М. Б. Серганиди
ГОУ ЛНР «АГ имени
Героя Советского Союза
Петра Николаевича
Липовенко»
Тема: Покуда сердца стучатся – помните.
Класс: 4
Цели:
Учебная: познакомить учащихся с произведениями музыкального, изобразительного, литературного искусства,
отражающими события Великой Отечественной войны и творчеством их создателей
Развивающая: способствовать развитию музыкального мышления,
умения анализировать, сравнивать. Способствовать совершенствованию вокальных хоровых
навыков, развитию коммуникативных и творческих способностей учащихся;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, отечественному музыкальному
искусству, способствовать формированию
чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Тип урока: Урок изучения нового материала –
искусствоведческая экскурсия.
Планируемые результаты и УУД:
Понятийные
- «реквием», «гравюра»
Коммуникативные – умение сотрудничать, характеризовать своё
видение проблемы, толерантность
Регулятивные
– умение е отбирать и фиксировать
выбранный материал, отмечая степень важности материала
Личностные
– приобретение гуманистического мировоззрения, отражение в сознании
необходимости бережного и ответственного отношения к памяти Великой Победы
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано, мультимедийная презентация, музыкальные и
видео файлы.
Творческая группа учащихся: молодой солдат, медсестра,
актриса, юный художник.
Установочно – мотивационный этап
1.мотивация: Немало музыки есть на планете,
Что звездного света
полна,
Но памятней нету, чем
та, что на свете
В страшные дни рождена.
Звучит фрагмент песни
«Вечный
огонь» Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича из х/ф кинофильма «Офицеры».
2.Самостоятельная
формулировка цели и задач урока
Какую ТЕМУ урока подсказала нам
музыка?
Что нам поможет раскрыть эту
тему? (определение задач урока)
Формулировка
темы:
Сегодня
наш урок музыки мы посвящаем предстоящей
75-й годовщине Великой Победы над фашизмом. С судьбами людей тесно
переплетались судьбы музыкальных произведений, на уроке мы поговорим об истории
создания некоторых из них.
Формулировка
задач:
· Внимательно слушать музыкальные
произведения и их историю их написания, запоминать интересные сведения.
· Разучить песню о военных событиях.
Содержательно-поисковый этап
1.Музы
не могли молчать
Учитель: Многие считают: «Какие могут быть
песни, когда кругом война, горе, голод, смерть?! Не до песен совсем!»
Молодой солдат: А было все как
раз наоборот. Кто сказал, что нет места песне на войне?! После боя сердце
просит музыки вдвойне! Песни нужны были всем: солдаты шли с песней в бой и
отдыхали на привале в перерывах между сражениями. А тем, кто ждал солдат домой,
песни вселяли надежду на то, что их близкие и родные вернутся с фронта живыми и
невредимыми.
Учитель: В первые четыре дня войны было создано более ста песен. А
за всю войну возникло столько песен, сколько могло быть создано в течение десятилетия мирной жизни. Песня была
для бойцов источником воодушевления,
стойкости, мужества и веры в победу.
Какие песни известны Вам, ребята?
Молодая медсестра: А мне очень нравится песня «На солнечной
поляночке»
Стихотворение поэта Алексея Фатьянова «На солнечной
поляночке» было напечатано в областной армейской газете «За Родину». Не
разделяя восторгов композитора, советская цензура произведение «забраковала».
На фоне тяжелейшего положения на фронтах, непрестанных кровопролитных боев,
стихотворение Фатьянова сочли чересчур лиричным и легкомысленным. А после были
Сталинград и Курск. В 1943 году композитор Соловьев-Седой приступает к
написанию музыки песни «На солнечной поляночке». Первоначально музыка
«Тальяночки», так называли песню в период Войны, звучала как лирический вальс,
однако сам композитор таким решением оказался не доволен: «Было в ней что-то, с
чем я не вполне был согласен, — рассказывал он. — Мелодия казалась мне
расслабленной, нечеткой и самое главное — не сливалась в единый образ с
текстом. И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию. На этот раз
получилась та песня, которую мы все знаем и любим.
Звучит
песня «На солнечной поляночке»
Учитель: За что слушатели полюбили эту песню?
Какими музыкальными средствами
выразительности воспользовался автор песни?
Интеграция с изобразительным искусством
Взгляните на картину «Липа
вековая» Фёдора Севостьянова. Почему она появилась перед вашими глазами?
Юный художник:
Федор Савостьянов, родившийся в 1924 году в большой
крестьянской семье, рано узнал, что такое голод, затем — ужасы войны, на
которую ушел добровольцем – в 17 лет. После демобилизации Савостьянов закончил
сначала Одесское художественное училище, затем институт живописи, скульптуры и
архитектуры имени И.Е. Репина. Он много пишет, но темы войны сначала не
касается: слишком живо, слишком больно она звучала в душе художника. И должно
было пройти какое-то время, чтобы он приступил к ее осмыслению. Мечты и
воспоминания израненной солдатской души звучат в картине «Липа вековая», через
образ играющего на гармони солдата, сидящего под мощным деревом с изуродованным
стволом.
