Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

18 декабря 2018 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста «Составление описательного рассказа «Осень»


Лапоухова Ирина Георгиевна,

воспитатель высшей категории
ГУ ЛНР «Ясли-сад №121» г. Луганска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшего возраста «Составление описательного рассказа «Осень»

Цель: создание условия для совершенствования умений детей создавать повествовательные рассказы, ориентируясь на план, приобщение к восприятию поэтических и художественных произведений о природе_._

Задачи:

Образовательные
  • учить внимательно и заинтересованно слушать стихи;
  • формировать умение составлять небольшие рассказы.
Развивающие
  • способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
  • продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Воспитательные
  • способствовать формированию чувства прекрасного от созерцания красоты родной природы.
Активизация словаря: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»
Дети: Осень.
Воспитатель: Давайте вспомним осенние месяцы и назовем их.
Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени. Чтобы наш рассказ был содержательным и интересным, мы будем придерживаться плана. Но поскольку мы с вами только учимся рассказыванию, давайте послушаем, как это уже получилось у известных мастеров слова, у поэтов.
Стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей
Все грачи летали,

Да как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.

Лист сухой валится,
Ночью ветер злится

Да стучит в окно.
Воспитатель: Какое время года описал нам словами А.Фет? Как он рассказал о том, что настала осень?
Дети: Улетели птицы (воспитатель зачитывает соответствующие строки), день стал короче, листья облетели, стало холоднее.
Воспитатель: Давайте рассмотрим репродукцию картины Е.Волкова «Октябрь». Какие из названных в стихотворении примет осени мы можем увидеть на репродукции?

Речевая игра «Подзорная труба»
Воспитатель: Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одной осенней примете, изображенной на ней. Каждую примету можно назвать только один раз.
Дети: - На березах нет листьев, они опали.

- Земля укрыта листьями.

- Вдали деревья пожелтели.
- Птиц не видно, наверное, улетели.

-Трава пожелтела, засохла.
-Фигура человека в теплой одежде.

Воспитатель: А теперь давайте к каждой названой вами примете подберем слово, которое отвечает на вопрос: «какой?».
Речевая игра «Скажи: какой?»
(дети по очереди описывают один из объектов)
Дети (примерные ответы):
  • листья желтые, сухие;
  • деревья голые;
  • лес тихий, безмолвный; земля укрыта опавшими листьями;
  • человек одетый, трава пожелтевшая, сухая, вялая.
Воспитатель: Давайте добавим такие слова: день…(холодный, пасмурный, осенний), небо…(низкое, тяжелое, серое), река …(серая, холодная, унылая).
Воспитатель: Вы разобрали нашу картину на отдельные объекты, рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно, объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их. Например, земля и листья; деревья и птицы; небо и река; человек и погода.
Речевая игра «Объедини-ка»
Дети (примерные ответы):
  • Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле.
  • В голых ветках деревьев не видно птиц.
  • Небо и река серые, студеные.
  • В холодные дни люди надели теплую одежду.
Воспитатель: Если дополнить наши предложения еще двумя, у нас получится рассказ. В первом предложении нужно сказать, какое время года наступило. А закончить можно, сказав, какое время года скоро наступит. И вот что у нас получилось.
(дети друг за другом по одному произносят предложения)
Наступила осень. Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле. В голых ветках деревьев не видно птиц. Небо серое и холодное, и река серая, студеная. В холодные дни люди надели теплую одежду. Скоро зима.
Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение А. Пушкин «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золота одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Какие первые слова в этом стихотворении?
Дети: «Унылая пора»
Воспитатель: А настроение от этого стихотворения грустное?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему? Поэту нравиться осень?
(читаются соответствующие строки)
Воспитатель: Посмотрите на репродукцию картины Лилии Черной.

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?- спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей.
Воспитатель: Какое время года и суток изобразил художник? Но как вы догадались, что на картине день?
Дети: В лесу светло, листья «горят».
Воспитатель: А почему вы решили, что день осенний?
Дети: Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают.
Воспитатель: Какой осенний день на картине?
Дети: Теплый, солнечный.
Воспитатель: В теплый солнечный день особенно хорошо в лесу. А как это отображено на картине?
Дети: Яркое небо и яркие кроны деревьев. Цвета на картине радуют глаз.
Воспитатель: Теперь вы понимаете, почему поэт сказал: «Очей очарование!» Обратите внимание, какое буйство красок! (Если есть возможность увидеть подобную картину за окном, желательно обратить на это внимание детей. Либо во время прогулки.)
Воспитатель: Давайте попробуем рассказать о такой замечательной осенней красоте. А я вам помогу: я буду задавать вам вопросы, а вы будете по очереди на них отвечать. Только ответы ваши должны быть полными, договорились? Тогда начнем:
1. За что тебе нравится осень?
Ребенок: Мне очень нравится осень, потому что в природе много красивых красок.
2. Что изменилось осенью в природе?
Ребенок: Листья стали желтыми, красными, и укрыли землю, как ковер.
3. Какое настроение у тебя на прогулке в хорошую погоду?
Ребенок: В хорошую погоду детям на прогулке очень весело.
4. Как можно играть с разноцветными листьями?
Ребенок: Можно играть с разноцветными листьями, собирая их в букеты и икебаны, можно устроить «сугроб» из листьев или «разноцветный дождь».
Воспитатель: Дети, сколько рассказов мы с вами сегодня составили? Они были одинаковыми? А чем они отличались? Вам понравилось? Какой красивый и богатый наш с вами русский язык! Как много интересного можно рассказать с его помощью!

Комментариев нет :

Отправить комментарий