Здравствуйте, дорогие коллеги!

Блог «Педагогический экспресс» прекратил свою работу..
Прием материалов прекращен.
Для размещения авторских материалов приглашаем Вас на образовательный ресурс #ЯПедагог https://rcro.su/obrazovatelnyj-resurs-yapedagog-2
Ждем ваши материалы на почтовый ящик: or.japedagog@gmail.com

2 июня 2016 г.

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Симакова Л.И.

ГБОУ ЛНР "Учебно-воспитательный комплекс
 №8"
г. Стаханов


Управление образования и воспитания
Администрации г. Стаханова
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Учебно-воспитательный комплекс № 8»



Л.И.Симакова




ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ТЕАТРА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Статья









Стаханов
2016


«Если отнять у молодежи
изящные удовольствия,
 как предмет ее восторгов,
 она будет увлекаться и восторгаться
 по другому поводу:
 восторг потребность юного возраста.
 Найдутся хорошие
 поводы для увлечения, –
 юность увлекается;
не найдется хороших,
она увлекается, чем придется». 
А.Н.Островский, русский драматург
«Не позволяй душе лениться»,- хочется, чтобы эти хрестоматийные строки Николая Заболоцкого   стали девизом наших детей, поколения высоких технологий и всяческих гаджетов. Не хочется  произносить банальные истины о том, что живое общение заменили ребенку социальные сети, что все реже и реже книжка в бумажном переплете появляется в руках у наших учеников ,что ребятам легче ответить на вопросы теста, не требующие работы мысли и чувства, чем  ответить на  развернутый вопрос или написать сочинение на свободную тему, не говоря уже о том, чтобы аргументировано доказать свою точку зрения в устном   высказывании.
Увы, жизнь жестко меняет приоритеты - на передний план выходят практицизм и меркантильность. И разговор с нынешними подростками о пресловутой ветке сирени в космосе в их глазах выглядит смешно и жалко. Тинейджер с большим интересом поговорит о новой «стрелялке» или «крутом» смартфоне.
          Как же не дать засохнуть юным душам, не превратить их в эмоциональных зомби, побудить сердца предпочитать не только глянцевый гламур, дешевую уголовную бездарщину, а также  представляющие  плацдарм  для  личностной деградации сериалы и компьютерные игры, остановить агрессию в общении, примитивность в мыслях и отношениях?
Ведь дети наши  внутри такие же ранимые, такие же светлые, такие же умеющие сопереживать, как и во времена  Шекспира, Пушкина, Толстого и Чехова. Надо лишь суметь убедить их сбросить циничную браваду, снять непромокаемый плащ   сарказма. Никто не говорит, что это легкое занятие и дело нескольких дней. Терпение и любовь -  непременные спутники того учителя, который берет на себя миссию  по  освобождению души от лени.
«Искусство-это воздействие человечностью на человека. Против скотства»,-эти слова В.Козинцева как нельзя актуальны сегодня.
И  прикосновение к Прекрасному, будь то  музыка, литература, живопись или театр воздействует, прежде всего, на эмоциональную сферу человека, вовлекает   ребенка, активно или пассивно,  в творческий процесс, что способствует  введению учащихся в определенное эмоциональное состояние человека, занятого творчеством, а именно: испытать вдохновение, озарение, самозабвение, сопереживание,  самовыражение.
«Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому», - утверждает академик Д.С.Лихачев
О волшебной силе искусства известно давно, в 70-х годах  ХХ века был даже снят чудесный фильм с таким названием.   А в  истории художественной культуры известно немало примеров того, как восприятие произведения искусства повлекло за собой совершение поступков, изменяющих образ жизни
Как учитель литературы, я использую на уроках  элементы различных видов искусства. Но это-урок! Каким бы ни ярким и эффективным он ни был, все же предполагает определенные рамки, и не на каждом уроке можно дотронуться к душе каждого ребенка, позволить ему самораскрыться.
Ведь познание жизни через искусство — особый процесс, отличный от логического познания. Постижение искусства — это, прежде всего, «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, это осмысление окружающего мира, окружающей жизни и своей собственной.
