Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

7 апреля 2020 г.

ГУ ЛНР «ЛУВО «Барвинок» barvinok9@mail.ru Открытый урок музыки 2019-2020 учебный год Урок № 22

Учитель: Иванникова Галина Леонидовна
Дата: 11.03.2020 г.
Класс: 5-Б
Тема урока: «Музыка – живопись – жизнь»
Цель: сопоставляя  и анализируя произведения музыки  и живописи показать их внутреннюю жизненную связь.
Проблема: определить источник творческой фантазии композиторов и музыкантов.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства; учить самостоятельному поиску звуковых образов,целостному восприятию образа на основе взаимодействия музыки и живописи; формировать вокально-хоровые навыки, навык чтения нотного текста в работе с песенным материалом, умение анализировать и сопоставлять; учить работать в группе, в парах.
Развивающие: развивать интерес к учебно-познавательной деятельности, творческую активность, образно-ассоциативное мышление,эмоциональную отзывчивость, творческую активность, мышление и воображение.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению собеседника, дружеские взаимоотношения  в детском коллективе; прививать любовь к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты
Личностные:
-формирование мотивации к продолжению изучения предмета музыка;
-развитие умения работы в группе;
-формирование навыков коммуникативной  компетенции в общение и сотрудничестве с одноклассниками;
-формирование навыков самоанализа и самоконтроля;
-развитие речи учащихся (обогащение новыми музыкальными понятиями);
-формирование позитивной самооценки на основе успешной деятельности;
-развитие духовно-нравственных качеств (отзывчивость, желание прийти на помощь).
Метапредметные:
Коммуникативные:
-передавать собственные впечатления о музыке и живописи в устной речи;
-отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;
-критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность и корректировать его;
-осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий при исполнении музыкальных  произведений, развивать коммуникативную компетенцию.
Регулятивные:
-формировать собственное мнение по отношению к материалу урока;
-уметь ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
-планировать собственные действия в процессе восприятия и исполнения музыки;
-определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы;-осуществлять самооценку и самоконтроль в процессе коммуникативной деятельности.
Познавательные:
-расширить и углубить представления обучающихся о многочисленных связях музыки и живописи;-находить ассоциативные связи между художественными  образами музыки и живописи;
-анализировать и сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства;
-формировать интерес к специфике деятельности  композиторов-классиков;
-овладевать различными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные:
-уметь устанавливать связь между музыкой и живописью;
-формировать и развивать коммуникативные умения во время анализа произведений искусства;
-познакомится с вокальным  творчеством М.П.Мусоргского, творчеством художника Н.П. Богданова-Бельского;
-овладевать навыками чтения нотного текста;
-овладевать навыками двухголосного пения;
-уметь сопоставлять и анализировать художественные произведения;
-усвоить термины и понятия музыкального языка.
Тип урока: комбинированный
Методы:
объяснительно-иллюстративный, словесно-дедуктивный(беседа),научно-дедуктивный(сравнения, анализ музыкального произведения, побуждение к сопереживанию).
Виды деятельности, использованные на уроке: беседа, слушание музыки, решение проблемных ситуаций, рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности, выполнение творческих заданий, вокально-хоровая работа.
Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов,презентация.
Музыкальный материал: Р.Штраус.Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». 1 часть. Восход.Русская народная песня «Выйди, солнышко».М. Мусоргский.Песня «Сиротка». А. Варламов «Мир, который нужен мне».
Зрительный ряд: В. Юшкевич «Утро туманное», «Рассветный луч».         
Н. П. Богданов-Бельский «У дверей школы».
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер,фортепиано, доска.
Ход урока:
I.      Организационный момент.
1.     Вход в класс под музыку Е. Дега «Вальс облаков».
2.     Музыкальное приветствие.
II.  Актуализация опорных знаний.
У: Какую тему рассматривали на прошлом уроке?
Д: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
У: Как вы понимаете эти выражения?
Д: «Живописной» называют музыку, звучание которой вызывает в нашем воображении определённые зрительные образы. А «музыкальной» называют живопись, глядя на которую можно услышать определенный музыкальный образ.
У: С творчеством каких композиторов и художников вы познакомились?
Д: С творчеством русского художника И.И.Левитана и вокальной музыкой композитора А. Алябьева.
У: К какому выводу пришли?
Д: Музыка и живопись не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают чувства и переживания человека.
III.           Сообщение темы урока и мотивация учебной деятельности.
Попробуйте определить тему сегодняшнего урока самостоятельно.
Слайд №1 (три прямоугольника)
Как вы уже догадались три пустых прямоугольника – это три слова нашей темы урока.
Определить их вы сможете, ответив на мои вопросы:
А) Назовите вид искусства, который сопровождал ваш вход в класс.
Д: Музыка (на слайде в 1-м прямоугольнике появляется слово музыка)
У: Назовите искусство, в котором цвет, колорит, композиция играют главную роль.
Д: Живопись (на слайде 2-го прямоугольника появляется слово живопись)
У: Слайд №2«…искусства возникают не на пустом месте, не из одного лишь произвольного воображения его творцов.Все они рождаются из единого источника, вырастают на одной почве».
Д. Б. Кабалевский
У: Что же является источником, питающим творческую фантазию людей, создающих произведения искусства?
(Если ученики затрудняются с ответом, учитель может предложить им ответить на этот вопрос позже и найти третье слово темы в конце урока.)
У: Исходя из первых двух слов темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей:
У:Таким образом, цель нашего урока: рассмотреть произведения музыки и живопись, выявить общее и специфическое в средствах выразительности.

