Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

1 февраля 2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЛАГА В АТМОСФЕРЕ»

Багурская Людмила Геннадьевна
 учитель высшей квалификационной категории
 старший учитель, учитель географии
 ГУ ЛНР «Луганское общеобразовательное
 учреждение-гимназия №60  имени 200-летия города Луганска» bagurskaya_lydmila@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЛАГА В АТМОСФЕРЕ»
Цель: сформировать представление об образовании облаков и атмосферных осадков.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у обучающихся понятия об облаках и атмосферных осадках, их видах, способах и единицах измерения; рассмотреть процессы образования облаков и осадков; выяснить, от чего зависит облачность и показать её влияние на другие показатели погоды.
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи в природе; развивать воображение, творческие способности; умение анализировать информацию и делать выводы; развивать умения обучающихся пользоваться разными источниками географической информации.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда; любовь к природе; экологическое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные:
- научиться: различать виды облаков и атмосферных осадков, определять облачность и погоду по облакам.
- содействовать формированию знаний о развитии процессов и явлений в атмосфере;
- уметь: работать с картой и другими источниками информации.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение анализировать, обобщать, классифицировать, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
- умение определять цель и проблемы, выбирать средства реализации цели, оценивать степень и способы решения проблемы;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, дискутировать, излагать своё мнение, понимать позицию других.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Облака, атмосферные осадки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, видеопроектор, карточки с заданиями, атласы, настенная физическая карта полушарий.
Учебник: География 5 - 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2016 – 191 с.: ил., карт.
Ход урока.
  1. Организационное начало.
Приветствие учеников. Проверка отсутствующих.
  1. Проверка изученного материала.
  2. Работа по индивидуальным карточкам.
К-№1 Вставьте пропущенные слова. В состав атмосферы входят такие газы: _____________ — 78%, __________ — 21%, углекислый газ — _______%. Такое соотношение газов сохраняется только в слое атмосферы, который называется____________________. (Азот, кислород, 0,03%, тропосфера)
К-№2 Установите соотношение.
  1. Барометр А. Бриз
  2. Сезонный ветер Б. Анероид
  3. Суточный ветер В. Атмосферное давление
  4. Направление ветра Г. Ртутный
                                                                Д. Муссон
                                                                Е. Флюгер
(1. Б, В, Г; 2. Д; 3. А; 4. Е)
К-№3 Согласны ли вы с утверждениями?
1.
Испарение — это переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Да
Нет
2.
Относительная влажность измеряется в г/м³.
Да
Нет
3.
Главный элемент гигрометра — человеческий волос.
Да
Нет
4.
Влажность воздуха зависит от температуры воздуха.
Да
Нет
5.
Чем больше абсолютная влажность, тем вероятнее выпадение дождя.
Да
Нет
 (1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Да)
К-№4 Согласны ли вы с утверждениями?
1.
Конденсация — это переход воды из газообразного состояния в жидкое.
Да
Нет
2.
Абсолютная влажность измеряется в %.
Да
Нет
3.
Влажность воздуха определяют гигрометром.
Да
Нет
4.
Влажность воздуха определяется содержанием в нём водяного пара.
Да
Нет
5.
Чем меньше абсолютная влажность, тем вероятнее выпадение дождя.
Да
Нет
 (1. Да 2. Нет 3. Да 4. Да 5. Нет)
К-№5 Установите соотношение.
  1. Тропосфера А. 50-55 км
  2. Стратосфера Б. Облаков нет
  3. Верхние слои атмосферы В. 18 км
                                                            Г. Температура понижается на 6ºС
                                                            Д. Полярные сияния
                                                            Е. Магнитные бури
(1. В, Г; 2. А; 3. Б, Д, Е)
  1. Фронтальный опрос.
В каких агрегатных состояниях бывает вода?
Что такое абсолютная влажность? Относительная?