Почему художник изобразил
«раненое» дерево?
Каким представлен музыкант?
Опишите его душевное состояние.
О чём думают слушатели – пожилая
женщина и молодая девушка?
Кто отдыхает на берегу реки? Что
будет в жизни этих людей дальше?
Река убегает вдаль? С чем
художник сравнил реку?
Сравните настроение
песни «На солнечной поляночке» и картины «Липа вековая»
Молодая медсестра: Интересно отметить,
что в некоторых фронтовых газетах появилась рубрика «На солнечной поляночке».
Под этой рубрикой помещались заметки о том, как бойцы проводят краткие часы отдыха,
о письмах, полученных от любимых, и другие сообщения.
2.Артисты
фронту
Актриса:
Не победить страну, где
мирных нет.
Где каждый бьёт врага трудом
или снарядом.
Где музыкант, артист,
художник и поэт
С поэмой и стихом идут с
бойцами рядом.
Просмотр видео сюжета «Выступление на фронте»
Почему труд артистов на фронте
был очень важен? Чем он был сложен?
Какой бы вы могли подарить
номер солдатам?
3. Покуда сердца стучатся –
помните
Как вы понимаете слова
Еврипида: «Доблесть не умирает с героем, а переживает его»?
Тема войны не оставляла
равнодушными поэтов, музыкантов, композиторов и художников и после войны.
Звучит аудиозапись
стихотворения «Помните» Р. Рождественского
Великое русское слово, великое и чистое! Заставит вздрогнуть, задуматься,
воспрянуть духом.
Стихотворение Роберта Рождественского не оставило
равнодушным композитора Дмитрия Кабалевского, подвигнув написать «Реквием»
и посвятить его погибшим героям.
Словарная работа: Реквием – это……..
Прослушайте это произведение. Какими чувствами оно
наполнено? К чему призывает автор? Каков общий характер?
Звучит «Реквием» Д. Б.
Кабалевского
Кабалевский проклинает войну, призывает к борьбе за мир и
светлое будущее людей.
Характер торжественный и скорбный. Первая часть
лирическая, вторая – призывная, третья – диалог, рассуждающий о необходимости
славить и помнить героические страницы истории, в финале многократно
повторяются слова «Вечная слава».
Какие музыкальные инструменты
выбрал автор? Попробуйте объяснить его выбор.
Интеграция с изобразительным искусством
Юный художник: Литовский педагог художник Стасис Красаускас создавал в различных
техниках станковые
гравюры и иллюстрации к литературным произведениям. Автор циклов иллюстраций к
поэмам, он создал к поэме Роберта Рождественского «Реквием» цикл гравюр
«Вечно живые», посвященный памяти погибших в Великой Отечественной войне
Знакомство с гравюрами
Чем удивили вас эти работы? Какую
роль играет цветовое решение?
Огромное количество
мельчайших деталей помогает глубоко проникнуться сюжетом, погрузиться в замысел
художника.
Адаптивно преобразующий этап.
Вокально-хоровая работа.
1.Артикуляционные
упражнения. Распевание.
2.Разучивание
песни «На всю оставшуюся жизнь» музыка Вениамина
Баснера, слова Б. Вахнюк и П.Фоменко из одноимённого художественного фильма,
выпущенного к 30-летней годовщине Победы.
- исполнение песни учителем;
- беседа по содержанию текста и музыкального материала (определение жанра,
темпа, лада, характера интонации);
-ритмо-интонационная работа;
- работа над дыханием и фразировкой;
- исполнение различными способами: сольное, ансамблевое, хоровое.
Итог урока: Пусть останется в ваших сердцах память
о нашем уроке. Пока жива человеческая память, жив и сам человек. Что
запомнилось и понравилось? Вербальное оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: Выучить текст
песни, тренироваться в исполнении.
Для
любознательных: посмотреть х/ф «На всю оставшуюся жизнь»
Look at the way my pal Wesley Virgin's tale launches with this SHOCKING and controversial video.
ОтветитьУдалитьYou see, Wesley was in the army-and shortly after leaving-he discovered hidden, "MIND CONTROL" secrets that the government and others used to get everything they want.
THESE are the EXACT same SECRETS lots of celebrities (notably those who "became famous out of nowhere") and top business people used to become rich and successful.
You've heard that you use only 10% of your brain.
Mostly, that's because the majority of your brain's power is UNCONSCIOUS.
Perhaps that conversation has even taken place IN YOUR very own head... as it did in my good friend Wesley Virgin's head about seven years back, while driving an unlicensed, beat-up garbage bucket of a car without a driver's license and $3 in his pocket.
"I'm so fed up with living check to check! When will I finally succeed?"
You've been a part of those those types of questions, isn't it right?
Your success story is going to start. Go and take a leap of faith in YOURSELF.
Learn How To Become A MILLIONAIRE Fast