«Все жанры искусства хороши ,кроме скучного»,-как не согласиться с этими словами великого  Вольтера! Несомненно, у каждого вида искусства свой инструмент воздействия на Личность. Но, более всего связан с литературой, на мой взгляд,- театр.  Театр как никакой другой из видов искусства обладает наибольшей «емкостью». Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живое, звучащее, непосредственно действенное.
Специфика театра в том, что он «свойства» литературы, живописи и музыки несет через образ живого действующего человека
Какие же критерии были мной учтены, при выборе  форм внеклассной работы по предмету? Почему же предпочтение отдано именно театральному искусству?
Во-первых, искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства вы-
разительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Во-вторых, театрализованная деятельность – один из самых
демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
«Волшебным  миром»   назвал   театр   А.С. Пушкин,  ему        вторит    Б.М Теплов: «Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей».
К сожалению, в нашем небольшом городе нет профессионального театра. Но  в нашем УВК № 8 создано их целых три:  театр кукол «Волшебный сундучок», которым руководит Л.Ю.Гавриленко, театр «Ника» (руководитель Н.Н.Коваленко), «Свичадо» (руководитель Л.И.Вовк).
Я же на протяжении 21 года руковожу театром «Муза».
Какие же задачи и цели ставлю перед собой? Чего стараюсь добиться?
В первую очередь, создание для детей духовного оазиса, такого, чтобы таяло в душе все негативное, что накопилось за учебный день. Чтобы увидеть после репетиции в глазах у ребенка радость  и задор, удовлетворение от того занятия, в которое он был вовлечен.
Я стараюсь так организовать встречу учащихся с пьесой и ролью, чтобы они вызвали у них сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними  драматург и которые приглашает осмыслить.
На мой взгляд, наиболее благоприятной средой для решения проблемы духовного обогащения детей,  является воспитание средствами театрального искусства, которое способно отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных социальных ситуациях.
Работа над ролью, знакомство с произведениями мировой драматургии способствуют  возрождению таких моральных ценностей как сочувствие, бескорыстие, умение оказать поддержку любому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
Участие в  театральной деятельности-своего рода пропаганда  Добра и  Милосердия, а для кого-то из ребят  школа жизни, в которой они находят ответы на многие сложные  нравственные вопросы, видят себя как бы со стороны, анализируют поступки других и свои.
Задачи свои, учитываю именно специфику театрального воспитания, я вижу такими:
   - овладение  первичными навыками сценического мастерства, ораторского искусства (на лучших образцах литературы);
   - утверждение  вечных духовных ценностей,  уважение к старшему поколению, ответственность за младшее поколение;
   -   воспитание  и развитие способности сопереживания, сочувствия, милосердия, толерантности;
   -   воспитание умения понимать людей, а также  выражать собственные чувства, постигая и осваивая  основы театрального искусства.
- создание обстановки для самораскрытия каждого ребенка, утверждение его как самобытной, уникальной личности
За более  чем  двадцатилетний  период   жизни  театра  сменилось  уже 5 поколений, 46  участников имеют удостоверение  «Народный артист УВК № 8» и  25 - «Заслуженный артист УВК № 8».
Поставлено  и сыграно 24 спектакля, самые яркие из которых-«Сто чудес  Евгения Шварца», «Турандот»,  «Уроки и перемены», «Старые сказки о главном» и «Старые сказки о главном-2», «Пеппи собирает друзей», « В гости к А.П.Чехову», « Гринландия зовет…», также 6 капустников-« Тридевятое царство», «О роли и о тебе»,  «Мелодии для двух сердец», «Приглашаем на Парнас» и другие.
На генеральной репетиции, как и в настоящих театрах, разбивается тарелка ,осколки которой  «артисты» бережно хранят, а некоторые даже берут с собой на премьеру
Существует в театре свой гимн и свой герб. Исполнением гимна заканчивается каждое выступление на сцене.  В гимне есть такие слова:
Пусть проходят года -
Не порвется никогда
Нас с театром связавшая нить.
«Музе» мы навсегда,
