Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

23 января 2020 г.

Эпоха Вдохновения. Ветер творчества и свободы Бинарный урок по литературе в 11 классе

Гридина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории, учитель-методист
Барабаш Татьяна Николаевна, учитель украинского языка и литературы, учитель первой категории
ГОУ ЛНР «УВК «ПМГ-ДОУ «Аленький цветочек» им. Н. Милютина»


Тема: Эпоха Вдохновения. Ветер творчества и свободы

Цель:
Расширить знания учащихся о творчестве поэтов-шестидесятников, познакомить с общими тенденциями в литературе 1960-х гг.
Развивать умение устанавливать историко-литературные связи, анализировать литературные явления.
Воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов. Прививать интерес к творческому наследию поэтов.
Задачи:
  • учить выразительному чтению;
  • формировать навык работы с поэтическим текстом;
  • развивать навык осмысления автора через его произведение;
Методы и приемы работы: опережающее задание по заданной теме урока, концерт-миниатюра, исследование.
Тип урока: бинарный урок
Педагогические технологии: метод проектов, «обучение в сотрудничестве», работа в группе
Средства обучения: презентация, сборник стихов, аудиофайлы.
Оборудование: аудио и видео аппаратура, мультимедийный экран, цифровой фотоаппарат, ватманы с эпиграфами к уроку, презентации, сборник стихотворений поэтов-шестидесятников, гитара.
Эпиграфы:

Кто были мы шестидесятники
Шестидесятники?
На гребне вала пенного
В двадцатом веке,
Как десантники
Из двадцать первого.
И мы
Без лестниц и без робости
На штурм отчаянно полезли,
Вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е. Евтушенко


Поэт в России – больше, чем поэт.
Е.Евтушенко


«Можна жить, а можна існувати,
Можна думать – можна повторять,
Та не можуть душу зігрівати
Ті, що не палають, не горять!»
В. Симоненко


Поезія – це завжди неповторність,
якийсь безсмертний дотик до душі.
Ліна Костенко

Ход урока
І. Организационная часть
Постановка цели и задач урока
ІІ. Мотивация учебной деятельности
Звучит музыка из оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова
Слово учителя

Дети двадцать первого столетия,
Начался ваш новый век,
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласия человек?
Аллилуйя актерам трагедии,
Что нам жизнь подарили вторую,
Полюбивши нас через столетия
Аллилуйя, аллилуйя,
Аллилуйя, аллилуйя.
А. Вознесенский

Слово учителя
Мистецький талант будь-кого з поетів різних епох полягає в тому, щоб промовити до сучасників знайомим, але ніби вперше вимовленим, неповторним словом, обезсмертити душу загадковим дотиком. Зробити слово відкриттям серед мільйонів слів і людей.
У сучасній українській поезії повною мірою це вдалося здійснити поетам-шістдесятникам, творчість яких виявилася неповторною, оригінальною, здатною обезсмертити душу.
Василь Стус, Ліна Костенко, Василь Симоненко… Їхнє поетичне слово стало відкриттям серед мільярдів слів, їхня творчість – осмислення людської душі.

Страшні слова, коли вони мовчать,
коли вони зненацька причаїлись,
коли не знаєш, з чого їх почать,
бо всі слова були уже чиїмись.
Хтось ними плакав, мучився, болів,
із них почав і ними ж і завершив.
Людей мільярди, і мільярди слів,
а ти їх маєш вимовити вперше!
Все повторялось: і краса, й потворність.
Усе було: асфальти й спориші.
Поезія – це завжди неповторність,
якийсь безсмертний дотик до душі.

Слово учителя
Они ворвались в век двадцатый стремительно, раздувая паруса поэзии чувством правды и добра, справедливости и милосердия. Поэт – облако, шелест листьев, бушующий океан. Поэзия – голос души, зарифмованная жизнь. Поэты особой эпохи – «оттепели». «Оттепель» – образное определение веяний нового времени, символ перемен.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Слово учителя
Каким был период «хрущёвской оттепели», как он отразился на развитии литературного процесса?
Комментирование
Консультант по истории
Шестидесятые годы связывают с именем Н. С. Хрущева, который впервые осмелился рассказать правду о сталинской эпохе. На 20 съезде КПСС был развенчан «культ личности» великого вождя. Развенчание культа личности имело большое значение для нашей страны, потому что многие из тех, кто пострадал от сталинских репрессий, получили возможность вернуться к нормальной жизни. Это краткий период относительной свободы. Происходит возвращение произведений Булгакова, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Стали появляться новые литературные журналы, зарождались новые литературные направления.
Слово учителя
Скажите, что означает в России XX века понятие «шестидесятники»?
Комментирование
Консультант по истории
Так называли писателей и поэтов, чья творческая активность развивалась в период « хрущёвской оттепели».
Выразительное чтение поэзии учеником
Рождественскому, 24 июля 1993

Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц,
и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок
поэзии.
Давая звонкие пощёчины,
чтобы не дрыхнул,
современнику,
мы пробурили,
зарешеченное
окно
В Европу
и в Америку.
Мы для кого-то были “модными”,
кого-то славой мы обидели,
но вас
мы сделали свободными,
сегодняшние оскорбители.
Пугали наши вкусы,
склонности
и то, что слишком забываемся,
а мы не умерли от скромности
и умирать не собираемся.
Пускай шипят, что мы бездарные,
продажные и лицемерные,
но всё равно мы -
легендарные,
оплёванные,
но бессмертные!
Е. Евтушенко

ІV. Основная часть
В класс входят «поэты-шестидесятники». Выстраиваются в шеренгу.
Слово учителя
  • Вони збирали стадіони, їхні книжки видавалися мільйонами тиражів. Може, це було просто захоплення поезією?
Слово учителя
  • Нет, нет, нет! Шестидесятые годы ХХ столетия – время свободы, наивной открытости и человечности. Пафос поэзии тех лет – утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства.
Опережающее задание для исследовательской работы
  1. Какие мысли о поэтах и поэзии вы считаете актуальными сегодня?
  2. Какие образы и картины являются символами настоящего?
  3. Почему поэты пытались очеловечить общественную жизнь?
  4. Какие проблемы подымались поэтами активно?
  5. Актуальна ли поэзия во все времена?
1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 1
Ученик-поэт Е. Евтушенко
Я Е. Евтушенко. Родился 18 июля 1933 года на станции Зима в Иркутской области. В 1949г. напечатал первые стихи в газете “Советский спорт”, в 1952 – первую книгу стихов. Из Литинститута меня, впрочем, на четвертый год исключили за защиту первого антибюрократического романа Дудинцева “Не хлебом единым”, а заодно и из комсомола. Однако с тех пор я напечатал более пятидесяти книг стихов, два романа, несколько повестей и рассказов, две книги фотографий, три книги литературной эссеистики, поставил два фильма как режиссер. Я стремился откликнуться на все происходящее, воспринимал себя поэтом нового времени. Свой идейно-нравственный кодекс называл кодексом гражданственности.
Ученик
Русские поэты больше, чем поэты. Они были совестью страны, властителями душ, выразителями народных чаяний. Рылеев, Пущин, Кюхельбекер, Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Полежаев, Гумилев, Цветаева, Мандельштам, Пастернак…
2. Выразительное чтение поэзии
Ученица
«Поэт в России – больше, чем поэт»

Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.


Поэт в ней – образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.


Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.


И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…


Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.


Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра –
лампада тайного добра.


Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей –
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.


О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.


Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.


Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.


Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…

1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 2
Учениця-поетеса Ліна Костенко

Моє ім’я – Ліна Костенко.
Я вибрала Долю собі сама.
І що зі мною не станеться, –
у мене жодних претензій нема
до Долі – моєї обраниці.

Свій вибір я зробила свідомо. Мій життєвий і творчий шлях можна охарактеризувати одним словом – боротьба… Любов до літератури привела мене до Московського літературного інституту імені О. М. Горького. Навчання, студентське життя, цікаві дискусії, краса Підмосков’я, кохання… Народжуються ліричні, наповнені любов’ю, вірші.
Шістдесяті роки. Я протестую проти вводу радянських військ у Чехословаччину, не зважаючи на загрозу арешту. Прокотилась хвиля репресій проти української інтелігенції. Мені крутять руки, та я не здаюся…

«Я трохи звір . Я не люблю неволі.
Я вирвуся, хоч лапу відгризу.»