Как различается насыщенный и ненасыщенный воздух?
Что произойдёт, если температура насыщенного воздуха: а) понизится; б) повысится?
III. Актуализация опорных знаний.
Какую оболочку Земли мы изучаем?
Послушайте стихотворение. Я читаю строки, а вы отвечаете да или нет.
Что такое атмосфера?
Может это литосфера? — Нет!
Может это гидросфера? — Нет!
Может, это просто точка? — Нет!
Значит это оболочка? — Да!
Из чего она? Из камня? Нет!
Состоит из смеси газов? Да!
Той, что воздухом зовут,
Она жизнь для нас даёт!
Что такое атмосфера?
Как было сказано, атмосфера — это смесь газов. Каких?
Какие слои образуют атмосферу?
В каком слое сосредоточен почти весь водяной пар?
  1. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы, цели урока.
Мы продолжаем изучать тему «Влага в атмосфере». Чтобы узнать о чём пойдёт речь на уроке, надо отгадать загадку: «Без крыльев летят, без ног идут, без парусов плывут». (Облака)
Облака — веселые картинки,
Строят рожицы и машут с высоты.
Капают на голову дождинкой,
Чтоб в ответ им улыбнулся ты. (Слайд 1)                            
Сегодня на уроке вы узнаете, как образуются облака и почему идёт дождь.
  1. Изучение нового материала
  2. Понятие «облака».
 Человека всегда привлекало небо. Какое разнообразие постоянно сменяющихся картин! Причудливые формы облаков вызывают различные образы. Именно эти картины вдохновили русского поэта Александра Кушнера:
Как быстро по небу бегут облака.
Похоже одно на коня-горбунка.
Другое распахнуто, словно пальто,
А третье похоже… не знаю на что!
Было ли у вас когда-нибудь желание любоваться облаками и представлять, что они напоминают? (Животных, сказочных героев)
А в мультфильме «Трям! Здравствуйте!», на кого были похожи облака?  (На белокрылых лошадок)
Зарисуйте в тетради, какие картины рождали облака и тучи в вашем воображении. Что вы нарисовали?
В толковом словаре В. И. Даля записано: «Облако ‒ это туман в высоте».
Что же такое облако?
Чем отличаются облака от тумана?
  1. Виды облаков.
Облака действительно имеют разную форму. Почему? (Водяной пар — это газообразное состояние воды, газы не имеют формы). Поэтому облака имеют разные названия.
Послушайте сказку об облаках, которая называется «Спор облаков». «Давным-давно, много лет назад жило-было Царство Облаков. И жили в нём три брата — Перистые, Слоистые, Кучевые облака. И вот однажды, никто не знает отчего, затеяли они спор: «Мы красивее всех, мы выше всех! — закричали Кучевые облака. — Мы появляемся на высоте 2-3 км, а верхушки наши разрастаются до 6-8 км. Мы красивее всех! Мы состоим из капелек воды и льда. Мы напоминаем огромные горы». «Нет, — закричали Перистые облака. — Это мы красивее всех! Это мы выше всех! Мы поднимаемся на 8-10 км. Сквозь нас видно небо и проходят лучи Солнца, а сами мы напоминаем кружево». — «Зато мы можем затянуть всё небо, — возразили Слоистые облака, и через нас ничего не будет видно!». Услышала спор царица Атмосфера, рассердилась и приказала слуге Ветру разогнать Облака в разные стороны. С тех пор никогда не появляются на небе братья Облака вместе!»
Итак, какие бывают облака? (Перистые, слоистые, кучевые)
Облака спорили не только о своей красоте, но и на какой высоте они находятся.   
Давайте посмотрим, кто из них был прав.
На какой высоте находятся разные облака?
Физминутка
«Австралийский дождь»
Водяной пар поднимается вверх (руки вверх, на носочках) и охлаждается (трём ладошку о ладошку). Так образуются облака (вырисовываем руками круги). Облако становится от капелек большим и тяжелым (вырисовываем руками большие круги) и начинает идти дождь (щёлкаем пальцами). Дождь усиливается (щёлкаем пальцами быстрее). Гремит гром (стучим ладошками по коленям). Гроза усиливается (подпрыгнуть). Дождь продолжает идти (продолжаем щёлкать пальцами). Затем он постепенно заканчивается (щёлкаем пальцами медленнее). Дождь закончился и вышло солнышко (сели).
Продолжаем работу.
Облака делят на облака горизонтального и вертикального развития. То есть они развиваются вдаль и ввысь.
Заполните таблицу. (Слайды 2-8)
Ярусы
Облака горизонтального развития
Высота
Облака вертикального развития
Высота
Нижний
Слоистые
Слоисто-дождевые
100м
1км
Мощные кучево-дождевые
1-3 км
Средний
Высококучевые
2-5 км
Кучево-дождевые
4-5 км
Верхний
Перистые
6-10 км
Кучевые
5-8 км

