Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

16 января 2020 г.

НЕСТАНДАРТНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ - ОДИН ИЗ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Баркова Алина Ивановна
Методист методического кабинета при управлении
образования  Администрации города Свердловска и
Свердловского района



НЕСТАНДАРТНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ - ОДИН ИЗ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье обоснована целесообразность использования нестандартных форм проведения уроков для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики. Наработка проиллюстрирована конкретными примерами.
Ключевые слова: нестандартные уроки, познавательная активность, математика, творческие задания.

Постановка проблемы. В настоящее время в нашей Республике происходят существенные изменения в политике образования. Это связано с переходом на Государственный образовательный стандарт основного, общего и  начального образования и с переходом  на позицию личностно-ориентированной педагогики.               
Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей качественного обучения, проявления творческих способностей. Современная школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов. 
Современная школа позволит учителю и ученику выбирать такие технологии обучения, которые отвечают требованиям обучения нового человека – творческого, способного, самостоятельно думающего и решающего различные жизненные задачи. Поэтому задача образования заключается в предоставлении возможностей для новых, нестандартных подходов к осуществлению учебных занятий.
Анализ последних исследований и публикаций. В педагогической и методической литературе ведется речь (а на практике реализуются идеи) о дифференциации [1, 2], индивидуализации обучения [3], развитии познавательных интересов детей [4, 5], поиске новых методов обучения [6], альтернативных формах [7]. Однако, несмотря на использование различных образовательных технологий, проблема улучшения самого урока ставится на первое место, то есть его модернизация, поиск нестандартных форм ее проведения [8].
Цель статьи состоит в обосновании и практической иллюстрации  целесообразности использования нестандартных форм уроков для повышения познавательной деятельности и активности обучающихся на уроках математики.
Изложение основного материала. Математика является одним из самых важных и самых трудных предметов в школе. Современное образование сталкивается с отсутствием интереса обучающихся к приобретению математических знаний, интереса к предмету, нежелание работать самостоятельно. Активизировать познавательную деятельность учащихся, придавая ей характер творческой, исследовательской работы, – основная задача учителя. Педагогическое творчество учителя должно быть направлено на разработку интересных и нестандартных форм обручения, которые позволят привлечь интерес учащихся к изучению математики. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу схему урока. Учитель должен сам его спроектировать, учитывая условия обучения и индивидуальность учащихся.
Нестандартный урок – одно из важных средств обучения, он формирует у учащихся устойчивый интерес к учению, снимает напряжение и помогает формировать навыки учебной деятельности, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся,  максимально позволяет привлечь учащихся к активной познавательной деятельности, помогая самостоятельно приобретать знания и развивая интерес к предмету. Он основан на совместной работе учителя и учащихся, совместном поиске, испытании новых форм работы, влияющих на когнитивную деятельность учащихся в классе и повышающих эффективность обучения. Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм обучения, каждая из которых решает свои образовательные задачи. Но все они имеют общую цель  -  увеличить интерес учащихся  к математике. Среди большого разнообразия нестандартных уроков можно выделить: уроки - викторины, уроки - ролевые или деловые игры, уроки-конференции, уроки-соревнования, уроки – КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-экскурсии, уроки – приключения, уроки – эстафеты (рис. 1).