IV.            Изучение нового материала.
У: Сегодня мы вновь  будем постигать секреты музыкального искусства через содружество музыки и живописи.
Перед вами две работы белорусского художника В. Юшкевича «Утро туманное» и «Рассветный луч».)
У:Проанализируйте эти картины. Что вы можете о них сказать?К какому жанру они относятся? Что изображают? Эти картины безмолвны? Какие средства выразительности были использованы художником для передачи образа?
Работа в парах.
Д: Обе работы относятся к жанру пейзаж. Они изображают раннее утро, передают мягкость и красоту утреннего рассвета. На фоне холодных цветов ярким пятном являются лучи солнца. Обе картины передают настроение умиротворения, покоя. Цветовая гамма создает жизнеутверждающее мажорное настроение.
У: Эти картины безмолвны?
Д: Нет, всматриваясь в картины, мы можем услышать голоса природы: тихий шелест травы и листьев, мягкий плеск воды, крики птиц.
Но все это очень тихое, еле слышное.В картинах нет резких линий. Переходы красок мягкие, плавные. Все замерло в предрассветной тишине.
У: Прислушайтесь к тишине на этих картинах, попробуйте услышать мелодию этой тишины. Как она звучит?
Д: Звучит негромко, плавно, мягко. Мелодия напевная, ласковая, лирическая.
У: Вы согласны с тем, что эти пейзажи удивительно музыкальны?
Д:В картинах поют краски, поют линии, поет сама природа на холсте. И в этом - радостная и чуткая душа художника.
У: Почему эти картины появились на свет? Это фантазия художника, он их выдумал?
Д: Художник наблюдал эти рассветы в реальной жизни,любовался ими, показал уголок любимой природы родной белорусской земли. Эти работы можно назвать «музыкальными». Они звучат для нас нежной мягкой музыкой рассвета.
У: Предлагаю вам познакомиться с музыкой немецкого композитора Р.Штрауса. В 1896г он написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Каждая часть поэмы, а их 9,имеет свое название(программу),а значит свой образ. Мы услышим 1 часть -Предисловие. Восход.
Задание: определите характер музыки и средства музыкальной выразительности.
Слушание музыки Р.Штрауса.
У: Каковы ваши впечатления? Какие ассоциации рождает у вас музыка?
Д: Музыка яркая, торжественная,могучая, величественная. Интонация мелодии устремляется вверх. Звучат медные духовые инструменты,литавры, орган. Это картина восхода солнца.
У: Вы правы ,музыка величественная, лучезарная, ослепительная. Безумно яркая картина природы. Но почему восход солнца у Р. Штрауса такой величественный, торжественный? Прослушайте это музыкальное произведение еще раз.
Повторное слушание 1 части симфонической поэмы Р. Штрауса.
Д:В музыке поэмы чувствуется масштабность, грандиозность. Солнце восходит не над уголком земли, а над всей нашей планетой.
У:Прозвучавшая музыка- это гимн солнцу. Как вы считаете, музыка Р.Штрауса и картины художника В. Юшкевича созвучны?Ведь тематика уних,в принципе, созвучна.
Д: Нет, они контрастны. В музыке Р.Штрауса сила, мощь, торжество и динамика, а в работах В.Юшкевича - мягкость, плавность, умиротворение.
У:Как вы думаете, почему художник смог написать эти картины?
Д: Он наблюдал, эти рассветы в реальной жизни и их красоту воплотил в своих работах. Почвой для их появления на свет явилась сама жизнь.
У:Что еще вы почувствовали, анализируя работы В.Юшкевича?
Д:Его картины написаны с большой любовью, теплотой  и лаской к родной земле.
У: Какая музыка может быть созвучна с образами этих живописных работ?
Д: Русская народная песня «Выйди, солнышко».Она звучит негромко; мелодия, плавная, напевная, ласковая.
У: Предлагаю вам исполнить эту песню.
V.   Вокально-хоровая работа.
Работа над русской народной песней «Выйди, солнышко».
1.     Распевание (двухголосно).
2.     Работа над попевкой «Родина наша» (с использованием нотного текста).
3.     Выяснение исполнительского плана песни «Выйди, солнышко».
4.     Исполнение песни (двухголосно) (с использованием нотного текста).
У:Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы представляем живописные образы.
Всматриваясь в кажущуюся неподвижность картины, можно увидеть движение, а это уже свойство музыки.
Таким образом, музыка обретает «видимость», а живопись - «слышимость».
У:Какой вывод мы можем сделать? Откуда композиторы и художники  черпают тематику,образы и вдохновение для создания своих работ?
Д: Источником, питающим творческую фантазию людей искусства является сама жизнь.
VI.            Физкультминутка.
VII.        Работа над новым материалом урока.
У: Хочу предложить вам послушать и проанализировать очень интересное произведение М. Мусоргского.Но название произведения будет скрыто от вас. Вы должны сами дать название прослушанной музыке.
Работать будем в группах:
Литераторы: Ваша задача – анализ литературного текста этого музыкального произведения.
Музыканты: Вы анализируете и характеризуете музыку этого произведения, определяете средства музыкальной выразительности.
Художники: Из набора репродукций выбирают картину, созвучную с прозвучавшим музыкальным произведением.
Общее задание всем трем группам – дать название прослушанной музыке.
Слушание песни М. Мусорского «Сиротка»
У: О чем рассказала вам песня? Кто главный герой? Какое название вы дали этому произведению?
Литераторы
Это бедный бездомный мальчик, нищий. Скорее всего, он сирота. И мы думаем, что это и будет названием произведения.
Он обращается к прохожим со словами униженной просьбы. Чтобы разжалобить прохожего, рассказывает о своих бедах: он голодает, ему холодно, его бьют. От людей он прячется в чаще леса.Униженно обращается он к прохожему словом «Баринушка». Просит сжалиться над ним.
Музыканты
Мы тоже считаем, что композитор изобразил бездомного ребёнка-сироту, у которого нет родителей, о нём некому позаботиться. Он вынужден просить милостыню.
Композитор очень ярко передал интонацию просьбы в музыке, интонацию жалобы, причитания. В мелодии много речевых интонаций. Иногда мелодия переходит в низкий регистр, чтобы подчеркнуть мрачный характер текста.
Мелодия меняется, когда сирота рассказывает о своих несчастьях. Она усиливает звучность, ускоряется её темп, движение. В конце громкий вскрик. У: Как вы считаете, барин помог сироте?
Д: Нет. Он равнодушно пошёл дальше.
Художники
Мы считаем, что песне М. Мусоргского созвучна картина художника Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы». На переднем плане мальчик-сирота. Он стоит спиной к зрителю. Мальчик беден. На нём рваная одежда, вся в заплатках, штаны в дырках, видны голые ноги. На ногах старые стоптанные лапти. На плече - сумка для подаяний. На заднем плане виден класс. Там светло. Наверное, мальчик тоже хочет учиться, но боится войти, а вдруг его прогонят. Мальчика очень жаль.
У: К какому выводу вы пришли?
Д: Эти два произведения созвучны. Сюжеты разные, но тема одна - тяжёлая жизнь сироты. Мы считаем, что песню можно назвать «Сиротка».
У: Откуда же взяли и Мусоргский и Богданов-Бельский эти сюжеты, эти темы?
Д: Они взяты из реальной жизни. И композитор, и художник, наверное, не раз наблюдали за нищими и бездомными. Эта тема глубоко волновала их. Свои впечатления они отразили в музыке и картине.
У: Таким образом, мы выяснили, что источником творческой фантазии композитора и художника является сама жизнь.
Какое третье слово должно появиться в нашей теме?
Д: Слово жизнь. Слайд №
музыка
живопись
жизнь