Сердцем преданы своим,
Вдохновенья луч, не гасни вовек…
И строки эти подкреплены премьерами. Выпускники всех поколений с нетерпением ждут новых спектаклей, являются самыми благодарными зрителями, всегда   знают о театральных планах, с радостью принимают в подарок программки спектаклей. Примечательно, что два народных артиста  театра, Подколзина О.В.  и Дудинов С.Ю. «Муза» вернулись в родную школу  уже учителями и принимают самое активное участие в театральной  жизни .
А девизом кружковцев стали слова  русского актера  М.Щепкина: «Театр-это храм .Священнодействуй или убирайся вон»
В 2004-2006 учебном году был создан профильный театральный класс,  в программу были введены спецкурсы «Основы сценического мастерства» и «Из истории мирового театра».
В четвертом и пятом поколениях играли и играют дети, чьи мамы и папы были народными артистами театра, такая преемственность создает атмосферу   доверительности  и вызывает  восхищение преданностью школьной сцене.
Уникальность театра «Муза» в том, что  в театре играет целый класс, это наше общее Дело. Поэтому каждый ребенок имеет возможность  реализовать себя, избавиться от комплексов. И здесь, и на  репетициях, и на выступлениях нет отличников и троечников, а есть один организм, целостный и  сплоченный.
         И если в одном сезоне у участника была главная роль, то в следующем ему будет доверена  если  не эпизодическая, то  роль второго плана, и амплуа тоже меняются - в одном спектакле - положительный герой,  в другом - негативный персонаж. Труднее всего, конечно, удаются возрастные роли, приходится  делать много наблюдений, выстраивать рисунок роли. Но дети потом признаются, что такую роль играть было очень интересно.
С чего же начинается работа  каждый учебный год? Конечно, с подбора репертуара. Это самый трудоемкий и  ответственный этап. Ведь сложность состоит в том, что не столь уж много пьес, где есть более десятка  значительных ролей. А ведь нужно подобрать достойную роль для каждого ребенка! Вот и приходится создавать свои собственные сценарии на основе уже существующих драматических произведений.
Так, из пяти пьес Евгения Шварца был создан спектакль «Сто чудес Шварца»,для спектакля «Пеппи приглашает друзей» написаны роли для четырех исполнительниц роли Пеппи. Когда составлялся сценарий спектакля «Уроки и перемены», то в основу была взята одноименная книга Л.Матвеевой и фильм «Розыгрыш».
Выпускной спектакль  четвертого поколения «Гринландия зовет» состоял из двух действий. В первом было литературно-музыкальное путешествие по Гринландии.а второе действие как финальная точка путешествия –деревня Каперна, где разворачиваются события повести-фееерии  «Алые паруса».
Первым представлением  четвертого поколения был спектакль «Старые сказки о главном»,   в который вошли отрывки из сказок «Снежная королева», «Зайка-зазнайка», «Приключения Буратино» и «Маленький принц».
Когда же на смену этим ребятам пришло пятое поколение, то для дебюта был избран спектакль «Старые сказки о главном-2»,чтобы сделать такие выступления традицией. В новый сценарий вошли отрывки из сказок « 12 месяцев», «Золушка» и «Звездный мальчик».
В данный момент труппа работает над спектаклем «Светлый мир  детства», состоящих из двух частей - «И снова Том Сойер» и «Играем в радость вместе с Поллианной».
После того, как выбран репертуар, наступает  очередь  работы над пьесой. Начинается она с коллективного распределения ролей и поручений .Ведь  каждый участник не только актер, но еще и оформитель, звукорежиссер, рабочий сцены, театральный дизайнер, костюмер. Хотя костюмерами, в большинстве случаев выступают родители, все понимающие и поддерживающие и бескорыстные. Огромное количество костюмов - от парика Пеппи до фрака Шипучина  - отданы ими для новых поколений. Благодаря  участию  наших замечательных родителей, костюмов накопилось  около пятисот. Для их хранения администрация школы выделила целый учебный кабинет, в котором буден создан  со временем музей театра.
Но вот все обязанности распределены, эскизы декораций и костюмов утверждены.