Рис. 1. Нестандартные типы уроков

Нестандартный урок имеет цель не развлечение, а обучение с интересом. Необязательно весь урок должен быть нетрадиционным, вы можете использовать "интересные дополнения", направленные на улучшение обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и методов проектов.
Для учителя нестандартный урок является, с одной стороны, возможностью лучше познать и понять учащихся, оценить их индивидуальные особенности, с другой стороны, возможностью для самореализации через творческий подход к работе, реализацией собственных целей.
Для учащихся нестандартный урок – это переход в иное психологическое состояние, стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок – это возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, развивать творческие способности и личностные качества учащихся.
Охарактеризуем несколько нестандартных уроков  с  применением разных технологий:
1. Технология проблемных методов – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся становится в позицию субъекта учения, и, как результат, – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Так, например, тема по алгебре в 8 классе «Формула корней квадратного уравнения». Решить методом выделения полного квадрата следующее уравнение:. Ребята приступают к работе и выполняют решение так:            
.
Примеры типа
, где b не является квадратом целого числа, учащиеся ещё не решали. И на этом этапе они обязательно споткнутся. После чего учитель объявляет, что известный ребятам метод выделения полного квадрата универсален, но требует каждый раз громоздких преобразований. Поэтому удобнее, решив квадратное уравнение в общем виде, вывести формулу его корней и в дальнейшем решать квадратные уравнения по этой формуле. Затем учитель объявляет новую тему урока, а ученики психологически готовы её воспринять.
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей (рис. 2).

Рис. 2. Познавательные задачи
2.                   Без переживания радости успеха невозможно по - настоящему рассчитывать на преодоление учебных трудностей. Вот почему надо подбирать такие задачи, которые доступны ученикам, а потом переходить к более сложным. Ситуация успеха создается путем дифференцированной помощи ученикам при выполнении задания одной и той же сложности. Ученикам с низкими учебными возможностями дается задание, которое позволяет им на данном уровне справиться с ним, а потом выполнять его самостоятельно.  Ситуация успеха организуется путем поощрения к ним действий ученика. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. На уроке геометрии в 7 классе можно рассмотреть следующие интересные задачи (рис. 3).

Рис. 3. Интересные задачи

          В традиционные уроки можно вносить элементы любопытства кроссвордами, дидактическими играми, творческими задачами. Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убежденности учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку. Задачи, отражающие связь с практикой, связанные со здоровым образом жизни, позволяют учащимся видеть возможность применить полученные знания в повседневной жизни  при изучении других предметов.
Получение знаний в игровой форме, свобода выбора действий и аргументов, право на ошибки и отсутствие страха получить плохую оценку – самые выгодные условия обучения математике с помощью нестандартных форм, методов, приемов. Урок - суд, урок-выставка – это уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций. Перед обучающимися ставятся проблемно-поисковые и творческие задания. Такие уроки имеют профориентационное значение, позволяют обучающимся развивать нестандартное мышление.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Заключение. В представленном исследовании обоснована целесообразность использования нестандартных форм проведения уроков для повышения познавательной активности учащихся на уроках математики. Наработка проиллюстрирована конкретными примерами. В целом, можно утверждать, что нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде и продуктивно общаться.
Перспективы дальнейших поисков в направлении исследования определяются необходимостью разработки системы конкретных примеров и задач творческой направленности.

ЛИТЕРАТУРА
1.   Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М. :Просвещение, 2002.
2.   Боголюбов В.И. Педагогическая технология / В.И. Боголюбов - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - 245 с.
3.   Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 512 с.
4.   Баксанский, О.Е. Астрономия: Психолого-дидактические технологии обучения в современной школе / О.Е. Баксанский, В.М. Чаругин. - М.: Ленанд, 2018. - 112 c.
5.   Шрагина Л. И. Логика воображения. М.,2001. Современные требования к уроку литературы.
6.   Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников : монография / В. И. Лозовая. - 2-е из., доп. - Харьков: ХГПУ имени Г. С. Сковороды: О. В. С., 2000. – 164 с.
7.   8. Лозовая В. И. Познавательная активность школьников (Спецкурс по дидактики): учеб. пособ. для пед.  / В. И. Лозовая. – Харьков: Основа при ХГУ, 1990. – 89с.


1 комментарий :

  1. Your Affiliate Money Making Machine is waiting -

    And earning money online using it is as simple as 1, 2, 3!

    This is how it all works...

    STEP 1. Choose which affiliate products you want to promote
    STEP 2. Add PUSH button traffic (it takes JUST 2 minutes)
    STEP 3. See how the system explode your list and sell your affiliate products for you!

    So, do you want to start making profits??

    You can test-drive the system for yourself risk free...

    ОтветитьУдалить