Запись в тетради
Тема: «Музыка – живопись – жизнь»
Слушали: М. Мусоргский. Песня «Сиротка». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». 1часть. Восход.
У: Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот- жизнь. По настоящему понять произведение искусства – значит проникнуться его содержанием, понять на какой жизненной основе оно возникло и выросло.
VIII. Работа над песней «Мир, который нужен мне».
У: Мир, в котором «живут» герои художественных произведений, сложный, не всегда добрый и справедливый.
Но наша с вами задача, ребята, сделать его таким: справедливым, добрым, радостным, ярким.
Как в песне «Мир, который нужен мне».
Я предлагаю вам, ребята, исполнить эту песню.
1.     Настройка в тональности(трезвучие, вводные звуки).
2.     Определение исполнительского плана песни.
3.     Исполнение песни.
4.     Анализ исполнения.
X.Рефлексия.
У: Какова цель любого искусства?
Д: Цель искусства затронуть наши мысли, чувства.
У: Есть ли связь между различными видами искусства. Откуда они берут своё начало?
Д: Все виды искусства связаны между собой. Их источник- сама жизнь. Используя общие и специфические средства выразительности, они заставляют нас задуматься об одних и тех же вещах, испытывать одни и те же чувства, выразить одну и ту же идею.
Музыка и живопись дополняют друг друга, усиливают ощущения и впечатления человека от восприятия произведений искусства.
XI. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему песни «Мир, который нужен мне».
XII. Итог урока.
У: Наш урок подошёл к концу. Если вы довольны своей работой на уроке, то оставьте на полях тетради «+», а если нет «-«.
До свидания, ребята, спасибо за урок!

Презентация: Открыть.


Комментариев нет :

Отправить комментарий