Довгі шістнадцять років мовчання і забуття… Та я не схилилась під нещадними вітрами історичних зломів та кон’юнктури, у які шати б вона, та кон’юнктура, не вбиралася.
2. Выразительное чтение поэзии
Ученица
«Життя іде і все без коректур …» Фоном звучить мелодія

Життя іде і все без коректур.
І час летить, не стишує галопу.
Давно нема маркізи Помпадур,
і ми живем уже після потопу.
Не знаю я, що буде після нас,
в які природа убереться шати.
Єдиний, хто не втомлюється, – час.
А ми живі, нам треба поспішати.
Зробити щось, лишити по собі,
а ми, нічого, – пройдемо, як тіні,
щоб тільки неба очі голубі
цю землю завжди бачили в цвітінні.
Щоб ці ліси не вимерли, як тур,
щоб ці слова не вичахли, як руди.
Життя іде і все без коректур,
і як напишеш, так уже і буде.
Але не бійся прикрого рядка.
Прозрінь не бійся, бо вони як ліки.
Не бійся правди, хоч яка гірка,
не бійся смутків, хоч вони як ріки.
Людині бійся душу ошукать,
бо в цьому схибиш – то уже навіки.

Учень
Симфонія кохання у творчій палітрі Ліни Костенко – наче «Золоте пташеня» її пое­тичного саду. Ми ніби поринаємо у дивовижний світ високих почуттів – незбагненних, світлих, чис­тих, високошляхетних. Її любовна лірика красива своєю викінченістю, довершеністю. Нічого зайвого. І все сказано…
3.Выразительное чтение поэзии
Ученица
«Моя любове!». Фоном звучить мелодія

Моя любове! Я перед тобою.
Бери мене в свої блаженні сни.
Лиш не зроби слухняною рабою,
не ошукай і крил не обітни!
Не допусти, щоб світ зійшовся клином,
і не приспи, для чого я живу.
Даруй мені над шляхом тополиним
важкого сонця древню булаву.
Не дай мені заплутатись в дрібницях,
не розміняй на спотички доріг,
бо кості перевернуться в гробницях
гірких і гордих прадідів моїх.
І в них було кохання, як у мене,
і від любові тьмарився їм світ.
І їх жінки хапали за стремена,
та що поробиш, — тільки до воріт.
А там, а там… Жорстокий клекіт бою
і дзвін мечів до третьої весни…
Моя любове! Я перед тобою.
Бери мене в свої блаженні сни.

1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 3
Ученик-поэт А. Вознесенский
Я А. Вознесенский. Окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, моя жизнь полностью принадлежала литературному творчеству. Главное место в творчестве занимала тема искусства. Тему искусства связываю с темой труда. Только творчество и труд способны спасти человека, вдохновить его. Большое место в моем творчестве занимает тема любви, женской красоты, судьбы, природы.
Ученица
Когда я пытаюсь определить, чем мне близка поэзия Вознесенского, за что я люблю ее, мне неизменно приходит на ум образ молодого ученого, скорее биолога. Он пробует на себе действие различных вакцин. Лирически вбирая в себя противоречия века, он остался верен себе, своей совести. Этим он мне понятен.
Звучит музыка к опере А. Рыбникова «Юнона и Авось»
3. Выразительное чтение поэзии
Ученица
«Не возвращайтесь к былым возлюбленным»

Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
былых возлюбленных на свете нет.
Есть дубликаты — как домик убранный,
где они жили немного лет.


Вас лаем встретит собачка белая,
и расположенные на холме
две рощи — правая, а позже левая —
повторят лай про себя, во мгле.


Два эха в рощах живут раздельные,
как будто в стереоколонках двух,
все, что ты сделала и что я сделаю,
они разносят по свету вслух.


А в доме эхо уронит чашку,
ложное эхо предложит чай,
ложное эхо оставит на ночь,
когда ей надо бы закричать:


«Не возвращайся ко мне, возлюбленный,
былых возлюбленных на свете нет,
две изумительные изюминки,
хоть и расправятся тебе в ответ…»


А завтра вечером, на поезд следуя,
вы в речку выбросите ключи,
и роща правая, и роща левая
вам вашим голосом прокричит:


«Не покидайте своих возлюбленных.
Былых возлюбленных на свете нет…»

Но вы не выслушаете совет.
1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 4
Учень-поет Василь Симоненко
Я – Василь Симоненко. Моє життя порівнюють зі спалахом блискавки. Таке воно було яскраве і коротке, усього 28 років, а творчість увійшла до золотої скарбниці української літератури.
Дитинство моє припало на важкі воєнні й повоєнні роки. Зростав без батька. Тяжко працювала мати, заробляючи на шматок хліба .
Закінчивши середню школу із золотою медаллю, я вступив на факультет журналістики Київського державного університету імені Тараса Шевченка. Тут почав писати вірші, увічнюючи в них близьких людей – друзів, родичів, односельців.
Вірші мої – про простий народ.
3.Выразительное чтение поэзии
Учениця
«Ти знаєш, що ти – людина». Фоном звучить мелодія

Ти знаєш, що ти – людина.
Ти знаєш про це чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої – одні.


