Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

18 декабря 2018 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Дружба крепкая не сломается»


Лапоухова Ирина Георгиевна,

воспитатель высшей категории
ГУ ЛНР «Ясли-сад №121» г. Луганска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей старшего возраста «Дружба крепкая не сломается»

Цель: создание условий для формирования у детей умений правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивать речь как средство общения.
Задачи:
Образовательные
  • обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения;
  • формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию произведения; заканчивать предложения, подбирая точные слова;
  • побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания;
  • формировать навыки оценивания ситуации, выбора и организации поиска основной информации;
  • формировать навыки работы в малой группе.
Развивающие
  • развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи;
  • развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение;
Воспитательные
  • воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Материалы и оборудование: рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы», фрагмент аудиокниги М. Пляцковского «Неразлучные друзья», фрагмент мультипликационного фильма реж. П.Носова «Самый большой друг», книга произведений Л.Н. Толстого «Лев и Собачка», лэпбук «Домик маленьких друзей», бейджи для участников и бейджи друзей, сердечки-сюрпризы, две коробки с заданиями.

Предварительная работа: родители с детьми дома готовят «карточки друзей» (бейджи) с именами детей – друзей участников НОД.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, дети! А как еще можно поприветствовать друг друга?
Дети: Здравствуйте, приятной встречи…
Воспитатель: Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Привет можно сказать только самым близким родным людям, друзьям.
Воспитатель: Дети, а что это за слово такое «друг»? (…). Так называют какого-то особенного человека? (…). Я вижу, что вы приготовили сегодня карточки своих друзей, их у вас много. А как узнать, что друг – настоящий? (…).
Воспитатель: Врача, повара или клоуна можно узнать по одежде. А тот, кого мы называем другом, отличается внешне? (…). Что нам помогает разобраться: это мой друг, а это – не мой друг? (…). Значит, про друга нам говорит поведение человека, его отношение к нам. Давайте же разберемся: кто это – настоящий друг.
Для этого я приглашаю вас заглянуть в один необычный дом на одной сказочной улице в одном волшебном городе. В этом доме дружно живут не девочки и мальчики, а звери и птицы. У них иногда случаются неприятные истории, но я уверена, что именно эти истории помогут вам понять, что такое дружба, и научат быть настоящим другом. Если вы готовы, то давайте отправимся в «Дом маленьких друзей» (лэпбук).

1. Окошко – сказка М. Пляцковского «Урок дружбы»

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена, но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» – подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал аккуратно в пакетик и полетел к своему приятелю Чику.
– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
– Не надо. Зачем?. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашёл – ты и ешь!
– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
– Ты, наверно, прав, – ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
– Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок дружбы!

Воспитатель: Кого из воробышков вы назовете настоящим другом? (…).

– Почему Чик не смог отказаться от подарка – зернышек пшена,- которые принес ему Чирик? (…).
– Какой урок дружбы получил воробей Чик?

Дети: С другом надо делиться
Воспитатель: Вы все знаете много пословиц о дружбе. Вспомните, пожалуйста, одну из них, которая подошла бы к этой ситуации.
Дети: Есть пирожкиесть и дружки, нет пирожков - нет и дружков**.**
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на карточки ваших друзей, и если среди них есть изображения тех, кто нарушают это правило, переверните эту карточку изображением вниз.
Воспитатель: А теперь послушайте другую историю М. Пляцковского. Герои этой сказки – друзья теленок Рогалик и поросенок Кнопка. Если вы будете внимательными и хорошо подумаете, то мы сможем назвать второй закон дружбы, который, кстати, один из друзей нарушил.

2. Окошко – аудиосказка М. Пляцковского «Неразлучные друзья»

Воспитатель: Кто такие «неразлучные друзья»? (…).
– Почему поросенок Кнопка попал в беду ? (…).
– Что должен был сделать Теленок Рогалик, чтобы этого не случилось? (…).
Значит, вы поняли, о каком законе дружбы говориться в этой сказке?
Дети: Сначала подумай о друге
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, пословицу, которая подходит к этой истории:
Дети: Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Воспитатель: Давайте снова обратимся к карточкам ваших друзей, и если среди них есть изображения тех, кто нарушает второй закон дружбы, переверните карточку изображением вниз.

