Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

2 июня 2016 г.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ: ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. РАБОТА ПО КАРТИНЕ И.ШИШКИНА «ДУБОВАЯ РОЩА»

Харченко Наталья Германовна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
ГОУ ЛНР «Молодогвардейская средняя
общеобразовательная школа № 10»

 УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

ТЕМА: ОТЗЫВ О ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.  РАБОТА ПО КАРТИНЕ И.ШИШКИНА «ДУБОВАЯ РОЩА»

Цель: 
- создать развивающую речевую среду, способную приобщить учащихся к культуре путём восприятия репродукций великого русского художника
И. И. Шишкина; 
- развивать навыки устных и письменных монологических высказываний (отзывов) в соответствии с лексическими и грамматическими нормами.

Задачи урока:
познавательные: познакомить с жизнью и творчеством И.И.Шишкина; подготовить учащихся к написанию отзыва  о картине; обогатить словарный запас учащихся; 
развивающие:  формировать умение высказывать обоснованное суждение о своем отношении к картине;  учить постигать произведение изобразительного искусства чувством и мыслью
воспитательные:  приобщать учащихся к искусству, к миру живописи, воспитывать чувство восхищения живописью.
Тип урока:  урок развития речи
Оборудование:  репродукции картин  И.И.Шишкина, портрет художника, музыка Вивальди
 ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово. Объявление темы и цели урока.
    Сегодня на уроке речь пойдет о пейзаже. Изучая художественные произведения, мы достаточно часто сталкиваемся с литературным пейзажем, говорим о его роли, работаем над образностью речи того или иного писателя.
   Для того чтобы лучше справиться с нашей задачей, интересно рассказать о картине и высказать обоснованное суждение о своем отношении к произведению искусства, давайте обратимся к великому мастеру слова И.С Тургеневу и освежим в памяти отрывок из рассказа «Бежин луг», связанный с описанием июльского жаркого дня.
                   Ученик читает отрывок (сопровождением может быть музыка  Вивальди  «Времена года»)
2. Беседа по прочитанному

  -  Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ?
                  Предполагаемые ответы:
                   ( Пейзаж  создает светлое настроение, на душе чувствуется   
                  спокойствие.  Мажорное сообщение о наступившем новом дне,  
                 радость встречи с  природой. Состояние безмятежного покоя,  
                тишины, исходящей от природы, передается  читателю.

 - Какие же они, краски июльского дня?
                   ( Рассказ начинается с описания зари. «Утренняя заря не пылает пожаром: она  разливается кротким румянцем»)

  - Как вы понимаете слово «кроткий»? (  Работа со словарем С.Ожегова.   Кроткий –   незлобивый, покорный, смирный.)

                ( Здесь не яркое буйство красок и теней, а спокойное утро. Заря
 не пылает, а  разливается. И свет этот сравнивается с кротким румянцем. Создается впечатление нежно разливающегося света. Свет этот розовый, розовато-алый, он мягко освещает все вокруг, окрашивая ровным цветом предметы.)

  - Где еще использован прием противопоставления ?
                  («Солнце не огнистое, не раскаленное…, но светлое и приветно-лучезарное»;  «… краска все смягчены, светлы, но не ярки»

  -  Какие художественные средства использует автор?
                  (Солнце называется светилом, это возвышенный стиль. Описывая его, Тургенев  использует метафоры:  солнце всплывает, погрузится в туман; взлетая,  поднимается.
                 
                 В тексте много сравнений: вечерняя звезда как бережно несомая свечка ; облака подобны островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке;  к вечеру облака как дым;  «край засверкает змейками»; «блеск подобен  блеску кованого серебра».
               
                 И.С. Тургенев использует эпитеты:  тускло-багровое солнце, могучее светило, облака золотисто-серые, края нежно-белые, небосклон легкий,  бледно-лиловый.)

 Подведем итоги.
- О чем говорят все приведенные вами тропы?
                 ( Предполагаемый ответ, направляемый учителем:   Отрывок ярко
                 показывает любовь Тургенева к родной природе. Писатель умеет  увидеть  незаметные для равнодушного глаза подробности  неброской красоты  и  создать незабываемые картины природы)

- Это описание  и поэтично, и точно в деталях рассказывает о народных приметах.  Пейзаж вводит нас в мир крестьянского быта, труда. Это не просто описание природы, здесь автор смотрит на природу глазами крестьянина-земледельца, который  ищет приметы, важные для него. Найдите их.
                  ( «Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…»,
                  «…вихри-круговороты – несомненный признак постоянной
                  погоды»)

3. Пейзаж в живописи.

     Мы сейчас говорили с вами о литературном пейзаже и его роли. На уроках изобразительного искусства вы также сталкиваетесь с понятием «пейзаж». Давайте припомним, какие понятия вам еще известны. Обратимся к группе искусствоведов.
             Ответы учащихся:  Пейзаж – рисунок или картина, изображающая природу.
             Композиция – строение, взаимное расположение частей картины; передний, задний, средний план.   Светотень – распределение различных по яркости  цветов и оттенков; цветовое пятно. В отличие от фотографа художник  выражает в картине свое отношение к изображаемому.

Следовательно, пейзаж – это не механическое воспроизведение окружающей среды, это художественный образ, т.е. эстетически осмысленное, опоэтизированное изображение, пропущенное через личное восприятие художника. Как правило, это сознательно выбранный мотив, а не случайно попавший в поле зрения уголок природы. Поэтому так разнообразны пейзажи по своему содержанию, такие разные чувства они вызывают у зрителя. Запишите в тетрадях, что такое художественный образ в живописи.

