что есть в хозяйстве, должно      встретить торжественную минуту Свят-вечера на своем месте?
         Хозяйка: Да, помоги мне с едой и подготовься, потому, что к нам придет                    много людей.
         6. Рассказ учителя
         - Женщины, кроме ужина, готовили и домашние украшения – «паучков».   Это делали 2 января. (Демонстрация). «Паучков» подвешивали к        центральной балке. Считалось, тот, кто убьет паука, накличет на себя беду.    Если рядом спустился паук, то жди новость. Пауки, по народным    представлениям, олицетворяли трудолюбие. На Рождество дети колядуют, поют песни, хвалят хозяев, желают здоровья, урожая.
         7. Инсценирование
         Дочка:       Мама, ваши крестники пришли, ужин принесли.
         Мальчик: С Рождеством вас в этом доме,
                            Будьте вы здоровыми и богатыми.
                            Пусть Иисус наш маленький
                            Навсегда будет вам любимым.
                            Христос рождается! Славим его!
         Девочка:   Ой, богата кутья с маком,
                            Соленая рыба с красным раком.
         Все:            Коляда, коляда, колодница. Хорошая с медом булочка,
                            А без меда не такая, дайте, дядька, пятака,
                            А пятак не такой, дайте, дядька, золотой,
                            Открывайте сундук та давайте сливку,
                            Открывайте сундучок, та давайте пятачок.
         X. Инструктаж изделия
         1.Слово учителя
         - Дети, а давайте, и мы сделаем «паучка» и украсим им наш класс.
         2. Последовательность изготовления рождественского «паучка»
          - Вырезать 12 соломинок длиной 100 мм.
          - Отрезать нитку 1м и вдеть в иголку.
          - Отобрать 4 соломинки и нанизать на нитку. Края нитки завязать. Образуется квадрат.
                         
          - На нитку нанизать еще 2 соломинки.
          - Перекинуть нитку в точку соединения соломинок и пропустить через соломинку.
          - Нанизать на нитку одну соломинку и закрепить ее между другими соломинками. Образуется четырехгранная пирамида.
          - Взять еще 4 соломинки и соединить их так, чтобы образовалась нижняя пирамида.
          - Аналогично сделать еще 5 маленьких «паучков» из соломинок длиной не больше 40мм.
          - Прикрепить их к основной фигуре.
         3. Практическая работа по плану. (Под музыкальное сопровождение          «Колядки»)
         4.Выставка работ, украшение кабинета
         XI. Развитие речи
         1. Историческая минутка
         - Дети, к нам пришли гости, которые изучают историю нашего края. Они   ездят по стране, собирают обряды, праздники, песни, игры. Послушаем их     рассказ.
                                  
         2. Рассказ о Вертепе
  Вертеп – это театрализованные сцены истории рождения Иисуса Христа. Их          ставили группы колядующих. Драматическое представление вертепа состояло из двух частей – религиозного и светского. Обязательные    персонажи – пастушки, ангелы, воины, царь Ирод. Среди светских-        баба,           дед. Колядки и песни - элемент праздника.
         3. Инсценировка отрывка из Вертепа
         Звездочет: Слава Богу! Добрые люди, из Вифлеема мы идем.
                             И шагаем повсюду, весть радостную несем.
                            Весть эту дивную заря раскрывает.
         Пастушок 1        Что сквозь темноту ночи засияла
         Пастушок 2        За собою нас позвала!
         Пастушок 3        Мы услышали пение ангелов,
                            Пение торжественное, пение веселое, что в вертепе,
         Вместе:     Божий сын родился нынче!
         Черт:         Ха! Ха! Ха! Дурное веселье!
                            Только умелый каламбур.
                            Сюда, быстрей, - я лучший кредитор.
                            Беру в заставу маленькую дудочку,
                            Жалкую душу,за нее вам и пиво, и колбасу, и денег – хоть в                                   бочке квасить.
                            Только сюда, ее маленькую, сюда.
                            Процент вам будет хоть куда!
         Ангел:       Вот тебе! Пустое чудовище. Сгинь, сгинь.
                            В синем море растворись, в болоте всплыви,
                            В поле пеплом развейся – полети.
                            Не огорчи сердец юных – пропади!
                            Потому, что дивная новость –
                            Дева Сына родила.
Звездочет: Как - будто небо промолвило устами и тысячи ангелов               хором сообщили.
        

         XII. Инструкция изготовления ангела. Практическая работа
         1. Слово учителя
         - Дети, среди участников Вертепа какие положительные герои, а какие          отрицательные? Мы с вами будем изготавливать положительного героя –   ангела. (Демонстрация изделия и иконы из музея, вышитой крестиком          «Архангел Гавриил»).
         1. Вырезать квадрат из белой ткани.
         2. Подложить кусочек ваты на середину ткани и сложить вдвое,         сформировать головку.
         3. Подогнуть в середину уголки ткани, завязать ниткой, чуть отступить      от края. Это – ручки.
         4. Завязать нитку на талии ангела.
         5. Из куска толстого провода сделать основу крыльев.
         6. Из ниток сделать волосы.
         7. Собрать бисер на тонкую проволоку и украсить крылья ангела.
         8. Объединить все детали и пришить петельку для подвески.
         9. Украсить класс ангелами.

    

     XIII. Релаксация. Итог занятия
         1. Оценивание детских работ и оформление класса
         2. Слово учителя
         -Вот и закончилась наша новогодняя сказка, наше путешествие по     новогодним и рождественским праздникам. Мы с вами узнали про         традиции, обряды, обычаи, народные театральные представления, про      примеры устного народного творчества, про народные приметы,      относительно магической силы рождественских украшений, которые     охраняли людей и их жилища.
         - Мы научились делать из разных материалов новогодние и рождественские          атрибуты.
         Что вам больше понравилось и запомнилось на уроке?
          Сказка: Дорогие дети, я все время наблюдала за вами. Вы настоящие волшебники и очень талантливые дети. Своими руками вы создали сказку. Я вам желаю счастья и удачи в этом году.
         3. Финальная песня


Библиография

1. Н. А. Горошко. Альбом–пособие «Трудовое обучение», 3 класс, Харьков, 2010.
2. Т. А. Лаврова. Праздники своими руками. Новогодние игрушки и украшения. Волгоград, «Учитель», 2009 год.
3. Г. М. Бондарчук. Рождество. Народные  праздники. Издательство «Ранок», 2009 , Харьков.

4. Л. А. Владимирская. От  осени  до лета. Киев, «Учитель», 2005.

Комментариев нет :

Отправить комментарий