Физкультминутка

Добрый день, мой милый друг! (Рукопожатие)
Посмотри-ка ты вокруг: (Повороты головы вправо, влево)
Здесь есть ты, (Правая рука на плечо соседа)
Здесь есть я - (Левая рука себе на грудь)
Будем вместе (Соединить ладони обеих рук с ладонями соседа)
Жить (Хлопаем в ладоши)
Друзья (Соединяем руки ладонями).
3. Окошко – мультфильм «Самый большой друг», режиссера П. Носова
Воспитатель: Кто называл себя самым большим другом девочки? (…).

– Почему девочка сказала, что Бегемот ей совсем не друг? (…).
– Когда мы говорим о человеке, что он наш « самый большой друг»? (…)
– Какой же третий закон дружбы?

Дети: Друг всегда поможет в беде.
Воспитатель: А какие пословицы вы вспомните на эту историю?
Дети: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Воспитатель: Давайте снова обратимся к карточкам ваших друзей, и если среди них есть изображения тех, кто нарушает третий закон дружбы, переверните карточку изображением вниз.

Словесная игра «Можно ли прожить без друга?»

Воспитатель: Я буду начинать предложения, а вы заканчивать его.
– Мир без друга был бы не интересным, потому что…
– Мир без друга был бы безрадостным, потому что….
– Мир без друга был бы мрачным, потому что…
– Мир без друга был бы скучным, потому что…
Воспитатель: А иногда бывает так, что жизнь без друга теряет всякий смысл.
Не так давно мы с вами читали произведения о верной дружбе. Вам нужно
узнать одно из них по подсказкам, которые лежат в этих коробках. Коробок две. Как нам поступить, чтобы быстрее узнать, что это за произведение?

4. Окошко – сказка Л.Толстого «Лев и Собачка»

(дети делятся на 2 команды, каждая команда получает «КЕЙС»-коробку)
Воспитатель: В каждой коробке находятся по 3 подсказки, разгадав которые вы узнаете только часть названия, а все вместе вы сможете назвать нужный рассказ.
В большой коробке – меньшая, с иллюстрацией саванны; еще меньшая – с изображением зоопарка, в маленькой – игрушка Лев.
Во второй (меньшей по размеру, чем первая) – меньшая с изображением миски для кормления домашней собачки; еще меньшая – с иллюстрацией собачьей конуры с косточкой; в самой маленькой – игрушка Собачка.
Дети называют произведение Л.Толстого «Лев и Собачка».
Воспитатель: Вспомните, как Собачка попала в клетку ко Льву?
– Как, по-вашему, Лев и Собачка были настоящими друзьями?
– Почему Лев разорвал другую собачку?
– Какое правило дружбы показали эти герои?
Воспитатель: Значит, следующее правило…
Дети: Настоящего друга заменить нельзя.
Воспитатель: Как хорошо, что мы познакомились с жителями «Дома маленьких друзей», которые и сами учатся дружить, и нас учат. Давайте вспомним эти законы дружбы:
1. Друзья все делят поровну.
2. Сначала подумай о друге.
3. Друг всегда поможет в беде.
4. Настоящего друга заменить нельзя.
Воспитатель: Очень важно их не забывать, если вы хотите, чтобы у вас были настоящие друзья. Я предлагаю на каждый закон подобрать символическую картинку и развесить их в группе. Если кто-то их забудет, наши рисунки помогут их вспомнить.
А сейчас давайте подведем итоги:
– Что для жизни нужно? Солнце!
– Что для дружбы нужно? Сердце!
– Что для сердца нужно? Счастье!
– Что для счастья нужно? Мир!

Ритуал прощания «Подари тюльпан другу»

Жил – был Тюльпанчик (ладошки изображают открытый бутон).
Наступила осень, подул холодный ветер (дуют холодным воздухом на ладошки).
Тюльпанчику стало холодно, он закрывается, ему грустно (ладошки смыкаются, лицо грустное).
Вдруг выглянуло солнышко, и подул теплый ветерок (дуют теплым воздухом на ладошки).
Тюльпанчик раскрывает лепесточки, радуется солнышку (ладошки открываются, дети нюхают цветочек, личики радостные, хлопают в ладоши)

Комментариев нет :

Отправить комментарий