Більше тебе не буде.
Завтра на цій землі
Інші ходитимуть люди,
Інші кохатимуть люди –Добрі, ласкаві й злі.


Сьогодні усе для тебе –Озера, гаї, степи.
І жити спішити треба,
Кохати спішити треба –Гляди ж не проспи!


Бо ти на землі – людина,
І хочеш того чи ні –Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої – одні.

Учень
«На світі той наймудріший, хто найбільше любить життя». Поету В. Симоненку свою жагучу любов до життя в повній мірі вдалося втілити у своїй поезії: ніжній, відвертій, щирій…
4.Выразительное чтение поэзии
Учениця
«У маленьких очах відбивається світ…» Фоном звучить мелодія

У маленьких очах відбивається світ —
Гамірливий, гучний і великий —
Буйна радість зелених віт,
Білі хмари і срібні ріки.


В них — червона печаль зірниць
І світанків краса незабутня.
Із маленьких лукавих зіниць
Поглядає на нас майбутнє.


В них відіб’ється простір без меж,
Тиха вулиця й синє поле,
Але клекіт страшних пожеж
Хай у них не тремтить ніколи.

Звучит музыка из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»
1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 5
Ученик-поэт Р. Рождественский
Я Роберт Рождественский. Родился 20 июня 1932 года. В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов. Я рассказывал о великой стране, о грандиозных свершениях, о своих чувствах, о своих мыслях. Считаю себя публичным человеком. Я много ездил по стране, встречался с людьми. «Реквием» – особое произведение для меня.
3.Выразительное чтение поэзии
Ученики читают «Реквием»
Ученик

Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно –
не мертвым!
Это надо –
живым!
Вспомним гордо и прямо
погибших в борьбе…


Есть великое право:
забывать
о себе!
Есть высокое право:
пожелать
и посметь!..


Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?


Пламя ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Ученица

Ой, зачем ты, солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
сын,
не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
прилечу орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…


Белый свет не мил.
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать над могилою

Ученик

Слушайте!
Это мы говорим.
Мертвые.
Мы.
Слушайте!
Это мы говорим.
Оттуда.
Из тьмы.
Слушайте! Распахните глаза.
Слушайте до конца.
Это мы говорим,
мертвые.
Стучимся в ваши сердца…


Не пугайтесь!
Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?
Без нас.


Помните!
Через века, через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда,—
помните!


Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 6
Учень-поет Василь Стус
Я Василь Стус. Мене називають найтрагічнішою постаттю доби шістдесятництва. За власні переконання в необхідності української культурної автономії моя творчість була заборонена. Після участі в акції проти арештів української інтелігенції неодноразово був засуджений, та зберіг невпинний потяг до життя, прагнення до постійного відкриття незвіданого, любов до земного і прагнення висоти в усьому духовному – це вічність, яка не знищується. Щоб утвердитися в цій вічності, треба всякчас гармоніювати із власним «я», за будь-яких обставин бути собою.
3. Выразительное чтение поэзии
Учень
«Як добре те, що смерті не боюсь я…» Фоном звучить мелодія

Як добре те, що смерті не боюсь я
і не питаю, чи тяжкий мій хрест.
Що перед, вами,судді не клонюся
в передчутті недовідомих верств.
Що жив-любив і не набрався скверни,
ненависті, прокльону, каяття.
Народе мій, до тебе я ще верну,
і в смерті обернуся до життя
своїм стражденним і незлим обличчям,
як син, тобі доземно поклонюсь
і чесно гляну в чесні твої вічі,
і в смерті з рідним краєм поріднюсь.

Учениця
Якось Василь Стус написав: «Це щастя: мати таку долю, як у мене… Чуюся добре, бо нікому не зробив зла, бо дбав не тільки про себе. І від того мені світло на душі…» Виявляється, В. Стус – лірик з тонкою душею, його інтимна лірика – витвір довершеного мистецтва, що здатне поринути у найглибші куточки людського серця.
4. Выразительное чтение поэзии
Учень-поет Василь Стус

