Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

22 февраля 2019 г.

Проблемы и подходы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в старших классах


А.А. Бычков
ГУ ЛНР«ЛОУ – гимназия № 60 имени 200 – летия города Луганска»

Проблемы и подходы формирования фонетических навыков на уроках английского языка в старших классах

Аннотация
В данной статье описываются основные языковые и методические особенности формирования фонетических навыков. Автор стремится проследить систематический характер формирования этих навыков в серии школьных учебников «Английский в фокусе», а также обозначить педагогические условия использования мультимедийных технологий для совершенствования навыков произношения английского языка в старших классах.
Ключевые слова: фонетика, навык, подход, урок, мультимедийные технологии, коммуникация, методика.
В методической литературе описано большое количество научных исследований о роли фонетических навыков в обучении иностранному языку. Основной целью обучения фонетике в средней школе является формирование произносительных навыков как компонентов сложных речевых умений аудирования, говорения, чтения и письма[3, с. 30-38]. Фонетический языковой навык считается основополагающим, без которого невозможно воплощение мысли в речь [4, с.18-25].Для формирования навыков устной речи, аудирования, чтения и письма надо уметь не только произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении[5, с. 65-79].С самого начала обучения иностранному языку необходимо стимулировать парал­лельное развитие слуховых и произносительных данных, сочетая на всех этапах обучения слушание учащимися иностранной речи с ее воспроизведением. Таким путем удастся установить обратную связь, обеспечивающую узнавание учениками чужой речи, и одновременно совер­шенствовать их собственные произносительные навыки [6, с.247].
Несмотря на все аргументы, многолетние наблюдения за процессом обучения английскому языку показывают, что обеспечение правильности речи является одной из сложных задач, далёкой от разрешения. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что работа над формированием навыков произношения должна носить систематический и целенаправленный характер.
Государственный образовательный стандартсреднего общего образования предполагает, что обучающиеся должны овладеть слухо-произносительными навыками, овладеть навыками ритмико-интонационного оформления речи в зависимости от коммуникативной ситуации. Согласно положениям данного нормативного документа, выпускник школы получит возможность научиться произносить звуки английского языка четко, естественным произношением, не допуская ярко выраженного акцента [1]. Однако, возникает парадоксальная ситуация. При наличии огромного количества аудиоматериалов, представленных как в рекомендованных Министерством образования учебниках, так и в многочисленных аудиопособиях, которые можно найти в свободном доступе в интернете, качество произношения у обучающихся к моменту окончания школы сохраняется на низком уровне. В своём исследовании данной проблемы Е.В. Марченко утверждает, что вместо того, чтобы планомерно закладывать произносительные основы всей совокупности иноязычных умений и навыков, формируются функционально пустые оторванные навыки нормативного произнесения. В будущем эти навыки не затрагиваются в общении, что ведёт к их постепенному атрофированию [2, с.84].
Рассмотрим, о каких именно фонетических навыках идёт речь. Фонетические навыки делятся на две основные группы: ритмико-интонационные и слухо-произносительные [5, с. 65-79]. Первая группа навыков предполагает знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Отсутствие сформированности данного навыка выдает человека, который не является носителем языка и говорит с акцентом. Вторая группа навыков делится на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные навыки предполагают выполнение речевых операций, связанных с распознаванием на слух отдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных интонационных комплексов, используемых в потоке речи. Аудитивные навыки формируются в результате выполнения специальных языковых упражнений. Однако, фонетических упражнений в собственно слушании немного, и они занимают скромное место в процессе обучения [6, с.257].
Собственно произносительные навыки предполагают способность правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочетания, предложения. Для этого необходима способность правильно расставлять ударения, использовать паузы и интонацию.Для формирования этого вида навыков необходимы упражнения на слушание с последую­щим воспроизведением. В процессе выполнения таких упражнений,обучающиеся совершают пробы, соотнося их с образцом, постепенно освобождаясь от ошибок.
Что же касается подходов к обучению этим навыкам, то в методической литературе прослеживаются три основных подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических предпосылок. Первый подход – артикуляторный. В нём предполагается опережающее формирование произносительных навыков при произнесении каждого звука, знание учащимися особенностей работы органов артикуляции при произнесении каждого звука, раздельное формирование произносительных и связанных с ними слуховых навыков, необходимость тщательной отработки каждого звука независимо от его смысло-различительных функций в слове. При артикуляторном подходе усвоение речедвижений опережает усвоение их акустических эффектов. Обучение начинается с изучения артикуляционных позиций, присущих произнесению иноязычных фонем и овладения этими позициями для их произношения. Отдельно отрабатываются звуки, которые даются чаще всего вне букв и располагаются по степени близости к звукам родного языка. Однако, он имеет небольшую эффективность и требует большего количества времени на уроке.
Второй подход – акустический, который приобрел широкое применение в методике преподавания языков. В данном подходе акцент делается на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков происходит не изолировано, а в речевом потоке, структурах и моделях. В основе упражнений находится повторение. Этот подход предполагают формирование произносительных навыков в процессе обучения устной речи, доминирующую роль слуховых ощущений при становлении произношения, опору на имитативные упражнения при обучении произношению, отказ от раздельной отработки звуков иностранного языка.Большое количество ошибок у обучающихся не позволяет говорить об эффективности этого подхода. Сочетание двух подходов получило название «дифференцированный подход». Он стал широко применяться в школах.

Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, в зависимости от видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и условий обучения.
Данный подход предполагает, что комплексное включение различных анализаторов в учебный процесс способствует более эффективному формированию речевых навыков, отработка наиболее сложных для усвоения операций осуществляется изолированно, становление произносительных, лексических и грамматических навыков невозможно без их включения в речь, индивидуальный подход определяет эффективность формирования речевых навыков. Формированиефонетических навыков при дифференцированном подходе включает достаточное аудирование иностранной речи, проведение систематической фонетической разминки на уроках, выполнение специальных упражнений.

Г. Келливкнигедля учителей английского языка «Как обучать произношению»говорит о том, что есть две ключевых проблемы формирования фонетических навыков [7, с.13]. Во-первых, тенденция на их полное игнорирование. Во-вторых, реактивность на конкретную проблему произношения, возникшую в классе, при отсутствии спланированной стратегии обучения этому явлению. Учёный объясняет это тем, что опытные учителя чувствуют нехватку теоретических знаний и практических умений в области фонетики, в то время как менее опытные учителя больше уделяют внимания формированию грамматических и лексических навыков на уроках. Обучающиеся, в свою очередь, проявляют интерес к произношению как к явлению, помогающему успешной коммуникации.
Нередко можно слышать мнения учителей о том, что на формирование фонетических навыков не хватает времени на уроке, а также на небольшой выбор методических средств и приёмов для этого, и поэтому планирование урока проходит часто без учёта развития этих навыков, особенно на старшем этапе обучения. Однако, работу по планированию процесса формирования фонетических навыков необходимо проводить, поскольку фонетика, наряду с грамматикой и лексикой, даёт полную картину изучаемого языка, шанс на успешную коммуникацию в итоге. Учитель может и должен предвидеть произносительные трудности своих учеников и соответствующим образом планировать урок.
Необходимо отметить, что в учебниках для 5-х, 6-х и 7-х классов «Английский в фокусе»имеются репродуктивные упражнения сегментного уровня, где представлены краткость и долгота гласных звуков, дифтонги и трифтонги, согласные звуки. Обучающимся предлагается прослушать и повторить слова, в которых встречаются эти звуки; отметить слова, в которых есть изучаемый звук; прослушать и обвести слова, которые звучат не так, как остальные (то есть, упражнения на дифференциацию звуков). В учебниках для 8-х и 9-х классов этой же серии присутствует некоторое количество упражнений на формирование фонетических навыков на супрасегментном уровне: упражнения на отработку ударных слогов, эмфатического/неэмфатического ударения, интонации переспросов, восклицания, фразового ударения. Обучающимся предлагается прослушать и отметить ударные слоги; определить слова, выделенные эмфатическим ударением; указать сильные и слабые формы слов; отметить интонационные группы и определить смысл высказывания.
С одной стороны, номенклатура данных упражнений позволяет говорить о наличии методической базы для формирования фонетических навыков. Но, с другой стороны, в учебниках для 10-х и 11-х классов отсутствуют изолированные упражнения на формирование того или иного фонетического явления, которое может быть представлено в виде новой лексической единицы или грамматической структуры.Содержание речи усложняется, и это поглощает основное внимание обучающихся, а произношение на этой ступени обучения упускается из виду и практически остаётся за пределами методического контроля. Учителю требуется больше времени для выбора эффективных способов и методов объяснения фонетических явлений. При этом следует отметить, что овладение фонетической стороной речи не должно быть самоцелью на уроке. Этот процесс развивает­ся в непосредственной связи с видами речевой деятельности. При формировании лексических и грамматических навыков одновременно формируются и фонетические навыки.
Стоит с сожалением отметить, что именно проблема адекватного интонационного оформления часто полностью игнорируется в процессе обучения. Если сегментному уровню фонетики учитель уделяет внимание на начальном этапе обучения, то на среднем и старшем этапах часто происходит деавтоматизация данных навыков, не говоря уже осохранении и совершенствовании ритмико-интонационных навыков.
Эталоном произношения в аудиосопровождении к серии учебников «Английский в фокусе» являются образцы вербального поведения носителей языка в тех или иных конкретных обстоятельствах, которые способствуют пониманию произношения английского языка и разных индивидуальных особенностей говорящего (пол, возраст, эмоциональные состояния и т.д.).У обучающихся есть возможность улучшать свои аудитивные навыки, выполняя разнообразные форматы упражнений в реалистичном контексте. При этом многие задания являются мультисенсорными, дающими возможность обучающимся практиковать все четыре вида речевой деятельности в процессе прослушивания и выполнения задания. Для этого на уроках должны использоваться технические средства обучения.