И наступает время репетиций! Самое мое любимое, хоть и сложное время…Время идей и озарений, поиска и открытий. А также время, позволяющее по-иному взглянуть на ребят, ведь на репетициях они совсем другие, здесь все равны и все значимы. Репетиция - это время открытых душ  и незримой, но с каждым днем все более прочной  нити, что связывает учителя  с его воспитанниками.
А потом приходит время записи  фонограммы и утверждения макета программки. Сколько споров, и даже обид! Но все они от желания  сделать спектакль и все с ним связанное как можно совершеннее.
День премьеры. Он радостный и грустный одновременно. Радостный оттого, что можно увидеть, как из отдельных  сцен, связок, кусочков рождается Праздник.
Грустный, что все репетиции, обсуждения идей - позади. Да, будет новый спектакль и новые идеи. Но с каждой премьерой в вечность уходит что-то непостижимое и дорогое.
Потом приходит время рассматривания фотографий и воспоминаний. И ты  видишь, как стали ближе и дороже друг другу ребята, как  появилась уверенная интонация в разговоре у бывших робкими детей, как светятся их глаза при  соприкосновении  с картиной, скульптурой, музыкальным произведением!
Нет, конечно, они не перестали сидеть в социальных сетях, не перестали играть  в «танчики» и «стратегию». Они все так же смотрят  сериалы о  вампирах и суперменах… Но… Дети знают, что есть Вечное и преходящее. Они плачут, читая об истории станционного смотрителя и доброго Юшки. Они молча и серьезно рассматривают картины  Рембрандта, Рафаэля, Перова, Васнецова и Шишкина. Они не хихикают, видя  античные скульптуры. Слушают, закрыв глаза Шопена, Дебюсси  и Баха и знают, что Бетховен-это не фильм о сенбернаре, а великий композитор. Они не будут читать в кратком изложении Достоевского и Толстого.  А стихи Блока и  Ахматовой выучат не для оценки, а для души. И фраза одиннадцатиклассника о том, как он мог жить, не читая Ремарка, дороже всех диктантов написанных без ошибок и помарок.
Конечно, мало кто из выпускников  станет профессиональным актером, профориентационная цель мною не ставилась, ведь трудно дать профессиональные актерские навыки, не имея специального образования. И, как утверждает восточная мудрость: «Суди о прожитом дне  не по собранному урожаю, а по семенам, что ты посеял». Хочется верить, что семена Добра, Отзывчивости, Чуткости, Творчества упали не на бетон и не камень, что они взойдут, пробьются сквозь толщу    черствости, зависти, жестокости  и расчетливости.
         Я уверена, что дети, в жизнь которых вошел театр,  не будут с пустыми душами, механическими исполнителями чьей-то воли. Они будут мыслящими Личностями, уверенными в себе, умеющими убедить. Они не пройдут мимо чужого горя, мимо несправедливости.
И еще:  они станут хорошими зрителями. Ведь театр вечен. И хотя несколько столетий театру  пророчили забвение и гибель, что вытеснят его кинематограф и телевидение, театр живет. И успех актера зависит, в первую очередь, от  умного зрителя. Зрителя, который не будет хрустеть шоколадкой или попкорном во время монолога Катерины или  урока Митрофанушки, разговаривать по телефону, когда  Принцесса целует Медведя, гадко ухмыляться  при объявлении о продаже вишневого сада.
Это зависит в большей мере  от  учителей, в первую очередь нас, учителей словесности.
         Конечно, мы не волшебники, и не всегда наши старания и чаяния заканчиваются ожидаемым результатом. Но мы  можем, да просто обязаны быть   неравнодушными, не зря А.П.Чехов назвал равнодушие «параличом души». Так вот, я считаю, что театр - одно из самых добрых и действенных средств, которые помогут этого паралича избежать.
В гимне «Музы» есть и такие слова:
Мир сказки и мечты
Нам подарил театр,
Мир Света, Солнца, Радуги, Тепла.
Мир масок, грез, любви,
Мир, полный доброты…
Тебя он не покинет никогда.
Мы в силах подарить детям волшебный, яркий, добрый мир. Сделать жизнь ребят интереснее, дать поверить в то, что они сами могут создавать чудеса и делать жизнь других лучше и интереснее. Ведь никогда не устареют слова Н.В.Гоголя о том, что театр - это кафедра, с которой можно сказать миру много добра.
Так давайте же, несмотря на сложности, порой непонимание  и безразличие, не уставать нести добро и создавать нашим детям в школе  особый мир, волшебный  и лучистый, с помощью Вечного и Прекрасного! А иначе, зачем тогда нужна школа?


.

Комментариев нет :

Отправить комментарий