Не любити тебе — не можна.
Володіти тобою — жаль.
І хвилина діяння кожна
Випромінює нам печаль.
Бути разом… в однім цілунку.
Злить уста і серця свої.
Тільки в хвилі нема порятунку…
Плачуть вночі лишень солов’ї…
Ти в хвилину чуттєвої бурі
Не віддайся мені, дивись,
Бачиш вечора крила похмурі?
То над нами вони зійшлись.
Хай нам кажуть: любити можна
Тільки раз. Того разу й жаль,
І щаслива хвилина кожна
Випромінює нам печаль.
Не ховайся в зволоженім зорі,
Бо розгойдані береги
Поглинаючих фантасмагорій
Будуть завжди нам дорогі.
Ні! Знайти і в чуттєвих бурях
Не перейдену нами грань,
Щоб не відати днів похмурих,
Щоб не знати про гнів прощань.
Не любити тебе — не можна,
та й любитись з тобою — жаль,
бо хвилина кохання кожна
випромінює нам печаль.

1. Защита мини-проекта
2. Демонстрация слайдов презентации
Группа 7
Ученица-поэтесса Белла Ахмадулина
Я Белла Ахмадулина. «Голосом эпохи» называли меня. Моя поэзия отличалась женственностью, тем, что она выработала свой язык невысказанных намеков, самонаблюдений, словно укротила крик, научилась по-ахматовски ценить паузы, прочерки, глубокое дыхание. Моя поэзия обращена к внутреннему миру человека. Она завораживает своей простотой и естественностью, напевностью и мелодичностью. Не смотрите, что я хрупкая. Я умею отстаивать свои убеждения, никогда не пойду на компромисс ради успеха, всегда приду на помощь. Моя подпись – в петициях в защиту Войновича, Параджанова, Сахарова. Дружба для меня – самое ценное чувство.
Ученица
«Недостающая звезда пушкинской плеяды». Любовь для нее –чувство сопереживания, нужности себя в мире, чувствования природы вещей и возможности прикоснуться к их тайнам. Ахмадулина – поэт любви, но любви особенной, любви – признания. В ее лирике много проникновенного, много нежности к тем, кто рядом. Глубина и сила чувств – вот тот бесценный дар, который подарила мне поэт Белла Ахмадулина.
3. Выразительное чтение поэзии
Ученица
«О, мой застенчивый герой»

О, мой застенчивый герой,
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнёра.


К проклятой помощи твоей
Я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
Ты спасся, незаметный глазу.


Но в этом сраме и бреду
Я шла пред публикой жестокой -
Всё на беду, всё на виду,
Всё в этой роли одинокой.


О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
Бесстыжую моих потерь,
Моей улыбки безобидность.


И жадно шли твои стада
Напиться из моей печали.
Одна, одна – среди стыда
Стою с упавшими плечами.


Но опрометчивой толпе
Герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.


Вся наша роль – моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль – моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