Существуют ещё вот такие удивительные облака: перламутровые, серебристые, перистые завитки Кельвина-Гельмгольца, шквальные, Morning Glory. (Слайд 9-13)
В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые, а в жизни бывают кислотными.
Из чего эти облака? В чём их вред?
  1. Образование облаков.
На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудование зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! Послушайте: «Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышлёная. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое, подняла ресницы и увидела облако, состоящее из таких же весёлых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понёс все дальше и дальше от родного озера. Мама, мама, закричала Лия, но озеро её уже не слышало».
Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?
Какой процесс поможет ей в этом? (Слайд 14)
В результате круговорота воды в природе образуются облака.
  1. Облачность.
Небо, покрытое облаками ‒ это облачность. Определяют облачность визуально ‒ от 0 (безоблачно) до 10 баллов (сплошная облачность, пасмурно). Средняя облачность ‒ 5,56. (Слайд 15)
Определите, какая сегодня облачность за окном.
Над материками она меньше, над океанами больше. Почему?
Почему при сплошной облачности ночью и зимой теплее, а днём и летом прохладнее?    
Облачность влияет на температуру. Облака поглощают и отражают большое количество солнечной энергии, а также задерживают тепло, которое идёт от земли.
В свою очередь, облачность зависит от ветра, температуры. Объясните почему?
  1. Атмосферные осадки.
Облака и тучи имеют большое значение для природы. В них рождаются осадки. Атмосферные осадки — вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая на землю из атмосферы.
Ребята, на какие виды можно разделить атмосферные осадки? Приведите примеры. (Осадки теплого времени года — дождь, морось, роса, град. Осадки холодного времени года — снег, изморось, иней, крупа.)
Почему град выпадает в тёплое время года?
По характеру выпадения осадков различают ливневые, обложные, моросящие осадки.
Почему осадки выпадают не из каждого облака?
При подъёме вверх воздух охлаждается, пар превращается в капли, если их много, и они увеличиваются в размере от 0,5 до 7 мм, то идёт дождь.  Зафиксированный размер самой крупной капли – 9,4 мм. Выпала она в Америке, в 1953 г.  Осадки измеряют с помощью осадкомера, в миллиметрах.  Показания снимают два раза в сутки. (Слайд 16)
Самое сухое место — пустыня Атакама (1мм). Больше всего осадков выпадает у экватора и на склонах гор, стоящих на пути влажных ветров. Самые «мокрые» места на Земле — Гавайские острова и Черрапунжджи в Индии (12000 мм). Самый сильный дождь шёл в Индии 12 месяцев с 1 августа 1860 г по 31 июля 1861 г. В этой стране богу дождя Парджанья поют гимны:
Когда Парджанья создаёт дождевую тучку
Веют ветры, падают молнии,
Растения распрямляются, набухает небо,
Освежение для всего мира рождается,
Когда Парджанья оплодотворяет землю.
Итак, осадки приносят пользу или вред? (Дети приводят аргументы в сторону пользы, например, осадки питают растения влагой, снег сохраняет озимые посевы от вымерзания, снег очищает воздух от загрязненности, в снег зимой прячутся животные и птицы в лютые морозы, осадки пополняют реки. В сторону вреда — град уничтожает растения, разрушить постройки, сильные снегопады парализуют движение транспорта, обильный снегопад ломает ветви деревьев, под его массой рушатся строения, под изморозью провисают и обрываются линии электропередач, во время снегопадов и туманов прекращается полёт самолетов, часты аварии на дорогах, во время гололёда травмируются люди, при обильных осадках возможны наводнения, сход снежных лавин, сели).
Какой вывод можно сделать?
  1. Закрепление
  2. Что такое облака? Подберите как можно больше определений к облакам, изображённым на слайде (17). (Белые, пушистые, низкие, плывущие, лёгкие, причудливые, сырые, грозовые, дождевые и т.д.)
  3. Отгадайте загадки.
О каких типах облаков идет речь?

1) Хмурится на небе тучка                             
Слёзы капают из глаз.                                  
Отгадайте, что за штучка  
Это облако у нас.
(Кучево-дождевое)           
2) В жаркий день на небе чистом
Потеряли перья птицы
Ну, а может и не птицы
Что же это, объясните.
(Перистые облака)

  1. Объясните пословицы.
Много снега — много хлеба.                             
Когда облака редки, земля — плешива.
  1. Разгадайте ребусы. (Слайд 18)
а) туман
Что такое туман? Когда и как образуется?
б) роса
Что такое роса? Когда и как образуется?
А что образуется при отрицательной температуре? (Иней, изморозь, гололёд)
Объясните стихотворение о росе.
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём.
  1. Заполните схему. (Слайд 18)

(Температура, атмосферное давление, облачность, осадки.)
VII. Итог урока.
  1. Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было нелегко…
Я понял, что…
Мне понравились задания…
Я научился…
Меня удивило…
  1. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание: прочитать §44, ответить на вопросы; подготовить сообщение на тему «Радуга»; написать рассказ на тему «Я — снежинка», «Я — градинка», «Я — капелька дождя» (творческое задание).
Презентация к уроку

Комментариев нет :

Отправить комментарий