Здравствуйте, дорогие коллеги!

Рады приветствовать вас на страницах блога для профессионального общения педагогов ЛНР «Педагогический экспресс».
Здесь вы можете найти для себя полезную информацию, интересный материал для размышлений, новых друзей и единомышленников, поделиться своими разработками, обменяться опытом.
Мы рады также и всем, кто не работает в педагогической среде, но проявляет интерес к педагогике и воспитанию будущего поколения.
Будем рады вашим отзывам и предложениям по развитию блога.
Присоединяйтесь! Присылайте ваши материалы на указанный почтовый ящик: nmc-ro2016@yandex.ru

6 февраля 2018 г.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.Ю.Князева

ГБОУ ЛНР «Алчевская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением предметов физико-математического цикла №22»,
город Алчевск
knjajna_lory@bk.ru

Аннотация
Этот материал станет хорошим помощником при подготовке ребенка к школе, в течение обучения ребенка письму.
Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, учителям младших классов, родителям и другим членам семьи.
Ключевые слова
Пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие речи, подготовка к письму.

Пальчиковая гимнастика для развития речи младших школьников


Материал подготовила
Учитель 1 категории
«Старший учитель»
Князева Лариса Юрьевна
Город Алчевск


«Пальчиковая гимнастика» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковой гимнастики» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму.
Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию в тандеме «тело — разум», поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например,
  • массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга;
  • указательного — положительно воздействует на состояние желудка,
  • среднего — на кишечник,
  • безымянного — на печень и почки,
  • мизинца — на сердце.
А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить пальчиковым театром, то это подарит детям много положительных эмоций!
Все фигуры просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся болем подвижными и гибкими, что помогает первоклассникам успешно овладеть навыками письма.
Упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе. Учитель следит за правильной постановкой кисти руки ученика и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Каждое упражнение имеет свое название, проводится несколько минут во время физической паузы на уроке.
«Разминка»
Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки или теннисные мячики.
«Моя семья»
Это мой дедушка,
Это моя бабушка,
Это мой папочка,
Это моя мамочка,
Это — я,
Это вся моя семья!
Поочередно пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, начиная с большого пальца. При последних словах, руки сжать в большой единый кулаки потрясти ним в воздухе, показывая, тем самым, какая дружная семья.
«Наш малыш»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого пальца.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила,
Малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала,
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строки чертить круги по ладошке.
На следующие четыре строки загибать пальцы. Со словами седьмой строки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
«Пальчики здороваются»
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живёшь?»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю.
Всех я вас приветствую.
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Комарик»
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой палец, расслабив. Опустить вниз (это «лапки»).
«Коза рогатая»
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
— Кто кашу не ест,
Молоко не пьёт,
Забодаю, забодаю!..
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!.. «козу» напускать на соседа по парте.
«Зайчик»
Зайка серый скачет ловко.
В лапке у него морковка.
Локтем опереться на парту, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные в кулачок.
«Улиточка»
У улитки-крошки
Подрастают рожки.
Научу её ходить,
По мокрой дорожке.
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «рожками».
«Домик»
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша!
Создать «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится высокий дом.
«Шарик»
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем — большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладошками исходное положение.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок — пион!
Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
«Бабочка»
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
«Птенчики в гнезде»
Улетела птица-мать
Малышам жучков искать.
Ждут малютки-птицы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде.
«Весёлые маляры»
Красят домик маляры
Для любимой детворы.
Если только я смогу,
То им тоже помогу.
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.
«Курочка пьёт воду»
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала.
И пила водицу
Прямо из корытца.
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой «курочки».
«Большой братец»
Покажи уменье другу.
Покружись-ка ты по кругу!
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
«Гусь»
Гусь сердитый зло гогочет:
Может быть, он кушать хочет?
Поставить локоть на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуты вперёд и плотно прижаты друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».
«Черепашка»
— Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней.
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытягивать указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, после безымянным пальцами и мизинцем.
«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
«Слон»
У слона есть хобот-хобот,
Ходит ножками как робот.
Уши длинные до плеч,
Мы должны его беречь!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу (кроме большого) — это ноги «слона». Средний палец согнуть — это хобот. Переступаем попеременно пальцами на месте — «слон» топает.

Использованная литература
  1. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка / Составление, «От редактора» В. Дольникова – М., Аквариум, 1996.
  2. Нашикоми Токуиро Шиацу – японская терапия надавливанием пальцем / Пер. с анг. В.П.Лысенюк – 4изд. стер.- К: Выща шк. Головное изд-во,1989,- 72с. ил.
  3. Эльконин Д. Психическое развитие в детских возрастах / Под редакцией Д. И. Фельдтшейна – М.,Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

Комментариев нет :

Отправить комментарий