Поручикова Татьяна Викторовна,
учитель I категории
ГУ ЛНР "Луганское общеобразовательное
учреждение –специализированная
школа №1 имени профессора Л. М. Лоповка"
Урок. Литературное чтение (обучение грамоте) в 1-А классе
Тема: Согласные звуки [р], [р'] и обозначение их буквой Рр.Цели: познакомить со звуками [р], [р'] и буквой Рр; сформировать умения выделять данные звуки из речи, давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв, слогов, предложений, читать слоги, слова, предложения; развивать речь, память, мышление; воспитывать познавательный интерес к творчеству А.С. Пушкина.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков.
Оборудование: карточки с изученными буквами, карточки с изображением животных, звуковые схемы, анаграммы, лента слогов, книга "Сказки А.С. Пушкина", портрет А.С. Пушкина, демонстрационная буква Р, тетради-помощники, раздаточный материал (рыбки), цветные карандаши, ТСО.
Структура и содержание урока:
I. Мобилизующая часть урока.
- Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Речевые упражнения (повышение, понижение силы голоса).
Мы спросили дружно хором: - Ты все шуршишь, шуршишь.
- Дома ль бабушка Яга? Мышонок шепчет мыши:
Бор ответил нам: - Ага... - Шуршать я буду тише.
- Игра "Угадай, кто, где живет".
Итог:
- Что вспомнили, играя в эту игру? (Изученные буквы).
II. Формирование новых знаний. умений. навыков.
- Мотивация учебной деятельности.
- Из какой сказки этот отрывок? (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин).
Показ портрета А.С. Пушкина и книги "Сказки А.С. Пушкина".
- К нам на урок приплыла Золотая рыбка, чтобы посмотреть, чему научились ученики 1-го класса. Для этого рыбка предлагает нам выполнить разные задания. Но сначала немного отдохнем и наберемся сил.
- Физминутка.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
На крючок не попадутся.
- Сообщение темы и задач урока.
На крылечке сидит кот
И облизывает... (рот).
- С какого звука начинается отгадка? (Со звука [р]).
- Это согласный или гласный звук? (Согласный).
- Это твердый или мягкий согласный звук? (Твердый).
Вслед за двойкой, посмотри -
Разместилась цифра... (три).
- Какой звук услышали в середине слова? (Звук [р']).
- Это твердый или мягкий согласный звук? (Мягкий).
Вывод:
- Ребята, вы догадались, какие звуки будем изучать на уроке? (Звуки [р], [р'])
- Эти звуки на письме обозначаются буквой Рр. (Показ буквы Р).
- На что похожа буква Р? (Парус на мачте, перевернутый Ь и т.п.).
- Напечатайте в тетрадях-помощниках три раза букву Р.
- Работа со звуковыми схемами.
СХЕМЫ
- Начертите эти схемы в тетрадях и напечатайте рядом слова.
- Обменяйтесь тетрадями. Если ваш сосед по парте сделал все правильно, то нарисуйте на полях веселый смайлик.
- Отложите тетради в сторону.
- Игра "Тим-Том".
Рак. река, двор. дверь. крем, арбуз. (Показывают).
- Чтение слогов-слияний.
- Назовите слог, в котором слышим мягкий согласный звук [р']. (Ри).
- Чистоговорка.
На дворе у нас гора, Покатаемся с горы,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру, Ри-ри-ри. ри-ри-ри
Собирайте детвору, От зари и до зари.
- Физминутка. (Музыка)
- И конечно веселиться.
- Детвора. быстрей вставай,
- Пляску дружно начинай,
- Работа с текстом и развитие речи учащихся.
- Откройте азбуку на странице 65.
- Посмотрите на рисунок внизу страницы.
- Как вы думаете, о ком будем читать текст? (О девочке, которая уколола палец).
- Что такое кактус? (Растение с колючками).
а) Чтение текста учителем. Беседа.
- Как зовут девочку? Что она сделала? Что с ней случилось?
б) Чтение трудных слов на доске.
Кактус, растут, тронула, уколола, ранка.
в) Чтение текста сильными учащимися.
г) Чтение в наушниках.
д) Чтение по рядам (1 ряд - 1 предложение, 2 ряд - 2 предложение, 3 ряд - 3 предложение, вместе - 4 предложение).
- Если бы вы оказались рядом с Ирой, как смогли бы помочь девочке?
- Работа с анаграммами.
ГИРТ - ТИГР, РКОТ - КРОТ, МЖОР - МОРЖ, СОНЛ - СЛОН.
- Какое слово лишнее и почему? (Слон, т.к. в его записи нет буквы Р).
- Викторина по сказкам А.С. Пушкина
- Молодцы!
III. Рефлексия.
Беседа.
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Какой буквой они обозначаются?
- Что еще полезного сделали на уроке?
- Как вы думаете, Золотой рыбке понравился наш урок?
- На память об этом уроке волшебная рыбка оставляет вам своих сестренок, которые вырастут и будут исполнять ваши желания.
Комментариев нет :
Отправить комментарий