Благословяк Светлана Васильевна,
учитель физики
ГОУ ЛНР «Ореховская средняя школа Лутугинского района»
Урок по физике в 7 классе
Тема: Давление. Способы увеличения и уменьшения давления
Цели:
образовательная: сформировать общие представления о давлении, силе давления, формировать практические навыки вычисления давления;
развивающая: развивать логическое мышление, умения обосновывать свои высказывания, развитие навыков работы в паре;
воспитательная: воспитывать необходимость углубления своих знаний, содействовать воспитанию коммуникативной культуры, самостоятельность, внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Слайд – 1
I. Организационный момент
Добрый день! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Мы с вами на уроке познакомимся с новой физической величиной. А работать мы будем под таким девизом:
Учиться необходимо не пассивно,
А всем вместе интерактивно!
А всем вместе интерактивно!
Мы знания по физике получаем,
И в жизни их активно применяем!
И в жизни их активно применяем!
II. Актуализация опорных знаний
Учитель (Организует проверочную работу). Сейчас давайте проверим, как вы усвоили предыдущий материал. Для этого вам необходимо вспомнить пройденные темы.
Игра «Где вторая половина физического термина?» слайд
(На слайде показана таблица «Слова – половинки», ученики должны найти вторую половину термина. По очереди дают характеристику слов, которые они образовали)
ИНЕР | НИЕ |
НЕВЕСОМ | ЖЕНИЕ |
ТРЕ | ОСТЬ |
ИЗМЕР | ОН |
СКОЛЬ | ССА |
ДИНАМО | ЦИЯ |
УПРУГ | ЕНИЕ |
ЗАК | МЕТР |
МА | ОСТЬ |
Вывод: Ребята, а теперь скажите, с какими темами связаны данные понятия?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Учитель. Как вы думаете, что создает большее давление: жало пчелы во время укуса человека или шасси самолета на поверхность дороги. Вы, конечно же, скажете, что самолет. А на самом деле нет. Оказывается, что пчела создает давление в 500 раз больше, чем шасси. От чего же зависит давление? От каких физических величин оно зависит? И в каких единицах измеряется? Ответ, на эти и многие другие вопросы, вы получите на сегодняшнем уроке.
Слайд – 5
IV. Сообщение темы, задач урока
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Давление. Сила давления. Единицы измерения» (Учащиеся записывают тему в тетради) Слайд – 6
Зная тему нашего урока, чтобы вы хотели узнать и чему научиться? Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня вы все усвоили эту тему и могли применить ее не только в физике, но и в жизни. Мы с вами должны выяснить, что же такое давление, от каких величин оно зависит. Изучим единицы измерения давления и научимся применять формулы при решении задач.
V. Изучение нового материала- Работа с рисунком Слайд – 7
Учитель: А теперь будьте очень внимательны. Рассмотрите внимательно рисунок. Что вы видите? (Ответы детей). По мягкому снегу девочке идти трудно, ведь она проваливается при каждом шаге. Но, одев лыжи, можно идти по снегу, почти не проваливаясь в него.
Как вы думаете почему? Ведь вес девочек не изменился? (Ответы учащихся).
Учитель: Действительно, на лыжах или без них девочка действует на снег с той же силой, которая равна ее весу. Но действие этой силы в двух случаях не одинакова. Почему? (Учитель даёт возможность подумать и предлагает провести эксперимент). Давайте запишем, что же такое сила давления.
Слайд 8
- Постановка эксперимента
К доске выходит ученик. Он прикалывает кнопками газету к доске (деревянной ширме), причем действует на каждую кнопку с одинаковой силой.
Ученик делает вывод, что кнопка, которая имеет острее конец, легче входит в дерево.
Учитель: Давайте же сделаем вывод.
Вывод учеников: значит, результат действия силы, зависит не только от ее величины, но и от площади опоры, на которую она действует перпендикулярно (F/S).
Учитель. Что же такое давление? Слайд 9.
Давление – это физическая величина, которая показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности. (Работа с учебником стр. 82).
(Учитель говорит определение, ученики его записывают в тетрадь).
Эту величину принято обозначать буквой р. Исходя из этого, мы можем составить формулу давления.
Учитель. (Записывает формулу.)
Слайд – 10
Учитель. (Работа с учебником). Откройте учебник на с.82, мы можем здесь увидеть формулу давления и единицы измерения давления.
Эта единица имеет специальное название в честь Блеза Паскаля (слайд 11) ее обозначают сокращенно «Па». Запишите 1 Па = 1 Н/м2. (Сообщение о Паскале).
Учитель: (после истории о Паскале). На практике еще используют кратные единицы давления: гектопаскаль (гПа), килопаскаль (КПа). Обратите внимание на доску (ширму). (На доске или ширме представлена схема «Единицы давления»).
Вопрос учителя: А как же мы определим силу давления, зная давление и площадь? (Ученики отвечают) Слайд 12.
А как определить площадь, которая действует на опору, зная силу и давление? Слайд 13
- Уменьшение и увеличение давления
Учитель. Из определения давления следует, что изменить давление можно двумя способами: изменив силу давления или площадь, на которую действует эта сила.
В технике, строительстве и в транспортном хозяйстве, очень часто используют разные способы, чтобы уменьшить, или увеличить давление.
Слайд 14,15
Определите, по картинкам, какие предметы для увеличения, а какие для уменьшения давления. (І группа учеников – ищет предметы для увеличения давления, ІІ группа– для уменьшения давления).
Слайд 16.
Ученики определяют по картинкам в течение 2-3 минут.
І группа – называет объекты, после чего учитель и учащиеся проверяют свои ответы. Слайд 17. (Ученики делают вывод).
ІІ группа – называет объекты, после чего учитель и учащиеся проверяют свои ответы. Слайд 18.
Учитель: Например, (слайд 19), фундамент дома, делают шире, по сравнению с самим домом, потому что, он создает большое давление.
- Физкультминутка (3 минуты) Слайд 20
Учитель:
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)
Работа для глаз с игрушечным лазером.
Учитель: Замечательно. Сейчас мы отдохнули. И можем продолжать наш урок.
VI. Закрепление изученного материала- Интерактивная игра «Аквариум».
Учитель: Вы условно разделились на две команды:
- Юные паскалевцы
- Юные ньютоновцы.
Каждая группа, получает задачу для общего обсуждения.
Задача 1-й команде:
Турист нес рюкзак, имеющий узкие ремни. После того как ему пришлось забрать часть вещей товарища, он подложил под ремни широкие кожаные прокладки, чтобы они не врезались в плечи.
Задача 2-й команде:
Тяжелый танк, идущий по асфальтовой дороге, не разрушает ее, но раздавливает кирпич, попавший под его гусеницу.
(Ответы учеников).
- Решение задач (письменно). Слайд 21-23
- Тест «Дай совет»
VII. Рефлексия
Прием «Метод- пресс»
Что мы узнали на уроке?
Ученик: Я узнал что:
- Сила давления – это сила, действующая перпендикулярно поверхности тела.
- Давление – это ФВ, описывающая действие одного тела на другое и равная отношению F, действующей перпендикулярно поверхности, к S поверхности соприкасающихся тел.
- Единица давления в СИ – 1 Па.
- От чего зависит давление;
- Как осуществлять перевод единиц давления из одной кратной единицы в другую.
Мы научились:
- Применять формулы при решении задач;
- Применять знания о давлении в жизни.
Какие трудности у вас вызвало изучение нового материала?
А где мы можем применить полученные знания?
VIII. Домашнее задание
- 27-28, № 179, № 181, № 184.
Комментариев нет :
Отправить комментарий