В данном контексте нельзя не упомянуть о мультимедийных технологиях, которые с успехом можно применять для формирования фонетических навыков на основе применяемых в современной школе подходов: компетентностного, коммуникативно-когнитивного, личностно-деятельностного, дифференцированного.Однако, не многие учителя стремятся максимально использовать возможности этих технологий в поисках новых путей совершенствования процесса формирования фонетических навыков. Педагогические и методические возможности мультимедийных технологий не вызывают сомнений у учителей в продуктивности их использования. Более того, современные дети привыкли пользоваться смартфонами и планшетами, основанными на технологии мультимедиа, при помощи которой работу над формированием фонетических навыков можно сделать систематической, интересной для обучающихся, разнообразной и эффективной. Поэтому необходимо использовать дидактические и технические возможности мультимедийных технологий для улучшения их произношения.
На современном этапе развития мультимедийных технологий им может быть передана часть функций учителя, которые являются шаблонными, программируемыми, например, передача лингвистической информации обучающимся, управление процессом развития аспектных языковых навыков, в том числе слухо-произносительных и ритмико-интонационных. Современные программы и приложения позволяют записывать собственное произношение, затем, прослушав оригинальную запись, сравнить с эталонным вариантом, или это сделает сама программа. Это потребует определённых методических действий от учителя в процессе подготовки урока, его дополнительной алгоритмизации. Этим и объясняется нежелание многих учителей внедрять подобные технологии, несмотря на тот факт, что большинство современных программ по обучению произношению позволяют выбирать скорость и индивидуальную траекторию изучения материала, который может быть представлен разными уровнями сложности слухо-произносительных и ритмико-интонационных действий. В них также соблюдаются дидактические принципы посильности и перехода от простого к сложному. И необходимо подчеркнуть тот факт, что наблюдается рост методических возможностей данных технологий. При этом, учителю всё равно необходимо учитывать системный характер формирования фонетических навыков, их прагматическую направленность при разработке и использовании специальных упражнений или действий в процессе подготовки к уроку, помня о том, что на сегодняшний день ни одна мультимедийная программа не в состоянии удовлетворить все учебные потребности обучающегося. Также необходимо принимать во внимание, что уникальные дидактические свойства отдельных мультимедийных программ не должны сводиться к дублированию традиционных средств обучения.
В заключение отметим, что от умения учителя организовать и регулировать процесс формирования фонетических навыков также зависит успешность всего обучения и конечный результат обучающегося – сформированная коммуникативная компетенция необходимого уровня. От практикующего учителя ошибочно требовать идеальные знания по теоретическим основам фонетики, однако, понимание учителем процессов, лежащих в их основе, будет способствовать выбору наиболее эффективных подходов, методов и форм для достижения результата – успешной коммуникации. А дальнейшие исследования данного вопроса будут способствовать разработке методики формирования фонетических навыков в старших классах на основе дидактических и методических свойств современных технологий обучения.
Использованная литература:
  1. Государственный образовательный стандартсреднего общего образования Луганской Народной Республики, утвержден Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года №495-ОД. –URL :https://minobr.su/docs/2284-prikaz-mon-lnr-ot-21052018-g-495-od.html
  2. Марченко Е.В. Проблема формирования ритмико-интонационных навыков на среднем этапе обучения английскому языку / Е.В. Марченко / Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – №1 (Т.2). – С. 82-86.
  3. Пассов Е.И.Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М. : Рус. яз., 1989. – 276с.
  4. Радюшкина А.А. О некоторых проблемах в обучении фонетике английского языка / А.А. Радюшкина // АЯШ. – 2013. – №3(43). – С. 18-25.
  5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 239с.
  6. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. Учебное пособие. В 2ч. Ч.1. / Сост.: А.В. Большакова, Е.Ф. Иванова, Н.П. Серебрякова, И.Д. Трофимова, Н.В. Языкова/ Под общ. ред. Н.В. Языковой. –М., 2007. – 353 с.
  7. Kelly G. How to Teach Pronunciation. – Longman, 2001. – 154p.

Комментариев нет :

Отправить комментарий