 4. Пейзажи И.И. Шишкина. ( На доске портрет художника)

          Несколько слов о самом художнике. Сообщение заранее подготовленного ученика.
          Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году в г. Елабуге на Каме в семье небогатого купца. У отца был широкий круг научных и художественных интересов. С детства Шишкина окружала удивительная природа Предуралья, ее бескрайние леса, таинственная глубина дремучих дебрей. Все это определило дальнейшую судьбу будущего художника.
          Еще в 1848 году, не закончив курса в казанской гимназии, Шишкин приступил к самостоятельным занятиям рисованием и живописью, а в 1852 г. (20 лет) был принят в Московское училище живописи и ваяния.
          Шишкин считал, что «в природе на каждом шагу встречаются картины, к которым нечего прибавить, из которых нечего выбросить».
           В конце 19 века в России зарождается деятельность художников-передвижников. Произведения И.Шишкина становятся украшением выставок, и сам Шишкин является бессменным участником таких выставок до конца жизни.

-  Со многими полотнами И. Шишкина вы знакомились ранее. Припомним наиболее известные.

                                       
  

«Рожь» написана в 1878 году. Знаменитая картина заключает в себе образ простой и одновременно мощной Руси.
      Жаркий летний полдень. Над полем раскинулось бездонное голубое небо. На переднем плане картины мы видим далеко простирающееся поле ржи. Тяжелые золотые колосья склонились под собственной тяжестью. У края полотна начинается бесконечная дорога, теряющаяся в этом море ржи. Среди поля стоят, как стражи, стройные сосны-великаны. Их яркую зелень подчеркивают золотые тона ржи.
        Изображение природы связывается Шишкиным с жизнью и трудом. В ниве золотистых хлебов видится дело рук человека.  Картина «Рожь» воссоздает образ самой России.                                       


      С популярностью полотна «Утро в сосновом лесу» могут поспорить лишь очень немногие произведения классиков русской живописи. Основу этой картины составляет мысль о богатой и разнообразной жизни природы. Замысел был подсказан Шишкину его приятелем художником-передвижником К.Савицким, написавшим в картине медведей. Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана. Медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны. Медведица заботливо их сторожит.
      Солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, рассеивает туманную дымку, открывая сокровенную глубину соснового леса.
     В целом картина оставляет чувство радостного соприкосновения с жизнью природы, одновременно близкой и загадочной для нас.




5. Работа по картине И.Шишкина «Дубовая роща»                           


                
Предметом нашего внимания и детального рассмотрения на уроке будет картина «Дубовая роща», которая находится в Киевском государственном музее русского искусства.

    - Что прежде всего привлекает ваше внимание?  ( Много зелени, дуб на первом плане)
   - Попробуем описать дуб, используя образные слова, сравнения. Какой он?
         (Богатырь, могучий, величественный, кряжистый, выделяющийся среди других,   словно великан на страже леса)

Параллельно с устной работой  делаем записи в тетрадях
План наблюдений
                    Материалы к письменной работе

Дуб
Богатырь..
Ствол, кора

Ветви, листья

Второй план

День, небо

Цвета, тона

Настроение


   - Опишите ствол, кору деревьев, ветви
       ( Ствол крепкий, толстый; видно, что дуб старый; слегка изогнут.
        Солнечные лучи ярко освещают ствол, на нем отражается тень от ветвей  и  листьев. Эти тени как узоры. Ствол светлый, кора кое-где содрана; шершавая  кора, на ней трещины. Ветви раскидистые, изогнутые, переплетаются между собой)

- Какими изображены листья?
      (Их очень много; изображены не совсем отчетливо; там, где падают лучи солнца,   листья светлые, а в тени – темные)

- Как вы думаете, почему художник так тщательно выписал ствол дуба и как будто срезал верхушку?
       ( Хотел показать, какой дуб могучий, сильный. Чувствуется, что он огромный,   прочно стоит на земле)

- Что мы можем сказать о других дубах?
         ( Они разные, есть молодые дубки и среднего возраста. Наверное, можно  встретить и старые, могучие. Дубы стоят стеной. Листья образуют
 шатер над головой)

- Какой день изображен?
          ( летний, солнечный, яркий; много воздуха; пронизывающие лучи солнца; солнечный свет ярко заливает рощу)

- Какие тона, теплые или холодные, преобладают?
            ( теплые, светлые, радостные тона)

- Расскажите о впечатлении от этой картины.
              ( Хочется  побродить по роще, посидеть на траве под  тенистой кроной. Мягкие светлые краски создают хорошее  настроение, вселяют бодрость)

6. Подведение итогов

- На доске слова поэта И.А.Бунина:

              Нет, не пейзаж меня влечет,
              Не краски жадный взор подметит,
              А то, что в этих красках светит:
              Любовь и радость бытия.
  В отличие от литературных произведений, которые передают изменения, происходящие в природе, живопись воспроизводит лишь внешний облик вещей и явлений, их внешнюю оболочку. Но ценность художественного образа состоит в том, что через изображение предметов и явлений перед нами раскрывается их внутренняя сущность, эстетическое содержание.
                                            Не то, что мните вы,  природа:
                                        Не слепок, не бездушный лик –
                                        В ней есть душа, в ней есть свобода,
                                         В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф.Тютчев)
- О чем хотел сказать И.Шишкин своей картиной? Какие чувства стремился передать?
              (  говорит о красоте и богатстве русской природы, о своей любви к лесу, о силе жизни;  природа несет человеку вдохновение, заряд энергии и бодрости, дает радостное ощущение).

7. Домашнее задание:  написать отзыв о картине И.Шишкина «Дубовая роща  с мотивировкой своего отношения  к произведению  искусства


Комментариев нет :

Отправить комментарий