V. Закрепление приобретенных знаний
Слово учителя
Актуальна ли поэзия шестидесятников сегодня, отзывается ли она в наших сердцах?
1. Работа в группах
Дается минута, в течение которой каждая группа обобщает все аргументы, после чего представитель каждой группы высказывает свою точку зрения по данному вопросу.
Тезисы выступлений учащихся:
  • «Шестидесятники» утверждали своеобразный культ «простого человека». В их творчестве культивировалась и стилевая свобода.
  • Они помогли читателю и слушателю в осмыслении эпохи.
  • Они пытались сделать как можно больше для обновления, очеловечивания всей общественной жизни.
  • В их стихах поднимались проблемы активного отношения к жизни, ее совершенствование, воспитывалось чувство ответственности перед временем и человеком.
  • В их стихах ощущался романтизм, жажда свежести, новизны, надежды на скорое освобождение от пороков прошлого, поэтому их творчество актуально.
VI. Итог урока
Слово учителя
  • Актуальна ли поэзия во все времена?
  1. Ученица читает наизусть сочинение по тематике, заданной заранее
Тримаю в руках збірку поетів-шістдесятників. Теплом, щирістю віє від кожного вірша. Нетривкий зв’язок між теперішнім і минулим. Мабуть, лише поети вітають його, звертаються до нього, прагнучи утримати, поговорити з ним, висловити свої болі, свої мрії. Найбільше таких контрастних переживань випало на долю легендарних поетів-шістдесятників
Багато гучних і ніжно-тихих слів було написано в цю добу, безліч палких рядків створено митцями «розстріляного відродження».
Поет … Поезія… Яке їхнє значення, призначення?
– «Упасти зерном в рідній стороні». Слова з поезії Василя Стуса, мабуть, є найповнішою відповіддю на це питання. Жити і творити лише заради Батьківщини і людей – ось покликання справжнього митця.
Поети – поводирі народу. Найдорогоцінніший скарб, яким вони володіють – слово. Велика сила слова! Лише слово може возвеличити людину, надати життєвої снаги, показати правду, підняти народ, утвердити дух, вселити нескореність і безсмертя.
Поезія шістдесятників – це безупинна робота думки в намаганні осягнути вічність, вмістити в себе пам’ять і забуття. Своєю поезію вони проникають в суть буття, свідомості, душі. Висока духовність поезії живить думку і серце, нагадуючи нам, що життя – велика відповідальність, це праця мозку і серця, боротьба добра і зла. Поезія нагадує нам, що ми – люди. І саме від нас залежить, яким буде світ, що оточує нас, бо лише людина здатна творити і любити.
Вічність – наша мета. Поезія вселяє її в наші душі, бо «поезія – це завжди неповторність, якийсь безсмертний дотик до душі».
І хочеться жити, творити й любити.
«Хай буде все небачене побачено
Хай буде все пробачене пробачено
Єдине, що від нас іще залежить, – принаймні вік прожити, як належить.
«Все на світі треба пережити, а кожен фініш – це, по суті, старт».
2. Заключительное слово учителя
Твір, який читають, має теперішнє, твір, який перечитують – майбутнє… Перу поетів належать безсмертні твори, які іноді стають своєрідними гімнами. Допомагають оминути стрімкі пороги, додають сил, підтримують чи, буває, показують напрямок. Стежки поезії – найвірніші поводирі в житті.
Поезія – океан барв та відчуттів, що сплітаються у шаленому ритмі та дарують емоції, формують світогляд та вчать любові.
Сьогодні ми з вами довели, що поезія є актуальною у всі часи, незалежно від соціуму чи доби. «Народ шукає в геніях себе», – якось сказала Ліна Костенко. Як хочеться думати, що прийде час і нащадки наші скажуть: «Народ знайшов себе в поетах-шістдесятниках».
3. Заключительное слово учителя

Поэты ходят по земле…
Я думала, они летают,
Живут, как в розовой мечте,
И мелкой суеты не знают…
– Поэты ходят по земле!


Мир обостренней принимают
И, что другие не поймут -
Сквозь душу, сердце пропускают.
В созвучье образ облекут -
Сродни божественному труд!


Себя почувствовав поэтом,
Летаю только лишь во сне,
Но жить хочу, как в той мечте, -
На вдохновенной высоте,
Когда ступаю по земле!

Звучит «Аллилуйя любви»
Слово учителя
Какой же вопрос волнует человечество?
Ученица

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Р. Рождественский

Учитель
«Он дал своему поколению голос, дал жанр, создалась артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая ее частью», – так сказал Лев Анненский о барде Юрии Визборе. Самое большое счастье для поэта – когда его стихи становятся народной песней.
Класс поет под гитару «Милая моя, солнышко лесное». Играет ученик из класса
VII. Домашнее задание
Проанализировать одно из стихотворений поэтов-шестидесятников
VIII. Комментированное оценивание

Литература
  1. Алексеева Л. Поколение оттепели. Издательство: Захаров. 2006.
  2. Василь Симоненко. Вибране: Для серед. та ст. шк. віку/ Упорядкув. текстів, підготов. комент., прим. та навч.-метод. Матеріалів Г. М. Кирпи і Д. С. Чередниченка.- К.: Школа, 2008. – 253с.
  3. Дериглазова Р.Х. Поэзия «новой волны». Новосибирск: НГУ 1991.
  4. Евтушенко Е.А. Антология русской поэзии. Минск: Полифакт. 1995.
  5. Ліна Костенко: Навчальний посібник-хрестоматія. – Кіровоград: Степова Еллада, 1999. – 320с.
  6. Українська інтимна лірика: Твори: [Для старш. шк. віку]: / Упорядкув. текстів, передм., підготов. комент., прим. та навч.-метод. матеріалів К. Г. Борисенко.- К.: Школа, 2009. – 352с.
Презентация: Открыть

1 комментарий :

  1. As stated by Stanford Medical, It is in fact the ONLY reason women in this country live 10 years longer and weigh on average 19 KG lighter than we do.

    (And actually, it has NOTHING to do with genetics or some secret diet and EVERYTHING related to "how" they are eating.)

    BTW, What I said is "HOW", and not "what"...

    CLICK this link to reveal if this little quiz can help you release your real weight loss potential

    ОтветитьУдалить